Основные правила фандрайзинговой работы с волонтёрами от координатора проекта «Друзья фонда “Подари жизнь”» Марии Дегтевой – она провела мастер-класс на форуме «УралФандрайзинг»

Мария Дегтева. Фото: facebook.com

Не зарубить идею

Главное отличие волонтёрского фандрайзинга от классического в том, что НКО в данном случае выступает не инициатором сбора средств, а координатором волонтёрской группы. Поэтому одно из важных качеств руководителя направления по волонтёрскому фандрайзингу – гибкость. На старте общения с потенциальным волонтёром, который хочет организовать мероприятие в пользу фонда, важно не зарубить идею.

«Когда ко мне пришли организаторы благотворительного заезда виртуальных грузовиков, я несколько минут просто пыталась понять саму фразу, — смеётся Мария Дегтева. – Но в итоге получилось хорошее мероприятие».

Подобный ступор на старте у неё случился и после предложения фанатов корейского актёра – они хотели приурочить фандрайзинговую акцию к его дню рождения. Мария не знала актёра даже по имени, а оказалось, что у него много поклонников – только за первый день акции удалось собрать 100 тысяч рублей, за три месяца набралась сумма в 800 тысяч. руб. Причем пожертвования были совсем небольшими – преимущественно от 10 до 100 рублей, их делали, в основном, школьники, переводившие деньги со словами «я с завтрака отложил, завтра ещё переведу – с днём рождения!». Если бы Мария в самом начале общения скептически отнеслась к этим предложениям, фонд не получил бы ни средств, ни новой аудитории — а ведь волонтёрский фандрайзинг в первую очередь помогает привлекать новых сторонников.

Заранее предугадать результат таких фандрайзинговых акций сложно. Например, познакомившись со спидраннерами (игроки проходят компьютерные игры на скорость), Мария решила, что это очень перспективные в плане сбора средств ребята, а совместная акция принесла не так много. Но знакомство помогло завязать новые: воодушевлённые спидраннеры стали давать контакт Марии всем знакомым, которые хотели заниматься благотворительностью, но не знали, с чего начать.

Адаптировать готовые форматы

Фото с сайта klepinina.com

Быть гибким не означает принимать всё, с чем пришёл потенциальный помощник. Возможно, в процессе придётся немного видоизменить идею или поменять формат – например, невозможно организовать крупный офлайн-аукцион, но можно провести его в интернете. Как правило, организаторы соглашаются на предложения фондов — понимают, что у их сотрудников уже есть опыт проведения подобных акций.

Большинство волонтёров, по признанию Марии Дегтевой, приходят с желанием сделать «что-то». Важно заранее иметь несколько готовых форматов, которые волонтеры смогут адаптировать для себя. Кстати, именно из такой потребности родился фандрайзигнговый флешмоб фонда «Подари жизнь» «Безумное чаепитие». Суть акции в том, что знакомые, друзья, родственники, коллеги собираются на чаепитие и по ходу дела набираются пожертвования в пользу подопечных фонда. Каждый волен организовать чаепитие по-своему, но объединяющий формат мероприятия один.

Формат мероприятия должен быть удобен в первую очередь его гостям. Если к вам пришли молодожёны, которые хотят вовлечь друзей на свадьбе в благотворительность, подумайте прежде всего об их гостях. Как им удобнее будет совершить пожертвование, не отвлекаясь от праздника и соответствующего настроения? Исходя из этого, и предлагайте варианты жениху с невестой. Обязательно делитесь удачными примерами: часто человек очень боится, что ничего не получится, а примеры других успешных мероприятий могут вдохновить и дать новые идеи.

Разработать стоп-лист

Изображение с сайта eyeem.com

В организации нужно продумать не только готовые шаблоны волонтёрских фандрайзинговых мероприятий, но и стоп-лист: то, с чем вы точно не будете работать. Фонд невольно будет ассоциироваться с любым сбором в его пользу, поэтому цель не всегда оправдывает средства.

— Я выработала для себя очень простые критерии стоп-листа – это мероприятия, не соответствующие ценностям фонда, этике фандрайзинга и законодательству, — объясняет Мария Дегтева. – То есть, мы не будем работать с алкогольными и другими брендами 18+, потому что мы детский фонд, мы как раз про 18-. Мы не одобряем «обязаловку», которая иногда бывает на благотворительных мероприятиях в корпорациях, и вообще любые принудительные сборы, наоборот мы всегда за то, чтобы человек сам захотел помочь и сделал это комфортной для него суммой. Как-то волонтёры начали мне доказывать, что электрички – очень перспективный способ фандрайзинга. Конечно, пришлось их переубедить.

Справедливо и обратное: важно быть в курсе того, что проводится в вашу пользу. Участники мероприятия должны быть уверены, что сбор проводится в пользу конкретного фонда, поэтому нужно согласовывать мероприятие до начала, а не просто принимать средства после проведения акции, о которой вы даже не знали. Хорошо, если информация о мероприятии будет дублироваться на сайте и в соцсетях фонда, хоть понятно, что особенно крупные организации не могут позволить себе писать обо всех примерах волонтёрского фандрайзинга. Но такое согласование позволит избежать ошибок в формулировках волонтёров о готовящемся мероприятии. Например, Марии нередко приходилось исправлять организаторов, которые писали, что мероприятие пройдёт «при содействии фонда» — они обычно проходят в пользу организации.

Продумывать способ сбора средств

Фото с сайта standuppouches.net

Необходимо понимать, какой сбор средств больше всего подходит для конкретного мероприятия. Например, на благотворительные забеги люди приходят, как правило, с минимумом наличных, поэтому кешбоксы будут не очень уместны. Скептически относится Мария и к кешбоксам, установленным на больших музыкальных концертах: как правило, зрители просто проходят мимо. Гораздо эффективнее действует вдохновляющий призыв музыканта достать телефоны и отправить благотворительную смс.
— У нас был такой пример с Полиной Гагариной. До концерта она написала в своих социальных сетях, что просит фанатов приходить без цветов, а деньги, которые они бы потратили на букеты, отправить в наш фонд. Во время выступления она напомнила поклонникам об этой просьбе и призвала отправить смс с кодовым словом «Цветы», — вспоминает Мария Дегтёва.

Для больших мероприятий логично придумывать индивидуальные кодовые смс-слова – только они позволят оценить фандрайзинговый эффект мероприятия. Слово должно быть коротким, не очень распространённым и понятным: чтобы возможность ошибки в нём была максимально исключена.

Если на мероприятии используется кешбокс, нужно опечатать его и устанавливать только с соответствующими документами. Инкассировать кешбокс должен только сотрудник фонда. Но при выборе такого способа сбора средств присутствие сотрудника фонда на протяжении всего мероприятия необязательно. В отличие от случаев использования банковских терминалов: их может предлагать жертвователям только человек, работающий в благотворительной организации.

При использовании во время волонтёрских мероприятий пожертвований через сайт, отдельный лендинг или специализированную интернет-платформу, нужно обеспечить аудитории удобный доступ – можно выдать волонтёрам ноутбуки или планшеты, заранее сделать QR-коды или короткие ссылки, ведущие на страницу совершения пожертвования. У фонда «Подари жизнь» есть специальная платформа для волонтёрского фандрайзинга «Друзья фонда». Подобная платформа «Ура! Событие» есть и у православной службы помощи «Милосердие». Они нацелены на сборы в пользу подопечных конкретной организации. На платформах «Пользуясь случаем» или «Сделай» можно организовать фандрайзинговую акцию в пользу разных проверенных фондов.

Разумеется, любой способ сбора средств должен вести только в фонд. Недопустимо собирать деньги на карточку волонтёра или организатора мероприятия, который пообещал потом перевести всю сумму в благотворительную организацию: это неэтично и непрозрачно.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.ru. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Заботиться, благодарить и давать отчёт

Мария Дегтева. Фото предоставлено организаторами форума «Урал.Фандрайзинг»

Организатору фандрайзингового мероприятия в пользу вашего фонда хорошо дать пакет материалов: чек-лист, примеры писем, план подготовки, календарь организатора. Даже если волонтёр не просит ничего этого, он увидит, что вы о нём побеспокоились и сможет спланировать мероприятие эффективнее и интереснее.

То же самое относится и к отчёту о завершённой акции: даже организаторам, которые говорят, что он им не нужен, после мероприятия необходимо предоставить финансовые и смысловые итоги акции – сколько было собрано средств, на что они пошли, кому удалось помочь с их помощью, какую проблему решить. Не скупитесь на благодарственные письма, фото и видео с подопечными, которым вы помогли на собранные деньги. Именно это поможет человеку от разовой волонтёркой акции перейти к системной дружбе с вашей организацией. А ведь волонтёрский фандрайзинг – это всегда «френдрайзинг», привлечение прежде всего друзей и сторонников, а не только деньги.