От классических благозабегов и призыва к друзьям в день рождения до стримов и акции «Дети вместо цветов» – волонтерский фандрайзинг отлично привлекает новых доноров, если знать, чем их мотивировать

Изображение с сайта thebalancesmb.com

В США каждый третий доллар, пожертвованный на благотворительность, поступает от волонтерского фандрайзинга. Прибыль от таких мероприятий выросла на 55% в 2015 году, а в 2016 году топ-30 проектов волонтерского фандрайзинга привлекли $1,5 млрд. В России пока получается привлечь гораздо меньше — по разным оценкам, максимум 1 млн долларов в год.

Причина в том, что НКО не очень понимают разницу между волонтерским и классическим фандрайзингом и поэтому не используют все возможности для работы с волонтерами. Самый понятный формат — призыв к друзьям в свой день рождения перевести пожертвование в фонд вместо подарка — у нас в стране, как и в США, где он собирает самую большую доля пожертвований, прижился быстрее всех. Но спектр волонтерского фандрайзинга очень широкий. Например, российские стримеры заработали в 2018 году 12 млрд рублей – это отличный формат для потенциального волонтерского фандрайзинга.

В США до 70% людей, которые участвуют в волонтерском фандрайзинге, – новые доноры для фонда.

Найти волонтеров-мотиваторов

Распространенная ошибка фондов – они берут на себя организацию сборов в то время как это функция волонтеров и сторонников, отмечает Митя Алешковский, руководитель фонда «Нужна помощь».

— Я вижу, как фонды создают события «День рождения фонда», с призывом: давайте подарим ему деньги. Это неправильно. Здесь фонд не просит денег, не просит больших сумм. Не нужно рассказывать человеку, который дает деньги, о миссии, ценностях и задачах. Организаторы сбора – те, кто поддерживает фонд. А те, кто собирает деньги – могут вообще не разделять ценности, миссию, задачи фонда. Они просто доверяют своим друзьям – и все.

Задача фонда – найти волонтеров с очень сильной внутренней мотивацией. Это самое главное – когда человек хочет победить зло, например, рак, проблема его лично касается или беспокоит. Не фонд, не судьба незнакомых умирающих детей – а личное отношение к проблеме, потому что кто-то близкий болел или умирал от рака.

Коллективное участие

Изображение с сайта hrminstitute.pl

Объединяющий признак всех событий – НКО рекрутирует несколько добровольцев и они обращаются к своим друзьям, коллегам и знакомым с просьбой поддержать решение социальной проблемы (например, лечение рака, наставничество для детей-сирот в детдомах или помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации), сделав пожертвование в фонд.

Cамый потенциально прибыльный вид событий – коллективное участие, например, благотворительный флешмоб «Безумное чаепитие» ежегодно 26 ноября, в день рождения фонда «Подари жизнь». Участники должны внести вступительный взнос и могут использовать событие, чтобы пофандрайзить в своем кругу общения с помощью онлайн-платформы. Из плюсов, помимо объема сборов, значительное усиление бренда НКО и удобный формат для привлечения корпоративных спонсоров и участников. В США один из успешных примеров – велозаезд под эгидой фонда по разработке лекарства от онкологии Pelotonia.

Из минусов: требуется вложить много усилий, чтобы спланировать, оплатить и провести событие. Высок риск потерять деньги, если к участию не удастся привлечь достаточно сторонников или его придется отменить из-за форс-мажора. Это формат подходит вашей НКО, если вы уже успели набрать критическую массу сторонников в определенной географической точке, и вдобавок у вас есть возможности и воля инвестировать значительные средства и время в организацию ивента.

Сделай сам

НКО запускает онлайн-платформу, где каждый посетитель может создать собственное фандрайзинговое событие, активность или конкурс. Это может быть гаражная распродажа, конкурсы на лучший пирог, продажа лимонада и своих поделок детьми, вечеринка в честь дня рождения. Художник Татьяна Задорожная собрала больше 1 млн рублей для Детского хосписа «Дом с маяком» на странице онлайн-сервиса «Пользуясь случаем», рисуя комиксы.

События обычно происходят оффлайн, например, свадьбы и вечеринки, но возможен и виртуальный вариант. Фандрайзер создает событие и управляет им, при поддержке НКО («Друзья фонда “Подари жизнь”», «Ура! Событие», «Пользуясь случаем». В США и Великобритании волонтеры получают от фондов, например, американского Red Nose и британского Macmillan, специальный набор fundraising pack, в котором собрано все, чтобы помочь оформить праздник.

Из плюсов: мероприятием в таком формате легко управлять, как только создана платформа; не нужно платить вступительный взнос, возможно много вариантов участия. Среди минусов — потенциально низкая финансовая отдача и затраты на значительное продвижение, чтобы подстегнуть активность пользователей. Подходит вашей НКО, если целевая аудитория рассредоточена по разным географическим точкам и вам удалось создать активное онлайн-сообщество сторонников, вы хотите попробовать волонтерский фандрайзинг без высоких рисков и капиталовложений.

Третья сторона

Фото с сайта thebalancesmb.com

Ваша НКО становится партнером уже существующего события — это позволяет части сторонников участвовать в акции другой некоммерческой организации. Фандрайзер-волонтер соглашается собрать часть средств в пользу вашей НКО в обмен за участие. В США один из самых известных примеров – Чикагский марафон под эгидой Bank of America, объединяющий благобегунов, поддерживающих разные фонды. Та же история – с Московским марафоном в сентябре, фандрайзеры-волонтеры готовят к забегу и поддерживают с помощью своих друзей разные фонды, в том числе «Милосердие на бегу».

Из плюсов – низкие накладные расходы и удобный формат участия. Кроме того, ощутимо меньше нагрузка по подготовке к событию для команды вашей НКО. Минус – вы заработаете меньше, чем если бы сами организовывали событие и связь события с вашим брендом и миссией гораздо слабее, ее затеняет другая организация. Подходит фондам, чья стратегия – «подниматься на плечах гигантов». У вас есть шанс распространить знания о вашем фонде, привлечь новых доноров.

Краудфандинг

Некоммерческая организация призывает сторонников продвигать специальное событие или делать пожертвования в определенный день, например, известная акция Щедрый вторник. Самые успешные краудфандинговые усилия, как правило, используют онлайн-инструмент фандрайзинга и мощную стратегию продвижения, чтобы максимизировать осведомленность о своей НКО. Среди преимуществ – аудитория сосредотачивается на одном событии, которое часто приносит пользу сразу сотням фондов, призыв действовать звучит особенно убедительно, повторенный много раз по разным каналам коммуникации, сразу много людей узнает о том или ином фонде.

Минусы в том, что требуется вложить много сил в подготовку, продвижение и проведение акции в назначенный день и есть риск, что НКО не соберет заявленную сумму, если продвижение организовано поверхностно. Подходит фондам с хорошо известным брендом, большим количеством сторонников и несколькими программами прямого воздействия.

Cтратегия на старте

Изображение с сайта freepik.com

Назначьте лидера события – он или она отвечает за успех акции — и разработайте план. Он должен отвечать на следующие вопросы: каковы измеримые цели? Каковы конечные показатели результативности проведенной работы, чтобы достичь этих целей? Какие задачи необходимы для достижения результатов? Кто отвечает за выполнение задач и когда они будут выполнены? Сколько это будет стоить? Имейте в виду, что фандрайзинг стоит вложенных усилий, когда соотношение расходов и собранной суммы составляет примерно 20% к 80%.

Продумайте технологическую сторону дела и обеспечьте онлайн-систему для реализации событий. Маленькому региональному фонду, по мнению экспертов «Нужна помощь», потребуется вложить 300 тыс рублей, чтобы запустить платформу волонтерского фандрайзинга.

Посоветуйтесь с опытными коллегами. Разберите с ними событие пошагово и обратите особое внимание на нюансы. Например, важно понимать, какой вид сбора средств больше всего подходит для конкретного мероприятия. На благотворительные забеги люди приходят, как правило, с минимумом наличных, поэтому кешбоксы будут не очень уместны, предупреждает Мария Дегтева, координатор проекта «Друзья фонда “Подари жизнь”». Точно так же — кешбоксы, установленные на больших музыкальных концертах: как правило, зрители проходят мимо. Гораздо эффективнее действует вдохновляющий призыв музыканта достать телефоны и отправить благотворительную смс.

На благотворительной ярмарке, забеге или аукционе можно устроить уголок развлечений для детей, которые пришли сюда с родителями или показ/конкурс молодых дизайнеров, благотворительную лотерею — это расширит аудиторию.

Не знаете, с чего начать – опросите своих сторонников, в каких событиях им было бы приятно поучаствовать и заодно пофандрайзить в пользу вашей НКО.

По материалам Benefactorgroup.com