Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

9 вопросов о ревакцинации от ковида

Как понять, что уже пора ревакцинироваться? Надо ли мерить титр антител и какой защитит? Я переболел, надо ли прививаться? Разбираем основные вопросы о ревакцинации

Во время вакцинации сотрудника аэропорта Платов, Ростовская область. Фото: Романенко Эрик/ТАСС

На 29 июня 2021-го в России хотя бы одним компонентом вакцины от коронавируса привито более 21 миллиона человек, 16,7 миллионов из них получили два укола.

Те, кто успел привиться «Спутником V» еще зимой 2021 года, уже задают себе вопрос, не пора ли ревакцинироваться.

Мы постарались разобраться, что известно о ревакцинации от коронавируса к настоящему моменту.

Ревакцинация действительно необходима?

Правительства некоторых стран, успешно справляющихся с вакцинацией граждан, уже планируют кампанию ревакцинации до конца 2021 года, но большинство авторитетных ученых и экспертов не готовы предложить протоколы и разумные сроки ревакцинации.

«У нас нет пока что достаточной информации, чтобы выдать рекомендацию проводить или не проводить ревакцинацию», – говорит Сумья Сваминатан, ведущий специалист Всемирной организации здравоохранения.

Его поддерживает руководитель департамента иммунизации ВОЗ Кейт О’Брайен: «Мы знаем, что некоторые страны начали рекомендовать бустерные дозы, и мы призываем все государства основываться на данных (исследований – прим. ред.)». По мнению эксперта, ревакцинацию необходимо применять лишь «для ограниченной группы людей», в том числе для пожилых, и для людей из групп с высоким риском заражения.

В то же время, целый ряд ученых считает вероятность того, что бустер (усиливающая иммунитет повторная прививка) потребуется, достаточно высокой.

Прививка-бустер может быть необходимой по двум причинам. Во-первых, иммунитет, вызванный изначальной вакцинацией, ослабевает.

Во вторых, появляются новые штаммы, существенно снижающих эффективность старых вакцин.

Какой вакциной ревакцинироваться?

Вакцинация от COVID-19 в Олимпийском парке в Краснодарском крае. Фото: Феоктистов Дмитрий/ТАСС

От ослабления иммунитета должна помочь повторная прививка той же самой или другой вакциной.

Если речь идет о векторных вакцинах (Спутник V, AstraZeneca, Johnson&Johnson), считается, что для ревакцинации лучше выбрать вакцину другого типа, так как у привитого теоретически может оставаться иммунитет к вектору-аденовирусу. (Как правило, аденовирусы вызывают нестойкий иммунитет, однако исследований по вектору не проводилось.)

«Нам нужны исследования, а их нет. По «Спутнику» очень бы хотелось увидеть это исследование про иммунитет к вектору», — говорит молекулярный биолог, автор книги «Вирус, который сломал планету: почему SARS-CoV-2 такой особенный и что нам с ним делать» Ирина Якутенко.

А вот мнение кандидата биологических наук, профессора кафедры микробиологии СпбГУ Алексея Потехина: «Спутником» можно пробовать ревакцинировать, но я не уверен, что это будет эффективно. Из того выбора, что есть сейчас у нас или будет в обозримом будущем, вакцинный выбор для ревакцинации, на мой взгляд. «КовиВак», – говорит ученый.

«Теоретически «КовиВак» мог бы использоваться как бустер после «Спутника», – согласна с Потехиным Ирина Якутенко. – Но у нас нет клинических испытаний. Если бы сделали ветку испытаний, в которых людей, привитых «Спутником», через полгода прививают «КовиВаком» и смотрят заболевают они или нет, или хотя бы смотрят у них антительный ответ. Ничего же этого нет!»

Кстати, Национальный институт здоровья США недавно объявил набор участников для клинического испытания укола-бустера, а именно третьей дозы невекторной вакцины Moderna.

Для россиян реальным средством ревакцинации по-прежнему остается «Спутник V». (Объемы производства «КовиВака» невелики, центр им. Чумакова пока не может обеспечить ее для всей страны в необходимых количествах. Эффективность «ЭпиВакКороны» у многих вызывает сомнения из-за того, что эта вакцина не вызывает массированной выработки антител. Кроме того, данные об испытаниях этих препаратов, в отличие от «Спутника», до сих пор не опубликованы в международных научных журналах.)

Помимо вакцины «Спутник V» в гражданский оборот 25 июня 2021 года поступила вакцина «Спутник Лайт», и препаратом выбора может быть именно он. В настоящее время дозы этого препарата активно доставляют в российские регионы.

Поможет ли ревакцинация от новых штаммов?

Вакцина «КовиВак» для профилактики коронавирусной инфекции COVID-19 в прививочном кабинете городской клинической поликлиники № 7 в Новосибирске, 25.05.2021. Фото: Кухмарь Кирилл/ТАСС

Что касается появления новых штаммов, то мы можем оказаться в ситуации, когда уже существующие вакцины даже в комбинации разных типов перестанут защищать от заражения. В этом случае возможна адаптация вакцин к новым штаммам. Над этим на Западе уже работают компании Pfizer и Moderna.

Российские ученые, как заявило агентство ФМБА, намереваются разработать универсальную вакцину, которая будет стимулировать производство антител к мало изменчивым участкам генома SARS-CoV-2, а значит – работать против разных штаммов.

Пока неясно, будет ли такая вакцина эффективна и когда ее ждать.

Откуда взялась цифра 6 месяцев?

Правительство Москвы анонсирует ревакцинацию привитых от ковида через 6 месяцев после первой прививки. В Минздраве согласны. «В период подъема заболеваемости повторную прививку следует делать раз в полгода, при спокойной ситуации – раз в год», – заявил глава Минздрава Михаил Мурашко.

Антитела, индуцированные одобренными ВОЗ вакцинами от коронавируса (Спутник V в их число пока не входит), сохраняются как минимум шесть месяцев, так что ревакцинироваться раньше точно не имеет смысла.

Сохраняются ли антитела, а также клетки иммунной системы Т-киллеры, распознающие SARS-CoV-2, в течение более длительного времени, нам пока достоверно неизвестно, масштабных исследований на эту тему и выверенной статистики до сих пор не опубликовано.

Важно подчеркнуть, что цифра в шесть месяцев в настоящий момент остается условной и в дальнейшем, возможно, будет пересмотрена.

Один из разработчиков вакцины «Спутник V», молекулярный биолог и руководитель лаборатории в Центре им. Гамалеи Вадим Гущин сообщает в интервью иммунологу из института Пастера и блогеру Дарье Карташевой-Эберц, что в 80% случаев у тех, кто уже получил вакцину, снижение числа антител происходит в течение полугода. Они снижаются, но не критично», – говорит ученый, не уточняя, впрочем, на какие исследования он ссылается. Однако точного понимания того, какой будет ревакцинация, у создателей «Спутника» пока нет. По словам Гущина, сейчас этот вопрос «стоит очень остро».

Директор по развитию Центра им. Чумакова Константин Чернов говорит, что для определения точных сроков ревакцинации нужны годы. Так, например, в процессе разработки вакцины от полиомиелита, на который ушли десятки лет, было рассчитано, что детям необходимо вводить вакцину шестикратно в период от 3 месяцев до 15 лет. «Сейчас мы всего полтора года взаимодействуем с этим вирусом. Все равно эти вещи будут еще «плавать», – комментирует Чернов ситуацию с ковидом и прививками от него.

Я переболел, надо ли мне вакцинироваться? Я вакцинировался, надо ли проверять уровень антител?

Начнем с самой простой ситуации. Вы до сих пор ни разу не болели ковидом и не вакцинировались. В этом случае, если нет серьезных противопоказаний, стоит сделать два укола вакцины «Спутник V».

Отслеживать антитела ни до, ни после вакцинации не нужно. Специалисты сходятся во мнении, что такой анализ не может быть показателен из-за различия в подсчете антител в разных тест-системах, а также из-за индивидуальных особенностей организма. «Измерение антител – это любимый российский спорт, нигде больше в мире его не практикуют, потому что нигде в мире невозможно так легко и дешево сдать антитела», – говорит Ирина Якутенко.

Вы не прививались ранее, но успели переболеть коронавирусом. В этом случае не рекомендуется волноваться о своем иммунитете как минимум в течение 6 месяцев после болезни.

Некоторые эксперты говорят, что и переболевшим не нужно измерять уровень антител, потому что он является не единственным показателем иммунитета у переболевших. У тех, кто уже перенес ковид, Т-клетки иммунной  системы тоже запоминают вирус и начинают с ним бороться при новом заражении.

Молекулярный биолог, автор книги «Вирус, который сломал планету» Ирина Якутенко считает, что решение о вакцинации переболевшим необходимо принимать исходя из целой группы факторов. Важен не только срок, который прошел с момента выздоровления, но и ваш образ жизни, и география вашего проживания. «Если вы живете там, где все привиты, окей. Но в разгар третьей волны шанс встретиться с человеком с высокой вирусной нагрузкой, который сразу передаст вам много вируса, огромный. Поэтому, чем больше вируса гуляет по стране, тем быстрее нужно обеспечить себе защиту и тем меньше нужно ждать»,- говорит вирусолог, имея в виду, что в ситуации подъема заболеваемости затягивать с ревакцинацией не стоит. Если у вас уже прошли положенные полгода с момента двух первых уколов, самое время посетить врача, считает она.

Вы были вакцинированы ранее, и с того момента ни разу не болели коронавирусом. В этом случае как российские, так и зарубежные эксперты пока также сходятся на сроке в 6 месяцев. Повторимся, что строгих показаний в отношении сроков нет, так как инфекция новая.

Эксперты подчеркивают, что практика ревакцинации от коронавируса формируется прямо сейчас, у нас на глазах, и точных ответов на вопросы, волнующие население, просто нет.

«Сама история с индийским штаммом тоже заставит какие-то коррективы внести в вакцинацию и ревакцинацию. Сейчас сказать определенно – это значит погрешить против истины. Практика – единственный критерий истины. Будем смотреть, будем наблюдать, будем видеть, как этот иммунитет будет снижаться, и вырабатывать соответствующие рекомендации для ревакцинации», – говорит директор по развитию Центра им. Чумакова Константин Чернов.

Я все-таки хочу проверить уровень антител в крови, как это лучше сделать? Говорят, есть какие-то «защитные» титры, как их узнать?

Работа лаборатории «СклифЛаб» НИИ СП им. Н.В. Склифосовского в Москве. Фото: Карпухин Сергей/ТАСС

Если просьбы экспертов не «включаться в чемпионат по антителам» для вас не убедительны, и очень хочется сдать анализ, то вот несколько рекомендаций.

Важно помнить, что переболевшие коронавирусом сдают анализ на иммуноглобулины IgG к N-белку, а те, кто прошел вакцинацию – на иммуноглобулины IgG к S-белку, который содержат вакцины. Это два разных анализа, которые дают принципиально разные результаты, и важно их не путать.

Кроме того, важно сдавать анализы в одной и той же тест-системе, если вы хотите отслеживать динамику. Уточняйте это при оформлении заказа в лаборатории – случается, что одна и та же лаборатория может поменять тест-систему, и результат окажется непоказательным.

Сложность состоит в том, что тестовых систем сейчас много, а вот единого стандарта для них до сих пор нет. Есть надежда, что в ближайшем будущем он все-таки появится, но пока что, как шутят сами врачи, антитела меряют совсем как в мультфильме про 38 попугаев – у каждой системы свои единицы измерения и свои референсные значения.

Так что простого ответа на вопрос о том, какое количество антител является «защитным», также не существует. К тому же титры, обеспечивающие защиту, отличаются в зависимости от штамма, который циркулирует в настоящий момент. Например, чтобы не заболеть индийскими ковидом, антител должно быть очень много.

Как много? Иммунолог из института Пастера Дарья Карташева-Эберц в своем блоге приводит такие примерные значения: «Система Abbot – от 1000 единиц, система Roche – 142 единицы, система Центра им. Гамалеи – антитела к rbd-домену S-белка до 10 КП (коэффициент позитивности).

При этом директор по развитию Центра им. Чумакова Константин Чернов напоминает, что просто замерять антитела – затея бессмысленная, поскольку важно не только их количество, но и качество.

Для того, чтобы не заболеть, необходимо иметь так называемые нейтрализующие антитела, а выявить их можно лишь с помощью весьма специфического лабораторного анализа, который недоступен широкой публике.

В ходе такого анализа сыворотку крови привитого человека соединяют с вирусом и смотрят, смогут ли антитела его нейтрализовать. Это позволяет ученым судить об эффективности вакцины в целом, но данный метод нельзя сделать массовым и оценивать потенциал антител каждого конкретного человека, объясняет Константин Чернов в интервью «Эху Москвы».

Если антител будет слишком много, это может быть опасно?

По словам директора по развитию Центра им. Чумакова Константина Чернова, создатели вакцины рассчитывают иммунный ответ, который она должна вызывать.

«Чтобы добиться увеличения эффективности вакцины на каждые 2-5 процентов, нужно увеличивать антительную нагрузку в кратное количество раз. Не в плюс, а в геометрической прогрессии. А это не всегда хорошо. Во что это выливается, я уже сказал. До 40 смертей на 1 миллион», – говорит эксперт, имея в виду статистику серьезных осложнений от некоторых из зарубежных прививок.

В то же время четких указаний на то, какое количество антител можно считать слишком высоким, не существует, поэтому в случае сомнений посоветуйтесь о ревакцинации с врачом, которому вы доверяете.

А что такое антителозависимое усиление инфекции (АЗУИ)? Связано ли оно с избыточным количеством антител?

Фото: PIRO4D/Pixabay 

Нет, это связано не с количеством антител, а с их «качеством» и не имеет отношения к ревакцинации.

Это явление, при котором связывание вируса с антителами вызывает его проникновение в иммунные клетки инфицируемого организма и вирусную репликацию. Иными словами, антитела, которые должны были бы защищать организм, на самом деле облегчают для вируса проникновение в клетки с последующим размножением.

Подробно об этом читайте здесь.

В самом начале пандемии ученые опасались, что АЗУИ может стать серьезным препятствием для создания вакцины, так как оно наблюдалось у лабораторных животных при тестировании экспериментальных вакцин от вируса атипичной пневмонии, ближайшего родственника SARS-Cov-2. В 2020 году коллектив ученых предположил, что развитие АЗУИ возможно и при вакцинации от коронавируса, а также в случае лечения уже заболевших с помощью антител, например, за счет переливания плазмы крови.

К счастью, их опасения не подтвердились: АЗУИ не наблюдалось ни при тестировании зарубежных и российских вакцин от ковида, ни в клинических исследованиях.

Сейчас разными вакцинами от SARS-CoV-2 привиты уже миллионы жителей земного шара, так что можно с уверенностью утверждать, что антитела к вирусу работают в наших интересах, а не помогают патогену.

Я готов ревакцинироваться, куда мне обращаться?

Мобильный пункт вакцинации от COVID-19 в СК «Лужники». Фото: Щербак Александр/ТАСС

Ревакцинация от короновируса в России официально стартовала с 1 июля 2021 года. Минздрав сформировал и распространил соответствующие указания, которые уже доведены до сведения медиков по всей стране.

Ревакцинироваться в настоящий момент могут те, у кого уже прошло шесть месяцев с момента первых двух уколов. В будущем, когда ситуация стабилизируется, власти планируют  сделать вакцинацию ежегодной.

Отдельные указания Минздрава касаются тех, у кого в ходе первичной вакцинации были выявлены тяжелые реакции на вводимый препарат. Им, по согласованию с врачом, могут предложить другую прививку. Однако как это будет происходить на практике, пока не ясно, поскольку со снабжением поликлиник и медпунктов всеми препаратами, кроме «Спутника», все еще наблюдаются перебои.

В Москве, по словам мэра столицы Сергея Собянина, ревакцинироваться можно также начиная с 1 июля в любом из восьми павильонов «Здоровая Москва», а начиная с 5 июля москвичи смогут записаться на процедуру  в одну из 12 городских поликлиник. Для ревакцинации при себе необходимо иметь паспорт и полис ОМС, процедура бесплатная.

С полным списком столичных поликлиник и условиями ревакцинации ознакомиться можно здесь.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?