«Господи, я могу и не выбраться отсюда. Спасти меня может только чудо. Но я встретила Тебя, и это единственное, что сейчас имеет значение. Да будет воля Твоя», – так молилась 30-летняя женщина, погребенная под завалами одной из башен-близнецов Всемирного торгового центра в ночь с 11 на 12 сентября 2001 года.
Джанель Гусман-Макмиллан – одна из тех немногих, кому удалось выжить в чудовищном теракте. 27 часов она провела под обломками рухнувшего небоскреба и была спасена последней из 20 человек, которых обнаружили спасатели. После чудесного спасения Джанель вышла замуж, родила троих детей и написала книгу «Ангел на руинах», которую посвятила тому, кто вернул ее к жизни.
Она хотела бы жить на Манхэттене
Джанель эмигрировала из родного Тринидад и Тобаго в Америку в 1999 году с дочерью. Она выбрала Нью-Йорк и мечтала, что заживет здесь яркой и интересной жизнью, совсем как героини известных фильмов. Позже она вспоминала, что первые годы в Большом яблоке для нее слились в одну яркую и веселую вечеринку. Она тусовалась по клубам и барам, была не чужда выпивке, танцам и разнообразным знакомствам, мечтала о карьере актрисы или модели. «Я просто хотела воплотить в жизнь американскую мечту», – говорила Джанель позднее об этом периоде.
Кроме того, она воспитывала дочь Кимберли – в 2001 году девочке исполнилось 12 лет. Остро переживала смерть матери – женщина скончалась от рака в тот же год, когда семья переехала в Нью- Йорк. Джанель вспоминала, что уход из жизни близкого человека окончательно рассорил ее с Богом. Она чувствовала огромную обиду и перестала молиться, хоть и выросла в верующей христианской семье. Тоску по маме она заглушала той самой новой блестящей и яркой жизнью, а о своих сомнениях старалась не думать. Считала – зачем ей Бог, когда в большом и шумном городе она добьется всего сама?
Была еще работа – Джанель Гусман взяли помощницей в Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси. Офис располагался на 64-м этаже Северной башни Всемирного торгового цента – в той самой, которую первой атаковали террористы. Рабочий день начинался в 8 утра с чашечки кофе, болтовни с коллегами и прекрасных видов из окна. Так было и утром 11 сентября 2001 года.
«Просто убирайся оттуда! Немедленно!»
Джанель болтала со своей коллегой Розой, когда здание вдруг сотряслось и мелко задрожало. Сначала девушки подумали, что это землетрясение: Джанель привыкла к ним на родине и почти не сомневалась, что речь идет о подземных толчках. Но когда сотрудники Портового управления приблизились к окну, они увидели летевшие сверху горящие листы бумаги, осколки, обгорелые ошметки. Запахло пожаром. «Это было похоже на очень странное конфетти», – позже воспоминала Джанель.
В 08:46 по местному времени в Северную башню ВТЦ врезался «Боинг-767» компании American Airlines, следовавший по маршруту Бостон – Лос-Анджелес. Самолет атаковал здание на уровне 94–98-х этажей. Люди в этой зоне и выше не имели шанса на спасение. Из-за разлившегося авиационного топлива тут же начался пожар, а фюзеляж самолета перерубил все лифтовые шахты, отрезая пути для эвакуации.
Коллеги Джанель сгрудились в офисе и начали решать, как им поступить. Начальство требовало сохранять спокойствие и ожидать спасателей. В переговорах прошел почти час, за это время люди успели связаться с родственниками и увидеть по телевизору, как террористы атакуют вторую башню. В какой-то момент Джанель позвонила своему жениху Роджеру: «Просто убирайся оттуда! Немедленно!» – закричал тот. В тот момент молодой женщине стало по-настоящему страшно: «У меня вся жизнь пронеслась перед глазами. Я думала о худшем: если в здание врезался самолет, как я выберусь?»
Все будет хорошо
Наконец Джанель, ее подруга Роза и еще 13 человек приняли решение уходить. Покинуть здание можно было лишь по лестнице, и, к счастью, незадолго до теракта все сотрудники Портового управления Нью-Йорка и Нью-Джерси прошли плановый тренинг по безопасности и изучили пути отхода.
Они шли вниз в плотном потоке людей, навстречу им поднимались пожарные и спасатели, большинство из которых погибнет под завалами. Джанель и Роза спускались, держась за руку, и считали этажи: 47, 46, 40, 35. В какой-то момент, когда ее коллега запаниковала, Джанель стала ее успокаивать. «Все будет хорошо», – говорила она и замечала, что ее голос звучал на удивление спокойно.
Молодые женщины остановились на 13-м этаже: Джанель натерла ноги и решила снять свои офисные туфли на высоких каблуках. Им казалось, что спасение уже совсем близко, но в этот момент раздался еще один громкий взрыв, затем грохот, который приближался и становился все громче и громче. Внезапно все потемнело, пол ушел из-под ног, а куски стен и потолка посыпались вниз.
Джанель почувствовала резкий удар в спину и упала лицом вниз. В одно мгновение грохот сменился оглушительной тишиной, и она обнаружила себя лежащей под обломками. «Было такое ощущение, что все здание обрушилось на меня. Я слышала свое дыхание. Я была жива. Но был ли жив еще кто-то?» – вспоминала позднее мисс Гусман.
«Господи, я знаю, что Ты здесь»
Под завалами Джанель провела 27 часов. Двигаться она почти не могла. Ее правая нога была зажата обломками, голову сдавливали два куска свалившихся невесть откуда колонн. С трудом удавалось пошевелить рукой, а затем, не без усилий, Джанель смогла освободить из каменного плена свою голову. В таком положении она то теряла сознание, то возвращалась к жизни. Чтобы не сойти с ума, старалась думать о том, что это просто страшный сон и рано или поздно она проснется. Еще поддерживали мысли о дочери: Кимберли всего 12 и, кроме матери, у нее никого нет, значит, просто необходимо выжить.
О том, что происходит на поверхности, Джанель не знала. Не могла даже посмотреть в темноте на часы, чтобы узнать, сколько часов прошло с момента обрушения небоскреба. Но она могла молиться. Мысль об этом пришла сама собой, как только Джанель мысленно обратилась к матери и подумала, а что бы сделала она в похожих обстоятельствах. «Господи, я знаю, что Ты здесь. Я не всегда доверял Тебе. Я обвиняла Тебя. Теперь я прошу Тебя помочь мне», – молилась Джанель. Это немного успокаивало, и в какой-то момент она смогла уснуть.
Надежды, казалось Джанель, почти не остается: она глубоко под завалами, без еды и воды и продержаться слишком долго она не сможет, а сверху точно не услышат ее слабый голос из-под руин. Рядом она слышала голоса других пострадавших, но они вскоре замолкали.
После обрушения башен только 20 человек, находившихся в башнях или под ними, смогли выбраться из-под обломков, в том числе 12 пожарных и трое полицейских.
Только 16 человек, находившихся внутри рушащейся Северной башни, выжили и были спасены, и все они (в том числе и Джанель Гусман) пытались эвакуироваться через лестницу B, расположенную в центре здания.
Четыре человека, находившиеся в вестибюле между башнями-близнецами, выжили и либо спаслись сами, либо были спасены.
Никто из находившихся в Южной башне во время ее обрушения не выжил. Однако известен случай счастливого спасения с верхних этажей Южной башни, которые были практически отрезаны от эвакуационных путей после атаки террористов. Самолет, атаковавший башню, вошел в нее не полностью, и, таким образом, одна из лестниц оставила возможность для отхода. По ней смог спастись сотрудник международной брокерской фирмы Euro Brokers Inc Брайан Кларк, который, кроме того, вывел с собой сотрудника Fuji Bank Стэнли Праймната. Праймнат находился в офисе на 81-м этаже и наблюдал атаку террористов, крыло самолета прошло недалеко от него. Кларк и Праймнат рискнули и приняли решение спускаться вниз, в то время как остальная группа людей отправились наверх и в результате погибла. Эта история легла в основу нескольких документальных фильмов о трагедии 9/11.
Утром 12 сентября сквозь щели между обломками Джанель увидела свет и догадалась, что настал новый день. Его она вновь начала с молитвы, и, когда повторяла «да будет воля Твоя», вдруг послышался шум. «Эй!» – закричала изо всех сил Джанель, боясь, что ее не услышат. Ей ответил мужчина: «Эй! Там внизу кто-нибудь есть?» Подоспели спасатели, они стали расчищать завалы и прокладывать путь к спасению. Джанель смогла протянуть руку в щель, и все это время мужчина, который представился Полом, держал ее за руку и повторял: «Не волнуйся. Держись. Они вытащат тебя отсюда».
Когда Джанель наконец извлекли из-под обломков, оказалось, что у нее раздроблена нога, обожжено лицо и большая рана скальпа, полученная в попытках освободить голову, зажатую между обломками. Ее уложили на носилки, и спасатели выстроились в живую цепь, чтобы помочь спустить ее вниз по опасным склонам развалин небоскреба. Внезапно раздался рев толпы пожарных и полицейских: это был спонтанный взрыв ликования по поводу спасения еще одного человека.
Вскоре стало ясно, что она была последней живой на руинах башен-близнецов. Спасательная операция стала поисковой, и в дальнейшем под обломками находили лишь останки и личные вещи. Часто все, что сохранилось от человека, умещалось в ладонях спасателей, затянутых в латексные перчатки. Иногда можно было обнаружить лишь палец, фрагмент ступни или вовсе – пропуск в офис.
«Никому не пожелала бы такого, но для меня трагедия стала сигналом к пробуждению»
В больнице Джанель Гусман провела больше месяца. Врачи всерьез думали об ампутации, не надеясь, что придавленную обломками ногу удастся спасти. Но все-таки решились сначала попробовать собрать раздробленные кости с помощью операции. Всего вмешательств было четыре, и они помогли: Джанель ходит и лишь чуть-чуть прихрамывает.
В палате ее нашел жених Роджер Макмиллан. Пара к тому моменту встречалась уже несколько лет, но со свадьбой не торопились. Но первое, что сказала Джанель, когда Роджер вошел в палату: «Дорогой, когда я выйду, давай пойдем в мэрию и поженимся». 7 ноября 2001 года они зарегистрировали свой брак. Он оказался счастливым: супруги воспитали четверых детей: кроме старшей Кимберли родились еще две дочери, Кайди и Келли, и сын Кардим.
Вскоре после чудесного спасения Джанель вернулась к Богу, став членом одной из протестантских общин в Бруклине. Она искала своего спасителя, но найти человека по имени Пол так и не смогла. Журналисты, мечтавшие устроить их встречу, также не преуспели: спасатели, бывшие свидетелями этого происшествия, в один голос уверяли, что никакого Пола в их команде просто не было. В конце концов Джанель решила, что встретилась с настоящим чудом, и теперь предпочитает думать о Поле как об ангеле, которого послал ей Господь.
Ему она посвятила книгу «Ангел на руинах», в котором описывает свой опыт. Джанель продолжает работать в сфере транспортной логистики, а еще выступает в качестве мотивационного спикера. У нее есть опыт волонтерской работы в Красном Кресте.
То, что произошло, женщина, которой сейчас уже 54 года, называет благословением. «Я бы никому не пожелала этого, но для меня трагедия стала сигналом к пробуждению. Я бы так и осталась человеком, который гонится за мечтой стать богатой и знаменитой, – и один Господь знает, где бы я тогда оказалась. Но под этими обломками моя жизнь изменилась».
Годы ушли на то, чтобы пережить и осмыслить этот опыт. Боль в ноге оказалась наименьшим из зол – гораздо труднее было простить себя за то, что ты выжила, а твои коллеги и друзья погибли. Не сразу, но Джанель смогла выработать собственный ритуал: к 11 сентября она относится одновременно и как ко дню скорби, и как к личному празднику. Обычно она берет выходной и ждет, когда начнется трансляция церемонии у Ground Zero – мемориала на месте башен-близнецов. По традиции во время памятного мероприятия читают имена всех, кто погиб в тот день в небоскребах и самолетах, захваченных террористами. Джанель Гусман-Макимиллан ждет, когда прозвучит имя ее подруги Розы – она не смогла выжить в тот день. Кроме того, каждый год семья Джанель садится в круг и, держась за руки, читает молитву в момент, когда башни-близнецы начали рушиться.
Источники:
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.