Пять вопросов о Щедром Вторнике Светлане Горбачевой, директору по маркетингу и коммуникациям фонда «КАФ» — главные достижения, cправедливая претензия к флешмобу, яркие кейсы и ее личный KPI

Светлана Горбачева

— Какие три главных цифры вы бы назвали, чтобы дать представление, что такое #ЩедрыйВторник, и о его динамике?

— #ЩедрыйВторник – прежде всего люди, поэтому главное, что в инициативе участвует уже больше 2 500 партнеров в 227 российских городах, а это значит — десятки тысяч человек с 20 по 27 ноября принимают участие в волонтерских акциях, благотворительных ярмарках, выставках, концертах, делают много добрых дел и рассказывают об этом.

Вторая важная цифра – число тех, кто рассказывает о своей благотворительности. В 2016 году, когда стартовал #ЩедрыйВторник, 70% россиян так или иначе участвовали в благотворительности, но всего 42% рассказывали о ней. В этом году мы повторили исследование и оказалось, что уже 56% россиян делятся своими добрыми делами. Мы назвали это эффектом «Недели признаний». В этом большая заслуга всех, кто участвовал в флешмобе. Мы доверяем информации о благотворительности, если слышим ее от знакомых. Гораздо проще решиться на донорство костного мозга по примеру друга или сделать пожертвование в фонд, куда знакомые ездят в качестве волонтеров.

И третья цифра – конечно, про деньги. Вот уже два года подряд онлайн-пожертвования в #ЩедрыйВторник вырастают в два раза по сравнению с любым другим днем года. Эти данные мы получили после нашего опроса ведущих платформ и платежных систем — Благо.ру, Сбербанк, ChronoPay, CloudPayments, Qiwi, Добро.mail.ru, Planeta.ru, Нужна помощь, Яндекс деньги.

— Претензия к ЩВ, с которой вы согласны?

— Бывает, к нам обращаются благотворительные фонды или инициативные группы и говорят: «Мы зарегистрировались на сайте, стали партнером #ЩедрогоВторника и … не собрали денег. Это потому, что вы недостаточно пиарили нас». Справедливо. Мы недостаточно «пиарим» отдельных участников, мы, как фонд-координатор, должны поддерживать общий бренд и идею инициативы, обеспечивать работу инфраструктуры. Но делаем все возможное, чтобы научить благотворительные фонды работать с этой инфраструктурой.

На сайте есть вебинары, инструкции, сборник лучших кампаний года, а еще мы весь год «на арене» – на самых разных площадках рассказываем, как развивается движение в России и других странах, как воспользоваться этим опытом, чтобы каждая конкретная организация могла привлекать к себе ресурсы, волонтерские, интеллектуальные и финансовые.

— Три самых ярких российских кейса из истории ЩВ, на ваш взгляд? В чем ключ к успеху для участников?

— Меня очень вдохновляет волонтерский фандрайзинг – за ним, кажется, будущее. В #ЩедрыйВторник проходит много таких частных инициатив: друзья собираются на благотворительный ужин, мастер-класс, домашний гараж-сэйл и многое другое. Бизнес организует корпоративные благотворительные акции, например, врачи МЕДСИ уже третий год проводят бесплатную диагностику по ряду заболеваний. В прошлом году Росбанк стал партнером флешмоба «Неделя признаний» и переводил на благотворительность 100 рублей за каждое пожертвование на сайте Щедрыйвторник.рф. Кстати, в этом году мы добавили возможность рассказать Щедрую историю в рамках флешмоба, и авторы трех лучших историй смогут направить денежное пожертвование от #ЩедрогоВторника в пользу любимых благотворительных организаций. Один из наших давних партнеров «Петролеум трейдинг» в честь #ЩедрогоВторника удвоит ежемесячные пожертвования в несколько благотворительных фондов на Благо.ру. Акций софинансирования в ноябре у нас несколько – с компанией PayPal, ОТП банком, фондом «Абсолют-помощь».

Некоммерческие организации радуют нас креативом. Например, 27 ноября «Упсала цирк» устроит благотворительный онлайн-баттл, где обещают усложнять трюки в зависимости от величины пожертвования! Или 27 ноября Московский центр самообороны Крав-Мага совместно с кризисным центром для женщин «Китеж» проведет бесплатный мастер-класс по самообороне для женщин «Неслабый пол». 25 ноября открыл свои двери для бесплатного посещения Русский музей в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в Москве — это стало возможным благодаря партнеру #ЩедрогоВторника благотворительному фонду «Система».

— Если бы вы были специалистом на стороне крупного бизнеса или НКО, но со всеми сегодняшними (в том числе инсайдерскими) знаниями о #ЩедромВторнике, какие шаги вы бы предприняли, чтобы извлечь максимум выгод из участия?

— Чтобы партнерство было максимально взаимовыгодным для всех участников, нужно точно знать задачи компании: вовлечь сотрудников в благотворительность, осветить в СМИ свою благотворительную деятельность или помочь продвижению товара/сервиса на новые аудитории. Все эти вопросы можно и нужно решать в рамках инициативы. Главное, не забывать – благотворительность существует, чтобы помогать, решать социальные задачи. Я часто консультирую партнеров #ЩедрогоВторника и вместе нам удается найти индивидуальное решение на стыке интересов компании и общества.

То же самое относится к НКО – мы стали мерить успех фандрайзинговой линейкой и это правильно. #ЩедрыйВторник уже два года подряд становится показательным в плане роста онлайн-пожертвований в этот день. Но для того, чтобы играть вдолгую, нужно думать и об информировании, формировании бренда фонда, привлечении новой аудитории, даже шире – о развитии культуры благотворительности. Ведь можно быстро собрать денег, выкосить эту траву, но, не культивируя почву, нельзя ожидать, что на ней дальше что-то вырастет. Наша общая задача – обрабатывать почву, растить траву, развивать культуру благотворительности.

— Ваш личный KPI по Щедрому вторнику?

— #ЩедрыйВторник двигается слишком мощно, чтобы можно было желать чего-то большего, честное слово. В этом году мы снова планируем собрать и проанализировать всю статистику, которую сможем получить, поэтому еще могут быть сюрпризы, но пока, судя по динамике, мы видим только движение вперед.

Конечно, хотелось бы, например, чтобы #ЩедрыйВторник стал главным фандрайзинговым и благотворительным поводом года. Хотелось бы, чтобы этот день стал самой понятной и простой дверцей в мир благотворительности для тех, кто никогда не пробовал участвовать. Чтобы с этого дня начиналась традиция семейной благотворительности, и дети самого младшего возраста смогли к ней приобщиться, помогая самым разным благотворительным фондам. Это все в полной мере зависит от нас с вами, поэтому давайте не подкачаем! Желаю всем нам отличного #ЩедрогоВторника 2018.

Всемирная благотворительная инициатива #ЩедрыйВторник (GivingTuesday) возникла в Великобритании в 2012 году, сегодня проходит более чем в 100 странах. Россия в 2018 году присоединяется к ней уже в третий раз. У флешмоба более 2500 партнеров (НКО, бизнес, школы, университеты, музеи, театры, государственные и муниципальные учреждения). Участники из 227 населенных пунктов. Организовано более 2000 событий.Координатор #ЩедрогоВторника в нашей стране — Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ» (CAF Россия).

Три простых шага, чтобы присоединиться к Щедрому Вторнику:

1.Зарегистрироваться в качестве партнера и участника на сайте https://www.givingtuesday.ru/

2.Запланировать любое доброе дело и сделать его 27 ноября.

3. Рассказать об этом друзьям в соцсетях с помощью хештега #ЩедрыйВторник.