Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Я в этот мир должна принести что-то доброе и важное»

ИЗО, театр, гончарка и шумовой оркестр: как устроена инклюзия в удмуртских селах

Руководитель проекта «Дети и мы» Лариса Ускова и Галя Дерендяева

«Дети и мы» – первый в Удмуртии инклюзивный проект не в городе, а на селе: в поселке Игра и Игринском районе. Он объединил больше 30 семей, в которых растут дети с особенностями развития – ДЦП, синдромом Дауна, умственной отсталостью.

Но ходить на занятия могут абсолютно все дети – и с особенностями, и без. «Детям надо, чтобы их приняли, и чтобы они приняли этот мир. Адаптация происходит через творчество», – говорят авторы проекта.

Дети рисуют зиму. В большом зале носятся по мягким разноцветным полам (в одних носках, как тут принято) те, кто предпочел кисточкам горки и качели.

Среди них Гриша – 9-летний непоседливый мальчик с синдромом Дауна. Это его папа – Дмитрий Казаков – открыл «Забаву», потому что раньше у них в поселке Игра подобного пространства не было.

«Приехал в ноябре с вахты, жена говорит: «Иди сходи с ребенком поиграй». Дело было в Ижевске. Пошли мы играть в торговый центр «Италмас». От увиденного были глаза квадратные, так понравилось. Пошел сходил в другое место, еще сильнее глаза загорелись: почему у нас в Игре такого нет», – рассказывает Дмитрий.

Занял денег у семи друзей

Основатель Центра семейного отдыха «Забава» Дмитрий Казаков

В это время здание, где сейчас «Забава», достраивалось. Второй этаж сдавался в аренду. Узнав, что второй этаж сдается в аренду, Дмитрий начал, как он говорит, «кубатурить» – размышлять о том, как открыть такой центр. Нашел на Avito в Воткинске человека, который продавал такой же бизнес, и съездил посоветоваться. Занял денег у семи друзей. Добавил кредитных. Сделал заказ на заводе в Иваново и привез все оборудование на фуре в свою Игру. Собирала «Забаву» неделю вся большая семья – и игринские родственники, и ижевские, и даже те, кто живет за Ижевском. В феврале 2020 года Центр открылся. Особым детям за вход платить не нужно.

Дмитрий продолжает ездить на вахты, и в его отсутствие за Центром присматривает старшая дочь. Но когда он в Игре, постоянно проводит время в «Забаве». «Я как воспитатель. То с одним, то с другим. А если, думаю, еще клоуном оденусь, они вообще прыгать будут от счастья. Надо костюм аниматорский сделать, – смеется он. – Мы проводим и мастер-классы. Художница приходит, библиотека местная приходит. Спектакли здесь делаем. Весело мы живем».

Первый сельский проект, где особые дети играют наравне со всеми

Занятия по гончарному искусству

Работа ИЗО-студии в «Забаве» – часть проекта «Дети и мы», победителя грантового конкурса Фонда Тимченко «Культурная мозаика Удмуртии». Бесплатные занятия сразу по четырем направлениям (театр, ИЗО, гончарка и шумовой оркестр) начались в сентябре 2020 года.

«В городах много возможностей для развития особых детей, а на селе мы в Удмуртии первые, – говорит Лариса Ускова, руководитель творческого инклюзивного проекта «Дети и мы». После обеда найти тихое место для разговора в Центре семейного отдыха «Забава» не так-то просто, поэтому мы садимся прямо на полу.

 – Мы работаем на трех площадках: Центр «Забава», Дворец культуры и спорта «Нефтяник» и Игринская средняя школа №4. Это сделано для того, чтобы мягко адаптировать детей к жизни в обществе. Возможно, не все они пойдут в школу, потому что общеобразовательные школы пока не готовы работать с такими детьми. Но когда они приходят в театральную студию в школе – окунаются в школьную атмосферу. Во Дворце культуры и спорта атмосфера творческая. А в «Забаве» они играют наравне со всеми».

При этом участвовать в проекте «Дети и мы» могут и дети, у которых нет инвалидности. Анжела Князева, мама семилетнего Арсения, рассказывает, что узнала о занятиях от подруги, у которой ребенок с ДЦП. «Я сначала думала, что нас в проект не возьмут, потому что инвалидность сыну не дали. Он родился с экстремально низкой массой тела – 900 грамм. Один глаз видит хорошо, другой плохо. Нам сказали: у ребенка два глаза, два органа – инвалидность не дадим. И по состоянию здоровья тоже не дали, сказали, что догоняет сверстников».

Арсений ходит в ИЗО-студию и в гончарную мастерскую. Анжела говорит, что хотели бы еще танцевать – но пока нет педагога. За поиск специалистов отвечает Лариса. По ее словам, наряду с родительским запросом, проект подтолкнуло именно появление нескольких преподавателей, которые хотели работать с особыми детьми. Деньги, которые они получают за работу, символические – важнее ощущение личной причастности к хорошему делу и возможность почувствовать собственную значимость.

«Я в этот мир должна принести что-то доброе и важное»

Занятие в ИЗО-студии

Лариса Ускова за свою работу в проекте денег не получает принципиально. «Это мой личный вклад, – говорит она. – Я в этот мир должна принести что-то доброе, нужное и важное». По первому образованию она режиссер любительского театрального коллектива, по второму – педагог-психолог. Родилась на юге Удмуртии, в селе Малая Пурга, а 17 лет назад вышла замуж и переехала в Игринский район.

В Игре Лариса придумала и реализовала множество самых разных проектов. Например, открыла во Дворце культуры и спорта творческую студию Style FM для подростков с творческими наклонностями – чтобы не слонялись без дела по улице. Там они учатся петь, танцевать, фотографировать, выступать на сцене. Лариса находит для них наставников.

«Мне сейчас 41. Мне хочется классически одеваться, я не буду волосы красить. А молодежь делает интересные штуки, и я ищу людей, которые будут их развивать, – говорит она. – В «Стайле» я говорю: я за любой кипеж, кроме порнографии. У меня там было уже четыре выпуска, которые разъехались по всей России – от Калининграда до Екатеринбурга». В этом году выпускники скинулись и подарили «маме Ларисе» на день рождения велосипед.

«На первой встрече мне стало страшно. Как с ними себя вести – что можно, что нельзя?»

Анжела Князева и ее сын Арсений

Еще одно ее успешное начинание – республиканская профильная смена «Тулкым» («Волна») для детей-удмуртов из сельской местности в трудной жизненной ситуации.

А в 2014 году Лариса Ускова выиграла грант «Православная инициатива» на создание творческого театрального любительского объединения «Волшебный сундучок» для особых детей. Проект давно закончился, а особые дети в жизни Ларисы остались. Чтобы им помогать, она сначала придумала организовать «Добрый десант». В Новый год и другие праздники участники творческой студии Style FM ездили по домам и дарили подарки.

Постепенно эти поездки переросли в постоянные встречи с детьми. «Я с ними играл, – рассказывает выпускник Style FM Евгений Чуркин, который учится сейчас в Ижевске на 1 курсе ИЖГТУ на программиста. – Помню, на первой встрече мне стало страшно: а как с ними себя вести – что можно, что нельзя? И мы учились, разговаривали с родителями. Теперь я когда приезжаю в Игру, сразу иду к детям».

Решать проблемы вместе

За окнами «Забавы» давно стемнело. Родители одевают детей, чтобы расходиться по домам. Галя Дерендяева в белой шапке-ушанке и теплых зимних штанах крепко прижимает к себе на прощание Ларису. Гале 18 лет, у нее тяжелая умственная отсталость. Занятия появились в ее жизни лишь в 2018 году – это был театральный кружок. До этого девочка видела только больницы, санатории и Центр реабилитации в Ижевске. В проекте «Дети и мы» Галя ходит и на рисование, и на шумовой оркестр, но больше всего ей нравится гончарная мастерская.

«Колбаски катать Галя любит, – говорит ее мама Алена. – Сперва из пластилина делали, потом из глины. Очень интересно. Глина такая живая. Нравится глину катать, пришлепывать. Балдеет от ощущения, что руки грязные». Галя не говорит, но дома ее понимают. «Пить, кушать, памперс поменять надо – она все может показать. Одежду несет – гулять надо. Под телевизор сядет, локтями помашет – Муз-ТВ надо включить. Показывает, что танцевать хочет».

По словам Алены Дерендяевой, особых детей в Игре много, но не все родители идут на контакт, хотят общаться. «Некоторые стесняются, некоторые сами по себе. Когда особый ребенок рождается, ты замыкаешься. И чтобы тебя из этого панциря вынуть, нужна чья-то помощь. Лариса молодец, она нас объединила. Мы познакомились, общаемся. У Димы Казакова в деревне есть кони, пони. Они нас приглашали, мы осенью катались. Варили кашу гречневую на костре, пили чай. Для детей счастье и нам общение», – говорит Алена.

«Если мы отдельно жить будем, у нас ничего не получится. Сейчас мы вместе, – подтверждает Дмитрий Казаков. – Не только дети стали ближе, но и родители. Не одна мама и ее ребенок сами по себе, а проблемы вместе решаем. Мама одна устает. А когда мы вместе, она видит, что у ребенка глаза горят. Вообще родители по-другому смотреть стали на мир».

Главная цель «Культурной мозаики Удмуртии» – развитие территории через активизацию местных сообществ, и проекту «Дети и мы» это удается. Родители дружат, местные предприниматели и депутаты помогают финансово. В январе проект по документам закончится, но все преподаватели готовы дальше заниматься с детьми.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?