Чтобы не отвечать в сотый раз на одни и те же вопросы, президент фонда «Предание» Владимир Берхин решил написать короткий обзор площадок, куда может обратиться НКО, готовая собирать на себя средства

 

Ежедневно ко мне приходят люди с хорошими идеями, но без денег. Зачастую это даже не восторженные начинающие волонтеры, а люди, вполне уже поднаторевшие в деле служения ближнему, обладающие опытом успешной работы, и даже имеющие в своем распоряжении некоммерческую организацию. Как правило, они приходят ко мне с вопросом о том, где и как найти средства на свое хорошее дело – иногда новое, иногда старое. Лучше ли обратиться на краудфандиновую площадку, добиваться регистрации на «Добро.Мейл.Ру» или собирать средства на личный Яндекс-кошелек директора организации.

И чтобы не отвечать в сотый раз на одни и те же вопросы, я решил написать короткий обзор, сравнить между собой основные площадки, куда может обратиться НКО, которая готова собирать себе средства именно как организация, а не как физическое лицо.

Хотя сразу оговорюсь: в подавляющем большинстве случаев, если вы планируете работать долго (а регистрация организации – заявка на долгосрочную работу), то лучше развивать и обустраивать собственный сайт, а не отправлять людей на какой-то чужой сервис, откуда они могут к вам уже и не вернуться. Обращаясь к сторонним площадкам, вы действуете как фермер, который сдает товар на реализацию в большой супермаркет: ради того, чтобы его товар купили, он будет вынужден призывать людей приехать не к себе на ферму, а куда-то еще, где лежат товары от многих фермеров. И где гарантии, что чужая сметана не окажется жирнее?

Поэтому, если подходить к делу с умом, все эти площадки представляют собой либо временное решение, либо дополнительную площадку, способ найти какую-то аудиторию, которая сама до вашего сайта почему-то не доходит.

Сейчас рынок сборочных интернет-площадок и сервисов для НКО, в общем, невелик. Это две главные краудфандинговые платформы – Boomstarter.ru и Планета.Ру, старейшее и заслуженнейшее Blago.ru, инфраструктурный проект Нужнапомощь.ру, благотворительный сервис Добро.Мейл.Ру и недавно открывшийся (кстати, не до конца еще пока открывшийся) инструментарий Яндекса «Вместе для добрых дел».

Blago.ru

Этот сервис работает уже седьмой, кажется, год, и, в общем, никогда не менялся принципиально, хотя и обрастал новыми возможностями. В этом его преимущество и в этом же его минусы. Это солидный, уважаемый проект, созданный CAF, прошедший проверку временем и международную сертификацию. Однако дизайн его явно устарел на полтора поколения, а за годы верной службы количество зарегистрированных организаций приблизилось к 80, так что на сайте немудрено потеряться.

Подключение к сайту Blago.ru довольно небыстрое – требуется немало документов, включая свежую выписку из ЕГРЮЛ, а также собственный нормально работающий сайт с убедительными отчетами. Техническая поддержка на Blago.ru, по словам пользователей, –довольно неспешная. Есть возможность размещения информации о новостях своих проектов, и эти новости подвергаются премодерации.

Размещение отчетов обязательно: возможность выставить новость зависит от выставления отчета о использовании ранее собранных средств, что может сильно затягивать иногда процесс работы. По словам фондов-участников проекта, иногда приходится долго ждать одобрения отчета от модераторов, а пока его нет – работа стоит.

На сайте есть несколько неочевидных на первый взгляд бонусов – например, именно с Blago.ru работают как с площадкой для корпоративной благотворительности некоторые крупные компании. Есть шанс, что, если ваша НКО размещена на Blago.ru, то внимание доноров будет остановлено именно на ней. Есть на площадке внутренние призы – за самое крупное разовое пожертвование, например, и я даже знаю тех, кто этот приз выигрывал.

Длительная история Blago.ru дала ресурсу собственный круг постоянных посетителей, которые жертвуют только через этот сервис. А в силу того, что площадка заслуженная, проверенная и международно сертифицированная, то доноров такого рода там немало, и порою они обладают изрядными средствами. И даже не очень большая активность НКО на этой площадке позволит иметь хотя бы некоторый приток денег, а порою даже и полное отсутствие активности все равно что-то да приносит, если есть хотя бы минимально привлекательное имя.

И кстати, что довольно важно, на Blago.ru есть возможность для жертвователя подписаться на регулярное пожертвование в пользу конкретного фонда.

С другой стороны, и это существенно, ровным счетом никакой возможности узнать, кто именно вам пожертвовал на Blago.ru нет: для пожертвования вообще не требуется вводить какие-либо данные на самом сайте и нет возможности написать жертвователю от имени фонда. То есть данный сервис не поможет сделать своих жертвователей постоянными друзьями путем переписки: коммуникативных путей для этого не предусмотрено.

Проекты принимаются на Blago.ru довольно разнообразные, как адресной помощи, так и системной поддержки работы НКО. Но независимо от направления работы проекта с каждого платежа удерживается комиссия в размере 5 процентов, идущая на покрытие нужд самого сервиса. При этом технические возможности пожертвовать ограничены пластиковыми карточками – никаких иных способов передать деньги на Blago.ru нет.

«Добро.Мейл.Ру»

Это сервис благотворительности при конгломерате проектов Mail.ru. Сервис довольно закрытый – в том смысле, что стать фондом-участником «Добра» непросто. Фонд-претендент подвергается длительной и тщательной проверке, в том числе службой безопасности Mail.Ru Group, что занимает в общей сложности несколько месяцев, и проходят эту проверку далеко не все. Документов для регистрации на «Добре» нужно много, и проверяются они весьма тщательно. Некоммерческой организации необходимо соответствовать целому ряду формальных юридических критериев, а также обладать подтвержденной репутацией в мире некоммерческих организаций.

Из серьезных плюсов Добра можно отметить минимальную платежную комиссию, сведенную к статистически незначимым величинам, полное отсутствие комиссии площадки и количественно весьма серьезную аудиторию. На «Добре» современный и, на мой взгляд, довольно симпатичный интерфейс, хотя некоторых он раздражает своей навязчивой несерьезностью – все-таки не все любят облачка, цветочки и собачек.

Администрация «Добра» дружелюбная, кровно заинтересованная в развитии ресурса, а потому, помимо просто размещения проекта, она довольно энергично продвигает собственные идеи – полезную инфографику, интервью с лидерами третьего сектора, недавно сняли милый видеоролик о том, что о добрых делах не стоит молчать и так далее, что привлекает на сайт дополнительных посетителей.

Еще один существенный плюс «Добра» – доступ к базе электронных адресов жертвователей, позволяющий связаться с ними и установить не разовые, а долгосрочные отношения. Также имеется опция, которая доступна из всех площадок только на «Добре» – посетитель имеет возможность предложить не только денежную поддержку, но и волонтерскую помощь, и что-то еще – вещи, профессиональные навыки и так далее. Что особенно ценно с учетом возможности географической локализации проекта (которая, отметим справедливости ради, имеется и на Blago.ru). Также «Добро» предлагает себя как афишу для анонсов благотворительных мероприятий в рубрике «Планы на Добро».

Но и проблема на «Добро.Мейл.Ру» та же, что и у Blago.ru – в десятках проектов можно запросто заблудиться, и, если человек зашел на сайт не целенаправленно, разыскивая что-то конкретное, а просто из любопытства, то выбор у него чрезмерно велик, а шанс найти именно вас – довольно призрачный.

На «Добре» довольно быстро собираются средства на небольшие проекты, требующие не сотен, а десятков тысяч рублей. Более же долговременные инициативы имеют тенденцию начинать буксовать после сто тысяч рублей.

Краудфандинговые площадки

Есть еще два места, куда может обратиться жаждущий денег некоммерческий проект. Это краудфандинговые площадки Boomstarter.ru и «Планета.Ру». О том, как они работают, в общих чертах рассказано уже здесь, не буду повторяться. Остановлюсь нескольких инструментальных моментах, которые следует помнить.

Во-первых, сейчас Boomstarter вообще не берет социальных проектов, кроме каких-то ну очень многообещающих интересных инициатив. Возможно, это изменится, возможно, что и не изменится. Во-вторых, на Boomstarter срок сбора на проект ограничен одним месяцем, так что рассчитывайте силы – даже если вас возьмут, шевелиться придется очень резво. В-третьих, Boomstarter забирает довольно много денег себе, я слышал о цифрах чуть ли не в 30 процентов (общая комиссия площадки и платежных систем). Поэтому рекомендую заключать заранее письменный договор и читать его внимательно, дабы не оказаться перед жертвователями в нелепом положении.

«Планета.Ру» сходна с Boomstarter функционально, предлагая примерно те же самые схемы возмездного краудфандинга, однако отличается куда более благосклонным подходом к социальным проектам. Правила «Планеты» довольно гуманные: 10 процентов комиссии при полном сборе, 15 процентов при сборе более половины заявленной суммы, при меньшем успехе – деньги возвращаются жертвователям.

В остальном эти площадки очень схожи – проекты ограничены по времени и потому рекурентов не предполагается, да и доступа к базе жертвователей проекта нет.
Посещаемость обоих сайтов примерно одинаковая, тематика проектов опять же совершенно любая, обе площадки активно стараются привлекать к себе посетителей, надеясь не только на авторов проектов, но и на собственные ресурсы.

В целом для мотивированной команды, умеющей работать в сети, Boomstarter и «Планета» дают серьезный шанс на успешный сбор средств, однако создают и риск потратить время и усилия впустую, не вписавшись в отведенные для сбора сроки работы.

Существуют и более мелкие, менее раскрученные краудфандинговые площадки – Начинание.ру, С миру по Нитке, Нитка, которые также могут быть интересны, хотя о каких-то их серьезных успехах неизвестно. Не исключено, что там заинтересуются проектами, которые не пришлись ко двору более разборчивым «старшим товарищам».

«Нужнапомощь.ру»

Это сайт, созданный Митей Алешковским целенаправленно для поддержки некоммерческий организаций, занятых системной работой. Юридически работа ведется через благотворительный фонд «Мозаика счастья». В отличие от «Добра», с «Нужнапомощь» может взаимодействовать практически кто угодно, было бы НКО, готовое принять средства на свои счета. Был бы интересный проект, а технически сотрудничество наладить можно всегда.

Сама система работы «Нужнапомощь» принципиально отличается от «Благо» или «Добро»: здесь нет возможности самостоятельно размещать свои проекты, да и вообще самодеятельность участника сведена к минимуму. С пришедшей за помощью некоммерческой организацией или инициативной группой заключается договор на сбор средств на разовый проект, а дальнейшую работу по продвижению берет на себя площадка.

Предложения от просителей рассматриваются группой экспертов, которые и определяют, будет ли открыт сбор или не будет. В целом система похожа скорее на грантовый конкурс, нежели на сервисную службу: команда «Нужнапомощь» берется вам помочь, но выставляет для этого разнообразные условия (инфраструктурность, долговременность, системность, отчетность и так далее), в то время как краудфандинговые площадки, а тем более «Благо.ру» действуют скорее под лозунгом «Помоги себе сам».

Средства в проекты привлекаются в основном с помощью вирусного распространения в социальных сетях текстов, которые бесплатно пишут журналисты-волонтеры разной степени известности, включая и весьма громкие имена. Однако, в силу волонтерского и творческого характера их деятельности, результаты носят не всегда регулярный характер. Про один проект пишет текст известный сверхпопулярный автор, и проект собирает быстро, про другой проект кто-то, пусть и малоизвестный, пишет просто очень хороший текст и эффект опять же не заставляет себя ждать, а вот третьему проекту не везет ни на текст, ни на автора и сборы идут очень долго. Получается своеобразная рулетка, в которой кому-то везет, а кому-то нет.

Хотя есть, по признанию руководства Нужнапомощь, в принципе малопопулярные темы, на которые практически не жертвуют даже с очень хорошей поддержкой.

С другой стороны, круг возможных проектов для этой площадки весьма широк: от поддержки групп самопомощи Анонимных Алкоголиков и обучающего лагеря для родителей, дети которых болеют миодистрофией Дюшена, до защиты прав российских солдат, пострадавших в армии в мирное время. При этом «Нужнапомощь» категорически не занимается адресной помощью (то есть сборами средств для того, чтобы помочь конкретному человеку), будучи инфраструктурной площадкой для некоммерческих организаций.

Сайт проекта организован так, что там вообще нет такой вещи как «список актуальных проектов», «список успешных проектов» и так далее. Только тексты, которые ведут на тот или иной сбор, которые можно группировать по тематике с помощью тегов. Подобная система – следствие способа привлечения посетителей и жертвователей через вирусное распространение в социальных сетях. Сайт не предполагается к длительному изучению: человек приходит по ссылке из «фейсбука» на конкретную историю. И, собственно, от истории зависит пожертвование, а не от впечатления от сайта в целом. Потому, кажется, и дизайн минималистически-современный.

Из пожертвований вычитается комиссия платежных систем, о чем сообщается на сайте. Способов совершения пожертвования много, все основные варианты присутствуют. У фонда-участника никакой возможности контактировать с жертвователями нет: данные остаются у проекта. Возможность подписаться на регулярное пожертвование имеется, но только в пользу самой площадки: если вам дорог проект «Нужнапомощь.ру» в целом, то можно поддерживать его.

Главный плюс проекта «Нужна помощь» – стоящий за ним медийный ресурс. В России, к примеру, всего две регулярных радиопередачи о благотворительности и одна из них – «Чувствительно» на станции «Эхо Москвы» – это авторская программа Мити Алешковского, в которой о проектах «Нужнапомощь.ру» говорится много и часто. С проектом постоянно сотрудничает еще несколько СМИ разной популярности, например, проект «Сноб», куда транслируются все собирающие тексты проекта. Видеоролик проекта показывает телеканал «Дождь».

«Вместе.Яндекс»

Этот сервис отличается от всех остальных своей абсолютной доступностью. Если на Blago.ru и «Добро.Мэйл.ру» необходимо пройти юридическую верификацию и дополнительные репутационные проверки, на «Нужнапомощь» – экспертную оценку, а на краудфандинговых площадках – заинтересовать своим проектом администрацию, то сервис от Яндекса доступен вообще всем желающим, включая физические лица. Собирать можно буквально на что угодно, какова модерация и есть ли она вообще – пока что неизвестно, сервис совершенно новый, его презентация состоялась буквально в октябре.

Сервис предполагает три разных варианта действий. Один из них доступен по адресу yasobe.ru (в русской транскрипции «я соберу») и предназначен для физических лиц, поэтому его я оставлю за бортом своего описания.

Другая возможность, самая быстрая – это создание простой формы для сбора в виде куска html-кода, который можно вставить на любой сайт или блог. Этот способ применяется, например, вот тут, где несколько энергичных ребят пытаются воссоединить семью политического беженца из Конго. Делается эта форма буквально за три минуты и это самый быстрый способ для НКО завести себе возможность получать деньги с пластиковых карточек и яндекс-рубли, который я знаю. Деньги, отправленные через форму, приходят прямо на расчетный счет, комиссия составляет три процента, но не менее 30 рублей.

Третий же способ предназначен для НКО, вовсе лишенных сайта, и по каким-то причинам не могущих или пока не успевших его сделать. Это «Касса для благотворительности», создание сборочной страницы непосредственно в системе «Яндекс-Денег», находящейся вот тут. Для работы с этим способом придется потратить некоторое время для заключения договора и отправку менеджерам Яндекса необходимых материалов (по идее – буквально пару дней), но на выходе вы получите готовую страницу с постоянным адресом и с возможностями для принятия платежей пятью разными способами, а также возможностью подписаться на регулярную поддержку фонда.

Этот способ еще не запущен в широкое пользование, он пока тестируется. Также практически ничего не известно о тематике проектов, для которых можно использовать эти инструменты. На презентации говорилось почему-то в основном про кошечек и собачек, а на вопрос о том, как будет работать модерация, сказали лишь, что существуют внутренние правила.

Владимир Берхин, президент фонда «Предание» Фото с сайта foma.ru

О результатах боевой проверки расскажу дополнительно.

В общем и целом, если бы я начинал работу сейчас, я бы:

1. Завел бы себе инструменты от Яндекса – просто потому, что это быстро и просто.

2. Вывел бы простые и понятные проекты на краудфандинговые площадки – это дает некоторую известность, к тому же позволяет изучить «спрос» на свой проект и понять собственные силы как фандрайзера.

3. Завел бы, через должный срок, страницу на Blago.ru – работы на это требуется немного, а деньги лишними не бывают.

4. Постарался бы продвинуть (если бы подходил формат) проект на «Нужнапомощь.ру» – это не обязательно быстрый, но гарантированный способ получить финансирование, к тому же, при должном везении, позволит узнать о вас дополнительной аудитории.

5. После обретения некоторого успеха и нарабатывания репутации попробовал бы стать участником «Добро.Мэйл.Ру» – это опять же дает не очень большое, но стабильное финансирование. К тому же это своего рода знак качества: абы кого на «Добро» не берут.

И, разумеется, параллельно бы развивал собственный сайт, перенося на него все перспективные решения, которые найдутся в ходе работы на сторонних площадках. Потому что никакой даже самый лучший сервис или инструмент не заменит того, чтобы вы придумали сами для себя.