Ни дня без покупки, или Почему человеку все время хочется новые вещи

Как не расстроиться, если не успел купить в закрывающейся ИКЕА четыре чайника про запас? Как отследить страсть вещизма и научиться различать: мне это нужно или нет?

Не могу пройти мимо магазина

Недавно заметила за собой: как ни выйду из дома – в парк погулять, с друзьями встретиться, по делу – обязательно вспомню, что мне что-то нужно купить. И не обязательно продукты. Просто не могу пройти мимо хорошего магазина, хоть мелочь, но куплю. Или обязательно хоть раз в день просмотрю сайты с распродажами того-сего. И окажется, что и то нужно, и се. И, если положу в корзину что-то «нужное», легче на душе.

Я думала, это чисто женское, оказалось, вовсе нет. Моему брату, например, постоянно нужно что-то для его машины или очередной смартфон с чем-то, чего не было в старом, хотя назвать смартфон однолетней давности старым даже неловко.

Это чувство, что постоянно что-то надо, мне в себе не понравилось. Когда я сказала об этом священнику, батюшка мне ответил: «А ты делай так: купила одно новое платье, отдай четыре старых. И старайся так с любой вещью, тогда обрастать вещами не будешь и научишься отдавать».

Совет хороший, но пока получается так: купила одну вещь, отдала четыре, а потом – купила новых пять. Хитра страсть вещизма, легко не сдастся…

Используйте отношение к вещам как маркер

Протоиерей Василий Гелеван, тюремный, больничный священник, отец шестерых детей:

– С молодости помню это приятное чувство – возможность тратить деньги по своему усмотрению. Первой в жизни самостоятельной покупкой были перчатки для моей мамы на 8 марта. Было очень приятно осознавать, что я финансово независим, стою на своих ногах и могу сам выбирать и покупать подарки и вообще тратить деньги так, как считаю нужным.

Разумеется, у каждого из нас есть очевидные, базовые потребности. Например, если мужчина женился, он должен заботиться о доме, о том, чтобы в нем было все необходимое, а жена – о том, чтобы было красиво и уютно. Родители обязаны покупать детям все необходимое для их нормального развития.

А вот дальше, действительно, начинается область, где никто вам не скажет: вот это необходимо, а вот это – лишнее. Никто, кроме вас самих, при условии творческого напряжения своей совести.

Все мне позволено, но ничто не должно обладать мной, говорит апостол.

Когда мое душевное состояние существенно меняется от того, смог или нет я нечто купить и я начинаю нервничать и злиться – это признак того, что вещь мной обладает, а не я ею.

Это касается, конечно, не только впрямую вещей, но и всего вокруг нас, что может приносить удовольствие, наслаждение и отсутствие чего, наоборот, несет уныние, огорчение, гнев.

Поэтому хорошо наблюдать за собой, используя отношение к «вещам» как маркер.

Самое главное в магазине не купишь

Тягу к частым покупкам можно сравнить с наркоманией: человек привыкает не только к наркотику, но и к последовательности действий– получил деньги, значит, надо их потратить. Постоянная потребность в приобретении, накоплениях «материальных благ» часто происходит от душевного дефицита. Чего-то не хватает человеку. Полнота духа – самодостаточна.

За вещизмом может стоять, например, недостаток уверенности в себе, в своей ценности, и тогда нужны «красивые вещи», чтобы эту уверенность восполнить хотя бы и в собственных глазах.

А может стоять неуверенность в будущем, разные страхи, и тогда вещи становятся своеобразной «защитой», подспорьем, некоторым обеспечением существования нашего «я».

Страсть к приобретению напрямую связана с гордыней, и именно на этой связи строится современный маркетинг, переменчивая мода.

Зависимость от вещей возникает уже в ранние годы – в детском саду, школе. «У меня есть вот такое лего» – «А у меня круче!» А потом так и вся жизнь проходит – в соревнованиях, соперничестве по пустякам.

Если человек научится замечать в себе подобный грех, то он станет лучше видеть тонкости игры маркетологов, их неизменную ставку на обывательское тщеславие, честолюбие, и ему станет легче справиться с этой страстью.

О чем полезно беспокоиться

Первый шаг к контролю любой страсти, зависимости – ее осознавание. Ведь нередко мы периферийно замечаем свои промахи, но в фокус сознания не переводим, чтобы не беспокоиться. А беспокоиться надо.

Если страсть признана, начинайте над ней работать. Чем раньше, тем лучше. Могу сказать, что, например, в обычной многодетной семье с детства немало возможностей для того, чтобы эта страсть не развилась. Одежда там, по мере роста детей, передается от старших к младшим, что учит не придавать ей исключительного значения и заодно объединяет всех участников «процесса».

Многодетные обмениваются друг с другом одеждой, колясками и много чем еще. Это и гордыню гасит – люди не считают унизительным принять в дар уже ношенную кем-то вещь.

Мы в своей семье тоже стараемся придерживаться этого принципа, и материальный достаток участников такого обмена вещами никакого значения не имеет.

Современный шоппинг апеллирует к брезгливости человека («не хочу носить чужие, ношенные кем-то вещи»). Атмосфера торговых центров располагает к тому, чтобы покупать как можно чаще и больше: красивые, завлекающие витрины, приятная музыка, комфортная обстановка, кафе – а дальше уже работает наша природная алчность. Как-то раз я освящал дом, где у женщины было сорок пар туфель…

Человеку, который понимает, что зависим от вещей, необходимо учиться отдавать. И не беда, если сразу не получается. Главное – не бросать начатое, помолиться, чтобы Господь помог. Сейчас увеличивается число беженцев, вокруг нас всегда есть бедные семьи, семьи без отцов, семьи с инвалидами. Эти люди нуждаются в самой разной помощи – только выбирай. Мне очень нравится, как сказал святой Иоанн Златоуст: «Через руки сидящего на земле ты подаешь сидящему на небе».

В конце прошлого года я посещал одну больную женщину, и она для меня навсегда осталась примером нестяжательства, бескорыстного отношения к вещам: у нее были абсолютно пустые шкафы, серванты, а мне она подарила какую-то посуду, лишь бы отдать хоть что-то. Я бы тоже хотел поступать так в конце жизни.

Господь поможет

Христос учит нас: «Блаженнее давать, нежели принимать».

Все мы идем к пониманию этого постепенно. Чем больше тлеет наше тело душевное, тем больше растет духовное, по слову апостола. Ведь пока человек не ощутит сладости горнего мира, он будет держаться за сладость мира видимого, иначе человек не может. Только Дух Божий, милость Его способны дать ощутить ценность небесных сокровищ, избавить от плена вещей, материального, видимого, того, чему поклоняется наш падший мир.

Поэтому я бы людям, стремящимся стать свободнее от потребительства, тем более что начался Великий пост, посоветовал чаще читать Евангелие. Когда открываешь Слово Божие – с тобой говорит Сам Господь и Сам, Своим языком, таинственно дает понять, что такое хорошо и что такое плохо. И человек это запоминает.

Замечательно было бы также посещать великопостные богослужения: постоишь в храме на литургии Преждеосвященных даров, услышишь «Се бо входит Царь славы» и испытаешь совершенно неповторимое состояние от близости Бога. И, конечно, самое главное –  участие в Таинстве Причастия.

Так, шаг за шагом входя в Великий пост, постепенно начинаешь понимать: нельзя просто стоять и слушать, надо уже начинать действовать, транслировать полученный опыт. Христианство – постоянный путь. Ставишь задачу: «Хочу перестать быть бездумным покупателем». И перво-наперво говоришь: «Господи, я осознал проблему, спасибо, что открыл мне это. Ведь я до сих пор жил и не знал, что мне свойственны накопительство, любовь к деньгам и вещам. Раскаиваюсь и прошу: помоги мне! Я пытаюсь от них избавиться, но получается плохо, в основном – только на словах. Нужна Твоя помощь, Господи Милосердный. Прости мой грех и дай Твою благодать, чтобы я исправился».

Ближе к Пасхе, глядишь, оказывается, что и без той покупки можно обойтись и без этой. И тогда следует обязательно обратиться к Богу со словами благодарности: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне помог. Не я исправился, а Ты победил во мне этот грех».

Шопоголизм излечим – практические советы

Психолог Евгения Ульева, мама восьмерых детей и бабушка шестерых внуков:

– Сейчас наше общество массового потребления впервые в истории достаточно сытое. Китайская промышленность производит огромное количество вещей, доступных независимо от уровня достатка. Кто-то покупает дорогие вещи, кто-то дешевые, но их количество у любого современного человека очень велико. Детям мы часто дарим множество недорогих мелких игрушек.

Ситуация повышенного спроса обусловлена огромным количеством рекламы, маркетинговых ходов. Используя психологические ловушки, людей убеждают потреблять, покупать как можно больше, к примеру обновлять свою одежду предметами из «новых коллекций».

Тема приобретений и избавления от вещей приобрела уже мировые масштабы, и главная гуманитарная проблема состоит в том, что мы, потребители, сильно загрязняем планету. Набирает силу идея разумного, экономного потребления, и появляется надежда, что благодаря этому человечество хоть немного образумится.

В страсти стяжательства можно каяться хоть каждый день. Каждый из нас этим грешен. Мы постоянно приносим в дом «еще одну сумочку», «еще одну тарелочку», «еще одну статуэточку». И даже – «еще одну просфорочку», «еще одну бутылочку святого масла», в таких случаях порок прячется под покровом благочестия, продолжаем собирать, не замечая, что все набранное пылится, плесневеет.

Батюшки рассказывают о том, как, например, умирает благочестивая старушка, а после нее остается целый склад заплесневелых просфор, прогорклого святого масла и прочего. Человек часто не знает, что делать с вещами, как правильно их использовать, но продолжает брать «на всякий случай».

Желание быть принятым, признанным, любимым

Именно здесь психологические корни бесконечного потребления. Поколение, которое сейчас страдает шопоголизмом, –  люди старше 30–40 лет, имеющие за плечами трудное детство, 1990-е, когда многого не хватало. Те, чье детство пришлось на 1970-е, помнят, что их родители много работали и детям недоставало внимания, общения, так как взрослые часто были заняты, эмоционально отстранены.

В конце прошлого столетия сограждане физически выживали, самая острая проблема была прокормить семью. Любая вещь, которая появлялась в доме, становилась свидетельством родительской заботы. Те, кто рос в условиях тотального дефицита, воспринимали многие покупки как знак заботы, внимания: «Мне купили джинсы, значит, меня любят».

Есть и обратные примеры. В некоторых богатых семьях люди «откупались» от детей дорогими вещами. Но это делалось не вполне осознанно, ведь у самих родителей подобной «роскоши» в детстве не было, и им очень хотелось дать своим отпрыскам как можно больше материальных благ.

Я сама прошла этот период, мы покупали детям шоколадные яйца, причем не по одному, а по десятку, дарили куклы Барби – все то, чего в нашем детстве не было.

Но маленьким людям не нужны вещи в большом количестве, им необходимы любовь, ласка, забота и понимание того, что они любимы просто так. Тогда они не пытаются заменить любовь близких покупками.

В моменты покупок мы нередко испытываем радость, чувствуем собственную значимость, когда примеряем какие-то обновы, нам кажется, что и сами мы благодаря вещам становимся намного красивее – именно так работают бессознательные механизмы. Для многих людей покупки, подарки – это своеобразный «язык любви», то, как они выражают свою приязнь или признательность близким. И взамен хотят получать то же самое.

Бывает и так, что после похода по магазинам женщина открывает шкаф, а там –- огромное количество новых, неношеных вещей с бирками.

Как расхламить себя и свой дом

Как научиться различать, что мне нужно, а что нет? Если долгое время не пользуешься вещью – это показатель того, что она не нужна.

В книге японской писательницы Мари Кондо  рассказывается о том, как правильно расставаться с ненужными, лишними вещами. Там, в частности, есть совет насчет уборки и расхламления по категориям: сначала разбираем всю одежду, затем – обувь, потом – книги и, наконец, все остальные вещи, включая памятные, фотографии, диски, картины и т. д. Последовательно переходим от одной категории предметов к другой.

Расставаясь с одеждой, сначала вытаскиваем все из шкафов, после чего берем в руки каждый предмет, смотрим на него внимательно, затем закрываем глаза и пытаемся понять – действительно ли нравится нам эта вещь или нет, доставляет ли она какую-то радость. Если да, то оставляем, нет – отдаем без сожаления. Но в этом случае очень важно передать ее – непременно чистую, не рваную, не испорченную – нуждающемуся.

Установить контроль за шопоголизмом поможет наблюдение за детьми: ребенок приходит в магазин и быстро загорается идеями различных спонтанных покупок. Но родители дают ему некоторую фиксированную сумму, чтобы он смог самостоятельно выбрать нужное и избежать лишних трат на ненужные вещи.

Такую же тактику следует использовать и при общении со своим «внутренним ребенком», склонным к шопоголизму: надо брать с собой в магазин строго определенную сумму (или заранее отложенную на покупки сумму на карте) и список необходимого.

Также очень актуальна в наши дни проблема тревожности, которую мы часто пытаемся заглушить какими-то приобретениями, походом по магазинам. В этом случае хорошо помогают упражнения, связанные с глубоким дыханием: вдох, задержка, выдох (повторяем около минуты).

Есть замечательное упражнение под названием «5-4-3-2-1»: смотрим вокруг себя, находим глазами пять каких-либо вещей и называем их. Затем опознаем четыре звука, которые слышим в настоящий момент. После находим три вещи, которые можем потрогать в данную минуту (осязать). Ну а далее пытаемся почувствовать два запаха и ощутить один вкус… Все это прекрасно отвлекает наш мозг от состояния тревожности, помогает перенастроить его на нужную волну.

Коллажи Татьяны Соколовой

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Поможем тяжелобольным старикам приобрести средства ухода

Участвовать в акции

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?