Рейс 175 United Airlines, как в замедленной съемке, пролетел мимо Статуи Свободы и приближался к Всемирному торговому центру. Стэнли Праймнат, сотрудник Fuji Bank, сидел за своим столом на 81-м этаже Южной башни, разговаривал по телефону с коллегой, которая волновалась из-за первого взрыва, и наблюдал за терактом в прямом эфире теленовостей. Через пару секунд он понял, что самолет летит прямо на него. Рев его двигателей становился все громче. «Мне пора. На меня летит самолет», – сказал Стэн своей собеседнице и положил трубку.
Ранним утром 11 сентября 2001 года во Всемирном торговом центре на Манхэттене находилось около 16 тысяч человек. Спустя всего несколько часов на месте башен-близнецов лежали руины, которые погребли под собой более двух тысяч жертв: в Северной башне погибло 1366 сотрудников и 92 пассажира протаранившего здание самолета, под обломками Южной башни оказались более тысячи и еще 65 – в атаковавшем небоскреб авиалайнере. Всего же в теракте 11 сентября погибли 2997 человек, он до сих пор считается крупнейшим по числу жертв.
Когда первый самолет врезался в 92-й этаж Северной башни, все три лестницы и лифтовые шахты были мгновенно заблокированы. Те, кто находились выше, были обречены. Рейс, атаковавший Южную башню, рассек ее на уровне 78-84-х этажей, но одна их трех лестниц осталась доступной. Десятки людей пытались уйти через нее, но многие, напуганные начавшимся пожаром, решили подняться на крышу и погибли.
Только четыре человека с верхних этажей смогли спастись. Двое из них – Брайан Кларк и Стэнли Праймнат, которые вот уже 24 года называют друг друга братьями и дружат до сих пор. Их история – череда удивительных совпадений, чудес, милосердия и глубокой веры в Бога. Спустя десятилетия после теракта она ничуть не устарела. Рассказываем ее для российских читателей.
«Господи, я не готов умереть. Пожалуйста, пошли кого-нибудь!»

Увидев приближающийся к окнам офиса самолет, Стэнли Праймнат залез под свой рабочий стол, на который утром по привычке положил Библию. Через несколько секунд левое крыло «боинга» буквально разрубило комнату и разворотило дверь в каких-то 6 метрах от Стэнли. Рухнул потолок, в воздухе закружились дым и строительная пыль.
«Я лежал в позе эмбриона и молился: «Господи, возьми все в свои руки, уповаю на Тебя. Я не готов умереть, пожалуйста, пошли кого-нибудь, чтобы помочь мне… хочу снова увидеть жену и дочерей…» Произнеся свою просьбу, Праймнат стал что есть мочи звать на помощь.
Удивительно, но этой ужасной сцены могло не быть вовсе. Когда рейс 11 American Airlines атаковал Северную башню, Стэнли спустился на первый этаж и уже собирался уйти, как охранник около турникета остановил его: «Куда вы? Все в порядке, возвращайтесь в свой офис. Здание охраняется». И мистер Праймнат послушно вернулся.
Теперь он лежал на полу, заваленный обломками, и звал на помощь. Его крики услышал Брайан Кларк.
До полного разрушения Южной башни оставался час.
Первое, но не главное чудо
Утро Брайана началось как обычно – в семь пятнадцать он уже был на 84-м этаже в офисе международной финансовой компании Euro Brokers, где работал уже 28 лет. Кларк вырос из обычного брокера до вице-президента, работу свою любил.
«В 8:46 я сидел в кабинете, когда прогремело два мощных взрыва», – вспоминал он. Брайан выглянул в окно и увидел огромные языки пламени, охватившего верхние этажи Северной башни, пламя быстро погасло, лишь тысячи бумаг медленно парили в воздухе, объятые огнем. «Это было похоже на пылающее конфетти. Очень странно… Первым делом я позвонил жене, а затем отцу. Успокоил, заверил, что ничего страшного не случилось, и посоветовал включить телевизор».
После теракта 1993 года, когда на парковке Северной башни подорвали фургон со взрывчаткой, Брайан записался в волонтеры пожарной охраны – так он получил навыки спасения групп людей, плюс обязательные фонарик и свисток. Эти, на первый взгляд, простые вещи еще сыграют роль в нашей истории.
Вскоре после первой атаки Брайан Кларк был готов начать эвакуацию коллег. Однако по громкой связи передали, что в здании безопасно и всех сотрудников просят вернуться на места. Около окна стояла его коллега Сьюзен Поллио, она была в панике. «Люди, люди умирают… они прыгают вниз, спасаясь от огня», – кричала Сью, показывая на соседнюю Северную башню, вокруг которой уже разворачивалась настоящая драма. Брайан решил ее успокоить и повел умыться в дамскую комнату.
Сам не зная об этом, он был спасен в первый раз за этот день. Когда Кларк шел по коридору, второй самолет врезался в Южную башню. Моментально обрушился потолок, обнажились кабели, под ногами захрустело стекло, свет погас, выбило двери, а пол просел. Брайану показалось, что здание накренилось и вот- вот рухнет. Стало по-настоящему страшно.
В свой офис он больше не вернулся. Брокеры, остававшиеся в кабинетах, погибли, тело Сьюзен нашли под завалами лишь спустя несколько месяцев. Но все это Брайан Кларк узнает значительно позже. А пока он достал фонарик, собрал группу из шести человек и повел их на аварийную лестницу, чтобы спуститься по ней и выйти из здания.
«Я вижу твой свет!»
Навстречу Кларку и его сотрудникам в районе 80-81-го этажа вышла грузная женщина, которая настойчиво махала руками и преградила путь: «Стойте, стойте, вам нужно вернуться. Этажом ниже все в огне и дыму. Мы должны подняться, на крыше можно ждать эвакуацию».
Спор был долгим, от него Кларка отвлек крик: «Помогите, помогите, я закопан. Здесь есть кто-нибудь? Меня кто-нибудь слышит?» Каким-то чудом он отключился от дебатов и отправился на звуки незнакомого голоса.
Дверь на этаж вынесло и завалило обломками, протиснуться удалось через дыру. Тут же раздался вопль: «Я вижу твой свет!» Примерно через минуту Брайан уловил голос и увидел в свете фонаря руку, торчавшую из-под завалов.
Не без труда, но Брайан Кларк смог вытащить того, кто звал на помощь. Они отряхнулись от пыли и пожали руки. «Привет, я – Стэнли. Мы будем братьями на всю жизнь». Брайан обнял его за плечо и сказал: «Пошли, приятель, пойдем домой».
Коллег Кларка на лестнице уже не было. Они послушали ту женщину и решили подняться наверх, думая, что с крыши их спасут вертолеты. Люди не знали, что после теракта на подземном паркинге в 1993 году двери на крышу небоскреба были закрыты. Позднее Кларк говорил, что в тот день потерял около 60 близких людей, подразумевая, что мог бы оказаться вместе с ними – если бы его не отвлек голос Стэнли.
50 минут на спасение
Стэнли и Брайан стали спускаться по аварийной лестнице. Дышать было трудно, лестница завалена лежавшими поперек листами гипсокартона, так что их приходилось постоянно отодвигать. С потолка капала вода, ноги скользили. Осторожно передвигаясь от ступеньки к ступеньке, они шли вниз.
Где-то в районе 77-го этажа стены лестничной клетки дали трещину, и можно было видеть пламя, которое медленно подбиралось. Но вскоре их ждало облегчение: дым рассеялся, горел свет, а вокруг ни души. Лишь в одном из офисов на верхних этажах они встретили охранника, который не мог оставить мужчину с серьезными травмами головы и спины.
На 31-м этаже мужчины нашли работающий телефон. Кларк позвонил жене и сказал, что с ним все в порядке. Супруга знала: чтобы спуститься вниз с 31-го этажа в 1993 году, мужу понадобилось два часа, поэтому она мысленно попрощалась с ним, когда через двадцать минут здание рухнуло.
Кларк так же успел дозвонится до службы спасения 911, он отчаянно хотел помочь встреченному ими раненому мужчине и охраннику. Но операторы задерживали вызов: просили его номер, переключали на других сотрудников, а затем вновь ставили на удержание и просили трижды повторить историю. Брайан разозлился: «Слушайте, я говорю один раз: делайте, что должны, и я ухожу».
Ни он, ни Стэнли Праймнат понятия не имели о том, что здание вот-вот рухнет, и поэтому не спешили. Выйдя из Южной башни огляделись, остановились у ближайшего супермаркета и спросили воды. Хозяин вернулся с бутылкой и блюдом, на котором лежали фрукты и сладкие булочки.
«Боже мой, Стэнли ненастоящий»
По дороге Церкви Троицы на Манхэттене мужчины встретили двух священников. Стэнли почти расплакался: «Этот человек спас мне жизнь». Брайан ответил: «Это ты меня спас, когда вытащил из спора о том, идти ли мне наверх или вниз. Я здесь, и со мной все в порядке, и именно благодаря твоему голосу из темноты». Новоявленные братья обнялись, священники коротко помолились.
Оба смотрели теперь на башни издалека, Стэнли предположил, что они вот-вот рухнут, Брайан заспорил, мол, стальная конструкция все выдержит… Не успел он договорить, как Южная башня начала крениться, и вскоре улицы накрыло цунами из пепла, дыма и пыли.
Они побежали в поисках укрытия, Брайан вспоминал: «Казалось, что прошло минут пять, как мы выбрались из башни. Я почувствовал себя идиотом, когда понял, что бегу с этим глупым подносом с фруктами… Когда все вокруг неслись, заходясь в истерическом крике, вместо того чтобы думать о людях, раздавленных насмерть, я размышлял об инженерной структуре здания и обо всех металлических и железных балках, которые не выдержали испытания на прочность. Вовсе не горжусь этим, во мне будто говорил социопат, и я оставался равнодушен ко всему происходящему. Мой разум, вероятно, решил справиться с тем, что случилось со мной в тот день, именно таким странным образом».
В какой-то момент он потерял Стэнли. «Бегаю, размахивая рукой, а его нет. Меня охватило осознание: «Боже мой, Стэнли ненастоящий». Он был ангелом, посланным, чтобы спасти меня. А потом понял, что у меня есть его визитная карточка».
«Старайтесь жить свою лучшую жизнь… каждый день»
«Брайан мне больше чем друг, он мой старший брат, который помнит мою годовщину свадьбы, дни рождения моих детей. Он пришел на свадьбу моей дочери, и я пришел к его дочери», – говорит сегодня Стэнли Праймнат.
Сейчас Стэнли 68 лет, Брайану – 78. Праймнат кроме основной работы стал помощником пастора в церкви в Квинсе. Кларк спустя пять лет после теракта вышел на пенсию и стал волонтером в различных некоммерческих организациях, какое-то время был членом правления и казначеем Теологической семинарии, возглавлял фонд помощи пострадавшим от атак 9/11.
Каждый год 11 сентября они созваниваются и вспоминают, как вместе прошли эти 1620 ступеней вниз. В первую годовщину Брайан подарил Стэнли тот самый фонарик, который помог найти и спасти его. Правда, позже пришлось его передать в музей памяти.
Брайан Кларк признается: «Пройдя через то, что пришлось пережить нам, я пытаюсь жить свою лучшую жизнь изо дня в день. И двигаться вперед с благодарностью».
Источники: