За что Лука Крымский любил страдание

В одном из писем святитель Лука Крымский написал: «Я полюбил страдания». Как понимать его слова? Страдание можно пытаться принять, смириться, но любить? А если это мазохизм с христианским привкусом? Вместе с протодиаконом Василием Марущаком, биографом Луки Крымского, пытаемся разобраться

Праведный Иов спросил у Бога – за что он страдает, ведь он так старался жить по-Божьи, – так впервые в Священном Писании начался диалог Бога и человека о смысле страданий: неизбежны ли страдания для любящих Бога? Без страданий Бог не пошлет Свою милость, помощь, благодать?

Можно ли любить скальпель, который сделал тебе полезную операцию?

«Я полюбил страдания, так прекрасно очищающие душу», – написал в 40-х годах своему старшему сыну Михаилу владыка Лука (память 11 июня) в период крайне тяжелого переживания своей ненужности, забытости, отрыва от архиерейского служения и научной работы. Позади 11 лет тюрем, лагерей и ссылок и 20 лет, с момента принятия священства в 1921-м, гонений, непризнания, осмеяния, клеветы, а еще непонимания и укоров от своей семьи.

Что тут любить? Ведь это и вспомнить страшно. Можно ли полюбить орудия пытки? Скальпель, который сделал тебе даже полезную операцию?

– Когда мы вырываем из контекста вот эти удивительные слова «я полюбил страдания», мы, действительно, не можем ничего понять, – рассуждает биограф святителя, автор книги о нем, протодиакон Василий Марущак. – А под контекстом я понимаю не цитаты, а саму жизнь владыки-мученика и его личные отношения с Господом.

Я в свое время изучал следственные дела святителя Луки – как его арестовывали, мучили, когда он перенес многодневный конвейер допросов без сна, а потом объявил голодовку, когда был послан в заполярный круг без теплой одежды… Казалось бы, страдания – всегда некий отрицательный, болезненный опыт, которого человек по самой природе своей стремится избежать. И святитель Лука пытался: объявлял голодовку, протестуя против конвейера допросов без сна, подписал в полубессознательном состоянии обвинительные показания о собственном шпионстве, потом от них же отрекся.

Но в какой-то момент все меняется. Когда его послали в этот станок Плахино на край земли, свирепой зимой без теплой одежды, по сути – насмерть, потому что в естественном состоянии человек таких условий не вынесет, – довезут его окоченевший труп, где-то выбросят полярным лисицам на съедение и все, – именно тогда владыка Лука говорит: «И в это время я чувствовал, что рядом со мной находится Господь мой Иисус Христос, который поддерживает и укрепляет меня».

Что же произошло? Сам святитель только констатирует факт, не комментируя его. Но мы знаем из опыта святых, переживающих близость Божию, – с этим ничто не сравнится! Все вдруг утихает, все тревоги и страхи, все вообще, и остается только любящий Господь, разделяющий твою судьбу. Его любовь ты ощущаешь так сильно и реально, что уже добровольно готов страдать – раз именно в эти моменты ты встречаешься с Господом. И только бы это присутствие Божие не покидало тебя.

По сути своей это глубоко мистическое переживание, в том смысле, что ты вдруг из жизни обыденной, плотско-душевной прикасаешься к подлинной жизни Духа.

Святые это переживали по-разному и в разной степени. Серафим Саровский, потеряв ощутимую благодать, принял самый жесткий пост, отказался от маломальского отдыха и три года неотступно молил Бога простить его – только бы снова быть с Господом, – настолько человеку, вкусившему подлинной жизни, становится трудно возвращение к земному.

И уже из этого состояния укрепленности страдания очищают, а не озлобляют душу, потому что душа имеет своего помощника Бога, который направляет ее.

Поэтому неудивительно, что неиспытавшим понять это трудно. Но можно верить опыту святых.

Вопросом на вопрос

– Конечно, можно спросить – только ли страдая, получает человек благодать, милость Божию? – продолжает отец Василий. – Еще Михаил Васильевич Ломоносов в свое время сказал, что невозможно циркулем измерить благодать Божию. То есть к нашим взаимоотношениям с Богом нельзя применять, как мне кажется, какие-то формулы, схемы. Да, есть ориентиры, но ведь здесь человек-личность и Бог-Личность. А значит, их отношения таинственны и неповторимы.

И когда мы читаем книгу Иова, которую неоднократно читал святитель Лука, мы видим, что Бог отвечает Иову вопросом на вопрос, когда Иов спрашивает: почему я так страдаю, если не знаю за собой греха?

По человеческому разумению, глядя на страдания праведника, ум человеческий отказывается понимать, что происходит. Ведь в том же Священном Писании неоднократно звучит мысль о том, что праведник в праве рассчитывать на Божие благоволение, на Божие милосердие.

Но в том-то и дело, что само слово «в праве», «право» во взаимоотношении человека с Богом не совсем уместно. Потому что мы входим в общение с Богом, входим в Царство Божие не по какому-то праву, а по любви Божией. А понимание любви Божией со времен Иова существенно дополнилось.

Господь, отвечая, предлагает Иову новый уровень диалога, выводит в разговоре с Собой за обычный причинно-следственный ход рассуждения. И в каком-то смысле, пожалуй, Бог ставит человека на место – хоть Иов не грешник, но потомок падшего Адама, а пытается говорить с Богом на равных. Но разве это Иов создал мир и правила жизни в нем?

«Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? – обращается к Иову Господь. – Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь».

Нет, Иов не знает. Он еще не знает самого главного – Бог пошлет Сына своего, безгрешного Христа взять на Себя грехи людей и за них быть распятым на кресте ради их спасения.

Страдать по-христиански нужно учиться

«Последние мои тюремные страдания глубоко изменили меня. Стал я удивительно терпимым, кротким, тихим, совсем сгладилась моя былая резкость…», – писал святитель Лука в тех же 40-х годах.

Здесь святитель говорит больше об аскетическом смысле страданий, посылаемых человеку для очищения и прощения ведомых и неведомых грехов. Сам он был убежден, что страдать по-христиански надо учиться – чтобы вместо тихости и кротости не закончить ропотом и озлоблением.

Учит этому жизнь, когда человек решает свою волю соединить с волей Христовой, свою жизнь – с жизнью Христа. И понятно, что это не одномоментное действие (хотя и так бывает), а процесс.

Вот как учился этому святитель Лука:

«В середине лета, не помню точно в какой форме, я имел, как мне казалось, предсказание от Бога о скором возвращении из туруханской ссылки. Я ждал с нетерпением исполнения этого обещания, но шли недели за неделями, и все оставалось по-прежнему.

Я впал в уныние, и однажды в алтаре зимней церкви, которая сообщалась дверью с летней церковью, со слезами молился пред запрестольным образом Господа Иисуса Христа. В этой молитве, очевидно, был и ропот против Господа Иисуса за долгое невыполнение обещания об освобождении.

И вдруг я увидел, что изображенный на иконе Иисус Христос резко отвернул Свой пречистый лик от меня. Я пришел в ужас и отчаяние и не смел больше смотреть на икону. Как побитый пес пошел я из алтаря в летнюю церковь, где на клиросе увидел книгу Апостол. Я машинально открыл ее и стал читать первое, что попалось мне на глаза.

К большой скорби моей, я не запомнил текста, который прочел, но этот текст произвел на меня прямо-таки чудесное действие. Им обличалось мое неразумие и дерзость ропота на Бога и вместе с тем подтверждалось обещание освобождения, которого я нетерпеливо ожидал. Я вернулся в алтарь и с радостью увидел, глядя на запрестольный образ, что Господь Иисус опять смотрит на меня благодатным и светлым взором».

Но перед окончанием срока святитель опять занервничал. Господь, как понимающий и снисходительный учитель, повторил урок:

«Приближался конец моей туруханской ссылки. <…> А меня не вызывали в ГПУ для получения документов.

Однажды вечером, в конце августа пришел последний пароход и наутро должен был уйти. Меня не вызывали, и я волновался, не зная, что было предписание задержать меня еще на год.

Утром 20 августа я по обыкновению читал утреню, а пароход разводил пары. Первый протяжный гудок парохода… Я читаю четвертую кафизму Псалтири… Последние слова тридцать первого псалма поражают меня, как гром… Я всем существом воспринимаю их как голос Божий, обращенный ко мне. Он говорит: „Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою. Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе“ (Пс. 31 8-9).

И внезапно наступает глубокий покой в моей смятенной душе… Пароход дает третий гудок и медленно отчаливает. Я слежу за ним с тихой и радостной улыбкой, пока он не скрывается от взоров моих. „Иди, иди, ты мне не нужен… Господь уготовал мне другой путь, не путь в грязной барже, которую ты ведешь, а светлый архиерейский путь!“

Через три месяца, а не через год, Господь повелел отпустить меня, послав мне маленькую варикозную язву голени с ярким воспалением кожи вокруг нее. Меня обязаны были отпустить в Красноярск».

И отпустили.

Но, подчеркивает владыка, «христианство никогда не восхваляло страдания и никогда не рассматривало их как самоцель. Смысл страдания – в преодолении страха страдания, готовности страдать, чтобы победило добро.

<…> Мир полон страданий, а христианство, будучи всегда реалистичным, утверждает, что зло, в том числе в самой душе человека, не отойдет добровольно и что тот, кто вышел на борьбу с ним, никогда не избежит страдания», – писал владыка Лука.

Тайна Креста: радость-страдание – одно

Но есть еще один аспект в теме страданий: страдания как добровольное разделение жизни со Христом. Не за рай и не за спасение, – апостол Павел был готов пойти в ад, только бы спаслись его братья-евреи (Рим. 9, 1-5). Только из любви быть в радости и горе, богатстве и бедности – как с любимым человеком, так и с Богом.

Христос дается нам в причастии распятым и воскресшим. Мы причащаемся одновременно Его славе и Его страданию. Нельзя принять часть Христа, можно – только целиком. Мы причащаемся всей Его жизни, и гонению – Меня гнали, будут гнать и вас, – и Его воскресению, Его бессмертию.

«Господь первый взял крест, самый страшный крест, и вслед за ним взяли на рамена свои кресты меньшие, но часто тоже страшные кресты, бесчисленные мученики Христовы. Вслед за ними взяли кресты свои огромные толпы народа, которые, тихо опустив головы, пошли с ними в дальний путь, – говорит святитель в Крыму, в 1946 году, на пороге слепоты, неизбежность которой как врач он хорошо понимает.

– В дальний и тернистый путь, указанный Христом, – путь к Престолу Божиему, путь в Царство Небесное, идут, и идут, и идут, почти уже 2000 лет, идут вслед за Христом толпы и толпы народа… Что же, неужели мы не присоединимся к этой бесконечно идущей толпе, к этому святому шествию по пути скорбей, по пути страданий? Неужели мы не возьмем на себя кресты свои и не пойдем за Христом? Да не будет!… Да наполнит Христос, так тяжко пострадавший за нас, Своей безмерной благодатью сердца наши. Да даст Он нам в конце нашего долгого и трудного пути познание того, что сказал Он: „мужайтесь! Я победил мир!“ <…>

Спешите, спешите – спешите идти за Христом. Жизнь коротка, – и потому спешите идти за Христом», – торопил владыка Лука.

На мощах святителя Луки Крымского одежда изнашивается

30 мая 2023 года в Ташкенте прошла международная конференция, посвященная 100-летию архиерейской хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Отец Василий Марущак, хоть и приехал в Ташкент на торжества из теплого Крыма, был впечатлен:

– Я 10 дней пробыл в Узбекистане, стояла 30-градусная жара, а, когда мы выезжали оттуда, слышал от местных – «скоро мы ждем 38 С°, 40-45 С° градусов». Я подумал, как хорошо, что мы уезжаем, не застанем такого кошмара. А ведь святитель Лука прожил в этом климате несколько лет! И это мы с комфортом пролетели из Ташкента в Самарканд, на комфортабельном автобусе, с кондиционером, доехали до Пенджикента, города, где в 1923 году святителя Луку рукоположили во епископа Ташкентского. А он-то все расстояния преодолевал на пролетках! Причем в Пенджикент ездил по дороге, где гуляли басмачи да разные лихие люди.

И хиротония в 1923 году во епископа – это не перспектива тихого мирного жития, когда тебе руки целуют. Знаете, я служу вот уже 37 лет в Свято-Троицком храме Симферополя, на территории Свято-Троицкого монастыря, где находятся мощи святителя Луки, и свидетельствую, что святитель Лука очень отзывчив, очень скорый помощник.

О последнем чуде рассказала мне игуменья Свято-Троицкого монастыря. Перед Пасхой обычно мощи святого Луки переоблачают в пасхальные ризы, при этом во время самого Великого поста их не трогают.

И вот священник, которому было поручено переоблачить мощи к Пасхе, в присутствии настоятельницы-игуменьи обнаружил удивительный факт: мощи святителя Луки смещены, а тапочки на его ногах наполовину надеты, на кончики пальцев ног.

Но мощи святителя всегда очень аккуратно переоблачают без всяких смещений. Словно святитель «выходил» из места упокоения. Думаю, святитель Лука этим чудом показывает, что он и сейчас нас слышит и готов помогать каждому, кто по мере веры своей с надеждой на милосердие Божие обращается к нему за помощью.

Весь христианский мир знает, что такое же чудо происходит с мощами святого Спиридона Тримифунтского на Корфу уже много лет. И вот теперь – в России. Я не раз сам слышал рассказы врачей, хирургов о том, как святитель Лука является им, помогает – как наиболее оптимально совершить ту или иную операцию.

А еще на конференции меня поразило, что люди говорили: «Знаете, меня более всего впечатляют и восхищают даже не мужество, с которым святитель встречал испытания, а как раз те периоды его слабости, неустойчивости, о которых он так честно рассказывает. Именно это больше всего укрепляет: святой – не какой-то Прометей безупречный, где-то там, в заоблачном пространстве, и куда тебе до него… Он такой же человек, как и я, в жизни которого были свои тяжкие периоды. Но он смог это преодолеть, даже использовать во благо».

– А что-то такого сенсационно нового вы из событий конференции узнали? – вворачиваю я шаблонный вопрос уставшему отцу Василию: батюшка как раз возвращался из Москвы в Крым, беседуя со мной по дороге.

– Если речь обо мне, то сенсационно новым будет то, если я начну служить Богу и людям, как святитель Лука служил, – резюмирует батюшка.

                                            * * *

До 11 июня 1961 года владыка Лука был правящим архиереем Крымско-Симферопольской епархии. Он не вышел на покой, хотя к началу 1956 года совершенно ослеп. Из патриархии в Симферополь регулярно приезжал священник, который должен был удостовериться, что владыка надлежащим образом исполняет архиерейские обязанности, и каждый раз проверяющий поражался: слепой архиерей, служа, нигде не споткнулся, наизусть читал молитвы, благословлял Святые Дары, даже во время помазания четко мазал лоб.

В середине 1950-х начались хрущевские гонения на Церковь. В 1956 году закрыли Киево-Печерскую лавру, а всего за хрущевское десятилетие было разрушено и закрыто около десяти тысяч храмов.

В марте 1960 года Совет по делам Православной Церкви представил Св. Синоду проект церковно-приходской реформы: отныне священник переставал быть главой прихода и становился «наемным работником». Храм, его имущество и все права передавались в ведение «двадцатки», члены которой назначались советской властью. Никогда еще за всю историю христианства не было такого, чтобы во главе храма стоял не священник.

Два архиерея открыто протестуют против реформы письменно, направив свой протест в патриархию: Ермоген Калужский и Лука Крымский.

Последнюю свою литургию святитель отслужил на Рождество 1961 года, последнюю проповедь сказал в Прощеное воскресенье. Его секретарь Евгения Павловна Лейкфельд пишет о его последних днях: «Не роптал, не жаловался. Распоряжений не давал. Ушел от нас утром, без четверти семь. Подышал немного напряженно, потом вздохнул два раза и еще едва заметно – и все…».

Преставился святитель Лука 11 июня 1961 года. В этот день Церковь празднует память Всех святых.

В одном из своих слов владыка говорил о примере мучеников, своим мужеством обращавших и язычников ко Христу, увеличивая Церковь. Он сам стал таким примером: в эпицентре хрущевских гонений, вопреки всем препятствиям, предпринятыми властью, на похороны святителя-мученика в Симферополе вышло огромное количество людей. Патриарху Алексию I (Симанскому), которому часто клеветали на Луку, что отражалось на отношении к нему, рассказали о том, как прошли похороны. Патриарх задумчиво произнес:

«Так, значит, они его там действительно любили?…»

Использована литература:

  1. Русские православные иерархи: период с 1893–1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). – Куйбышев. : 1966. / Часть 4
  2. «Я полюбил страдания. Автобиография. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Из-во «Белорусская православная церковь», 2019
  3. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Марк Поповский
  4. Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Автор – протодиакон Василий Марущак
  5. Крест Христов. Собрание проповедей Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Архиепископа Симферопольского. ООО «ИПТК ЛОГОСВОЗ», Москва, 2021

Иллюстрации Дмитрия Петрова с использованием фотохроники РИА Новости

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version