Живой краудфандинг, марафон событий, онлайн-баттл, мобильное приложение — разбираем технологии сбора пожертвований на примере лучших проектов года по версии Ассоциации фандрайзеров

В «Упсала-Цирке», одном из лауреатов «Золотого кота». Спектакль «Я-Басё». Фото: Сергей Николаев

Живой краудфандинг

Номинация «Лучшее фандрайзинговое событие онлайн», победитель – региональная благотворительная общественная организация «Центр социальных технологий «Гарант» (Архангельск)
Технология – «Круг благотворителей». Напоминает коммерческие презентации перед инвесторами, но «продают» в данном случае не товары или услуги, а желание помочь благотворительной организации воплотить проект, поэтому технологию  иногда называют «живым краудфандингом».
Собрано 384 500 рублей в пользу четырех некоммерческих организаций региона.

Отбор НКО. Организатор «Круга благотворителей» – обычно фонд местного сообщества или ресурсный центр НКО – приглашает к участию авторов проектов, чтобы благотворители могли выбрать, какие понравятся или покажутся важными.

«Логично выбирать НКО на участие в этом мероприятии на конкурсной основе, – объясняет директор фонда «Гарант» Марина Михайлова. — Но мы исходили из того, что у нас только что прошел конкурс мини-грантов «Люди дела». Грантовый пул был небольшой, и много достойных проектов оказались не поддержанными. Участники «Круга благотворителей» выбраны как раз из их числа. У организации, представляющей проект, должна быть хорошая репутация, а заявляемая стоимость проекта — разумной, то есть не превышать возможностей собравшихся в зале благотворителей».

Взнос от 500 рублей. «Гарант» провел в 2018 году уже два «Круга благотворителей»: в июне и декабре. На зимний – за который Центр и был награждён «Золотым котом» – пришли 40% гостей, принявших участие в первом мероприятии. По итогам был создан пул благотворителей Архангельска, в него вошли больше 100 человек. Гости «Круга благотворителей» — не обязательно состоятельные и известные личности, сумма пожертвований может не превышать несколько сотен рублей. Важно, чтобы люди изначально знали, что на этом мероприятии нужно делать взносы – «Гарант» установил минимальный в 500 рублей.

«Круг благотворителей»,  момент голосования

Собрать потенциальных благотворителей вместе и мотивировать их поддерживать некоммерческие проекты –  отдельная задача. Пригласительные для гостей организаторы высылали персонально, а перед началом мероприятия звонили каждому гостю. Приглашали и вовлекали потенциальных благотворителей также через амбассадоров мероприятия.

Шесть минут на презентацию проекта. Само мероприятие проходит в формате яркого праздничного вечера – с остроумным ведущим, концертной программой, вкусными закусками и приятными сюрпризами от партнеров. Важный момент, от которого во многом зависит успех сбора средств, – творческие самопрезентации некоммерческих организаций-участниц «Круга благотворителей». За 6 минут каждая должна успеть рассказать, что собирается делать в рамках проекта, для чего нужны деньги и что получится в результате. Затем сотрудники НКО выходят из зала, и сбор средств проходит уже без них.

Договор о пожертвовании. Процесс сбора координирует ведущий. Чтобы заявить о желании внести деньги на проект, благотворители поднимают руку, называют сумму, которую хотят внести, и фиксируют ее в своих карточках для пожертвований. Благотворитель может сделать пожертвование столько раз и на столько проектов, на сколько ему захочется. Для наглядности на экран выводится график поступления средств, где в режиме реального времени фиксируется, сколько средств необходимо каждому проекту и сколько уже собрано. При этом с деньгами гости вечера расстаются уже в конце мероприятия: их можно опустить в стеклянные опломбированные боксы или перевести через терминал «Гаранту». С каждым фондом «Гарант» заключал договор пожертвования на реализацию конкретного проекта. Для сверки организаторы просили сдавать гостей карточки для пожертвований. На этих же карточках благотворители указывали свои мейлы, чтобы получить подробный отчёт о расходовании денежных средств.

Подарок-поощрение. «Технология «живого краудфандинга» не предполагает вознаграждения, — говорит Светлана Бызова, представитель фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в Архангельской области, менеджер проектов архангельского Центра социальных технологий «Гарант». — Но мы решили украсить наше мероприятие и пригласили социальных предпринимателей, которые предоставили свои изделия для поощрения наиболее активных жертвователей. Общая сумма этих изделий – 25 тысяч рублей. Оказалось, что такие подарки – тоже хороший способ мотивировать гостей вечера. Например, пряничная колокольня от социального предприятия «Архангельский пряник» сподвигла одного донора на взнос в 21 с половиной тысячу рублей!».

Мобильное приложение

Русфонд. Мобильное приложение для iOS

Номинация «Лучшее использование цифровых технологий в фандрайзинговой деятельности», победитель — благотворительный фонд помощи тяжело больным детям, сиротам и инвалидам «РУСФОНД» (Москва)
Технология – мобильное приложение для iOS и Android
Собрано – более 122 млн рублей с января 2016.

Комментарий врача к каждой просьбе. По мнению сотрудников «Русфонда», говорить о новизне проекта не приходится: мобильное приложение фонд создал в январе 2016 года, когда подобные приложения уже появились у других крупных НКО. В данном случае очень впечатляют результаты внедрения технологии в работу организации – количество скачиваний приложений для iOS и Android перевалило за 37 тысяч, а на помощь подопечным только с помощью этого инструмента «Русфонд» собрал более 122 млн рублей. На эти деньги удалось полностью оплатить более 8742 проверенных просьб о помощи.

Сильная смысловая сторона приложения – комментарии врачей, прикреплённые к каждой адресной истории. Сильная техническая сторона – возможность разнообразных способов оплаты, включая Apple Pay, Google Pay, PayPal, оплату банковскими картами, платежи с мобильного, смс на короткий номер фонда и переводы через QIWI-терминалы.

Скриншоты мобильного приложения Русфонда

Несколько б/у смартфонов для тестирования. Арт-директор «Русфонда» Сергей Амбиндер вместе с ещё двумя сотрудниками организации занимался разработкой приложения в течение полугода. Опыта создания приложений у команды на тот момент не было, но они намеренно решили отказаться от сторонних разработчиков: самим проще, быстрее и дешевле. Создание приложения не потребовало от доноров организации никакой дополнительной финансовой нагрузки. Сергей за свой счет приобрел несколько б/у смартфонов для тестирования приложений на разных операционных системах и отметил, что в 100 долларов обходится годовое членство в Apple Store и возможность размещения в магазине.

«Технологии стремительно вытесняют сайты в телефоны, поэтому мобильные приложения – важная составляющая часть адресного фандрайзинга. Полагаем, что, положив просьбы прямо в карман к потенциальному благотворителю, мы тем самым сокращаем время от желания благотворить до конкретного акта доброты», — прокомментировал Сергей Амбиндер успешность своей разработки.

Марафон событий

«Круг благотворителей», концерт

Номинация «Лучшая фандрайзинговая кампания», победитель – фонд целевого капитала Пермского университета (Пермь)
Технология – марафон благотворительных событий «Пальмовая ветвь»
Собрано 1 052 334 рубля с 9 апреля по 31 декабря 2018 года. Все вырученные средства направлены в Фонд целевого капитала Пермского университета, чтобы деньги приносили доход.

Разбить стереотип. Ботанический сад Пермского университета входит в десятку крупнейших в стране, но до недавнего времени попасть туда было сложно не только для жителей города, но и самих студентов. «В саду велась, в основном, научная и образовательная деятельность. Нам надо  было преодолеть предубеждение, что Ботсад — закрытая территория, в него не попасть «с улицы», а его сотрудники не могут предложить ничего, кроме скучных обзорных экскурсий», — отметила специалист по связям с общественностью Пермского университета Валентина Паршакова.

Организаторы хотели, с одной стороны, собрать средства на реконструкцию оранжерей, а с другой – привлечь внимание к Ботсаду. В марафон благотворительных событий «Пальмовая ветвь» вошли экскурсии в темноте, йога-классы, тотальный диктант, мастер-классы по флористике и пейзажной живописи, дегустации и музыкальные концерты.

В Ботаническом саду Пермского университета

Волонтерские дни. Проект из 61 события поменял как минимум у 3700 посетителей марафона представление о том, что такое Ботанический сад. Необычные форматы экскурсий оценили не только жители и гости города, но и коллеги из московского «Аптекарского огорода», ботанического сада БФУ имени Канта и других ботсадов — они тоже стали проводить нетипичные мероприятия. Благодаря «Пальмовой ветви» в саду начали проходить волонтерские дни, когда жители города лично участвуют в преобразовании территории сада.

Пресс-туры и прямые включения. Информацию о мероприятиях размещали в специальном тематическом разделе на сайте университета «Пальмовая ветвь», в соцсетях Университета, Фонда целевого капитала и Ботсада, а также активно привлекали региональную прессу, через пресс-туры и прямые включения с самых интересных мероприятий.

Поддержка эндаумента. Все вырученные средства в рамках проекта – более миллиона рублей — направлены на развитие Ботсада в Фонд целевого капитала Пермского университета. Так в ходе марафона организаторы не только привлекали внимание к саду, который действительно стал новым местом притяжения пермяков, но и к эндаументу как инструменту финансовой устойчивости. Кстати, традиционный кубок Фонда целевого капитала Пермского университета за наибольший вклад в дело пополнения эндаумента в этом году получил именно Ботсад.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.ru. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Онлайн-баттл

Фото: Ольга Воробьева, сайт asi.org.ru

Спецноминация от инициативы #ЩедрыйВторник, победитель – некоммерческая организация социально-культурных услуг «Упсала-Цирк» (Санкт-Петербург)
Технология – онлайн-баттл юных циркачей. «Упсала-Цирк» — единственный в мире цирк для хулиганов, там обучаются цирковому искусству дети из групп риска, а также ребята с синдромом Дауна и другими особенностями.
Собрано 19095 рублей за час

Стримы. Фандрайзер «Упсала-Цирка» Олеся Радилова говорит, что идея хулиганского онлайн-баттла принадлежала самим ребятам, которые сказали, что стримы сейчас пользуются особой популярностью у молодежи. Для победителей специальной номинации от инициативы #ЩедрыйВторник лучшим результатом и показателем успешности фандрайзинговой акции стала именно вовлечённость подопечных.

Роль ведущего. Фандрайзинговая схема циркового баттла проста: чем больше пожертвование, тем сложнее трюки циркачей. Прямая трансляция проходила на Youtube-канале «Упсала-Цирка», а пожертвование можно было совершить с помощью сервиса Donation Alerts. Минимальная сумма пожертвования через этот инструмент – 10 рублей. Первое пожертвование пришло на четвертой минуте баттла. Роль ведущей взяла на себя харизматичная Лариса Афанасьева, руководитель «Упсала-Цирка». Для организации такого стрима, как и для «Круга благотворителей», очень важны профессионализм и вовлеченность ведущего: его настроение передается и зрителям трансляции, и артистам. И тех, и других нужно подбадривать, даже если пожертвования задерживаются.

Полная свобода действий и атмосфера настоящего баттла так завели артистов «Упсала-Цирка», что даже когда камеру выключили, они еще долго соревновались друг с другом и веселились. Сотрудники с улыбкой вспоминают, что когда обсуждали, стоит ли повторять такие акции, ребята ворвались в кабинет с криками «Это было суперкруто! Давайте делать еще». Второй онлайн-баттл юных трюкачей пройдет 18 апреля и будет посвящен Международному дню цирка. Следить за новостями о предстоящей трансляции можно на странице «Упсала-Цирка» ВКонтакте.

 

Волонтерский фандрайзинг: 5 советов из опыта фонда «Подари жизнь»