Работа написана из практических соображений по просьбе игумена одного из Пермских монастырей, поэтому язык изложения несколько суховат и напоминает инструкцию. Я старался сделать ее максимально объективной и полезной для того, кто встанет на непростой путь тюремного служения, сверяя некоторые части как с осужденными, так и с сотрудниками

Читать начало

4. Общинные мероприятия
4.1. Общие замечания

Любое мероприятие в тюремном храме – это событие в серой лагерной жизни. Поэтому не стоит недооценивать его значимости. Человек, крещенный в лагере, на всю жизнь запомнит главное в своей жизни таинство, если вы сумеете сделать его торжественным, с участием общины. Мы на свободе живем среди развлечений и, пресытившись праздниками, часто не замечаем их внешней торжественности, а в однообразии колонии, где полторы-две тысячи человек живут в небольшом замкнутом пространстве годами без всяких изменений, любое событие представляется с особой окраской. Для тех, кто посещает храм Литургия уже праздник.
Между прочим, совместная уборка храма перед Пасхой или Рождеством, тоже общинное мероприятие, оно делает храм, благодаря личному труду родным. Оповещайте о мероприятиях заблаговременно, люди должны подготовиться, а работающие написать заявления на отгул. Если их не будут отпускать, походатайствуйте, чтобы им дали возможность отлучиться в храм с рабочего места хотя бы на время проведения мероприятия, такое вполне возможно.

4.2.Подготовка ко крещению
Во многих тюремных храмах не уделяется достаточно времени для подготовки и зачастую новокрещеные не становятся прихожанами храма. Ваша же цель не только крестить, но и сделать их постоянными общинниками. Не жалейте времени на подготовку, крестить лучше не часто раз – два в год. Пусть люди походят на литургии, катехизаторские занятия, выучат Символ Веры, разберутся в символике, почитают книги, пусть начинают воцерковляться еще до крещения, им некуда спешить. В первые годы после крещения Благодать особо помогает человеку и его горение нужно использовать не где-то, а в храме (или молельной комнате). Объясните тем, кого будете крестить, что теперь он начинает жизнь как новорожденный и важно не «загрязнять» свою душу разными выходками как он это делал раньше. Слов типа: «осквернять», «опустился» следует избегать, так как в тюрьме они применяются по отношению к гомосексуалистам.
Для тех кто готовится ко крещению должны быть в запасе «пространные катехизисы», пусть они настраиваются на важность таинства, учат Символ Веры и сами произносят его на крещении, выучат минимум молитв, хотя бы Трисвятое. При беседах с ними напоминайте непрестанно, что они теперь часть общины, как одна семья и храм для них второй дом после родного. Постарайтесь аккуратно выяснить, чем они занимались раньше (в духовном плане), во что верили, были такие случаи, когда человек сознательно крестился по два или три раза с какими-то ему одному известными целями. Если человека готовить хотя бы несколько месяцев, за это время вы уже хорошо его узнаете, крестить лучше подготовленных и просить готовиться какое-то время тех, кто приходит в день крещения.
Постарайтесь сделать большую купель, чтобы в нее можно было сесть и окунуться с головой, если вам сложно найти такую емкость, то обратитесь к администрации, если у них есть металл (или вы им его найдете), то они запросто сварят вам то, что нужно. Крещение проводите в присутствии всей общины, заранее напомнив о необходимости иметь сменное белье и полотенце. После значимых мероприятий можно делать чаепития, заранее договорившись с администрацией какие продукты вы принесете.
Постарайтесь хотя бы первое время вновь крещенных окружить заботой может быть чуть больше, чем остальных прихожан, они почувствовав, что кому-то нужны, начнут регулярно посещать храм и станут заменой тем, кто освободится.

4.3. Катехизаторские занятия
Наиболее важное место после Божественной Литургии занимают занятия с осужденными. Это возможность поговорить, выявить интересы (кто-то больше интересуется историей Церкви, кто-то догматикой, кто-то молится и т.д.) и это поможет вам вовремя отвести человека от заблуждений. Для большинства воцерковление началось именно здесь, и вы не только изучаете Православие, но и помогаете освободиться человеку от нагромождений в голове, выдуманных и вычитанных заблуждений и представлений.
Продолжать из года в год начатые темы как в воскресной школе вряд ли получится. Все время будут приходить новые люди и то, что для одних уже элементарно, для других неизвестно. Придется искать компромиссы и часто возвращаться на прежнее место. Постарайтесь хотя бы не повторять дословно то, что было сказано ранее.
Как говорил один заслуженный протоиерей, лучше говорить не очень хорошо, но своими словами, чем очень хорошо, но по бумажке. Увлекательность вашего изложения, подача тем, для слушателей будет едва ли не главнейшим критерием для посещаемости. Если говорить вы будете заумно и скучно, то скоро обнаружите, как редеют ряды слушателей, собрать снова их будет очень сложно. Прививая интерес к занятиям, вы прививаете желание все больше познавать огромное поле веры.
Выберите удобный для большинства день, а лучше вечер, когда те, кто работает, уже возвращаются с работы и чтоб день, был не банным (если отряды ходят в баню по очереди). Дайте миссионерское задание своим прихожанам приводить с собой хотя бы одного человека для просвещения и возвращаясь к сказанному, говорить вы должны так, как признавались в любви любимой девушке. Долго держать внимание на одной теме сложно, вы чередуйте две или три за одно занятие.

4.4. Божественная Литургия
К Литургии везде готовятся заранее и лагерный храм (если вы не служите каждую неделю) не исключение. Люди должны подготовиться, настроиться духовно и предупредить своих собратьев по общине. Мы ставим обычно перед входом в храм доску (как рекламные на улицах), ее хорошо видно, не сносит ветром и она не занимает много места в храме в собранном виде, на доске вывешиваем объявление о Литургии, хотя, честно говоря, многие не верят в эффективность таких «рекламных компаний», здесь моментально, все сколько-нибудь значимые события становятся достоянием гласности. Опыт показывает: каждый раз накануне Литургии нужно напоминать: а)что нельзя утром есть; б)пить; в)курить; г)чифирить.
Правило ко причастию обычно вычитывается утром до Литургии в присутствии всех, кто не вычитал в бараке, все это до вашего прихода. Вы приходите часа за три до Литургии, что бы провести исповедь.
Для тех, кто пришел на Литургию впервые нужно объяснять вкратце, что это такое, ее составные: Это проскомидия, сейчас читаем часы, далее Литургия оглашенных и потом Литургия верных с главной частью – Евхаристическим каноном. Люди должны представлять, что такое Литургия. Во время каждения на кадило не креститься, «Символ Веры» и «Отче Наш» поем вместе. Пением «Милость мира…» начинается главная часть службы.
Напутствуйте, что после причастия не нужно вступать в пустые разговоры и ссоры в бараке, плеваться.
Главная сложность на Литургии – причащение «опущенных». Если человек оставил греховное занятие, или попал в эту категорию, например, за долги или по другим причинам, не относящимся напрямую к гомосексуализму, то ему причащаться можно. С другой стороны, не следует самоуверенно ломать лагерные законы, от ваших амбиций пострадают люди и все дело. В лагерных храмах этот вопрос решается по-разному. Где-то причащают за специальной перегородкой или в отдельной комнате, где-то налагают епитимию до освобождения, но экспериментировать с насильственным совместным причащением лучше не стоит.

5. Община и лагерь
5.1. Быть как все?

Взаимоотношения людей посещающих храм и остального лагерного мира проблема не только их личная, но и ваша. Почему? Не преодолев противоречий между окружающим миром и собственной душой, люди остаются там, где человек человеку «волк», а не «брат».
Как это не удивительно, но сложнее всего не простым «мужикам», а тем, кто приближен к кому-то или чему-то и имеет в лагере определенный авторитет, он должен «держать лицо». Для многих личный подвиг просто перекреститься и поклониться при входе в храм (молельную комнату), открыто посещать церковь и не скрывать свое отношение к христианству, быть и на людях христианином, не стесняться, например, креститься перед едой. Насмешка – бич лагерного мира. Это через год-два постоянного посещения храма, верующему многое в барачных отношениях становится почти безразлично, а в период воцерковления, что, по сути, означает изменение сознания, каждая «мелочь» для него усилие воли и личностный поступок человека сознательно выбирающего путь Христа.
В общине не скупитесь употреблять обращение «братья», «брат» — это выделит храм на фоне окружающего лагерного мира. При входе можно сказать, например, «добрый день, братья» и в общении чаще произносите это слово. Постепенно все посещающие храм (молельную комнату) примут эту форму обращения. Если возникнут вопросы: «Почему мы должны называть друг друга братьями?», то можно ответить: «Ну а как еще? Граждане, товарищи, или господа? В Евангелии все время это слово звучит, и Апостол начинают всегда читать со слова «братие». Это вполне церковное обращение».
Со временем, почти у каждого верующего от 20 до 50 лет возникает ощущение антагонизма. Жизнь в бараке (или как сейчас принято говорить, общежитии) начинает казаться многим тягостным, бессмысленным убиванием времени. Обычно даже между общинниками вне территории храма отношения остаются в рамках лагерной «игры». Часто можно услышать горькие слова: «Вот мы здесь братьями друг друга называем, а в бараке как себя ведем…». Конечно, эта скрытность, охрана своего внутреннего мира от вторжения других людей. Осторожность, первое, чему учится человек в тюрьме, потом это приводит к излишней мнительности и подозрительности: «Здесь никому доверять нельзя», — так считает даже не большинство, а все. Боятся что кто-то «подставит», «поймают за язык», «разведут» т.е. извратят какие-то слова в пользу того, кому это выгодно, а потом «сядут на голову» т.е. начнут эксплуатировать.
То, что я изложу далее, спорно, сами осужденные признают, что это обычно так, но так не должно быть, потому что не должно быть… В каждом отряде есть такие люди, которых мы выше называли «черными» и для простых «мужиков» особенно опасны те, кто рядом со «смотрящими» или «блатными», условно назовем «приблатненные», они обычно, как говорят «сворачивают кровь мужикам», т.е. стараются простых осужденных эксплуатировать морально и материально. Могут реально создать им множество мелких проблем. Спорность здесь вот в чем: «черные» должны помогать простым мужикам и даже в какой-то мере защищать их, но, к сожалению, это не всегда так и вышесказанное не является ложью.
Вот в таких условиях живет ваш прихожанин. Представьте себе всю сложность его христианского существования, вы идете домой, а он в барак вариться в этом же соку. Выйти из всех этих игр прихожанину почти невозможно, это тоже проблема. Поэтому горечь многих вполне обоснована, в храме они одни, в бараке «как все». Так что умейте любить людей такими, какие они есть, лагерный храм – место перевоспитания добром, по желанию самого человека. Один дежурный по колонии так и сказал автору: Вся наша система не может сделать столько, сколько один храм.

5.2. Влияет ли церковь на колонию?
Образуется ли пропасть между церковью и зоной? Можно ли сделать церковь мостом покаяния между людьми, сидящими в тюрьме и Богом? Опыт показывает: чем более разномастной будет ваша община, тем больше шансов на укрепление авторитета церкви в лагере.
Не отступайте от принципа надмирности Церкви. Если к вам начали заходить люди близкие к тем или иным внутрилагерным течениям, держитесь с ними так же, как и со всеми, начиная выделять людей, вы тем самым создаете опасность выстраивания в церкви иерархических отношений. Но никто не может запретить вам разговаривать один на один и в таких беседах вы вольны общаться с человеком по душам. Такие люди вряд ли смогут смирить свою гордыню до уровня обычного прихожанина (а ваша община и будет держаться на обыкновенных людях далеких от амбиций и, следовательно, занятых духовным совершенствованием), но он может реально выйти из круга «избранных» и, не потеряв собственного достоинства стать «мужиком». Лично для него, это дело смирения амбиций, а реально, он мало что теряет. Если ваше служение начинается с нуля (или почти с нуля), то период становления церкви в лагерном обществе будет самым сложным в вашей работе. Церкви придется занимать подобающее ей место не на какой-нибудь городской улице, а в царстве зла: греха и насилия, в точке концентрации сатанинского воздействия на людей.
Если вы выстоите с Божией помощью и будете служить искренне, то со временем пространство Церкви будет расширяться не только за счет появившейся на свет общины, но и за счет интереса к жизни храма тех, кто смотрит на церковь насмешливо. Незаметно насмешливость переходит в стадию любопытства. Будет очень хорошо, когда наступит время естественного восприятия Церкви, так, как будто она всегда здесь и была.
За посетителями церкви все время наблюдают сотни испытывающих глаз, у них в голове масса вопросов: Зачем они туда ходят? Какие материальные блага там имеют? Притворяются или нет верующими? И, наконец: А что будет, если я туда зайду?
Формирование положительного фона в лагере за счет церковной общины, тоже часть вашего служения и потому, «масть» людей посещающих церковь играет свою немалую роль в отношении к Православной вере. Если авторитетный (по лагерным понятиям) человек посещает храм, он своим примером, особенно если сможет преобразиться нравственно, сделает больше, чем самая убедительная литература сектанта.
Так же могут быть и антипримеры: любой прихожанин тюремного храма продолжающий в бараке вести себя так же, как всегда и даже хуже (по ему только известным причинам), играть в карты, материться, активно участвовать в скрытой лагерной жизни, будет «замечательным» антипримером. Каждый желающий вполне обоснованно укажет вам: «вот видите какие они на самом деле…».
Наверно тюремное служение (не только ваше, но и всей общины), можно приравнять к первоапостольскому, когда среди языческого моря самых диких представлений о Боге и Вере появился свет Христовой Истины, он как огонек во тьме притягивает всех ищущих. Каждый, кто будет рядом с вами – миссионер. Разговаривайте чаще в общине о поведении вне стен храма, ведь по их поведению будут судить обо всей церкви. Был такой случай: один молодой человек, регулярно посещавший храм в течение нескольких лет, начал играть в карты и залез в долги. Об этом, конечно, знала и вся община. Некоторые отдавали ему последнее, что бы он смог выпутаться. Вот сложнейшая ситуация! Конечно, он находится во власти страстной зависимости, но изгнать его или хотя бы открыто осудить, мы не имеем права, хотя индивидуально поговорить нужно. В церкви ценят ваше доверие и если человек осознает что он его потерял, это уже для него проблема и как следствие, чувство вины. Даже если вы просто перестанете на какое-то время обращать на него внимание, этого будет вполне достаточно для начала его покаяния.

5.3. Чужая голова
Невозможно уберечь человека, взявшего на себя нелегкое тюремное служение от всех возможных ошибок. Обязательно в процессе накопления опыта, будут такие ситуации, в которые миссионер раньше не попадал, это естественно. Однако не стоит воспринимать появившиеся материалы по тюремному служению как попытку насадить свою голову на ваши плечи, назидание или навязывание. Да, конечно, в каждом таком материале назидание присутствует, но ведь с другой стороны, когда вы учитесь в институте или семинарии, вам тоже несколько лет преподают чей-то опыт. Тюремное служение становится неотъемлемой частью деятельности Православной Церкви и практические пособия нужны как воздух, иначе каждый из нас в одиночку будет топтать тропу ошибок и тем самым деятельность на этом поприще будет развиваться гораздо медленнее чем хотелось бы.
Кроме того, различаются пособия для больших городов и обыкновенных районных центров. В большом городе легко можно найти 10-15 предпринимателей, которые небольшими суммами будут помогать вам ежемесячно, что снимет с прихода финансовую нагрузку, а в простом уральском или сибирском городке таких людей не будет, здесь вы можете найти одноразовую помощь и то, не для лагерей, скорее всего, а для общественных мероприятий. В силу того, что по телевидению и в бульварной литературе все время муссируется тема насилия, к помощи людям, находящимся в заключении не все люди относятся положительно. В основном это ассоциируется с общаком, потому предпринимателю, которого знает половина города, нужна слава благотворителя, а не участника тюремной кассы.
К сожалению, знания полученные из некоторых художественных, пусть даже православных, книг часто поверхностны и не представляют никакой практической пользы кроме эмоций. Например: прекрасный православный автор, написавший книгу о своем служении в горячей точке и о том, как в экстремальных ситуациях человек приходит к Богу, написал, затем, и другую книгу о жизни верующих в тюремной общине. Эта книга по мнению самих же верующих осужденных, лишь точка зрения, не выдерживающая никакой критики. Изложение не лучших рассказов так, как их услышал автор. Такие книги, как и бесчисленное бульварное чтиво о лагерях, обычно, плод воображения авторов.
Сегодняшние лагеря и жизнь их обитателей отличается от той, которая была в советское спокойное время. Тогда общество имело хоть и искаженные, но все-таки нравственные устои, осужденные работали на лесозаготовках, жизнь как общества, так и зоны можно было охарактеризовать как стабильную. Нынешняя преступность сильно помолодела и значит, помолодели обитатели тюрем; во-вторых, настоящих преступников сейчас в лагере гораздо меньше, чем тех, кто попал на бытовой почве; и, в-третьих, если раньше отношения, жаргон и проч. шли из зоны на волю, то теперь, все наоборот. Общество так быстро криминализировалось, что способно стало соперничать с зоной даже в придумывании новых понятий и жаргонных терминов.
Земная Церковь стройная и строгая система, в которой иерархический и догматический порядок способствует целостности и единству в мире хаотических идей и желаний. Церковь в местах лишения свободы не исключение из общецерковной жизни. Хорошая методическая база, профессионализм, способствует быстрому развитию общинной жизни во всем многообразии ее существования. Целенаправленная, грамотная работа с первого же месяца служения поможет достигнуть достаточно быстрого эффекта и не придется тратить время на изучение ситуаций. Вот главные мотивы заставляющие взять в руки ручку.

5.4. Общелагерные «мероприятия» Церкви
Ваша миссионерская деятельность может простираться за границы храма, но главное здесь умеренность. Иногда открывшиеся возможности опьяняют даже самого здравого человека и приводят к противоположному эффекту, главным принципом здесь должен быть врачебный «не навреди».
Предположим у вас установились хорошие отношения с администрацией лагеря и заместитель по воспитательной части предлагает провести какие-нибудь просветительские мероприятия среди осужденных или служащих (что тоже не маловажно). Вы с радостью соглашаетесь. Какие это могут быть мероприятия? С личным составом можно раз в месяц проводить беседы в актовом зале, при этом, следите, что бы они не были скучными и нравоучительными, иначе никакой практической пользы не получится, используйте видеоматериалы, наглядные пособия, чередуйте короткие видео сюжеты и свои слова. Найдите интересные темы не касаясь сразу Евангелия, только лишь используя цитаты. Постарайтесь проводить анонимное анкетирование, чтобы изучить степень интереса к той или иной теме. Если вам удастся заинтересовать хоть какую-нибудь часть служащих, то это облегчит работу среди осужденных, Человек в погонах осознавший, что Церковь не просто мельтешение бородатых людей, которых приходится терпеть, а помощник в их нелегкой и опасной работе, не станет лишний раз мешать вам, придираться и обыскивать.
Стоит ли вам ходить и агитировать по баракам, как это делают баптисты и пятидесятники – дело ваше. Кто-то ходит, кто-то нет, ваша работа в церкви и так будет свидетельствовать о вас. Однажды, заместитель нач. по воспитательной работе одного режимного учреждения, из благих побуждений предложил включать по тюремному телевидению видеофильмы православного содержания, в колонии все телевизоры связаны в одну систему. Как ни странно, когда обсуждение этой идеи было вынесено в общину, то большинство людей было против, в этой колонии, каждое воскресение демонстрировались фильмы духовно-нравственного содержания и каждый желающий мог их свободно посмотреть. Общинники мотивировали тем, что такая насильственная трансляция приведет более к отторжению, чем к осознанию важности духовной жизни. Но не во всех колониях есть возможность смотреть такие программы и может быть стоит рассмотреть такие предложения и ввести определенное время, сейчас кинорынок православной продукции достаточно насыщен, что бы выбрать именно то, что произведет сильное впечатление на людей. В каждом отряде есть радио и по договоренности с администрацией, предварительно сделав объявление можно включать лекции известных богословов, хорошие проповеди, то, что сможет на ваш взгляд хоть чуть растопить лед недоверчивого отношения к церкви. Цель таких мероприятий, помочь человеку обратиться к Богу.

6. Финансы
6.1. Финансы — поют романсы

Как только вы решили заняться миссионерским служением, то первой вашей проблемой (если конечно вы не настоятель) станет обеспечение храма всем необходимым. Если настоятель не заинтересован в вашем служении и живете вы в небольшом городе, где вряд ли можно надеяться на постоянных спонсоров, то ваше служение будет лишь тихо тлеть. На одном энтузиазме, как это не печально, далеко не уедешь. Поэтому, начиная служение и желая стабильно и много лет работать в этом направлении осмотрите место вашей работы, прикиньте в каком состоянии храм или молельная комната, сколько нужно будет вложить в ремонт. Администрация тоже может принять активное участие в ремонте и строительстве, но это будет тогда, во-первых, когда вы найдете с ними контакт, во-вторых, когда они реально увидят плоды вашей работы, а это – не один день.
Сразу поговорите с настоятелем, как будут решаться финансовые вопросы, даже самые мелкие, благословит он какую-то сумму на каждый месяц, или вы по необходимости будете подходить к казначею или бухгалтеру или управляющему и они будут выделять средства. Все время нужно лампадное масло, свечи, иконки, крестики и гайтаны, газеты, минимум книг. Кроме того, для устройства и развития храма требуются канцтовары: ручки, бумага, маркеры, чернила, клейкая лента, тетради. Если есть магнитофон, то нужно комплектовать аудиотеку, если есть библиотека – книги, а они очень недешевые. Скорее всего, вам придется все время ходить с протянутой рукой к церковной кассе и просить помощи. Это не очень благодарное дело, как будто вы просите для себя лично. Любой храм в том числе и тюремный, требует постоянного ремонта, а это – особая статья расходов.
Если вы будете испытывать постоянную нехватку средств на самое элементарное, то скоро служение станет не в радость. С одной стороны, вы представите чеки, если это необходимо, с другой, никто не видит сделанного и получается, деньги идут, а куда неясно. Заведите тетрадь, в которую вы будете вклеивать чеки или их копии за взятый товар. Так будет несложно представить что и когда приобретено и еще, при написании отчета, если таковой нужно делать в конце года, легко высчитать точную сумму расходов за год.

6.2. Ремонты
Храм требует постоянного косметического ремонта, который лучше всего делать летом. На старосту ложится большая ответственность, и многое зависит от его организаторских способностей. Администрации колонии не безразлично, в каком состоянии храм, это тоже часть их работы и при посещении различных комиссий, если церковь в надлежащем состоянии, они любят показывать ее инспектирующим. Здесь вам не нужно возлагать все расходы на храм от которого вы служите, администрация, если она понимает смысл вашего присутствия, обязательно поучаствует в ремонте. Выделит специалистов по вашей просьбе, даст пиломатериал, если он нужен, сделает в своей столярке стеллажи, или аналои, или стол, только не забывайте постоянно напоминать о себе, чтобы быть молчаливым укором совести. Здесь придется отбросить ложную скромность.
Однажды, когда в приходском храме было особенно сложно с деньгами, а работа в тюремном храме не требовала отлагательств, один из осужденных предложил «бросить клич» среди прихожан и собрать хотя бы часть средств. Когда зашел разговор о том, сколько же зарабатывают те, кто трудится на промзоне, оказалось, что это смешные деньги, на которые невозможно что -либо купить стоящее. Но все же, мы провели собрание и вынесли вопрос на повестку дня, так сказать, отдали его на разрешение самим же осужденным. Среди людей неожиданно возник интерес, воодушевление от возможности участвовать в коллективном деле ремонта и украшения храма. Это мероприятие сплотило людей, неожиданно для нас самих. Кто-то получал пенсию, кому-то прислали родственники, кто-то с удовольствием перевел заработанные гроши. Так что не пренебрегайте законной помощью осужденных. Если администрация скажет, что просто перевести собранные средства на счет вашего храма нельзя, даже взамен на предоставленные чеки, то предложите им приобрести самим то, что вы выберете. Кроме того, в каждой колонии есть спецсчет, где лежат свободные деньги и если администрация снизойдет до вас, то выделит вам какую-то сумму на краску, или плитку и т.д. По этому поводу справляйтесь ненавязчиво, это не ваш карман.

6.3. Формирование библиотеки, видео и аудио — теки
Библиотеку лучше делать прямо в храме, если она будет в общей лагерной библиотеке, то вам не удастся ее контролировать. Стеллаж сделать не сложно, поговорите с администрацией, они закажут на промзону и вам не только его сделают из обыкновенной доски, но и установят где-нибудь вдоль стены, вам только останется купить клейкую бумагу и обтянуть его со всех сторон. Заведите формуляры, такие же, как и в рядовой городской библиотеке (попросите один, расцепите скрепки и размножьте). Староста по совместительству будет заведовать и библиотекой. К вам станут ходить за книгами не только прихожане, но и интересующиеся. Если староста их не знает, или не уверен в том, что они книги вернут, то пусть для начала читают их прямо в храме, это увеличит количество потенциальных прихожан. Формуляры (то есть контроль) заводить необходимо, книги сегодня как никогда дорогие и каждая потеря больно ударит по карману, а если пропадет, допустим том «житий» из комплекта, то потом будет очень обидно.
Формировать библиотеку – дело в финансовом плане очень сложное, предлагаем наиболее выгодный вариант приобретения книг. В каждой епархии есть оптовый склад, поговорите с настоятелем вашего храма, чтобы он обратился к правящему архиерею с просьбой отпускать на тюремные библиотеки книги с оптового склада при минимальной наценке и в малом количестве, тогда вам будет значительно легче пополнять запасы. Опишите все книги и закажите штамп, чтобы опознать свои книги, старосту сделайте материально ответственным и договоритесь с администрацией, что он при освобождении передаст все по описи следующему старосте в присутствии администрации. Это не акт недоверия, а всего лишь необходимость, как и везде, беречь церковное имущество. То же с кассетами, пронумеруйте их и передавайте по описи.

Вместо заключения
Никогда не уверяйте себя, что вы достигли многого в лагерном служении. Вы никогда не станете умудренным опытом и сединами протоиереем, окруженным паствой. Люди меняются беспрестанно, а вы снова и снова говорите им о том, что говорили и три и пять лет назад. Но благодарностью за ваш труд будут встречи с теми, кто не встал вновь на кривую тропу нарушения закона. И они не один еще раз обратятся к вам за духовной и просто душевной помощью и поддержкой, в нашем мире так не хватает человеческого тепла. Когда люди с которыми вы вместе «ломали хлеб» (лагерное выражение обозначающее дружбу) освободятся и у них пройдет первая эйфория от вседозволенности, они, как правило, в первое время отходят от Церкви, но потом, как блудный сын, вспоминают о своем знании которое невозможно уже забыть. Многие придут к вам снова и попросят духовной поддержки, что-то в их душах будет протестовать, требовать возврата в храм. Это значит, что ваша миссия помощи людям попавшим в заключение не окончена.

Благодарю за помощь в составлении данной работы Лопатина Юрия Ивановича, Тупицына Алексея Михайловича, Сафроненко Александра, Бабенкова Евгения, Борисова Алексея.

Зуев Вячеслав Анатольевич

Источник: Сайт Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями