Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Pro bono – хорошо, но не всегда возможно

Социальный лифт, амбассадор бренда, защита от эмоционального выгорания и другие нефинансовые ресурсы корпоративного волонтерства – опыт крупных компаний

Изображение с сайта lowenstein.com

В России 2018 год объявлен «Годом волонтерства». Как показало исследование ВШЭ, за этот год, по сравнению с предыдущим, с 42% до 72% увеличилось число россиян, которые бесплатно помогали другим людям. Причина роста – формирование нового тренда на гражданскую активность, считают эксперты. Пути развития корпоративного волонтерства в рамках сессии «Нефинансовые ресурсы корпоративного волонтерства» на Форуме Доноров обсудили представители крупного бизнеса.

Pro bono не дает переключиться

Главная дискуссия развернулась вокруг темы: должен ли бизнес предоставлять только профессиональную помощь pro bono или важно дать сотрудникам самим выбрать направление добровольчества, которое будет способствовать их личной реализации. С одной стороны, интеллектуальное волонтерство – универсальный инструмент и позволяет участвовать в благотворительности узкопрофильным специалистам (IT, юристам, финансистам, кадровикам). С другой – именно эти сотрудники, как правило, выбирают в волонтерстве другую сферу деятельности, не связанную с их непосредственными обязанностями, чтобы переключиться с основной работы.

Елена Крючкова, руководитель направления корпоративного волонтерства, «Норникель»: «Для любого бизнеса, помимо того, что мы меняем жизнь в наших городах к лучшему и решаем социальные задачи, важно, чтобы люди с удовольствием ходили на работу, получали драйв, дружили. Наш подход – все волонтеры разные и не стоит забывать, что сотрудники занимаются добрыми делами во внерабочее время. Например, наш департамент внутреннего аудита может работать pro bono, и мы предлагали сотрудникам разнообразную палитру участия. Но люди хотят убирать мусор. На своем этаже фактически организовали зеленый офис, красят в заповеднике тропы. Как результат, мы получаем командообразующие связи, лояльность компании и желание что-то делать вместе.

Другой пример – в этом году в традиционный экологический марафон, часть программы корпоративного волонтерства «Комбинат добра», мы интегрировали новое направление – smm-блогерство. Те, кто захотел участвовать, развивали в соцсетях тему эко-просвещения, эко-волонтерства. Наши сотрудники открыли для себя новую сферу, получили дополнительный опыт и настоящий драйв. У компании появились амбассадоры бренда – они теперь могут профессионально говорить о том, что происходит на наших территориях развития с точки зрения экологии».

Ольга Миронова

Ольга Миронова, руководитель направления по КСО, Объединенная металлургическая компания: «Рro bono в нашей программе корпоративного волонтерства «прорезалось» сразу же. Первыми cтали юристы и IT. Но неожиданно наши технические подразделения тоже нашли себя. Они отправились в вузы и колледжи – делились со студентами навыками, опытом и современными трендами. Как показали стажировки на производстве, молодые знают только теорию. Неожиданно выступили химики из нашей центральной лаборатории – долго наблюдали за тем, как коммерческие организации организуют различные шоу с опытами, и решили делать свои выступления, затмившие все».

Помогать там, где нужна помощь

Марк Сандомирский и Владимир Шутилин

В моногородах или маленьких регионах часто нет достаточного количества некоммерческих организаций, которым нужна поддержка. В данном случае, по мнению Владимира Шутилина, руководителя направления социальных и благотворительных проектов «Газпром нефти», корпоративное волонтерство должно опираться на местную специфику. «Например, в городке Муравленко в Ямало-Ненецком автономном округе большие проблемы с уборкой снега зимой, поэтому возник наш «Снежный десант» – волонтерский проект в рамках программы «Родные города», – говорит Владимир Шутилин. – Сотрудники компании уже не первый год помогают с расчисткой территорий. К акции подключились школьники и все активные жители города».

Для сотрудников, которые не хотят принимать участия в таких практиках компании, в «Газпром нефти» создан конкурс волонтерских проектов. Можно предложить свой проект, получить на него микрофинансирование и затем реализовать. «Эта категория активистов для нас ключевая – специалисты, которые развивают свои профессиональные компетенции, – говорит Владимир Шутилин. – К тому же этот вариант волонтерства серьезно экономит ресурсы – сотрудники предлагают заведомо менее затратное решение, чем если бы такой же проект осуществляла сама компания. И качество не снижается».

Социальный лифт для волонтеров

Изображение с сайта sarvaha.com

Компаниям, особенно в моногородах, имеет смысл рассматривать развитие корпоративного добровольчества как возможность социального лифта для своих сотрудников и их семей.

«Мы провели оценку трехгодичной программы по корпоративному волонтерству – анализировали проектную деятельность наших сотрудников в каждом городе, – говорит Ольга Миронова. – Если говорить об экономическом эффекте, то сколько денег было вложено, столько и вернулось в компанию. Важнее, как изменились сотрудники: они начали вести свои проекты, вступать в переговоры с городскими администрациями, продвинулись в GR. Например, в городе Чусовой некоторые волонтеры в итоге стали депутатами. То есть это взлет по карьерной лестнице в моногородах, реальный социальный лифт».

Волонтерство – лучшая витрина компании

Волонтеры «ГазпромНефти» в Челябинске, на экологической акции «Зеленая среда». Фото с сайта rodnyegoroda.ru

Крупные компании работают на разных территориях, в том числе в небольших населенных пунктах – там особенно важно, чтобы жители видели бизнес с человеческим лицом. Кроме того, решение многих вопросов зависит не только от органов власти и чиновников, но и от конкретных людей. С этой точки зрения волонтерство – лучшая витрина компании. «Не просто отдали деньги в благотворительный фонд и сказали, что профессионалы теперь сами разберутся, а соединили работу фонда и корпволонтеров. Ни один фонд не выступит от лица компании так, как это сделают сотрудники, – убежден Владимир Шутилин, программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».

Мотивация и удержание талантов

Изображение с сайта mentorcloud.com

Саманта Дюси (Samantha Ducey), директор по партнерствам американской некоммерческой организации Global Impact (эта НКО работает над созданием ресурсов и партнерских отношений для наиболее уязвимых людей во всем мире), говорит, что волонтерство помогает выявить уникальные компетенции работников, а это в свою очередь создает добавленную ценность для компании. «Мы заметили, что наиболее эффективно волонтерство развивается в компаниях, где на самом раннем этапе коллективу задают вопросы: «что для вас важно? чем вас привлекает волонтерство?». Сотруднику на любой позиции есть что предложить. Возможно, кто-то обладает навыками и опытом, которыми не обладает никто больше».

Яркий пример развития уникальных компетенций и лидерства – программа краткосрочных командировок персонала в рамках волонтерских проектов «Джонсон & Джонсон». «Наши менеджеры-волонтеры имеют возможность применить свои навыки на пользу НКО в разных странах мира, – говорит PR-менеджер компании Наталья Павлова. – Как правило, это полугодовые командировки в страны Африки и Западной Европы. Зарплата и рабочее место при этом за сотрудником сохраняются. По каждой поездке ведется отчетность, которую компания демонстрирует акционерам. После такого волонтерского проекта сотрудники становятся амбассадорами бренда. Некоторые специалисты идут на повышение. Но это требует ресурсов, и компания должна осознанно идти на такой шаг».

Зарядиться позитивом

Фото с сайта salt.zone

Важная задача корпволонтерства – профилактика эмоционального выгорания сотрудников. По словам Марка Сандомирского, доктора психологических наук, бизнес-тренера, выгорание – естественный процесс, психологическая защита. Чаще выгорают неравнодушные сотрудники, более мотивированные, успешные, инициативные, которые отлично выполняют работу. Для них волонтерство может стать способом профилактики выгорания и повышения эффективности основной работы.

Ольга Миронова считает, что сотрудникам важно предлагать веер возможностей по волонтерству: «Если компания заявляет, что помогает только детям с онкозаболеваниями или детям-сиротам, будьте готовы к тому, что желающих будет немного. Например, молодежи интереснее экология или такие направления, как работа с социальными сетями. Вывод – не загоняйте сотрудников в определенные рамки, дайте широкий выбор. Хотят в событийное волонтерство – да ради Бога, они созреют и перейдут потом в социальное добровольчество. А вы сохраните сотрудников, потому что они пополнят внутренние ресурсы и не будут выгорать на работе».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?