Было ранее утро вторника. Майкл Хингсон, менеджер по продажам в крупной компании, только пришел на работу. На этот день была назначена важная презентация, он торопился распечатать списки участников и передать их начальству. Офис Майкла располагался на 78-м этаже.
Семью этажами ниже, в офисе на 71-м этаже, Омар Ривера также начинал свой рабочий день. Специалист по работе с информационными системами нью-йоркского порта не успел основательно заняться делами, выпил кофе, поболтал с коллегами.
В 8:46 здание сотряслось от ужасающего взрыва. Сначала никто толком не понял, что произошло. А Майкл и Омар к тому же не могли увидеть – оба офисных клерка были полностью слепы. Офисы Хингсона и Риверы располагались в северной башне Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Именно ее первой атаковали террористы 11 сентября 2001 года.
Самолет авиакомпании American Airlines, следовавший из Бостона в Лос-Анджелес, протаранил здание на уровне 93–99-го этажей. Фюзеляж пролетел сквозь всю конструкцию, разрушив опоры небоскреба, перерубив лестницы и шахты лифтов. Разлившееся авиационное топливо вызвало сильнейший пожар. Те, кто находился выше линии атаки, остались без шансов на спасение. Сотрудники, работавшие ниже 92-го этажа, начали стихийную эвакуацию.
Пути эвакуации изучили вместе с собакой
Майкл Хингсон был слеп от рождения. Его диагноз – ретинопатия недоношенных. В детстве родители Майкла старались создать все условия для его развития и даже отдали его в обычную школу, где просили учителя и одноклассников читать ему задания, так что несколько лет мальчик учился на слух, а потом освоил шрифт Брайля.
Затем Майкл окончил университет и работал менеджером по продажам – продавал специальные «читающие машины», которые были очень востребованы у слепых: они озвучивали введенный в них текст и были прообразом современного голосового помощника.
Сделав в этой сфере блестящую карьеру, он решил отправить свое резюме в компанию, которая изначально не имела намерений принимать на работу сотрудников с особенностями здоровья. В сопроводительном письме мистер Хингсон лишь в самом конце признался в том, что слеп, но добавил, что именно это является его сильной стороной: имея сложности, он каждую минуту вынужден «продавать» себя окружающим, чтобы получить от них ту или иную помощь. Резюме показалось убедительным, и Майкл получил работу. Он переехал в Нью-Джерси незадолго до 11 сентября и начал осваиваться в шикарном офисе Всемирного торгового центра.
С 14 лет Майкл пользовался помощью собаки-поводыря. Лабрадор-ретривер Розель была его пятым компаньоном. С Розель мистер Хингсон познакомился в конце 1999 года: уже с первой встречи было ясно, что эти двое сработаются. Позднее Майкл вспоминал, что Розель была хулиганкой: она обожала воровать у хозяина носки и прятать их в разные укромные места, как будто подшучивая над мужчиной. Но когда он строгим голосом просил вернуть вещи на место, Розель покорно тащила их в зубах: совершенно целые, но слегка мокрые.
Что касается базовых команд, которым обучают собак-поводырей, их Розель выполняла безукоризненно. В офисе они с Майклом заранее обследовали не только стандартный маршрут, но и изучили пути эвакуации.
Во время работы Розель обычно дремала под письменным столом хозяина, слушая вполуха, что происходит вокруг, всегда готовая приступить к своим обязанностям.
Примерно так же вела себя обычно Солти – собака-поводырь Омара Риверы. Мужчина ослеп за 14 лет до этого из-за глаукомы. Лабрадор-ретривер была его компаньоном, она умела отлично ориентироваться в Нью-Йорке, знала не только дорогу по улицам, но и местную, весьма запутанную подземку.
1463 ступеньки к спасению
Люди, лишенные зрения, имеют более развитые органы чувств. Майкл Хингсон сразу почувствовал в воздухе запах разлитого авиационного керосина и ощутил, как здание накренилось. Вокруг суетились и кричали его коллеги, люди в панике метались по комнате и спорили друг с другом о том, что делать дальше.
Розель при этом невозмутимо лежала под столом и ждала команды хозяина. Майкл решил довериться собаке: сохраняя спокойствие, он позвонил жене, чтобы сообщить о случившемся. Затем прикрепил к ошейнику Розель специальный поводок и направился к выходу. Вместе с ним двинулись его коллеги: валивший с верхних этажей дым явно свидетельствовал о том, что нужно срочно эвакуироваться.
Омара Риверу в чувство привел звук упавшего со стола компьютера. Он слышал шорох разбросанных бумаг, хруст битого стекла и панические крики коллег.
Прочитав про себя молитву, он подозвал Солти, чтобы успокоиться. Собака заметно нервничала, но при этом старалась никуда не отходить от хозяина. Даже когда коллега Риверы предложил забрать у него поводок, Солти не дала это сделать. Собака помнила о своем долге.
Лестница была в дыму и полна людей. Чтобы добраться до первого этажа, Майклу и Розель нужно было преодолеть 1463 ступеньки, Омару и Солти – чуть меньше. На то, чтобы спастись, у них ушло чуть больше часа.
Успели спастись за несколько минут до обрушения башни
Двигаться приходилось наугад, иногда – почти на ощупь из-за сильного задымления и давки. Идя вперед, люди не знали, что ждет их на очередном этаже, и очень нервничали. Майкл вспоминал позднее, что зрение в той обстановке, пожалуй, ничего не решало: все, кто пытался выйти из северной башни ВТЦ, пребывали в полном неведении о том, что происходит. В какой-то момент им встретился отряд пожарных, и Розель приветствовала их «поцелуями», лизнув им руки. Большинство из этих пожарных, очевидно, впоследствии не выжили – всего при крушении башен-близнецов погибли 343 огнеборца.
Омар Ривера шел вниз по лестнице и молился, чтобы Бог помог ему спастись и вернуться к семье. Он думал о том, что возможность видеть происходящее отвлекала бы его, не давала сосредоточиться, и был даже рад, что не наблюдает царящего вокруг всеобщего хаоса. В какой-то момент, решив, что ситуация становится невыносимой и шанса на спасение, похоже, нет, он наклонился и отстегнул поводок Солти, приказав собаке бежать вперед и спасаться самостоятельно. Сам он уже не надеялся выбраться – такой плотной стала толпа из-за вливавшихся в нее с каждого этажа новых потоков. Солти убежала, но вскоре вернулась. И вывела хозяина на улицу.
То же самое смогла сделать и Розель: следуя четким командам Майкла Хингсона, она провела его и шедших с ним коллег на автопарковку, расположенную в подвале северной башни.
Майкл вспоминает, что в какой-то момент они с Розель стали для окружающих источником вдохновения. Люди думали: раз уж слепой идет спокойно и не паникует, разве можем мы, здоровые, позволить себе впадать в истерику.
Майкл также все время молился: для себя он успел сформулировать, что сейчас происходит проверка его доверия – Богу, который совершенно точно имеет о нем свой, особый замысел, и собаке-поводырю, которой он однажды передал ответственность за свою безопасность и жизнь.
Северная башня Всемирного торгового центра рухнула спустя 102 минуты после атаки. Майкл и Омар со своими псами успели выбраться из здания буквально за несколько минут до того, как оно обрушилось, поднимая гигантское облако пыли. Южная башня, атакованная позже, простояла всего 56 минут и упала первой.
«По-настоящему страшно было лишь дважды»
Спустя год после теракта Майкл Хингсон давал интервью популярному телеведущему Ларри Кингу. В студию он пришел с Розель – в кадре видно, что Майкл постоянно гладит собаку, а та, хоть и лежит, обманчиво спокойная, постоянно ловит любые изменения в настроении хозяина.
«Вам было страшно?» – спросил мистера Хингсона Ларри Кинг. «По-настоящему страшно было лишь дважды: когда самолет атаковал башню и когда здание начало рушиться», – ответил Майкл и добавил, что тревожиться о том, что он не в силах изменить, вообще-то давно не в его правилах.
Он предпочел сосредоточиться на том, что оставалось ему подвластным: давал команды Розель и подбадривал окружающих.
Вскоре после трагедии 11 сентября в свет вышла книга «Пес-гром», в которой Майкл Хингсон рассказал историю их с Розель чудесного спасения. Сам он оставил работу менеджера по продажам и стал мотивационным спикером: пропагандирует идею подготовки как можно большего числа собак-поводырей и основал для этого благотворительный фонд, который назвал в честь любимой собаки.
Омар Ривера успел дать интервью изданию The New York Times, но в дальнейшем от громкой славы отказался.
Спустя 14 лет после терактов он рассказал журналистам, что за это время успел поцеловать свою жену на ночь 5112 раз, отправил дочерей в колледж и выдал замуж, обнял новорожденных внучек и это – самое ценное.
Розель и Солти были награждены медалью Дикин – британской наградой, которая присуждается животным со времен Второй мировой войны. Собаки, как и их хозяева, принимали участие в мемориальных мероприятиях, посвященных памяти жертв терактов 11 сентября.
«Солти всегда будет занимать особое место в моем сердце. Знать, как растут мои дочери, продолжать быть вместе со своей семьей – это такой подарок. Жизнь – это главный дар», – говорил Омар Ривера.
Обоих псов уже нет в живых, но благодарные люди о них помнят.
По данным Мемориального музея 11 сентября и Американского клуба собаководства, около 300 собак принимали участие в поисково-спасательных работах после нападений. В основном речь идет о специально обученных животных, которые искали на обломках рухнувших башен-близнецов фрагменты тел погибших и иногда находили выживших.
Немецкая овчарка Тракр спустя 27 часов после теракта обнаружила работницу администрации порта Нью-Йорка Дженель Гузман-Макмиллан. Женщина находилась на 13-м этаже южной башни, когда обрушилось здание, но утром 12 сентября ее нашли живой.
Собаки Коби и Гиннесс – рекордсмены, они принимали участие в спасательной операции в течение 264 часов, работая по 12 часов в сутки в течение 11 дней, чтобы найти останки десятков людей среди завалов. Два лабрадора неустанно рыскали по обломкам разрушенных зданий, обходясь почти без сна. После работы на развалинах ВТЦ они сразу ушли на пенсию.
Лабрадор черного окраса Джейк трудился на завалах в общей сложности 17 дней – его оранжевый жилет был виден издалека, а риск поранить лапы обломками зданий Джейка не волновал. После 11 сентября он принимал участие в поиске жертв урагана «Катрина», а на пенсии работал собакой-терапевтом в доме престарелых.
Пес Сириус, натренированный на обнаружение взрывчатых веществ, был единственной полицейской собакой, погибшей во время теракта 11 сентября. Его клетка находилась в подвале южной башни, и, когда первый самолет врезался в северную башню, хозяин Сириуса запер его, чтобы самому отправиться по вызову, а вернуться уже не смог. Останки полицейского пса были обнаружены через год, а его тренировочный поводок и значок хранятся в Мемориальном музее 11 сентября в Нью-Йорке.
В память о подвиге всех собак, которые принимали участие в ликвидации последствий теракта, в заповеднике Игл-Рок в штате Нью-Джерси установлен памятник. Он изображает пса, стоящего на обломках бетона и арматуры, застывшего с приветственно поднятой лапой и готового к службе.
Источники:
A nation challenged: survivor; Violent Sounds of an Escape From the 71st Floor
Meet 14 Dog Heroes Who Helped at 9/11
An Interview with Michael Hingson, CEO of the Do More Foundation
Salty, a relative of Wrangler’s, led blind owner to safety from 71st floor on 9/11
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.