Корпоративный фонд «Абсолют-Помощь» с бюджетом 250 млн рублей и лучшие НКО строят модель жизненного маршрута для особых детей в Мособласти – чтобы затем тиражировать ее на всю страну

Полина Филиппова

Фонд «Абсолют-помощь» учрежден 16 лет назад Инвестиционной группой «Абсолют». Начинал с адресной помощи тяжелобольным детям, сейчас в активе фонда много программ, они направлены на создание в Московской области модели комплексной помощи детям с особенностями развития, и служб ранней помощи — по всей стране. Цель — внедрить целостный подход и индивидуальное сопровождение детей и семей, нуждающихся в помощи.  В 2014 году фонд открыл в поселке Райсеменовское Московской области школу «Абсолют» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа основана на принципах инклюзии, сейчас в ней 132 ученика.

Годовой бюджет фонда – около 250 млн руб., из них примерно треть вкладывается в развитие школы.

В апреле 2018 года новым исполнительным директором фонда стала Полина Филиппова, одна из опытнейших управленцев некоммерческого сектора.

От рождения до выхода во взрослую жизнь

Фото с сайта absolute-help.ru

— Поменять систему — грандиозная задача. Какой вы видите ситуацию на старте, в чем проблема?

— Наш фонд работает с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Часто это дети одновременно и сироты и имеют особенности развития – поражения центральной нервной системы, ДЦП, психоневрологические заболевания, генетические нарушения (синдром Дауна и другие).

Мы проанализировали всю линейку услуг в стране для таких детей и подростков и обнаружили очень мало мест, где семья может получить разностороннюю поддержку.  Многие организации предлагают родителям особенного ребенка высококвалифицированную помощь по определенным заболеваниям или для конкретного возраста, но нет комплекса необходимых услуг.

Например, могут быть доступны услуги службы ранней помощи (от 0 до 3 лет), но нет услуг по реабилитации и развитию после трех лет. Что делать дальше? Куда идти родителям в таком случае? Им зачастую приходится помещать ребенка в удаленный интернат, потому что больше рассчитывать не на что. Или есть инклюзивный класс в школе, но нет системы подготовки к ней. Ребенку и семье необходима поддержка на всех этапах жизни – от рождения до выхода во взрослую жизнь.

— Каких сервисов не хватает больше всего?

— Очень не хватает программ по трудоустройству молодых людей с особыми потребностями. А ведь они могут и хотят работать, приносить пользу. Очень мало центров сопровождаемого проживания — цивилизованной альтернативы психоневрологическому диспансеру.

Есть успешные случаи создания комплекса услуг, например, «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» в Псковской области. Но в нашей огромной стране таких примеров немного.

Инклюзивная школа – ключевой элемент

Фото с сайта vverh.su

— На чем вы сосредоточились при разработке стратегии?

— Мы поставили перед собой задачу собрать лучший российский и мировой опыт и смоделировать систему помощи со всеми необходимыми услугами для детей и их семей в районах МО, прилегающих к Серпухову. Такая география не случайна – в Серпуховском районе находится наша школа «Абсолют».  Очевидно, что инклюзивная школа, с качественным образованием и социализацией – ключевой элемент в траектории развития ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья – прим. ред.). Вокруг нее мы и достраиваем недостающие сервисы – профилактику отказов от новорожденных, поддержку семьям в кризисе, инклюзивные группы в детских садах и многое другое.  Для внедрения такой модели мы привлекаем некоммерческие и муниципальные организации.

Например, профилактикой отказов в подмосковных Серпухове и Чехове мы занимаемся с фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Фонд ведет это направление уже много лет, у них хорошие показатели. Нам важно, что мы разделяем одни ценности, говорим на одном языке.

Большинство учеников школы «Абсолют» живет в приемных семьях.  Дело в том, что в непосредственной близости от нашей школы находится городок приемных семей, созданный по инициативе губернатора Московской области.  Поддержка этих семей – психологическая, социальная, юридическая – один из приоритетов фонда.

Травма солдат, вернувшихся с войны

 

— Что вы начали менять в первую очередь?

— Любая кровная семья проходит через кризисы, и приемная тоже – это естественно и неизбежно. Даже дети без диагнозов, но с опытом нахождения в детском доме, доме ребенка – это все равно дети с особыми потребностями: они травмированы, и эта травма легко не проходит. Психотерапевты говорят, что уровень посттравматического расстройства у них такой же, как у солдат, вернувшихся с войны. Не проработав эту травму, дети не смогут двигаться дальше. Фонд финансирует такую работу.

Важнейшая для нас тема – профессиональная подготовка. Перечень профессий для детей с особенностями развития, по которым они могут получать образование, совсем небольшой: рабочий зеленого хозяйства, маляр-штукатур, швея, сборщик обуви.

В Москве сейчас ситуация выравнивается, за счет бюджета города в 2015 году стартовал проект «Профессиональное обучение без границ» — благодаря ему ученики с особенностями развития могут освоить профессии по программам профподготовки.  В Московской области начался проект «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом». Наши школьники смогут получать профессии парикмахера, кинолога, повара, дизайнера одежды – в зависимости от ресурсов (перечня специальностей) колледжей, с которыми школа заключит договор о профобучении, а также от желания и способностей детей.  Это потребует технических усилий, но мы рассчитываем зайти широко.

Еще один проект фонда — подготовка специального практического курса правовой грамотности. Курс в проектно-игровой форме помогает подросткам из детских домов, коррекционных интернатов и приемных семей разобраться в своих правах и обязанностях. Подростки с опытом сиротства и с особыми потребностями зачастую становятся первыми жертвами правонарушений, Но они же легко превращаются в правонарушителей, так как не осознают меру своей ответственности перед обществом. Ведь у подростков нашей целевой аудитории не хватает не только практических знаний, но и опыта самостоятельных решений, опыта выбора.

Трудоустроить 50 выпускников с особенностями

Фото с сайта absolute-help.ru

— Как выглядит следующий элемент маршрута при ОВЗ – трудоустройство?

—  Дело не только в предрассудках работодателей, хотя, к сожалению, они есть. Подростки с особенностями развития, главным образом выпускники интернатов, не очень понимают, как устроен мир за границами их учреждения. У них заниженная или, наоборот, завышенная самооценка и сильно выражен иждивенческий синдром – им все должны. Воспитание в интернатах это только подкрепляет. Погладить рубашку, почистить картошку, прийти вовремя, выполнить взятое на себя обязательство — огромная проблема.

Мы начали совместный с центром равных возможностей для детей-сирот «Вверх» проект по трудоустройству выпускников интернатных учреждений. В нем участвуют выпускники и нашей школы. Поставили себе дерзкую цель — трудоустроить 50 выпускников.

Успехом будем считать, если участник пройдет стажировку, ему предложат место по итогам и он или она продержится на работе минимум три месяца. В программе проекта – тренинги для ребят, как написать резюме, пройти собеседование, какие есть права и обязанности у работника и работодателя. Самое главное – у каждого участника будет наставник, он поможет пройти все этапы пути.

С фондом «Старость в радость» готовим важный волонтерский проект – хотим, чтобы дети с особенностями развития, которые привыкли ощущать себя объектом помощи, почувствовали, что тоже обладают ресурсом, могут многое дать тем, кто в этом нуждается. Участники проекта после соответствующей подготовки будут помогать как волонтеры в домах престарелых, интернатах, посещать одиноких стариков.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.ru. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Менять закон силами родительских организаций

Фото с сайта vverh.su

— Вы активно содействуете продвижению закона о распределенной опеке и сопутствующих законопроектов. Как, по вашему опыту, удается договориться с государством и убедить госструктуры сделать то, что необходимо?

— Фонд финансово поддерживает родительские и экспертные организации с успешным опытом совершенствования законодательства. Российское законодательство далеко продвинулось в отношении помощи людям с особыми потребностями, но многие юридические нормы все еще нужно адаптировать под лучшие международные практики – они должны соответствовать Конвенции о правах инвалидов, которую подписала и ратифицировала наша страна.

Я очень верю в силу родительских организаций. Родителям нечего терять, они отстаивают права своих детей, и к ним прислушиваются.

— По каким критериям вы отбираете НКО-партнеров, которые будут внедрять в жизнь модели фонда?

— Фонд очень гордится своими партнерами. Это настоящие подвижники, меняющие нашу жизнь к лучшему.  Мы стремимся работать и с опытными организациями, и с маленькими новыми инициативами. Большие организации накопили очень ценный опыт – его нужно систематизировать и распространять. А молодые организации могут внедрять и дальше развивать этот опыт на местах. Такое партнёрство и сотрудничество мы поддерживаем и финансируем.

Недавно фонд подвел итоги открытого конкурса проектов. Среди победителей есть хорошо известные организации и новички, о которых мы услышали впервые.  Именно открытый конкурс дал им возможность заявить о себе, получить поддержку своей деятельности. Все победившие проекты будут так или иначе содействовать формированию модельной системы помощи на юге МО, кто-то — через передачу своего опыта, кто-то — непосредственно работая в области. Мы и дальше будем финансировать проекты на конкурсной основе.

У фонда есть и другие направления работы. Чем бы мы ни занимались, наша главная цель –повысить качество жизни ребенка здесь и сейчас, дать ему все необходимое для успешной взрослой жизни.