Мебельная благотворительность: экология равна экономии

В чем крупный ритейл –  Леруа Мерлен и IKEA – видят свою социальную корпоративную ответственность

Перед нами два больших сетевых магазина, и оба они – про дом. Они торгуют предметами домашнего обихода и средствами для ремонта – то есть всем, что дом улучшает и устраивает. Это не может не влиять на внутреннюю, корпоративную идеологию магазинов – потому что покупатель хочет приносит в дом «чистые», экологически безвредные, «добродетельные» вещи, которые символизируют безопасность и порядок.  Понятно, что магазины строят свой собственный, корпоративный дом, используя именно эти ключевые понятия – польза, порядок, безопасность.

Мы сравниваем идеологию социальной ответственности двух самых крупных «домашних» ритейлов России. Во многом их принципы работы сходны, в отличиях кроются «фишки» их корпоративной философии.

«Встал поутру, умылся – приведи в порядок свою планету»: экологическое мышление Леруа Мерлен

Елена Шипачева, менеджер по связям с общественностью компании, рассказывает о том, чем занимается в компании штатный эколог, зачем ее коллеги учат детей-сирот клеить обои и чем КСО российского отделения Леруа Мерлен отличается от КСО европейских отделений компании.

Елена Шипачева

— Ваша компания сильна корпоративнымволонтерством. Это основное направление КСО ЛеруаМерлен? 

- КСО – это часть корпоративной культуры. Мы развиваем несколько направлений: ответственность перед сотрудниками, ответственность перед клиентами за то, чтобы товары были безопасными и  экологичными, ответственность перед поставщиками, ответственность за наши магазины.  И наконец, мы отвечаем за развитие местных сообществ.

Каждый из 59 гипермаркетов  Леруа Мерлен патронирует тот или иной реабилитационный центр, детский дом или дом престарелых. Для обмена практиками между магазинами у нас есть блог «экология и общество» на внутреннем портале, который я модерирую. Там же регулярно публикую международные новости и интересные  практики из мира экологии. Все сотрудники понимают, что для того, чтобы успешно интегрироваться в местные сообщества, необходимо их поддерживать и развивать.  Поэтому с поиском волонтеров для участия в социальных и экологических проектах у нас проблем нет. Активность в этом направлении очень высокая.

Одна из наших ежегодных традиций - субботники. А еще в каждом гипермаркете  стоят специальные машины,  которые сортируют картонную упаковку паллеты, пленку – все, что нужно утилизировать.  Все прессуется, и мы передаем это на переработку. Это забота об окружающей среде. Также  наши  сотрудники собирают макулатуру и батарейки.

Тут  нужно начинать с себя.

Я своему ребенку с малых лет прививаю экологическую культуру, батарейки от игрушек мы не выбрасываем,  я их на работу приношу и отдаю на утилизацию, воду и свет мы стараемся выключать и не расходовать зря.

С сортировкой мусора сложнее, но сейчас в Москве появляются сортировочные пункты.

— В 2016 году ваша компания вступила в Национальный Совет по корпоративномуволонтерству. Что это дает?

- Совет был создан при поддержке Ассоциации менеджеров России и пока охватывает Москву , Новокузнецк  и Красноярск. Он дает возможность делать совместные проекты. Скажем, в апреле мы провели общий субботник в одном из парков Москвы, в котором принимали участие 40 леруамерленовцев. А всего  в парке работали более 100 волонтеров из разных компаний. Мы покрасили детскую площадку, скамейки и посадили сирень. Материалы для уборки были предоставлены Леруа Мерлен.

Чем хорошо такое объединение? Оно укрепляет бренд! Существует  такой стереотип, что компания, участвуя в социальных проектах, делает это ради пиара. Я же убеждена, что человека не заставишь что-то делать ради пиара. Если человек, скажем, работает продавцом в магазине, то он не думает о пиаре, важна только его личная мотивация, если он хочет – он идет и делает. Это мнение самих сотрудников. Я составляю ежегодный социальный отчет, для которого собираю информацию, интервьюируя сотрудников, поэтому моя профессиональная «копилка» постоянно пополняется рассказами сотрудников.  Разумеется, если ты активный гражданин, ты работаешь в крупной компании, ты волонтеришь,  об этом рассказывают в медиа, то у тебя повышается мотивация личная и профессиональная.  Это абсолютный принцип «win-win» — в выигрыше все.  «Плюшки» получает в итоге и сотрудник, поскольку его ценит компания, и сама компания, потому что ее ценит общество, и общество, получающее пользу от действий наших сотрудников.

— Для чего в ЛеруаМерлен нужен штатный эколог? 

-  Наш эколог работает с Министерством природопользования и другими административными организациями и следит за всеми изменениями в вопросах законодательства по экологии. Ее профессиональной  заслугой является, например, выстраивание работы с магазинами  по  сортировке отходов. Этот проект получил название «Отходы в доходы».

 В чем проявляться экологическая идеология? 

-  Уже на этапе составления технического задания строительства нового  магазина учитывается экологический подход. К примеру, магазины должны быть оснащены энергосберегающими лампами LED, специальными счетчиками воды  и слива в туалетных комнатах, которые позволяют экономить воду.

Также мы видим задачу в образовании и просвещении клиентов на предмет здорового и экологичного дома. К примеру, уже два года мы успешно проводим  акцию «Включи эко-режим»в наших гипермаркетах в разных городах России. Она была направлена на  популяризацию энергосберегающих лампочек, которые помогают сократить расходы на электроэнергию. Это не только экономично, но и экологично.

В прошлом году  наш гипермаркет Леруа Мерлен Лефортово принимал участие в московской акции по сортировке мусора. В торговом зале стояли всем уже знакомые контейнеры, а наши сотрудники-волонтеры рассказывали о важности этой сортировки для окружающей среды.

Как видите, мы постепенно накапливаем опыт в организации эко-акций, которые мы проводим в наших гипермаркетах и вместе с клиентами.  Мы планируем расти  и развивать это направление.

-Что символизирует ваш фирменный зеленый цвет?

- Зеленый цвет самый психологически комфортный!  Он символизирует гармонию и уют. Вообще, тема экологии в настоящее время на устах у всего мирового сообщества. В большей или меньшей степени. Общественный фокус смещается от потребления к заботе об окружающей среде. Каким будет мир через 50 лет, как компании будут выживать, - много открытых вопросов. Зеленый цвет еще будет самым актуальным.

- Если вернуться к экотоварам — по вашим наблюдениям, как реагируют люди на ваши акции? 

-  Ежегодно я выезжаю на синергии по обмену опытом с западными коллегами. У меня есть возможность изучать и сравнивать подходы к развитию эко-темы во Франции,  Испании и Италии. Примерно, они все похожи, в своем развитии и стремлении, однако отличаются от России. Прежде всего, потому, что у нас другая психология поведения покупателя, другая культура потребления. Европейцы уже давно интересуются  экологичностью материалов.  Это общепринятая культура в обществе.

В России, реализуя эко-акции для покупателей, мы пока делаем фокус на экономию.  Таким образом, актуальна формула «экономия=экология».   

Те акции, которые мы проводили — «Включи эко режим» или сортировка мусора – привлекают покупателей больше из любопытства. А за рубежом потребители уже сознательно готовы покупать экотовары. Во Франции открыты концептуальные гипермаркеты строительных и отделочных эко-товаров KABANE, которые также как и Леруа Мерлен входят в Группу АДЕО.

В гипермаркетах Леруа Мерлен во Франции, Италии и Испании есть отделы, где можно купить товары для дома для людей с ограниченными возможностями. Там своя специфика обустройства дома.  Да вообще много интересных эко- «фишек» есть в Европе. В России мы видим огромный потенциал для развития этого направления. Все еще впереди.

— Ваша компания много работает с детскими домами. Но по большей части это профориентация, как я понимаю?

- Здесь важно отметить, что мы не задариваем подарками детские дома. Наши сотрудники мастера на все руки, мы делаем ремонт у наших подопечных, используя наши товары.  Для детей из детских домов важна, прежде всего, социализация. Кроме того, выпускники детских домов зачастую выходят во взрослый мир совершенно неприспособленными к быту. И наша задача в том, чтобы научить их создавать и обустраивать свой дом своими руками.  Ведь это несложно и очень интересно! Девочки больше учатся декору, мальчики – укладывать плитку, закреплять плинтуса, красить стены и так далее. Речь, скорее идет о старшеклассниках, потому что у них есть уроки труда и им положено уже правильно, допустим,  держать молоток в руках. Такой интерактивный мастер-класс. Кто хочет покрасить? Кто хочет сколотить табуретку? Или попробовать ошкурить деревянные поверхности? А еще мы устраиваем мастер-классы по изготовлению мебели своими руками. У нас есть умельцы, которые делают столики, стульчики. И мальчишки с ними вместе что-то пилят, строгают. Такая профориентационная нота - базовая в наших проектах с детскими домами.

В продолжение сотрудничества с детскими домами мы приглашаем ребят к себе в гипермаркет на экскурсии. Здесь открывается разнообразный мир профессий: логисты, продавцы, менеджеры, служба персонала. И в будущем ты можешь стать частью этой команды. Учись, старайся, верь, и ты обязательно станешь директором магазина, если, конечно, захочешь!  Мысль о том, что все возможно и все ограничения лишь в наших головах, мы и хотим донести до наших подопечных.

В 2017 году мы присоединились к проекту «Выбирая будущее» , где мы берем под патронаж нескольких подростков из детских домов и ведем их целый год, предслагая разные мастер-классы совместно с другими бизнес-партнерами.

— Тот человек, который приходит на работу в Леруа Мерлен, — он примерно представляет себе принципы вашей компании? 

- Когда человек становится сотрудником компании, он проходит обязательный этап интеграции, где и знакомиться с принципами работы и корпоративной культурой. С этого момента он начинает учиться, и этот процесс непрерывный. В нашей компании очень сильная система обучения. Работают как внешние тренеры, так внутренние – наши сотрудники.

Ссылаясь на свой опыт, могу точно сказать, что людям интересны социальные активности, и я за последний год получила много откликов именно от новых сотрудников. Я все время слышу:  «А давайте вот этому поможем, а давайте это сделаем …». У нас есть огромное количество реальных историй, которые затевают сами сотрудники, но это уже не корпоративное волонтерство, а личное. Хотя это две стороны одной медали.

- А есть ли примеры инициативы сотрудников?

-   В каждом магазине и центральном офисе есть Комитет Социального диалога, объединяющий группу активных сотрудников, которые занимаются как внутренними социальными проектами, так и внешними.  Есть такие случаи, когда ребята корпоративно помогают детскому дому, а потом уже лично продолжают общение после того, как дети заканчивают выпускной класс. То есть  это история долгосрочная.

А в одном из гипермаркетов ЛМ Санкт-Петербург, наш коллега много лет вместе с супругой помогает детскому дому: каждые выходные ездят обучать детей музыке. И их пример вдохновил и других коллег, которые с удовольствием присоединились  к этому образовательному туру.

Я помню беседу с одним нашим сотрудником, взрослым мужчиной, который был  Дедом Морозом на одном из утренников в детском доме для детей с ментальными особенностями.

Он вспоминал: «Я, взрослый здоровый мужик, ехал обратно и рыдал».

И он говорит: «Во мне открылось что-то, я по-другому на мир стал смотреть». Это стоит того. Это какая-то чистая история, когда человек сделал такой шаг, и это повлияло на всю его жизнь.

Или у нас есть сотрудница, которая активно участвует в разнообразных  волонтерских акциях, причем не только леруамерленовских, но и внешних. То деревья сажает, то мусор убирает, то в детский дом поехала с детьми поиграть. Я спрашиваю ее: «Зачем  тебе это нужно?». А она отвечает: «Лена, для меня это как воздух». Я взяла это за метафору и до сих пор, когда я это говорю, для меня это не пустые слова. Это искренне, это по-человечески, да, для меня это как воздух. Как иначе?

Вот к  этому  неравнодушию и вовлеченности и призывают многие фонды и то, чего не хватает российскому обществу.  У нас «нет инвалидов» — потому что в основном они все сидят по своим домам, у них нет возможности выйти - это первая потребность. А вторая потребность – общение: а общество не понимает, как с ними общаться. Постепенно, благодаря  известным личностям и крупным фондам, эта тема начинает проявляться. Конечно, привычки прививаются  с самого детства. Вот почему я написала целую концепцию по ответственному отношению к людям и природе для школьного класса, где учится мой ребенок. «Начинай с себя».

— У вас в магазинах работают сотрудники с особенностями здоровья. Это важно для компании?

— Да, в некоторых наших магазинах работают  кассиры с проблемами слуха. Однако наши возможности по трудоустройству людей с ограниченными возможностями не очень широки.

— А как у вас другие сотрудники относятся к своим коллегам с особенностями здоровья, лояльны к ним или ощущается какой-то негатив? 

- Негатива по определению быть не может, ибо в корпоративных ценностях заложено уважение. Сотрудники говорят о таких своих коллегах «Они такие классные, очень добрые!». Их любят и посетители. У нас в книге отзывов есть записи клиентов, что эти сотрудники очень приятные, доброжелательные.

Они хорошо интегрированы, их не обижают, но для того, чтобы это получило охват, нужны опять же тренинги.

«Да! – людям и планете»: экологическое мышление ИКЕА

Татьяна Отруцкая, специалист по связям с общественностью ИКЕА, о том, готов ли российский потребитель к экологическому образу жизни, почему посудомоечная машина лучше, чем ручной труд, и зачем компания собирает детские рисунки.

 ИКЕА очень у многих ассоциируется с экологическим мышлением. Сам внешний вид ваших базовых вещей подводит к этой идее: светлое дерево, эко-стиль. Расскажите, откуда у компании такая очевидная экологическая направленность?

— ИКЕА – это шведская компания. Природные условия Швеции наложили свой отпечаток на шведскую культуру, шведский менталитет и характер. Очень каменистая почва, поэтому чтобы засеять поле, нужно сначала его крепко полить потом, перебрать всю землю, достать все камешки. Такие условия сделали самих шведов очень бережливыми, очень изобретательными, и очень деятельными. Наш основатель компании в полной мере обладает всеми этими качествами шведа. И когда он создавал ИКЕА, которая до сих пор является частной компанией, он вложил эти ценности в корпоративную культуру, и постоянно стремился к тому, чтобы бизнес компании был основан на этих принципах – предприимчивости, но и бережливости.

В 1953 году один из дизайнеров ИКЕА Гиллис Лундгрен смотрел, как в машину пытаются погрузить столик, у которого торчали во все стороны ножки, и он придумал их отвинтить, — это был первый шаг к тому, чтобы придумать плоскую упаковку, которая во многом определила стиль и развитие компании.

Это тоже работа в русле экологичного направления: ведь чем легче транспортировка, тем меньше транспортные расходы, меньше выброс СО2, и меньше влияние на экологию. И экологичность идет рука об руку с экономией в бизнесе. В 2013 году все эти принципы были сформулированы в политике компании по экологии и социальной ответственности, которая называется «Да! – людям и планете», по-английски «People and planet positive». И эти принципы постоянно применяются — это часть нашего бизнес-планирования. Один из основных краеугольных камней, на которых бизнес стоит: мы говорим, что хотим в своей деятельности оказывать позитивное влияние на планету, на общество, в котором мы работаем, и помочь нашим покупателям вести более экологичный образ жизни.

— У ИКЕА – 70 миллионов клиентов в России в год. Наблюдаете ли вы, как меняется их экологическое сознание? Видите ли результаты?

— Мы проводим исследования, спрашиваем у наших посетителей, считают ли они, что наша компания ведет экологичную деятельность. И количество людей, отвечающих: «Да!», постоянно растет. Мы видим интерес к этой теме. Например, полтора года назад мы запустили в МЕГА Химки проект по сбору мусора в переработку. Станция работает три дня в неделю по четыре часа: среда, пятница, суббота, с четырех до восьми часов. Я сама, например, сдаю мусор, хотя мне приходится специально ехать на станцию. Мы начинали с очень небольшого количества клиентов станции, а сейчас приходит примерно 70-100 человек в день.

Люди приносят огромные баулы, собирают этот мусор, просто потому что они считают это важным для себя.

На парковке стоит 6 контейнеров, наш сотрудник помогает посетителям разложить весь мусор – не всегда понятно, например, пластик это или ПЭТ, нужна помощь специалиста. Потом мы отвозим мусор в специализированную компанию, которая занимается переработкой. Кстати, в России не один такой завод, — есть в Воронеже, есть еще, — но они работают даже не на полной загрузке, потому что им не хватает сырья. Они принимают пластик, пэт-бутылки, тетрапак, бумагу с картоном, стекло и металл.

— Есть впечатление, что имидж и стиль ИКЕА – это экономный дом. Кто клиент вашей компании? Как связаны друг с другом экономия и экология?

— Экология – это во многом про экономию. Например, мы активно рассказываем нашим покупателям, что вести экологичный образ жизни дома не так уж сложно. Допустим, чтобы экономить электроэнергию, достаточно заменить лампу накаливания на светодиодную лампу, которая потребляет на 85% меньше энергии. Это очень ощутимая экономия и снижение негативного влияния на окружающую среду.

То же самое с водой. Мы предлагаем нашим покупателям поставить смесители, оснащенные аэратором, это специальное устройство, которое наполняет струю воды мелкими пузырьками воздуха. Вроде напор тот же самый, но на самом деле экономия воды 30-40%. Пузырьки воздуха смывают мыло точно также, как вода, напор тот же самый. А на самом деле экономия воды ощутима.

— Насколько покупатели, потребители обращают на это внимание? Все-таки они больше приходят к вам за дизайном, какими-то интересными решениями. Или они реально задумываются об этом?

— Мы стараемся, чтобы задумывались как можно больше. Сотрудники отдела Кухни, помогая планировать помещение, рассказывают покупателям о возможностях сэкономить с помощью наших товаров. Есть клиенты, которые целенаправленно приходят к нам именно за экологическими решениями. Другие приходят за дизайном – но в выбранных ими товарах такие решения тоже присутствуют, так сказать, «спущены сверху».

Мы постоянно рассказываем об этом в СМИ и на нашем сайте, проводим мастер-классы для членов клуба IKEA FAMILY, рассказываем об этом на сайте. Каждую весну мы проводим экологические недели, приглашая на мастер-классы бесплатно. И они популярны – приходит от 30 до 50 человек. Сарафанное радио работает – про наши недели узнает все больше наших покупателей. На таких встречах сотрудники ИКЕА на практике показывают, как можно экономить. Кстати, экономить воду нам помогают и посудомоечные машины. Мы мало задумываемся об этом, но, моя посуду руками, мы выливаем где-то 60-70 литров воды. Посудомоечная машина использует на те же 9 комплектов посуды 10 литров – экономия в 6 раз. При этом машины А класса потребляют очень небольшое количество энергии. И мы продаем только экологичную бытовую технику. Чем класс экологичности выше, тем энергопотребление меньше. Мы, к примеру, сравнивали холодильник класса А++ и холодильник класса B десятилетней давности. Разница расхода энергии в два раза. Даже если вы за год сэкономите на электричестве несколько тысяч рублей, уже будет хорошо.

— Дизайнеры вашей компании все время придумывают что-то необычное. И часто используют необычные материалы. Допустим, абажур из ткани, или из рисовой бумагиЭто тоже стремление к экономии и экологии? 

— У нас работают как собственные дизайнеры, так и привлеченные. Перед ними ставится задача — сделать товар, который будет отвечать пяти принципам демократичного дизайна. Цена, качество, форма, функциональность и экологичность. Где-то они стараются придумать такую упаковку, чтобы можно было сэкономить на перевозке и опять же уменьшить количество выбросов СО2. В какой-то момент они думают об интересных материалах, которые можно использовать. Основное внимание, конечно, уделяется экономии древесины. Дерево растет долго. Недавно, кстати, был у нас такой интересный проект, придумали, как уменьшить расход древесины при изготовлении столешницы. Мы использовали новый материал – композитную древесину: в середине измельченная древесина, а сверху не шпон, а доска из массива. Материал по-особому склеен и имеет все свойства массива древесины, он такой же прочный, надежный, долго служит, но при этом древесины на него используется на 30% меньше, и идут туда обрезки – то, что срезается с бревна при изготовлении доски, горбыль. Обычно эта часть пропадает, выбрасывается. И такие столешницы для кухонь себя очень хорошо зарекомендовали. Работа над этим материалом шла около 5 лет.

— В России есть интерес к новым экологическим материалам?

— Во всем мире есть. У нас 9500 артикулов в каждом магазине, из них 1000 артикулов, которые только для России. А остальные 8500 – продаются у нас во всем мире. Потребности людей примерно одинаковые, несмотря на разный кошелек, все равно покупатели ищут варианты дешевле, потому что сейчас мало кто живет в больших квартирах, даже на Западе, потому что это дорого, а в азиатских странах квартиры еще меньше. Поэтому все стремятся к небольшому пространству. И можно выработать какое-то общее решение – универсальное.

 

Мы считаем, что наш клиент — это средний класс, который интересуется обустройством дома. 

И еще у нас есть амбициозная цель: мы стремимся к экономике замкнутого цикла, чтобы товары, чей срок использования истек, можно было принести в магазин и отправить на переработку. Пока мы в начале пути, от покупателей мы еще ничего не принимаем. Но внутри компании у нас уже есть результаты: скажем, все наши магазины собирают картонную упаковку от товаров, и мы отправляем ее нашему поставщику в Ленинградской области, он этот картон перерабатывает и делает для нас же картонные коробки, которые мы продаем. Прекрасный замкнутый цикл, который для всех хорош: завод получает постоянные поставки картона, картон не оказывается где-то на свалке, и для покупателя это тоже хорошо, потому что это производится недалеко, и цена на такой товар не высока.

На одной из наших фабрик в Новгородской области, где производится древесно-стружечная плита, из которой потом на соседней фабрике изготавливаются каркасы для кухонь, для шкафов, стали принимать отходы по ДСП. Эти кусочки ДСП используют при транспортировке в качестве амортизационных прокладок. И мы их теперь не выбрасываем, а отправляем на фабрику, там их измельчают, добавляют в основную стружечную плиту, и вот снова бывшие отходы превращаются в мебель. Тоже замкнутый цикл.

— А как проверяются материалы, из которых делаются товары? На чистоту, на отсутствие вредных примесей?

— Все качество продуктов, естественно, контролируется в соответствии с российским законодательством, есть ГОСТы, техрегламент. В нашей компании принят какой принцип: сравнивается законодательство всех стран, в которых мы присутствуем, выбираются самые жесткие требования по качеству и по экологичности, и именно этот стандарт принимается как основной для товаров ИКЕА по всему миру. У нас есть специальная тестовая лаборатория в организации, которая занимается разработкой товара – уже там проверяется качество. А в магазинах у нас стоят прекрасные агрегаты, демонстрирующие, как тестируется каждый из товаров. У ИКЕА есть и две независимых лаборатории, туда компания направляет товары по своему желанию — чтобы убедиться, что все в порядке.

С детскими товарами действует политика нулевой толерантности. Вы никогда не увидите у нас детские кроватки из ДСП, потому что в ДСП в состав клея входит формальдегид, пусть это и небольшая доля.

 

Стоя рядом со шкафом из ДСП, вы можете за год, допустим, получить то же количество формальдегида, как если бы вы погуляли по сосновому лесу в солнечный день. Но все равно мы считаем, что для детей это недопустимо.

Мы делаем мебель для детей из массива дерева, металла или пластика, где нет никаких вредных примесей. То же касается наших игрушек, покупатель может быть уверен, что краски экологичны, а пластик безвреден.

— Когда соискатель приходит на работу в ИКЕА, что ИКЕА ожидает от нового сотрудника? 

— Мы оцениваем соискателей не столько по каким-то профессиональным навыкам и умениям, потому что мы считаем, что всему можно научиться в процессе, а скорее по тому, насколько он разделяет наши ценности, насколько ему будет комфортно работать в нашей корпоративной культуре. И собственно, среди этих ценностей есть бережливость, бережное отношение к окружающей среде и т.д. На нашем сайте в разделе «Работа в ИКЕА» есть специальный тест, который человек может пройти, узнать, подходит ли он компании, а мы ему. Там есть несколько пунктов, которые касаются именно экологичности.

На собеседовании задаются разные вопросы.

Когда я пять лет назад приходила в компанию, меня спрашивали, насколько я бережлива. Я тогда находилась в той жизненной ситуации, когда у нас с мужем был кредит, непростая финансовая ситуация, — и я в полной мере продемонстрировала свое стремление к бережливости.

Могут спрашивать и о каком-то поведении в быту. Главное, чтобы человек разделял наши ценности и любил дом, с интересом относился к его обустройству, с большим интересом относился к людям, готов был им помочь. Не считал для себя зазорным общаться с людьми и помогать им.

Например, наши сотрудники заботятся о покупателях. Летом в жаркие дни мы напоминаем по громкой связи, чтобы наши посетители не забывали своих домашних животных в душных машинах, чтобы не оставляли в автомобилях детей. Когда идет дождь, мы можем предложить покупателям зонтики. Это часто внутренняя инициатива персонала.

— А бывает, что сотрудники проявляют свою инициативу, что-то придумывают, а ИКЕА как-то это использует?

— Да, это касается качества. Например, сотрудники могут попросить центральный офис проверить качество товара. Допустим, недавний случай: персонал службы возврата заметил, что чаще стали приносить пластиковые разделочные доски. Оказалось, наши дизайнеры, стремясь их удешевить, сделали их потоньше. Но они стали гнуться, особенно если их мыть в посудомоечной машине. Доски эти сняли с производства, вернув им прежнюю толщину.

Таких моментов много. У нас нет строгой иерархии, директор магазина сам ходит в желтой форме, помогает покупателям грузить на складе товары. Даже бывают иногда сложности: бывает, клиент недоволен, требует, чтобы к нему прислали руководителя, и тут приходит человек в желтой форме. Покупатели не верят, что это директор. Но это правда.

 — Какие благотворительные акции проводит ваша компания и как вы задействуете в них покупателей и сотрудников?

— У нас все связано. Скажем, мы стремимся задействовать инициативу покупателей в плане разработки нового дизайна товаров. Во всех магазинах ИКЕА в мире проходит благотворительный проект «Дети рисуют для детей». Мы приглашаем детей, они рисуют игрушки, о которых они мечтают. Дети от 4 до 14 лет просто приходят в магазин и рисуют. Голосование идет на сайте, голосуют все желающие.

Потом наши коллеги из Швеции отбирают из всего этого многообразия, из выигравших работ, 10 рисунков из 10 стран, и по этим рисункам делают настоящие игрушки, которые входят в ассортимент.

Соня Оганянц, победительница конкурса рисунков, по которым будут делать игрушки. Россия

 

Это лимитированная коллекция. В ноябре у нас вышла новая партия таких игрушек по рисункам, которые победили в прошлом году: красная бактерия, птичка, солнышко – все, как нарисовали их авторы. В последнем конкурсе одной из победительниц стала девочка из России. Это Соня Оганянц, ей 8 лет, она живет в Химках. В ноябре 2017 года мы будем продавать мягких птичек по ее дизайну.

Это благотворительная кампания. С каждой купленной такой игрушки ИКЕА перечисляет 1 евро на благотворительные проекты — в основном на образовательные. Наш глобальный партнер – ЮНИСЕФ, а теперь есть и другие партнеры: «Дети войны», «Читальня», «Международная организация инвалидов». Все эти организации — международные. До того, как ЮНИСЕФ ушел из России, эти средства передавались их российскому подразделению, на эти деньги реализовывались проекты, связанные с инклюзивным образованием, чтобы дети с ограниченными возможностями могли учиться в обычных школах. Собирали немало. Например, в прошлом году было пожертвовано 1 млн 200 тысяч евро – это цифра только по России. А по всему миру еще больше.

Мы поддерживаем и российские проекты, связанные с детьми, с детскими домами. Как и коллеги из Леруа Мерлен, мы стремимся к тому, чтобы это не было просто задариванием подарками, мы работаем с темой социальной адаптации. В частности, мы сотрудничаем с организацией “KidSave”. Они помогают адаптироваться детям, которые были воспитанниками детских домов. Мы проводим для ребят экскурсии по магазинам, чтобы они представляли, в чем заключается наша работа. Осенью 2016 года у нас в магазине ИКЕА Теплый Стан стажировался 17-летний выпускник детского дома, целый месяц он работал в отделе дизайна. Для него это, конечно, грандиозный опыт, он пообщался с людьми в совершенно иной обстановке, вдохновился. Мы надеемся, что когда-нибудь придет к нам работать. И мы готовы брать таких молодых людей на работу.

Кроме того, мы поддерживаем российское подразделение международной организации «Детские деревни SOS», спонсируем проекты, которые направлены на предупреждение социального сиротства. Потому что помогать детским домам – это замечательно, но гораздо важнее – не допустить, чтобы дети туда попали. И очень часто можно помочь семьям, которые на грани того, чтобы у них изъяли детей. Нужно вовремя предоставить юридическую или психологическую помощь, иногда — помочь родителям справиться с зависимостями или найти работу. Мы спонсируем такие проекты, этому помогает наш rлуб IKEA FAMILY. Когда вы предъявляете на кассе свою карту IKEA FAMILY, наша компания перечисляет один рубль собственных средств на эти проекты. За год это примерно 24 миллиона рублей – это российские цифры. В итоге за год примерно 3000 детей, которые были на грани такого социального сиротства, получили помощь и остались в семьях.

Мы видим, что КСО обеих магазинов похожи. IKEA больше интересуется безопасностью материалов и полным циклом  утилизации. В Леруа Мерлен больше развито корпоративное волонтерство. В любом случае, обе компании  проводят политику «одомашнивания» своего пространства влияния, и пытаются внедрять в общество правильные, экологически чистые, идеи и поддерживать местные сообщества.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?