Все, что надо знать о грантах, чтобы их получать. Ну, почти

За три последних года портал «Милосердие.ru» подал 23 заявки на грантовые конкурсы, 13 из них выиграл. Главный редактор и директор портала Юлия Данилова собрала ответы на вопросы о грантах, которые когда-то ее саму ставили в тупик. Плюс опросила опытных коллег из других НКО

Это мой личный опыт: что я поняла о грантах за то время, что руковожу НКО. Чтобы вы сразу сориентировались, вот основные вопросы:

Почему гранты важны, но не стоит полностью на них опираться?

На какие грантовые конкурсы подавать?

Как придумать проект для гранта? (Делюсь своим «правилом бантика».) Где учиться проектному мышлению?

Как зафинансировать грантом текущую деятельность?

Как спланировать работу над заявками на год вперед?

Кто пишет заявку? Стоит ли нанимать стороннего грантрайтера?

Правда ли, что зарплаты в заявке должны быть минимальными?

Как обосновать востребованность и важность проекта?

Грантодатель одобрил заявку, но срезал смету: что делать?

Какие уроки извлечь, если заявка не победила?

Итак, поехали.

Почему гранты важны, но не стоит полностью на них опираться

Гранты – важная часть бюджета. Опытная НКО может уверенно претендовать на грант в 10 млн руб. и больше. Для начинающих организаций размер заявки значительно ниже (например, для НКО младше года у Фонда президентских грантов (ФПГ) – до 500 000 руб.).

Но гранты не должны быть единственным источником ваших поступлений. Потому что (и это тоже важно осознать) грантовый конкурс – это лотерея.

Пришло больше сильных заявок – повысились проходные баллы, и вы вылетели. Попался не очень компетентный эксперт на стороне грантодателя – не повезло. Вы торопились и плохо прописали проект – вылетаете. Лотерея означает лишь одно: класть гранты в основу финансового планирования не мудро.

При планировании бюджета на год не закладывайте на гранты больше трети-четверти всех ваших расходов и сразу подумайте, чем будете закрывать эту часть, если грант получить не удастся.

Важно: большинство конкурсов требуют софинансирования проекта

Грантом не получится закрыть весь бюджет. Тем, кто никогда еще не подавал на гранты, важно знать: большинство конкурсов требуют софинансирование проекта. «То есть в заявке вы должны показать, где возьмете дополнительные ресурсы», – напоминает создатель проекта «Без сахара» Анна Морозова в рассылке-инструкции «Что, если не грант».

Размер софинансирования обычно не фиксируется в условиях гранта (но все же каждый раз проверяйте это!). Допустимо, например, такое сочетание: 70% – грант, 30% – ваш вклад, хотя многие НКО для надежности закладывают 60 х 40% или даже 50 х 50%. Среди победителей конкурса Фонда президентских грантов встречаются проекты, у которых софинансирование не превышает 20% (вот пример).

Если ваша организация волонтерская и собственный бюджет у вас минимальный, не огорчайтесь: вы можете заложить как ваш вклад волонтеров (оценив стоимость их работы по рынку), помещение, другое имущество. Так что стартовать можно почти с нуля.

На какие грантовые конкурсы подавать

Есть крупные российские грантодатели (см. врезку ниже) и спектр местных грантов и грантов от корпораций. Чтобы быть в курсе всех возможностей, полезно подписаться на телеграм-канал «Капитан грантов». Канал ведет Егор Рафиков, авторитетный в НКО эксперт по привлечению грантового финансирования из Казани.

Раньше российские НКО охотно привлекали иностранные гранты, но сейчас в связи с законом об иноагентах получение денег из-за рубежа несет отдельные риски. Также рискованным может быть получение финансирования от организаций-иноагентов.

Крупные российские грантодатели, ранжированные по общему объему финансирования

Фонд президентских грантов, ФПГ
– объем грантов в 2020 году 10,6 млрд руб., конкурс два раза в год (иногда объявляют дополнительные тематические конкурсы).
Президентский фонд культурных инициатив (учрежден ФПГ для поддержки проектов в области культуры)
– в 2022 году шесть конкурсов, общий объем грантов 8 млрд руб. (по данным «Интерфакса»).
Фонд Потанина
– объем грантов в 2021 году – 1 млрд 141 млн 762 000 руб. (отчет фонда), широкий спектр конкурсов (около 30) в области музейного дела, спорта, социальных проектов.
Фонд Тимченко
– около 700 млн руб. в год, конкурсы по четырем основным направлениям («Культура», «Спорт», «Семья», «Старшее поколение»), см. годовой отчет фонда за 2021 год.
«Абсолют-помощь» – объем грантов в 2022 году 700 млн руб., два тематических конкурса (помощь детям с особенностями развития) один раз в год.
Гранты мэра Москвы
– 600 млн руб. в год, широкий спектр направлений, подача заявок летом, обычно в июне.
Гранты Департамента труда и соцзащиты Москвы («Москва – добрый город»)
– 400 млн руб. в год на поддержку социально ориентированных НКО (особенность: с 2022 года не требуется софинансирование заявок!).
Конкурс «Православная инициатива» фонда «Соработничество» – один раз в год, грантовый бюджет 110 млн руб.

Больше подробностей тут.

Как придумать проект для гранта

Gif с тремя двигающимися шарами

Чтобы брать гранты, действительно нужно развивать проектное мышление. Об этом есть вебинары, самые полезные – от конкретного грантодателя. К счастью, самые крупные из них тратят много времени и сил, чтобы погрузить соискателей в логику проектного мышления.

У Фонда президентских грантов, скажем, есть целый Центр поддержки, где можно получить много важной информации и бесплатный онлайн-курс по социальному проектированию.

У грантового конкурса мэра Москвы есть экспресс-курс по подготовке грантовых заявок.

Если ваша идея для гранта легко укладывается в формат: «Мы хотим сделать ИКС, чтобы добиться цели ИГРЕК, а сроки такие-то, а стоит столько-то» – то это проект, который осталось лишь детализировать. Проговорите и запишите сначала эту идею вот так, попросту, развернуто обосновать можно будет потом.

Примеры зародышей заявок из практики «Милосердия»

«Мы хотим провести летнюю школу журналистики для наших сотрудников и стажеров редакции, чтобы привлечь новых авторов, улучшить наши тексты и вовлечь больше читателей (текстов по итогам будет столько-то, а читателей у них – столько-то)».

Можно идти от статей бюджета вашей организации, разбитого по направлениям. Допустим, я хочу зафинансировать грантом фотослужбу портала «Милосердие.ru». Тогда я буду придумывать интересный проект про фото (выставку, фотоистории, фотоконкурс, фотомастер-классы и тому подобное). Или я НКО, специализирующееся на уходе за инвалидами и хочу профинансировать службу нянь для детей с инвалидностью – тогда придумываю проект про нянь (или описываю как проект это уже имеющееся направление).

Можно сочинять проект для решения конкретной проблемы ваших благополучателей или вашей собственной работы, с которой вы столкнулись, но на решение которой пока не было ресурсов. Аналогично – с внедрением новой технологии в вашу работу, нового подхода.

Пример: мы поняли, что в адресной работе с подопечными нам необходим социальный работник, который будет визитировать на дом к подопечной семье и вести ее по всем этапам помощи. Вот про службу соцработников и напишем проект.

В этом смысле очень полезно проводить в конце года стратегическую сессию. Кроме ответа на общие вопросы «кто мы, зачем мы, какие цели мы ставим и все ли правильно делаем», стратсессия помогает собрать «хотелки» для будущих грантовых идей.

«Правило бантика»: грант – это про развитие, не про рутинные процессы

«Бантик» – новшество (та самая инновационность, которую обычно требует грантодатель). Важно, чтобы «бантик», который обеспечит победу в конкурсе, не сожрал потом все ваши силы, не искривил деятельность вашей организации.

Я называю это «правило бантика». Бантик не должен перевесить всю остальную работу вашей НКО. Он должен быть инструментом вашего развития, а не камнем на шее.

Пример тяжеловесного «бантика»: масштабные обучающие мероприятия (миссия вашей организации – точно обучать коллег?), большой проект в диджитал (вы точно хотите создать огромный контент-проект и понимаете, как его дальше развивать? вам точно нужно именно сложное в разработке мобильное приложение или другой сложный программный продукт?), крупное мероприятие в офлайне (вы точно хотите запустить общероссийский фестиваль, он не станет последним достижением вашей НКО?).

«Бантик» потребует обслуживания: команды, ресурсов, времени, ресурсов руководителя организации в том числе.

Поэтому надо обязательно понять, как он усилит вашу организацию, что он ей даст в долгосрочной перспективе. Скажем, конференция может дать качественный пиар и повысить осведомленность о вас, если она будет крутой и у вас есть пиар-служба, дать полезные связи с коллегами или другими стейкхолдерами, позволит вам понять и сформулировать жизненно важные для дальнейшей деятельности вещи. Иначе проводить ее не стоит. Просчитать, что останется с вами, когда красивый проект закончится, совершенно необходимо.

У нас нет денег на текущие зарплаты, как быть – не подаваться на грант?

Можно ли не предлагать в заявке совсем ничего нового по сравнению с текущей деятельностью? Нет, так скорее всего не получится выиграть. Единственное исключение – если ваша организация впервые подается на конкретный грант, то можно выйти со всем вашим проектом сразу, прецеденты успеха есть.

С четкой идеей развития вашего уже участвовавшего в конкурсах проекта выходить можно. Обратите внимание, сколько среди победителей грантовых конкурсов проектов со словом «развитие» в названии! Развитием может быть и усиление самой организации – создание для нее цифровых инструментов, например, или автоматизация процессов в широком смысле.

«Если показать в заявке, как такая автоматизация увеличит в итоге помощь целевой аудитории вашей НКО, то можно включить в заявку зарплаты самых разноплановых сотрудников, причастных к проекту, который вы подаете: от бухгалтеров до полевых работников», – делится своим опытом гендиректор фонда «Живи сейчас» Наталья Луговая.

Кроме того, даже текущая работа НКО все время меняется. Вспомните, например, как много новых задач поставила перед самыми разными организациями пандемия коронавируса. Но и в спокойные годы изменения происходят постоянно. Посмотрите на вашу текущую деятельность с точки зрения таких неизбежных или просто желательных перемен и именно про это пишите грант, советует Наталья Луговая. 

Как спланировать работу над заявками на год вперед

Очень советую заранее (в декабре) составить примерный календарь грантовых конкурсов на весь предстоящий год в виде таблицы в Excel (ФПГ: февраль – март и сентябрь – октябрь, БФ Потанина («Точка опоры») – июль – сентябрь и т.д.).

Отметьте там на каждый месяц года не только время подачи заявок, но и то, какие гранты выиграны, и время подготовки отчетов по ним. Так гораздо легче распределить нагрузку на команду. Например, станет понятно, какие конкурсы можно пропустить. А если идей для грантов много – вы сможете распределить их по конкурсам и месяцам.

Не все грантодатели объявляют сроки проведения конкурсов заранее: поручите вашему фандрайзеру следить за сайтами наиболее подходящих вам конкурсов и профильными СМИ (Агентство социальной информации, раздел «Что будет» на «Милосердии.ru»), где публикуются анонсы очередных конкурсов.

Итак, вы решили подавать на конкретный грантовый конкурс. С чего начать?

Gif - тетрадь-календарь с отмечающимися датами крестиком

Грантодатель чего-то хочет от вас: внимательно прочитайте номинации конкурса.

Самый крупный грантодатель – государство (ФПГ, гранты субъектов федерации, например мэра Москвы). Так оно развивает интересные ему сферы и поощряет полезную с его точки зрения общественную активность. То же самое касается и негосударственных грантодателей – фондов частного капитала и других. Чтобы понять, попадет ли ваш проект в точку, надо внимательно читать описание грантовых номинаций – направлений.

Номинации-направления бывают более конкурентные и такие, где проходной балл меньше. Иногда стоит присмотреться, не подходит ли ваш проект под менее конкурентную номинацию. Чтобы лучше понять, куда вы подходите, можно посмотреть, какие проекты в какой номинации победили в прошлом конкурсе, обычно на сайтах грантодателя такая возможность есть.

Примеры грантовых номинаций

В первом конкурсе ФПГ на 2023 год (результаты – тут)
номинаций много, есть из чего выбрать:
• защита прав и свобод человека и гражданина,
• охрана здоровья граждан,
• охрана окружающей среды и защита животных,
• поддержка молодежных проектов,
• поддержка проектов в области науки, образования, просвещения,
• поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,
• развитие институтов гражданского общества,
• сохранение исторической памяти,
• социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан,
• укрепление межнационального и межрелигиозного согласия.

А вот направления грантового конкурса по конкретной теме (помощь детям с особенностями развития, грант фонда «Абсолют-помощь»):
• сопровождаемое проживание и трудоустройство,
• диагностика и маршрутизация,
• интенсивная ранняя помощь, реабилитация и абилитация,
• адаптивная система образования,
• включение в социокультурный контекст и просвещение.

Как видим, разброс тем большой, но все они тут из одной сферы.

Зарегистрируйтесь на сайте конкурса, зайдите в личный кабинет и начинайте изучать структуру заявки. И – потихоньку писать ее!

Кто пишет заявку

Это зависит от размера вашей команды. Иногда руководитель – один за всех, в помощь ему – только бухгалтер. Если есть фандрайзер, ура! Но это не значит, что фандрайзер делает все.

Я убеждена, что идею проекта должен формулировать руководитель организации или будущий руководитель проекта. Только он обладает видением всего проекта, понимает процессы, знает, какая команда будет нужна, видит ценность и смысл проекта для благополучателей и для самой организации.

Формулировать эту суть гранта лучше рабочим языком, не пытаясь стилизоваться под официоз. Эксперты, которые читают заявки, тоже люди, и чем им будет проще читать, тем больше шансов, что они все правильно поймут.

После того как руководитель коротко описал суть, включая то, как все примерно будет работать, может подключиться фандрайзер.

Фандрайзер прорабатывает детали заявки, собирает техническую информацию, думает, как все сформулировать, чтобы удовлетворить требованиям гранта, заполняет конкретные поля в кабинете гранта. Если руководить проектом будет не директор организации, а другой сотрудник, именно этому сотруднику стоит поручить детально прописать задачи проекта, ресурсы, которые понадобятся, наметить бюджет.

Руководитель будущего проекта, в частности, собирает цифры и факты для обоснования, прописывает задачи проекта человекопонятным языком, проверяет состав команды и стоимость всех работ по проекту.

Бухгалтерия сводит бюджет проекта, считает налоги, заказывает выписку из ЕГРЮЛ.

Фандрайзер следит за графиком, готовит письма поддержки, озадачивает бухгалтерию и собирает все материалы для заявки воедино.

Стоит ли нанимать стороннего грантрайтера?

Признанных внешних экспертов по написанию грантовых заявок немного, их контакты энкаошники передают друг другу по принципу сарафанного радио. Однако на рынке уже сформировалось некоторое предложение, например, можно отметить создателя блога «Пишем грант» Анну Яковлеву, которая консультирует НКО в сфере грантов с 2017 года. На ее сайте есть полезные рекомендации, которые стоит изучить, если у вас не очень большой опыт с грантами.

Не так давно появился ресурс от проекта Philgood с рекомендациями, как подавать гранты на диджитализацию (на развитие сайтов и других цифровых инструментов для работы НКО). Эксперты Philgood готовы доработать идею диджитал-проекта в формате pro bono консультации после первичного отбора поданных кратких заявок и также помочь оформить ее концептуальную и техническую часть к подаче на грант.

В привлечении внешнего специалиста есть и риски. Стороннему человеку труднее будет разобраться в процессах вашей НКО, и вы потратите время, чтобы погрузить его в вашу деятельность. Может быть, сложно проверить добросовестность такого специалиста: если он скопирует фрагменты заявки из заявок других организаций, побеждавших на конкурсах, есть риск, что вас уличат в плагиате. У Фонда президентских грантов есть, к примеру, целый алгоритм, отслеживающий плагиат в заявках.

Надо понимать, что суть заявки вам все равно придется сочинять самим, ресурсы, сроки и выработку подсчитывать самим – отвечать за исполнение проекта будет не внешний специалист, а вы. Если внешний спец плохо поймет суть вашей деятельности, то может заложить в грант неисполнимые обязательства.

Детально плюсы и минусы обращения к внешним грантрайтерам разобраны в полезной статье Агентства социальной информации.

Сколько времени занимает написание заявки

Начать придумывать заявку стоит сразу, как только объявлен конкурс, чтобы перед дедлайном не биться в цейтноте.

В создании заявки есть разные куски работы: придумать саму идею и название проекта, набросать для себя, как все будет работать, составить бюджет, сделать описательную часть (цели-задачи, суть проекта, обоснование его важности, поиск данных для этого – статистики например), собрать письма поддержки, запросить необходимые документы (выписки из ЕГРЮЛ).

Советую разбить задачу на такие подзадачки и работу над ними распланировать в календаре, причем пару дней перед окончанием сроков подачи оставить про запас. За две недели (+2 дня про запас) точно можно все сделать без спешки, уделяя 2-3 часа в день.
За одну неделю тоже можно управиться, но придется посидеть сверхурочно – ведь ваши обычные задачи никто не отменял.

Сотрудница «Русфонда» Людмила Геранина, с богатым опытом написания грантовых заявок, считает, что, если идея для гранта родилась в последний момент, опытный руководитель проекта может написать выигрышную заявку и за два дня, но для этого необходимо:

1) чтобы проект не был внутренне сложным, запутанным, его логика должна быть очень простой и ясной, и 2) очень компетентный проектный менеджер, который знает свой проект наизусть: ночью разбуди, расскажет любую строку из бюджета. Мастера умеют и не такое, но мы все же советуем на последние дни создание заявки не оставлять! В том числе потому, что в последний день перед дедлайном сайты грантовых конкурсов перегружены от наплыва опоздавших заявителей и могут надолго подвисать. Будет обидно, если из-за этого вы не сможете загрузить ваш проект в кабинет гранта.

Как обосновать востребованность и важность проекта

Проект – нечто, решающее конкретную проблему. В грантовой заявке нужно не просто убедительно и ясно описать суть проблемы, но и доказать ее существование. Лучше всего при этом ссылаться на авторитетные источники, экспертов, цифры, аналитику. Где это все искать?

Обоснованием могут служить публикации в серьезных СМИ, оттуда можно взять высказывания чиновников или общественников, признающих проблему, и кое-какие цифры. Погуглите вашу тему и посмотрите, какие топовые СМИ об этом писали и что именно, какие ньюсмейкеры высказывались.

Если, например, у вас проект про бездомных в Москве, то имеет смысл попробовать поисковые запросы: статистика по бездомным в Москве, проблемы бездомных в Москве и т. п. Только обращайте внимание на даты публикаций и берите самые свежие.

Кроме того, обращайте внимание не только на СМИ, но и на научные статьи и материалы тематических конференций, там может быть что-то интересное. Опытный руководитель-грантрайтер запасает ссылки на исследования по теме, которой занята его организация, как только они попадаются ему на глаза. Обоснованием весомости проблемы могут быть и ваши собственные полевые статистические данные, если вы их собираете. Насколько увеличивается год от года или месяц от месяца поток обращений к вам, какие проблемы ваших благополучателей вы можете подтвердить на цифрах? Стоит копить такие данные в процессе вашей работы.

Полезные исследования по тематике НКО, которые помогут выиграть грант

Интересные материалы можно найти на сайте Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики.

Проект «Пульс НКО» содержит данные по организационному развитию НКО, они могут пригодиться для обоснования заявок, нацеленных на помощь другим НКО или на оргразвитие вашей организации.

Если быть точным – исследовательская платформа фонда «Нужна помощь», тут есть статистика по ряду направлений, которыми занимаются социально ориентированные НКО.

В 2020 году рейтинговое агентство RAEX начало делать регулярные рэнкинги (ранжирующие исследования) по тематике НКО.

В том числе там есть рейтинг фандрайзинговых НКО, в нем сведения о более чем 600 организациях, и рейтинг регионов по развитию в них третьего сектора.

Любопытное исследование 2022 года от Сбербанка про профессиональную благотворительность.

Интересные данные есть в материалах конкурса молодых исследователей ESOMAR, который проводит АНО «Интеллектуальное волонтерство» (todogood), совместно с ООО «ОуЭмАй Аналитикс». По условиям конкурса молодые социологи и маркетологи проводят социсследования по заказу конкретных НКО, так что отслеживайте материалы по близкой вам тематике.

Новые исследования выходят не так часто, как хотелось бы, но постоянно, так что ищите свежие!

Смета: что не забыть

Рисунок. Цветной экран телефона

Заложите доплаты сотрудникам, которым придется делать дополнительные усилия в ходе работ по гранту! Иначе есть риск истощить ресурсы команды – ей придется вдобавок к обычной нагрузке делать что-то еще. Например, можно предусмотреть доплату бухгалтеру, которому надо будет собирать дополнительные отчеты, и т. п.

Вообще, грант – это возможность развить команду, добавить функционал и оплату имеющимся сотрудникам, развив их, либо привлечь и протестировать людей на новые должности, которые потом могут пополнить штат.

Реалистичность расходов, в том числе и на зарплаты, – то, что внимательно оценивает грантодатель. Полезно, составляя смету и обосновывая оплату конкретных должностей в заявке, привести данные по вакансиям на те же должности в организациях похожего масштаба для вашего региона.

У НКО есть представление, что в грантовых заявках размер зарплат должен быть совсем по минимуму, есть мнение, что не более 50 000 руб. в месяц. Никакого писаного правила на этот счет не существует. По моему опыту, важнее обоснованность ставки и наличие софинансирования. Если есть опасения, что превысите негласный лимит, запросите у грантодателя не полные зарплаты ваших специалистов, а часть в пределах этого лимита. Остальное заявите как софинансирование.

Составляя грантовую смету, обратите внимание, не раздули ли вы штат (есть опасность из-за привлечения большого количества сотрудников на проект по ГПХ нарушить ограничения, дающие право на упрощенное налогообложение). Иногда правильнее заключить договор на те или иные работы по гранту с другой организацией (только надо будет тщательно подойти к выбору подрядчика, ведь за результат отвечаете вы).

Как вы будете считать результаты

Во многих грантах заявитель должен обозначить, как его проект улучшит жизнь его целевой аудитории, каким будет эффект для общества. Всегда требуются количественные и качественные результаты.

Обозначая количественные результаты, будьте осторожны: лучше скромнее заявить и выполнить заявленное, чем замахнуться на неисполнимое. Очень внимательно взвесьте достижимость количественных результатов.

Важно оценить риски невыполнения заявленных показателей с точки зрения подготовки последующей отчетности «план-факт». И закладывать поправку (понижающий коэффициент) на случай, если что-то пойдет не так.

Также важно заранее продумать, как подтверждать запланированный охват благополучателей. Собирать подтверждающие документы – трудоемкий блок работы по гранту. Какие усилия от вас потребуются? Можно ли заложить эту работу в грант, доплатив за нее сотрудникам? Очень досадно бывает на этапе отчетности столкнуться с тем, что заявленные цифры вы не в состоянии получить физически.

Письма поддержки

В самом начале наметьте, какие организации вы попросите написать для вас письма поддержки. Ни в коем случае не откладывайте просьбу подписать для вас такое письмо на последний день. В этом случае велик шанс, что вам откажут – у всех много своих дел и забот.

Составление текста письма тоже на вашей стороне, присылайте готовый документ, который партнеру остается только подписать и выслать вам скан. В письме поддержки должно быть написано, почему подписант считает проект важным и полезным. Еще можно написать, в чем будет заключаться ваше партнерство по проекту, какой удачный опыт сотрудничества у вас уже был.

Не имеет большого смысла просить письма поддержки у организаций, которые вас не знают, считает Наталья Луговая, генеральный директор фонда «Живи сейчас». Велик шанс получить отказ. «Сама я даю письмо поддержки только организациям, с которыми я реально взаимодействовала в рамках совместных проектов. Другие организации рекомендовать я не считаю возможным», – говорит Наталья.

Часто для грантодателя важно, чтобы проект получил медийный охват. Как добиться письма поддержки от СМИ?

Попробуйте донести до издания, что интересного для его аудитории будет в вашем проекте. Почему это интересно редакции, какие яркие сюжеты это ей даст?  Более эффективным, чем просто отправка письма, будет живое общение с редакцией, если его получится добиться. Для этого попросите о встрече в онлайне, например. Все это реально, только если у вас есть пресс-служба.

В письме поддержки от СМИ не нужно писать никаких количественных обязательств по публикациям или обещать осветить все мероприятия по гранту: никакое СМИ на это не подпишется.

Также полезно помнить, что если вы все же заложили в заявку цифры по количеству публикаций, то именно вы отвечаете за их выполнение – то есть вам нужно будет еще потрудиться, чтобы СМИ взяли ваши информповоды нужное количество раз. Никаких юридических обязательств опубликовать что-либо письмо поддержки на редакцию не накладывает.

Наталья Луговая не считает обязательным просить о поддержке СМИ. Медийность проекта можно подтвердить охватами соцсетей вашей НКО, также можно сослаться на предыдущий успешный опыт взаимодействия со СМИ, дав ссылки на публикации за полгода, они покажут, что ваша организация интересна СМИ в целом.

К слову, чтобы после получения гранта обеспечить обещанное грантодателю количество публикаций, задействуйте сервисы, позволяющие НКО самим готовить новости для некоторых СМИ: это Агентство социальной информации (изучите там раздел «Прислать новость») или проект «Открытые НКО», созданный «Комсомольской правдой» специально для медийной поддержки благотворительности.

Грант получен: какие первые шаги облегчат вам процесс?

Gif - ноги в разноцветных сапогах и катающиеся10 рублей

Как только пришла радостная весть о получении гранта, я внимательно перечитываю заявку и расписываю все работы по гранту сразу в «Планфиксе» – сперва в крупную клетку, блоками, а по мере разворачивания работ все детализирую.

Кроме того, мы сразу же создаем таблицу для сбора всех отчетных материалов и статистики и заполняем ее еженедельно или ежемесячно (например, по мере выплат по гранту за работы по договорам ГПХ и любые другие). Это надо, чтобы в конце гранта не вспоминать лихорадочно, где что и что вообще было. За год вы точно все забудете, если сразу не будете фиксировать. За сбор всего этого как раз и отвечает сотрудник бухгалтерии, которому мы доплачиваем из гранта.

Я внимательно читаю, что написано в договоре гранта относительно наших обязательств по пиару: какие логотипы и формулировки о грантодателе где должны появляться, и продумываю, кто за это будет отвечать. Сразу даю указания дизайнерам, а также если предусмотрены публикации (у нас обычно как раз они и предусмотрены, мы же СМИ), то мы тегируем их и все необходимые логотипы и волшебные слова «реализовано при поддержке…» подтягиваются по тегу.

Срок подготовки отчетности я выставляю в таск-менеджере с небольшим запасом, чтобы минимизировать нервотрепку.

Сверку выработки имеет смысл проводить каждый месяц, чтобы не завалить задачи.

Напоминаем: если вы не сделаете всего, на что подписались по гранту, и часть грантового бюджета останется неосвоенной, непотраченные деньги надо будет вернуть.

Грантодатель одобрил заявку, но срезал смету: что делать?

По мнению НКО, это не лучшая практика со стороны грантодающих организаций. Она и правда парадоксальная: с одной стороны, вам доверяют (одобрили), с другой – не доверяют финансовой части вашей заявки, хм. К счастью, такое практикуют лишь некоторые грантодатели.

Но если смету срезали, что же делать? Во-первых, советует Наталья Луговая из «Живи сейчас», надо понять, как урезание сметы повлияет на осуществимость проекта. Если сокращение незначительное и вы уверены, что на одобренные деньги сумеете реализовать все заявленное, слегка увеличив ваши собственные вложения в проект, соглашайтесь.

Если же урезание значительное, нужно (оценив, сохранится ли смысл в проекте вообще) провести переговоры и убедить грантодателя, что придется пропорционально срезать и результат.

Какие документы и данные вам понадобятся для отчетности

Грант – игра по строгим правилам. Узнайте правила отчетности и ее график (сколько промежуточных отчетов и какие, что за данные вам понадобятся) заранее. Не всегда требования к отчетности легко выполнимы.

Например, если для того, чтобы подтвердить проделанную вами работу, грантодатель требует предоставлять персональные данные благополучателей, придется вести переговоры, чтобы обезличить данные (передача персональных данных без письменного согласия человека незаконна). Переговорами с куратором, которого вам назначит грантодатель, можно решить эту проблему, но вам, возможно, понадобится грамотное обоснование от вашего юриста, говорит Людмила Геранина из «Русфонда». В итоге, например, в отчетности по одному из грантов список полных ФИО доноров костного мозга удалось заменить на список фамилий и инициалов, то есть обезличенную информацию.

Полезно также осознать общий объем документации, который потребуется для отчета: насколько он увеличит работу вашего бухгалтера? Проясните с грантодателем все эти детали заранее. Заложите доплаты за подготовку отчетов в заявку (я, например, взяла за правило закладывать доплату бухгалтеру или специалисту по договорам).

Вы не взяли грант: кто виноват и что делать

Наступил день объявления результатов конкурса, вы с напряжением вглядываетесь в списки победителей… и не находите в них своей организации. Заявка не получила поддержку. Досада – первое чувство, которое вы испытаете. Многие на этом застревают и начинают строить обидчивые догадки, почему их недооценили. Некоторые начинающие организации даже капитально разочаровываются в грантовых конкурсах.

По моему опыту, это не конструктивно. Из поражения следует извлечь практические уроки, чтобы ваша следующая заявка была более успешной.

Во-первых, надо попытаться получить максимальную обратную связь от грантодателей. В ряде грантов (например, ФПГ) доступна информация о количестве баллов по каждому параметру заявки – ее надо осмыслить.

У большинства крупных грантодателей (например, ФПГ) есть правило, что персональную обратную связь по заявке они не дают. Однако, по нашему опыту, запрашивать обратную связь все же стоит – вдруг повезет? «На моей практике только один раз в 2018 году крупный грантодатель прислал в ответ на запрос, почему не выиграла заявка, обратную связь от трех экспертов, оценивающих заявку. Это были подробные комментарии экспертов по критериям оценки заявки. И они оказались очень полезны для доработки заявки на следующий год», – говорит фандрайзер нашего портала Наталия Шиповских. В конце концов, для грантодателя тоже может быть важно видеть заинтересованность заявителей в получении обратной связи.

Совершенно точно стоит дать посмотреть вашу не выигравшую заявку опытному независимому эксперту – например тому, у кого есть опыт экспертизы грантов. Его или ее содержательный комментарий – что с заявкой не так, может быть очень поучительным.

Если ваш проект – церковный, попросите методической помощи в Синодальном отделе по благотворительности Русской Православной Церкви, пусть эксперты отдела разберут вашу неудачу с вами.

Изучите проекты-победители в вашей категории и с похожей деятельностью. Полного доступа к их заявкам у вас не будет, но даже общая информация может быть полезной.

Помните, что не выигравшую, но детально прописанную заявку вы можете взять как исходник для следующей, более успешной. Половину работы по формулированию целей-задач вы уже сделали, используйте это.

Желаю побед!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?