Лазарева суббота: воскрешение друга

Лазарева суббота завершает дни Великого поста. Впереди – Страстная седмица, но прежде – воскресение Лазаря, которое произошло на глазах многих иудеев, уверовавших в Того, Кто это совершил

«Воскрешение Лазаря (по Рембрандту)». Ван Гог, 1890 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды

Живой свидетель

«Где тут про Лазаря», — спросил Соню Раскольников, а потом попросил прочесть всю главу о его воскрешении, — прежде чем пойти и признаться в убийстве бедной старухи. Зачем-то понадобились студенту, разрешившему себе убить человека, эти евангельские слова.

Лазарь, еврей и фарисей, сын Симеона фарисея, родом из Вифании, был другом Христа. Иисус не раз останавливался в его доме, и, как говорит евангелист Иоанн, любил Лазаря и сестер его – Марфу и Марию.

Однажды Лазарь заболел и умер. Его похоронили и оплакивали. Дали знать Христу, правда, Он и так уже все знал, но при этом не спешил ни утешить сестер, ни побывать на могиле друга. Христос сообщил апостолам о смерти Лазаря не совсем понятно: «Лазарь, друг наш, уснул», выждал три дня, а на четвертый пошел к осиротевшим сестрам.

В доме Лазаря все горестно плакали. Марфа же, услышав, что Христос идет к ним, вышла Ему навстречу. Она верила, что Иисус – мессия, Сын Божий, и может все. «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», — говорит она Христу. А далее следует очень важный диалог Бога и человека, от которого напрямую зависело будущее умершего Лазаря:

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа отвечает: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. Веришь ли сему?

Марфа отвечает: так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Святые отцы на этом диалоге ставят акцент:

и от веры Марфы зависела судьба Лазаря! Не от одного только могущества Господнего. Богу нужна рука навстречу, вера навстречу, чтобы чудеса не падали на голову человека, как камни, а были бы частью его сердца, надеждой, упованием.

И вера Марфы не посрамлена: воскресает четырехдневный покойник. Уже разлагающийся, зачервивейший, как, не брезгуя важным здесь натурализмом, отмечают святые отцы.     

Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом.
Николай Ге, 1864 г.  Государственная Третьяковская галерея

Казалось бы, ну, воскрешал уже Иисус умершую дочь Иаира, умершего сына Наинской вдовы – в чем сенсация? А она есть: евангелист Иоанн недаром пишет, что Иисус не сразу пошел к Лазарю, а святые отцы симфонично добавляют: Иисус ждал его смерти и тления. И вот когда Лазарь целиком находится во власти смерти и ада, Господь подходит к его гробу.

А в толпе прибывших оплакивать Лазаря уже слышатся слова: «Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?». Люди надеются.

И тогда Иисус начинает молиться. Зачем? Разве Он Сам не сможет? Нет, Ему важно показать людям, что Он – Сын их же Отца Небесного, а Сын и Отец – одно. Что Сын ничего не творит от Себя, но как говорит Ему Отец. Он — тот самый Мессия, которого они давно ждут, который им был обещан.  

Христос воскрешает Лазаря той самой силой, которой воскрешен будет каждый из нас. Той самой силой, которой воскреснет Сам Он уже через несколько дней. И Лазарь становится свидетельством: Господь в силах оживить тела, подвергшиеся любой степени тления, в том числе и тех, кто, издавна находится во гробах, сухие кости которых ждут будущего воскресения.

Здесь прекращается и давний спор фарисеев и саддукеев о воскресении: еще буквально три-два века назад мысль о воскресении человека для всех иудеев была не бесспорна. Она приходила в их мировоззрение постепенно, не как обетование, а как надежда в словах иудейских мудрецов. Саддукеи-эллинофилы, перенявшие скорее карикатуру, а не оригинал греко-римской культуры, в своем заемном скептицизме ни в какое воскресение не верили, недаром они пытались поставить Христа в тупик дурацкими вопросами про вдову семи мужей – кому она станет женой на Небе?

А вот фарисеи, при всех недостатках, в воскресение верили, хотя и никаких четких указаний на этот счет не имели. Но видя своими глазами выход из гроба хорошо знакомого им четыре дня назад помершего человека, которого они же хоронили, а теперь своими руками снимали с него пелены, — они были удостоверены не только в возможности воскресения, но и в божественности Того, Чьим словом Лазарь из мертвеца сделался живым.

Впоследствии о Лазаре известно, что после Воскресения Христа он уехал на остров Кипр, где поставлен был от апостолов епископом. К нему на Кипр приезжала Богоматерь и подарила вытканный ею омофор. Жил Лазарь по воскресении, по разным источникам, 15-30 лет, на Кипре и умер — до Всеобщего Воскресения.

Бог создавал человека Своим другом

Иисус Христос в доме Марфы и Марии. Художник Сергей Беклемишев

Митрополит Антоний Сурожский: «Эта дружба, которая существует между нами и Им, сделана еще более тесной в Крещении нашем. Каждый из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь; и в каждом из нас когда-то этот друг Божий жил: жил дружбой с Богом, жил надеждой, что эта дружба будет углубляться, расти, светлеть. Иногда это бывало в очень ранние дни нашего детства; иногда позже, в юношеские годы: в каждом из нас жил этот друг Христов.

И часто-часто мы чувствуем, что в нас, словно во гробе, где-то лежит, страшной смертью пораженный, – четверодневный друг Господень».

Действительно, личность Лазаря еще святые отцы толковали иносказательно, как символ нашей природы в целом или как образ человеческого ума.

Под сестрами Лазаря Марфой и Марией они подразумевают людскую плоть – это «Марфа» и душу – «Мария». Плоть – «Марфа» – действует в нас посредством дел; а душа – «Мария» – посредством желаний, действий, мыслей.

При этом наша природа и наш ум, порабощенные грехом, – по сути мертвы и потому нуждаются в духовном воскресении, подобном воскресению Лазаря. Конечно, воскресить нас может только Господь. Но наши собственные душа и тело могут стать участниками возрождения.

«Лазарь, воскресая, во второй раз рождается для земной жизни. Но теперь он приходит не из материнской утробы, а из самых глубин гроба. Гроб, прежде вмещавший в себя одну лишь мертвенность, стал для Лазаря началом и источником жизни.  Прежде истлевавшее тело Лазаря вышло из этой родившей его могилы целостным и обновленным», — отмечал церковный писатель первохристианской эпохи.

И каждый человек, пройдя через страдания, через ад, который немало людей встречает уже здесь, на земле, с Богом имеет возможность все это вынести и родиться снова.

Не бойтесь, только верьте!

Воскрешение Лазаря. Фрагмент фрески Джотто, 1302—1305. Капелла Скровеньи, Падуя

Именно благодаря поразительному воскрешению Лазаря Христос стал известен всему Иерусалиму. Потому и встретил Его весь город как Царя, постилая свои одежды и пальмовые ветви Ему под ноги.

Но это же чудесное воскрешение стало причиной ареста Христа и Его распятия. Иудеи испугались, что после такого непостижимого события «все пойдут за Ним». Они решили убить не только Христа, но и Лазаря как живое доказательство правды Христа.

Но ведь Христос обо всем этом знал заранее. Святые отцы говорят, что чудо воскрешение Лазаря Христос специально сотворил в преддверии своих страданий — чтобы Его ученики, видя Господа униженным, оплеванным, а потом висящим на кресте, как последний из преступников, знали: Его Крест — не свидетельство Его немощи. Если было бы нужно, к Нему сошли бы мириады ангелов воинства небесного. Но все это происходит по Его воле и воле Отца ради спасения человеков.

Иоанн Златоуст: «Спаситель, много и часто беседуя с учениками о Своем страдании, видел, что они цепенеют и ужасаются таких слов, считают предуказываемое страдание более следствием слабости, нежели Домостроительства, и трепещут. Поэтому, когда уже приближается страдание и готов водрузиться Крест, Он воскрешает умершего Лазаря, чтобы самым делом научить учащихся, что Крест и смерть не следствие слабости, чтобы убедить присутствующих, что Он повелевает смертью и вызывает душу, отрешившуюся от земных уз.

Господь предначертывает на Лазаре Свое трехдневное Воскресение… в преддверии Креста желая ослабить страх учеников и укрепить их веру».

Пальмовая суббота

Вход Господень в Иерусалим. Художник Игорь Сушенок. Изображение с сайта foma.ru

Петр Малков: «Время возникновения и распространения в Православной Церкви обычая праздновать Лазареву субботу относят к IV–V векам. Первоначально этот праздник отмечался в Иерусалиме. В Древней церкви в день Лазаревой субботы совершалось крещение многих христиан: в первые века крестили только в главные праздники; одним из них была Лазарева суббота.

Поначалу в ряде поместных Церквей (например, в Константинополе) Лазарева суббота также называлась «пальмовой»: здесь совершалось прославление сразу двух событий евангельской истории – воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим, продолжавшееся и на следующий – воскресный день.

Позже сложилась повсеместная практика совершать два эти церковные торжества раздельно в предшествующие пасхальным торжествам субботу и воскресенье. Вероятно, церковное воспоминание воскрешения Лазаря непосредственно перед богослужением Входа Господня в Иерусалим, накануне, впервые получило распространение в Александрии.

Тропарь Лазаревой субботы и следующего за ней Вербного воскресения, один и тот же:

Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.