– А теперь играем джем, – произносит преподаватель Василий Колода. – Я играю ритм, а каждый из вас играет соло!
Четверо молодых людей тут же начинают выстукивать на небольших африканских барабанах джембе что-то свое. Происходящее немного напоминает сцену из фильма «Мы из джаза»: «А теперь – импровизация!» Ну и задания у Василия. Ведь занимаются сегодня не простые любители ударных инструментов, а молодые люди с аутизмом.
Как изменился Андрей
Полтора года назад, придя на свое первое занятие, 13-летний Андрей послушно зашел в класс, но, как только начала играть музыка, вылетел из него пулей.
«Ребята с аутизмом все разные, – рассказывает Татьяна, мама Андрея. – Но у сына есть два момента, которые молниеносно вызывают у него мощную сенсорную перегрузку – звуки и незнакомые помещения».
Сейчас Андрею 14 лет, он умеет сам одеваться, учится в седьмом классе школы по инклюзивной программе и произносит несколько одних и тех же фраз. В школу Андрей ездит в сопровождении кого-то из родных, на уроках сидит с тьютором. Как все люди с аутизмом, он любит выстраивать вещи в том порядке, в каком, как ему кажется, они должны стоять, поэтому хорошо собирает пазлы.
В последний год в поведении Андрея все чаще проскакивают нотки подросткового бунта – «Не так!», «Не буду!». Нагрузок, как и у всех сверстников, с возрастом становится больше.
В класс, где проходили занятия на ударных проекта «Аутбит» – специальной реабилитации для людей с аутизмом, – заманивать Андрея пришлось постепенно, шаг за шагом давая ему привыкнуть и к шуму, и к новой обстановке. Первый урок он просидел в коридоре за три метра от открытой двери, следующий урок – за два метра. Потом долгое время сидел в дверях или внутри класса, но всегда возле открытой двери, то и дело убеждаясь, что может выйти в любой момент.
Сейчас Андрей спокойно занимается все время урока и даже, похоже, получает удовольствие от происходящего.
Барабаны на звук, на цвет и на ощупь
Василий Колода, перкуссионист и преподаватель игры на ударных инструментах, обучение каждого нового ученика начинает с игры на конге – большом кубинском барабане с низким звуком. Именно конга позволяет максимально «включить» необычных учеников и заинтересовать их.
Играют на конге руками, поэтому первое впечатление у ученика – тактильное: сверху конга кожаная, а сбоку гладкая и полированная. Второе впечатление звуковое – если ударить по барабану ладонью, раздается особый глухой низкий вибрирующий звук. Он проходит через все тело барабанщика – слух, ладони, другие части тела, которые ощущают вибрацию. Потом начинаются тактильно-звуковые штуки – если бить по барабану разными приемами с разной силой, звук получается разный.
А еще ударять по большой кожаной штуке и производить громкий звук – весело.
Получается, человек с аутизмом производит физическое действие, выплескивает лишнюю энергию и попутно получает удовольствие. Барабан – идеальный тренажер!
Дальше начинаются ритмические сложности – ведь чтобы звук барабана прозвучал в нужный момент, занести руку нужно заранее и при этом рассчитать в голове время на замах, а это уже непростой навык координации.
Но главное – по структуре игра на барабанах напоминает человеческую речь. В древности африканские племена даже переговаривались посланиями из барабанных перестуков: услышал соседа – ответил.
Такой последовательности «вопрос – ответ» логопеды специально и подробно учат детей, которые не могут освоить ее сами, не только с аутизмом.
Иногда освоить эту закономерность достаточно, чтобы неговорящий ребенок заговорил. А «разговаривать барабанами» в чем-то даже проще – не нужно напрягать язык и губы. Получается, на музыкальных занятиях ученики чувствуют не только учителя, но и друг друга. А это уже навык общения, существования в коллективе.
«Увидь меня, следи за мной»
При обучении Андрея, как и всех людей с аутизмом, главное – завладеть вниманием ученика, научить его удерживать контакт и подражать наставнику. Цель – чтобы человек с аутизмом выделил для себя в мире закономерности, повторяющиеся ситуации – «зайдя в класс, здороваемся», «получив что-то, говорим «спасибо».
Позже, выделив и усвоив закономерность, человек с аутизмом будет любое действие бесконечно повторять. Такое повторение в любом случае будет механическим – при аутизме человек чаще всего не способен оценивать сложные нюансы и корректировать свои действия – например, не здороваться с педагогом громко, если урок уже начался. Но из повторений складываются правила, а благодаря набору правил можно находиться в обществе.
Обычный ребенок стадию с освоением первых правил проходит в 3–6 лет, позже правила станут для него не так важны, как постижение новых предметов и отношений людей. И главное, взрослея, ребенок без особенностей становится способен учиться сам, делая выводы из своей деятельности.
Человек с аутизмом в мире правил и расписаний останется навсегда. Распорядок дня, расписание занятий, расписание «что ты наденешь» – все нужно обговорить заранее и занести цветными карточками в таблицу с расписанием недели.
Для того чтобы просто жить, человек с тяжелым аутизмом всегда будет паровозиком привязан к родителю, тьютору или сопровождающему. Но и с этим наставником его нужно научить общаться. А выходить с кем-то на контакт и удерживать внимание человеку с аутизмом непросто, потому что все происходящее вокруг он воспринимает словно через телевизионные помехи. Чтобы такой человек увлекся, действие должно быть простым, но очень ярким.
Тут на помощь и приходят барабаны.
Со стороны барабанный урок для ребят с аутизмом напоминает дискотеку
В зале для занятий из планшета раздается музыкальное сопровождение. Василий бьет в джембе, напротив него четыре ученика, тоже барабанят. Вокруг свободным кружком стоят тьюторы, и каждый время от времени подбегает к своему подопечному – то ли веселье, то ли хаос! Но если понимать, что на самом деле происходит, что означают для ребят самые простые обычные действия, становится очевидно: весь час занятия ученики работают на износ.
Вот ученики вошли в класс, Василий рассадил всех и раздал барабаны – начинается урок. Для ученика это повторяющаяся ситуация, из нее возникает правило, как вести себя в начале урока.
Вот Василий включил музыку и сам стал выстукивать ритм, за ним надо повторять – это означает установку контакта с преподавателем, отработку навыков подражания.
Вот темп музыки изменился, Василий заиграл в другом темпе, на него надо перестроиться – так удерживается внимание на преподавателе. И еще надо сориентироваться в ситуации, заново рассчитать в голове время замаха, чтобы попадать в новый ритм. А для этого – справиться со своими спиной и руками, для людей с аутизмом это тоже непросто, потому что свое тело они чувствуют плохо. Это очень непростое задание на координацию.
Как только ученик справился с заданием, к нему подходит тьютор и показывает смайлик на экране телефона – «молодец, хорошо сделал, пять». Это положительное подкрепление важно для поддержки желания работать. Ждать хорошей оценки до конца урока ребята не могут.
А вот теперь Василий не только стучит в барабан, но и притопывает в такт ногой, и на определенный счет вытягивает руки вверх. Опять координация, опять сложно. Андрей решает профилонить, руки вверх не вытягивать, а поднять кисти выше плеч. К нему тут же подходит тьютор и поправляет – все, теперь руки вытянуты правильно. В таком режиме, под громкую музыку Андрей через полтора года занятий выдерживает полный час – его умения выросли многократно.
Что же до упражнения на импровизацию, которое так поразило меня в начале, оказывается, для ребят оно было не испытанием, а – отдыхом.
Неврологи барабаны одобрили
Идея заниматься на ударных с людьми с аутизмом пришла в голову президенту «Центра проблем аутизма» Екатерине Мень в 2017 году. Тогда Екатерина искала преподавателя для своего сына Платона.
«Платон к тому времени пробовал играть на других музыкальных инструментах, – вспоминает она, – и мне казалось, что музыка его интересует, увлекает. Но в какой-то момент мы поняли, что гитара, например, – это слишком сложно.
Тогда я подумала про барабаны и стала искать музыканта, который согласился бы проводить такие занятия. Через несколько месяцев, когда я уже почти забыла об этой затее, мне позвонил Василий».
Василий Колода к тому времени имел большой опыт частных уроков, но с ребятами с аутизмом еще не работал: «Оказалось, что обучение людей с аутизмом построено, в общем, так же как и всех других людей, только все происходит дольше. А еще я в каждый момент должен быть сконцентрирован на ученике, потому что, если ученик с особенностями отвлекся, я должен тут же установить контакт – привлечь его внимание жестами, игрой, изменением ритма – и вернуть к заданию».
И через два месяца произошло главное – Платон заинтересовался инструментом и принял учителя, Платон пошел на контакт.
То, что в мире существуют исследования неврологов о пользе игры на барабанах для терапии людей с аутизмом, что в США много лет действует проект «The Drumming For Autism» преподаватель и мама узнают позже. А пока занятия шли как погоня за контактом, как борьба за интерес Платона. Василий пытался объяснять и показывать, клеил на мембрану барабана цветные стрелки, чтобы научить Платона бить по нему разными приемами, пробовал разные подходы и упражнения.
Спустя несколько лет занятия на барабанах стали групповыми – вслед за Платоном на них стали ходить и другие ученики.
* * *
Недавно Андрей с мамой ходили в «Новую оперу» (в театре есть специальная программа для людей с аутизмом). Правда, уговорить его войти в зал (новое помещение, море новых звуков) получилось только со второго раза. Приехав в театр в первый раз, молодой человек так распереживался, что весь спектакль взволнованно пробродил вверх-вниз по лестнице в фойе. Мама Татьяна после этого очень расстроилась.
Зато во второй раз, преодолев свои страхи, Андрей обнаружил, что на сцене происходит действие, двигается множество людей, и это очень интересно! Благодаря занятиям на барабанах он стал ориентироваться в мире быстрее.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.