Ошибка царя Ирода

Израилю были даны пророчества о рождении Мессии в разное время разными пророками, их толковали книжники и фарисеи – знатоки закона; они изучались и в богословских школах, и в обычных синагогах. Почему же Христа не узнали?

Его рождения ждали.

В ту пору, от которой мы давно ведем свое летоисчисление, ждали так напряженно, что само собой готово было блеснуть как молния: «Вот оно! Вот Он родился!»

И если верить Евангелию от Матфея (а мы верим Евангелию!) – именно так и блеснуло во дворце царя Ирода. Подумайте только: в Иерусалим приходят загадочные «волхвы с востока», вряд ли знакомые с историей и надеждами иудейского народа, – приходят «и говорят: где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2, 1–2). И тут же, «услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2:3). Свершается! Сбывается наконец предреченное в Священном Писании!

Ирод промахнулся

Ирод, едва услышав о принесших весть волхвах, обращается именно к знатокам Писания: «собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?» (Мф. 2:4). И те уверенно отвечают ему пророчеством, которое было у них наготове – оставалось только приложить его к жизни: «Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф. 2: 5–6; ср. Мих. 5:2).

Итак, мгновенно догадавшись, что родившийся Царь Иудейский и есть Мессия пророков, Вождь-Спаситель, Ирод уточняет детали у знатоков Писания. А дальше – нет чтобы узнать другие подробности вселенского события, по Писанию! Царь слепо, упрямо и тупо воспроизводит сюжет, известный в фольклоре и мифах всех народов: обойти судьбу, устранить конкурента, убить Младенца!.. А ведь в его случае это не борьба со слепой «судьбой», а противостояние воле Самого Бога, обещавшего спасение Своему народу.

Сущее безумие, заранее обреченное на провал.

Почему же Ирод, несмотря на наличие продвинутых в Писании консультантов и понимание, что рождается именно Христос-Спаситель, повторил судьбу незадачливых фольклорных царей?

Потому что он, не имея «начала премудрости – страха Господня», отнесся к пророчествам Писания как к простым предсказаниям.

А в чем разница?

Коллаж. Фреска Нестерова «На пути в Эммаус»

Предсказание – это, в сущности, прогноз. Некто достаточно авторитетный или достаточно убедительно предсказал наперед будущие события – заранее сказал, что будет, часто с условием: «Если то-то – то будет вот это».

Такие предсказания могут основываться на глубокой мудрой аналитике, а могут быть очень туманными и иррациональными или давать возможность широких, до противоположности, толкований – так обычно вещали античные оракулы: «Вступишь в эту битву – погубишь царство». Свое или противника – не уточняется. И сбывается, но не так, как ожидал вопрошавший.

Пророчество – это не просто нечто большее, чем предсказание. Это изъявление воли Божией.

Оно не сконцентрировано на времени, а говорится из Божественной вечности, а потому относиться может и к будущему, и к настоящему, и к прошлому, которое человек должен увидеть глазами Бога. Волю Божию, изреченную через пророка, человек (и народ) должен суметь услышать и принять.

Вспомним, как изъяснял Господь сбывшиеся Писания Своим ученикам Луке и Клеопе на пути в Эммаус «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24:25).

Пророчество может быть услышано только теми, кто готов принять волю Божию, Его сценарий событий, а не свой собственный.

Именно желание, «чтобы все было, как я хочу» мешает увидеть пророчество таким, каким оно исходит от Бога. Только «чистые сердцем», любящие и открытые Ему «Бога узрят». Тогда, и только тогда, оно сбывается в самом человеке, актуализируется в нем, становится фактом его жизни. Мы приобщаемся к самому событию, к явленной в нем воле Божией, к чуду.

И это причина, по которой полноценное восприятие пророчеств происходит именно внутри Церкви, в ее едином организме, особенно – в богослужении, переносящем нас из обыденного времени-пространства в пространство вечности.

Первое пророчество – в Первоевангелии

Коллаж. Фреска

Первое пророчество о рождении Спасителя содержится в словах книги Бытия, которые нередко называют Первоевангелием (Быт. 3:14-15):

«И сказал Господь Бог змию: <…> и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Здесь прикровенно говорится о грядущем Спасителе, который родится «от семени Жены», то есть без участия мужского семени. Он поразит змея в голову, то есть уничтожит грех, расколовший жизнь, но Сам понесет страдания.

Конечно же, это свернутое повествование о Боговоплощении и победе Христа над мировым злом не могло быть прочитано, понято в полноте до того, как осуществилось в мировой истории. Но ведь оно не понято, не воспринято и сейчас огромной частью человечества, несмотря на полную доступность Библии!

Слушайте и не говорите, что не слышали!

Каждый год накануне праздника Рождества Христова, в Сочельник, во всех православных храмах прочитываются восемь особых рождественских паремий – чтений из Ветхого Завета, содержащих пророчества о рождении Спасителя. Не все бывают на этой длинной службе, но не лишне знать, когда она происходит. В этом году Рождество приходится на воскресный день, и Великая вечерня, на которой читаются паремии, служится накануне в субботу, 6 января, ближе к полудню – вслед за литургией Иоанна Златоуста.

Находясь внутри Церкви, в вечностном поле Праздника, на этой службе мы можем слышать и понимать читаемые пророчества прежде всего не как напоминание о событии, произошедшем в человеческой истории 2000 лет назад, а как явление Божией воли и Божьего чуда лично нам

(и всем нам собравшимся, и всему миру).

Первая паремия – это самое начало книги Бытия, вплоть до третьего дня творения (Быт. 1, 1–13). О том, что было «в начале». С этих же слов начинается и Евангелие пасхальной ночи, а с него – и весь круг евангельских чтений: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть» (Ин. 1: 1, 3). Так соединяются Ветхий и Новый Заветы, указывается на осуществление Предвечного замысла Святой Троицы в Рождении Спасителя.

Вторая паремия – из книги Чисел (Числ. 24:2–3, 5–9, 17–18), где повествуется о том, как некий пророк Валаам, нанятый языческим царем, чтобы проклясть израильтян, против своей воли вместо проклятий воспел хвалу Израилю. В том гимне, что вырывался из груди Валаама, есть слова о грядущем Мессии – Спасителе мира: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля».

Третья паремия воспроизводит именно то пророчество, которым ответили Ироду его советники – из книги пророка Михея (Мих. 4:6–7; 5:2–4). «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (5:2).

Четвертая, из пророка Исаии (Ис. 11:1–10), сразу напоминает нам дорогой сердцу напев ирмосов Рождества Христова, которые поются на протяжении этого поста на утренях праздников и воскресных дней:

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…»

Напомним: Иессей – это отец царя Давида, и речь, соответственно, о его потомке. Вспомним, как нередко в Евангелии взывали к Иисусу: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» А далее пророк Исаия живописует тот подлинный, глубочайший мир, который принесет на землю Спаситель, восстановив райскую гармонию:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком…. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи… ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».

Коллаж. Фреска

Пятая паремия – пророчество из Книги Варуха, читаемое от лица пророка Иеремии (Вар. 3:36–38; 4:1–4). «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми».

Шестая паремия – эпизод из книги пророка Даниила, когда тот раскрывает царю Навуходоносору значение сна о «колоссе на глиняных ногах» (Дан. 2:31–36, 44–45). «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2: 34–35).

Образ Камня, который оторвется от горы без содействия рук («Камня нерукосечного») – указание на сверхъестественное рождение Спасителя от Девы Марии. «Камень же есть Христос», и этот Камень крушит все идольские царства и образует «великую гору» – распространившуюся на весь мир Церковь.

Седьмая паремия – это текст, который не однажды звучит в предрождественских службах. Точно так же в виде паремии он прозвучит на Царских часах (в этом году – в пятницу, за день до сочельника), на 9-м часе (Ис 9:6–7). А еще эти стихи мы услышим почти в начале ночной службы самого праздника – на Великом повечерии, когда поется «С нами Бог!» (и повторяется в завершении каждого стиха).

«Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела…» (Ис. 9:6–7). Позже на службе прозвучит в кондаке Рождества Христова: «Отроча Младо – Превечный Бог!»

Последняя, восьмая паремия в навечерие Рождества Христова, тоже из пророка Исаии (Ис. 7:10–16; 8:1–4, 8–1), содержит самое знаменитое пророчество о Рождении Христа – то самое пророчество, которое приводит евангелист Матфей в подтверждение рассказа о Рождестве Христовом:

«А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 22–23).

Блаженный Иероним, Григорий Богослов и другие святые отцы писали о том, что Христос родился, пришел в этот мир, чтобы затем духовно родиться в сердце всех верных христиан.

Апостол Павел также пишет, что Христос для того и пришел на землю, чтобы изобразиться в каждом из верных (см. Гал. 4:19). Христос рождается в душе человека, когда он становится образом и подобием Господа; такой человек делается «богом по благодати».

О каждом из библейских пророчеств есть глубокие святоотеческие толкования, все они легко доступны в сети, и стоит их изучить Рождественским постом, до наступления праздника.

Но главное – внимать им в самом праздновании, открыв им сердце и ум – прежде всего сердце. Тогда премудрые пророчества скажут каждому из нас что-то невыразимо важное и бесконечно радостное и помогут войти в Рождество Христово, осуществляющееся в вечности.

Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ на основе фресок мирового художественного наследия

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?