Достучаться до Андрея

В класс, где проходят занятия на ударных проекта «Аутбит», ходят молодые ребята с безречевым аутизмом. По структуре игра на барабанах напоминает человеческую речь. В древности африканские племена даже переговаривались посланиями из барабанных перестуков: услышал соседа – ответил

– А теперь играем джем, – произносит преподаватель Василий Колода. – Я играю ритм, а каждый из вас играет соло!

Четверо молодых людей тут же начинают выстукивать на небольших африканских барабанах джембе что-то свое. Происходящее немного напоминает сцену из фильма «Мы из джаза»: «А теперь – импровизация!» Ну и задания у Василия. Ведь занимаются сегодня не простые любители ударных инструментов, а молодые люди с аутизмом.

Как изменился Андрей

Руки Андрея и барабан
Это барабан джембе, он интересный на ощупь. Сверху кожаный, а сбоку – гладкий и прохладный. Для людей с аутизмом такие мелкие впечатления важны

Полтора года назад, придя на свое первое занятие, 13-летний Андрей послушно зашел в класс, но, как только начала играть музыка, вылетел из него пулей.

«Ребята с аутизмом все разные, – рассказывает Татьяна, мама Андрея. – Но у сына есть два момента, которые молниеносно вызывают у него мощную сенсорную перегрузку – звуки и незнакомые помещения».

Сейчас Андрею 14 лет, он умеет сам одеваться, учится в седьмом классе школы по инклюзивной программе и произносит несколько одних и тех же фраз. В школу Андрей ездит в сопровождении кого-то из родных, на уроках сидит с тьютором. Как все люди с аутизмом, он любит выстраивать вещи в том порядке, в каком, как ему кажется, они должны стоять, поэтому хорошо собирает пазлы.

В последний год в поведении Андрея все чаще проскакивают нотки подросткового бунта – «Не так!», «Не буду!». Нагрузок, как и у всех сверстников, с возрастом становится больше.

В класс, где проходили занятия на ударных проекта «Аутбит» – специальной реабилитации для людей с аутизмом, – заманивать Андрея пришлось постепенно, шаг за шагом давая ему привыкнуть и к шуму, и к новой обстановке. Первый урок он просидел в коридоре за три метра от открытой двери, следующий урок – за два метра. Потом долгое время сидел в дверях или внутри класса, но всегда возле открытой двери, то и дело убеждаясь, что может выйти в любой момент.

Сейчас Андрей спокойно занимается все время урока и даже, похоже, получает удовольствие от происходящего.

Барабаны на звук, на цвет и на ощупь

Андрей бьет по барабану, спиной сидит преподаватель
Звучит громкое сопровождение, вокруг суетятся люди. Андрей, еще недавно испытывавший огромную перегрузку от любой звучащей музыки, испытывает от происходящего удовольствие

Василий Колода, перкуссионист и преподаватель игры на ударных инструментах, обучение каждого нового ученика начинает с игры на конге – большом кубинском барабане с низким звуком. Именно конга позволяет максимально «включить» необычных учеников и заинтересовать их.

Играют на конге руками, поэтому первое впечатление у ученика – тактильное: сверху конга кожаная, а сбоку гладкая и полированная. Второе впечатление звуковое – если ударить по барабану ладонью, раздается особый глухой низкий вибрирующий звук. Он проходит через все тело барабанщика – слух, ладони, другие части тела, которые ощущают вибрацию. Потом начинаются тактильно-звуковые штуки – если бить по барабану разными приемами с разной силой, звук получается разный.

А еще ударять по большой кожаной штуке и производить громкий звук – весело.

Получается, человек с аутизмом производит физическое действие, выплескивает лишнюю энергию и попутно получает удовольствие. Барабан – идеальный тренажер!

Дальше начинаются ритмические сложности – ведь чтобы звук барабана прозвучал в нужный момент, занести руку нужно заранее и при этом рассчитать в голове время на замах, а это уже непростой навык координации.

Но главное – по структуре игра на барабанах напоминает человеческую речь. В древности африканские племена даже переговаривались посланиями из барабанных перестуков: услышал соседа – ответил.

Такой последовательности «вопрос – ответ» логопеды специально и подробно учат детей, которые не могут освоить ее сами, не только с аутизмом.

Иногда освоить эту закономерность достаточно, чтобы неговорящий ребенок заговорил. А «разговаривать барабанами» в чем-то даже проще – не нужно напрягать язык и губы. Получается, на музыкальных занятиях ученики чувствуют не только учителя, но и друг друга. А это уже навык общения, существования в коллективе.

«Увидь меня, следи за мной»

Группа барабанщиков занимаются
За движениями преподавателя надо все время следить. Вот здесь Платон и Андрей – молодцы, а Эрик отвлекся

При обучении Андрея, как и всех людей с аутизмом, главное – завладеть вниманием ученика, научить его удерживать контакт и подражать наставнику. Цель – чтобы человек с аутизмом выделил для себя в мире закономерности, повторяющиеся ситуации – «зайдя в класс, здороваемся», «получив что-то, говорим «спасибо».

Позже, выделив и усвоив закономерность, человек с аутизмом будет любое действие бесконечно повторять. Такое повторение в любом случае будет механическим – при аутизме человек чаще всего не способен оценивать сложные нюансы и корректировать свои действия – например, не здороваться с педагогом громко, если урок уже начался. Но из повторений складываются правила, а благодаря набору правил можно находиться в обществе.

Обычный ребенок стадию с освоением первых правил проходит в 3–6 лет, позже правила станут для него не так важны, как постижение новых предметов и отношений людей. И главное, взрослея, ребенок без особенностей становится способен учиться сам, делая выводы из своей деятельности.

Человек с аутизмом в мире правил и расписаний останется навсегда. Распорядок дня, расписание занятий, расписание «что ты наденешь» – все нужно обговорить заранее и занести цветными карточками в таблицу с расписанием недели.

Для того чтобы просто жить, человек с тяжелым аутизмом всегда будет паровозиком привязан к родителю, тьютору или сопровождающему. Но и с этим наставником его нужно научить общаться. А выходить с кем-то на контакт и удерживать внимание человеку с аутизмом непросто, потому что все происходящее вокруг он воспринимает словно через телевизионные помехи. Чтобы такой человек увлекся, действие должно быть простым, но очень ярким.

Тут на помощь и приходят барабаны.

Со стороны барабанный урок для ребят с аутизмом напоминает дискотеку

Андрей, портрет
А вот здесь неточно повторяет уже Андрей

В зале для занятий из планшета раздается музыкальное сопровождение. Василий бьет в джембе, напротив него четыре ученика, тоже барабанят. Вокруг свободным кружком стоят тьюторы, и каждый время от времени подбегает к своему подопечному – то ли веселье, то ли хаос! Но если понимать, что на самом деле происходит, что означают для ребят самые простые обычные действия, становится очевидно: весь час занятия ученики работают на износ.

Вот ученики вошли в класс, Василий рассадил всех и раздал барабаны – начинается урок. Для ученика это повторяющаяся ситуация, из нее возникает правило, как вести себя в начале урока.

Вот Василий включил музыку и сам стал выстукивать ритм, за ним надо повторять – это означает установку контакта с преподавателем, отработку навыков подражания.

Вот темп музыки изменился, Василий заиграл в другом темпе, на него надо перестроиться – так удерживается внимание на преподавателе. И еще надо сориентироваться в ситуации, заново рассчитать в голове время замаха, чтобы попадать в новый ритм. А для этого – справиться со своими спиной и руками, для людей с аутизмом это тоже непросто, потому что свое тело они чувствуют плохо. Это очень непростое задание на координацию.

Как только ученик справился с заданием, к нему подходит тьютор и показывает смайлик на экране телефона – «молодец, хорошо сделал, пять». Это положительное подкрепление важно для поддержки желания работать. Ждать хорошей оценки до конца урока ребята не могут.

А вот теперь Василий не только стучит в барабан, но и притопывает в такт ногой, и на определенный счет вытягивает руки вверх. Опять координация, опять сложно. Андрей решает профилонить, руки вверх не вытягивать, а поднять кисти выше плеч. К нему тут же подходит тьютор и поправляет – все, теперь руки вытянуты правильно. В таком режиме, под громкую музыку Андрей через полтора года занятий выдерживает полный час – его умения выросли многократно.

Что же до упражнения на импровизацию, которое так поразило меня в начале, оказывается, для ребят оно было не испытанием, а – отдыхом.

Неврологи барабаны одобрили

Тьютор помогает Андрею
Тьютор подбегает и руками поправляет движения

Идея заниматься на ударных с людьми с аутизмом пришла в голову президенту «Центра проблем аутизма» Екатерине Мень в 2017 году. Тогда Екатерина искала преподавателя для своего сына Платона.

«Платон к тому времени пробовал играть на других музыкальных инструментах, – вспоминает она, – и мне казалось, что музыка его интересует, увлекает. Но в какой-то момент мы поняли, что гитара, например, – это слишком сложно.

Тогда я подумала про барабаны и стала искать музыканта, который согласился бы проводить такие занятия. Через несколько месяцев, когда я уже почти забыла об этой затее, мне позвонил Василий».

Василий Колода к тому времени имел большой опыт частных уроков, но с ребятами с аутизмом еще не работал: «Оказалось, что обучение людей с аутизмом построено, в общем, так же как и всех других людей, только все происходит дольше. А еще я в каждый момент должен быть сконцентрирован на ученике, потому что, если ученик с особенностями отвлекся, я должен тут же установить контакт – привлечь его внимание жестами, игрой, изменением ритма – и вернуть к заданию».

И через два месяца произошло главное – Платон заинтересовался инструментом и принял учителя, Платон пошел на контакт.

То, что в мире существуют исследования неврологов о пользе игры на барабанах для терапии людей с аутизмом, что в США много лет действует проект «The Drumming For Autism» преподаватель и мама узнают позже. А пока занятия шли как погоня за контактом, как борьба за интерес Платона. Василий пытался объяснять и показывать, клеил на мембрану барабана цветные стрелки, чтобы научить Платона бить по нему разными приемами, пробовал разные подходы и упражнения.

Спустя несколько лет занятия на барабанах стали групповыми – вслед за Платоном на них стали ходить и другие ученики.

* * *

Андрей и тьютор
С тьютором Андрей перемещается в школе, сидит на уроках и ездит на музыкальные занятия. Во внешкольное время его постоянно сопровождают бабушка или мама

Недавно Андрей с мамой ходили в «Новую оперу» (в театре есть специальная программа для людей с аутизмом). Правда, уговорить его войти в зал (новое помещение, море новых звуков) получилось только со второго раза. Приехав в театр в первый раз, молодой человек так распереживался, что весь спектакль взволнованно пробродил вверх-вниз по лестнице в фойе. Мама Татьяна после этого очень расстроилась.

Зато во второй раз, преодолев свои страхи, Андрей обнаружил, что на сцене происходит действие, двигается множество людей, и это очень интересно! Благодаря занятиям на барабанах он стал ориентироваться в мире быстрее.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?