Усыновление: если бабушка против

Если ко мне придет мой взрослый ребенок и скажет: «Мама, а можно мы усыновим ребенка, и он будет жить в этом доме», я скажу: «Нет». Не потому, что мне не жаль сироту

Алекс Долль, «Усыновление», диптих (2014 г.); Фото с сайта swissinfo.ch

Когда семья решает взять на воспитание ребенка, органы опеки выдвигают требование – все члены семьи, проживающие вместе с будущими приемными родителями в одной квартире, должны написать письменное согласие. Это должны сделать дети, если они старше 10 лет, и прочие прописанные в квартире родственники. Чаще всего имеются ввиду бабушки и дедушки.

Хорошо помню наше волнение, когда надо было «объявить» родителям о нашем желании, никогда не забуду их реакции – оба они дали согласие, а дедушка – в тот момент смертельно больной человек – заплакал, растрогавшись. Он сказал тогда, что во всем нас поддержит, потому что это – «единственный наш приличный поступок за всю жизнь». Такая же поддержка была и со стороны других родственников, в том числе и тех, с которыми мы не жили.

Мы отнесли письменные согласия родителей и старших детей в опеку, а через три месяца в доме появился наш мальчик. Его приняли все. Сначала мне неловко было просить наших бабушек помочь нам с приемным ребенком, но вскоре мы поняли, что они готовы участвовать. Иногда в силу разных обстоятельств родственники помогают нам с приемным сыном даже больше, чем с нашими кровными детьми.

Мы действительно очень благодарны им за помощь, и особенно за то, что они не делают никакого различия между детьми. Я думаю, что это оказалось возможным именно потому, что они были согласны принять его в свою жизнь.

Иногда я читаю форумы потенциальных усыновителей. Часто обсуждаемая проблема – несогласие старших родственников с решением мужа и жены усыновить ребенка. Бабушки-дедушки могут выражать его активно, отказываясь подписывать бумагу в опеку, или вяло: «Я против, но вы взрослые люди, решать вам, если надо – подпись я поставлю…»

Мне кажется, в такой ситуации – открытого или глухого противостояния – очень неправильно приводить в дом ребенка. Наверное надо пробовать разные способы решения проблемы – говорить и объяснять свою позицию или постараться жить отдельно. Но требовать принять ребенка в свою жизнь, так, как собираетесь это сделать вы, нельзя.

Грустно читать на форумах «советы бывалых»: «А вы все равно усыновляйте, со временем бабушка привыкнет» или «Это ваше дело, в конце концов, нечего их слушать!»

Мне кажется, ребенок, вырванный из сиротской системы, особенно нуждается в спокойной и доброжелательной атмосфере, в которой, наверное, не будет идеальных родителей или условий, но в которых обязательно должна быть психологически комфортная обстановка. Те, кто теперь будут жить с ним под одной крышей, должны быть единомышленниками.

После эйфории, связанной с появлением ребенка в семье, начнутся будни. Окажется, что сложностей больше, чем ты мог предположить. И тогда родственники, которые были настроены скептически, скажут: «Ну мы же вам говорили!»

Думаю, это только усилит нервозность и увеличит негатив. И без их замечаний вам наверняка придет в голову мысль: «Зачем я это сделал? Я не справлюсь, я не способен полюбить чужого ребенка», а тут еще могут поддать жару те, кто был не согласен с вашим решением.

В ситуации появления приемного малыша, стрессовой ситуации, рядом с вами должны быть единомышленники. Конечно, хорошо иметь знакомых, которые уже имеют такой опыт, наверное, неплохо общаться на форумах с теми, кто в теме, но ни те, ни другие не заменят семьи и ее поддержки. Мамы-папы, братья-сестры, дяди-тети – вот те, на кого действительно можно положиться, когда не знаешь, что делать и куда бежать.

И еще один момент. Если ко мне придет мой взрослый ребенок и скажет: «Мама, а можно мы усыновим ребенка, и он будет жить в этом доме» или «Я хочу взять под опеку малыша, можно?» я скажу: «Нет». Не потому, что мне не жаль сироту. Жаль!

Я скажу «нет», потому что взрослые люди, принявшие очень важное решение, на самом деле, не приняли его, если они приходят и спрашивают меня можно ли им так поступить или нет.

Если это взвешенно, если другого пути для них просто нет, они приходят и говорят: «Мы решили, что хотим взять ребенка из детского дома, нам очень важно, чтобы ты приняла его, если ты будешь против, чтобы он жил в этом доме, это будет твое право, но от своего решения мы не отступим».

Вот в такой ситуации я скажу: «Да». Потому что ко мне пришли взрослые люди, отдающие отчет в своих действиях, они серьезно подходят к вопросу, им нужна моя поддержка, но они не пытаются переложить на меня ответственность за свое решение.

Когда я читаю форумы потенциальных усыновителей, обсуждающих проблемы неприятия родственниками их решения, я часто бываю на стороне несогласных бабушек. Я вижу, что будущие мама и папа пишут о нежелании договариваться, общаться, объяснять свою позицию и налаживать контакт, они предъявляют претензии осуждают и ругаются, и это отсутствие навыка социального взаимодействия я переношу на ситуацию появления в семье приемного ребенка. Выводы неутешительные.

Никакое, как мне кажется, самое лучшее, доброе и благородное дело не должно начинаться с конфликта, это не тот фундамент, на котором можно выстроить что-то серьезное. Поэтому система согласия проживающих в одной квартире родственников абсолютно правильная. Сначала станьте единомышленниками со своими близкими, а потом уже берите в семью приемного ребенка.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?