Больно смотреть на страдания людей

«Лю­ди по­ла­га­ют­ся на свои есте­ствен­ные си­лы и со­об­ра­же­ния, ду­ма­ют за­ле­чить зло сво­ей жиз­ни са­мо­из­мыш­лен­ны­ми ле­кар­ства­ми и ме­ра­ми. Но все больше рас­про­стра­няется недо­воль­ство жиз­нью и все уси­ли­ва­ются стра­да­ния…» – писал священномученик Сергий Лебедев еще 100 лет назад

Священномученик Сергий Лебедев. Фото: http://www.brooklyn-church.org/. Мемориал «Сад памяти» на Бутовском полигоне, где в 30-х годах проходили массовые расстрелы и захоронения жертв политических репрессий. 30.10.2020. Фото: MAXIM SHIPENKOV/EPA/ТАСС

Вместе с Чеховым

Почему русский человек со всем замучился, задавался вопросом наблюдательный Чехов в «Трех сестрах»: «Если послушать здешнего интеллигента, штатского или военного, то с женой он замучился, с домом замучился, с имением замучился, с лошадьми замучился…»

Священномученик Сергий Лебедев (1875–1938) подмечает ту же черту недовольства жизнью в самые тучные времена России – до войны, революции и разрухи:

«Как мно­го уны­ния не толь­ко сре­ди обез­до­лен­ных, но и сре­ди взыс­кан­ных судь­бою лю­дей! Как ни­ко­гда изощ­ри­лись и раз­но­об­ра­зи­лись те­перь жи­тей­ские удо­воль­ствия. Ка­ким-то бле­стя­щим, без­оста­но­воч­ным ка­лей­до­ско­пом идет те­перь жизнь не толь­ко в сто­лич­ных цен­трах, но и в про­вин­ци­аль­ных го­ро­дах. Сколь­ко за­хва­ты­ва­ю­щих ин­те­ре­сов! Сколь­ко вы­ста­вок про­мыш­лен­но­сти, ху­до­же­ствен­ных, ис­то­ри­че­ских, раз­ных от­рас­лей тру­да; ка­кие гро­мад­ные го­ри­зон­ты от­кры­ты но­вей­ши­ми при­ме­не­ни­я­ми элек­три­че­ства.

Мы слы­шим за ты­ся­чи верст го­во­ря­щих с на­ми лю­дей и вско­ре у те­ле­фон­но­го ап­па­ра­та бу­дем ви­деть их об­ра­зы. По­чти уже за­во­е­ван воз­дух… Сло­вом, как ин­те­рес­на и раз­но­об­раз­на те­перь жизнь.

А меж­ду тем сре­ди это­го раз­но­об­ра­зия ка­кое-то об­щее недо­воль­ство, со­зна­ние ка­кой-то сво­ей ни­ще­ты, тос­ка, уны­ние, ску­ка, от­ча­я­ние. По­че­му так?»

Почему так

«Лю­ди ста­но­вят­ся все бо­лее и бо­лее ра­ба­ми внеш­них усло­вий жиз­ни, непре­рыв­но услож­ня­ю­щих­ся ее форм и со­еди­нен­ной с ни­ми же­сто­кой борь­бы за су­ще­ство­ва­ние, за вли­я­ние, за власть, борь­бы стра­стей и са­мо­лю­бий, борь­бы все­го ме­лоч­но­го и уз­ко­злоб­но­го… – продолжает отец Сергий. – Несо­мнен­но, что

раз­дво­е­ние целей хри­сти­ан­ства и хо­да дей­стви­тель­ной жиз­ни пред­став­ля­ет из се­бя нечто пол­ное ве­ли­ких мук и вся­ких пе­чаль­ных зло­клю­че­ний.

Ведь на­ря­ду с про­грес­сом в жиз­ни на­ше­го об­ще­ства на­блю­да­ет­ся пол­ней­шее рав­но­ду­шие к тай­нам и ра­до­стям ве­ры. Рус­ло жиз­ни, на­у­ка и ис­кус­ство и го­судар­ствен­ная и об­ще­ствен­ная жизнь со все­ми ее мно­го­раз­лич­ны­ми раз­ветв­ле­ни­я­ми – все это от­кло­ни­лось от осве­жа­ю­щей че­ло­ве­че­ское твор­че­ство бла­го­да­ти Хри­сто­вой. От Бо­га бе­гут. Ис­по­ве­до­вать Его сты­дят­ся.

…Лю­ди по­ла­га­ют­ся на свои есте­ствен­ные си­лы и со­об­ра­же­ния, ду­ма­ют за­ле­чить зло сво­ей жиз­ни са­мо­из­мыш­лен­ны­ми ле­кар­ства­ми и ме­ра­ми. По­нят­но, что из это­го ни­ко­гда и ни­че­го не мо­жет вый­ти на­деж­но доб­ро­го – пе­ред на­ши­ми гла­за­ми неиз­беж­ные по­след­ствия та­ко­го лож­но­го пу­ти – все рас­про­стра­ня­ю­ще­е­ся недо­воль­ство жиз­нью и все уси­ли­ва­ю­щи­е­ся стра­да­ния…»

Прошло почти сто лет с тех пор, как отец Сергий написал эти слова, но и сегодня их можно повторить: недовольства жизнью, и страданий становится все больше, несмотря на «громадные горизонты» цифровой революции и разные удобства. Ведь и до «военного конфликта» – времени, пожалуй, наибольших свобод и материального изобилия – Россия была на одном из первых мест по количеству самоубийств (особенно среди подростков).

Утешает Бог и любовь-забота друг о друге

Новодевичий монастырь, начало XX века. Фото: https://pastvu.com/

Сам отец Сергий знал и счастливые, и тяжкие времена. Его отец был диаконом в московской церкви на Большой Ордынке. Окончив Духовную семинарию, с 1898 года отец Сергий служил в храме Смоленской иконы Пресвятой Богородицы при Новодевичьем монастыре.

В 1901 году он потерял свою любимую матушку Софию: она внезапно заболела и умерла. Батюшка долго не мог прийти в себя. Однажды его духовный отец, известный всей России старец Алексий Зосимовский (Соловьев), также в молодости схоронивший любимую жену, позвал отца Сергия в Троице-Сергиеву Лавру. Всю ночь они провели в разговорах и молитве, а перед рассветом отец Алексий немного открыл раку преподобного Сергия Радонежского и дал отцу Сергию приложиться к мощам своего святого покровителя.

После этого отец Сергий отошел в сторону и долго молчал. Позже он поделился с духовным отцом: «Мне по­ка­за­лось, что я опу­стил ли­цо в цве­ту­щий куст роз… и ра­дость при­шла в ду­шу». Отец Алексий сказал, что очень немногим людям дается пережить то, что ощутил отец Сергий.

С тех пор отец Сергий сосредоточился на служении и заботе о пастве. Он помогал молодым священникам, которые после рукоположения проходили сорокоусты в Новодевичьем монастыре, много времени проводил в общении и утешении людей.

Даже древние римляне это знали

«И как боль­но смот­реть на стра­да­ния лю­дей, как горь­ко и тя­же­ло со­зна­вать, что ни­что извне не мо­жет по­мочь им! – размышлял отец Сергий. – По­че­му не мо­жет? Да по­то­му, как это при­зна­но бы­ло од­ним про­све­щен­ным на­ро­дом еще до при­ше­ствия Хри­сто­ва в мир (древни­ми рим­ля­на­ми), что зло ми­ра за­клю­ча­ет­ся в са­мом корне че­ло­ве­че­ской жиз­ни; оно неиз­ле­чи­мо ни­ка­ки­ми част­ны­ми, зем­ны­ми, че­ло­ве­че­ски­ми уси­ли­я­ми – оно мо­жет быть из­ле­че­но толь­ко ра­ди­каль­ным сред­ством, т. е. дол­жен быть об­нов­лен са­мый ко­рень жиз­ни…

Ко­неч­но, та­кое ко­рен­ное об­нов­ле­ние че­ло­ве­че­ства мог­ло быть со­вер­ше­но толь­ко все­мо­гу­щей и все­со­зи­да­ю­щей си­лой Бо­же­ствен­ной – и оно дей­стви­тель­но со­вер­ше­но Сы­ном Бо­жи­им, Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом, Ко­то­рый си­лен Сво­и­ми ис­ку­пи­тель­ны­ми стра­да­ни­я­ми и смер­тию увра­че­вать гре­х че­ло­ве­че­ства, уни­что­жить зло ми­ра и через нис­по­сла­ние Свя­то­го Ду­ха дать лю­дям но­вую жизнь, об­но­вить са­мый ко­рень ее, по­ло­жить в лю­дях но­вое се­мя к ее даль­ней­ше­му раз­ви­тию: по­сле­ши Ду­ха Тво­е­го, и со­зи­ждут­ся, и об­но­ви­ши ли­це зем­ли (Пс. 103, 30)».

Отец Сергий, словно предчувствуя грядущие испытания, в самые достаточные времена предупреждал своих духовных чад: «Храните веру Христову сре­ди го­ло­да и хо­ло­да, в час ис­пы­та­ния в тем­ни­це, сре­ди го­не­ния, в бе­дах от бра­тий и лже­бра­тий, и под ме­чом па­ла­ча…

Вспом­ни­те весь со­бор му­че­ни­ков, пе­ре­чи­тай­те их жи­тия, и вы уви­ди­те, из­не­мог­ло ли Хри­сто­во сло­во, остав­лял ли Гос­подь в пол­ной бес­по­мощ­но­сти Сво­их вер­ных слу­жи­те­лей?.. Нет, все с та­кой ра­до­стью ощу­ща­ли бли­зость Хри­ста к се­бе, что ло­бы­за­ли ору­дия му­че­ния и смер­ти… ко­то­рые при­бли­жа­ли их еще бо­лее к То­му, Кто по воз­не­се­нии Сво­ем на небо с оте­че­ской лю­бо­вью при­го­то­вил им там мно­гие свет­лые оби­те­ли».

Аресты

Слева – протоиерей Сергий Лебедев. Москва. Тюрьма НКВД, 1938 год. Фото: https://drevo-info.ru/. Справа – икона священномученика

Христос в Евангелии предупреждает: Будьте готовы, ибо не знаете, когда придет Сын Человеческий (настанут последние, ну или просто тяжелые времена). Готовыми важно быть к самым разным, самым неожиданным, самым «несправедливым» изменениям, чтобы принять ту жизнь, которую Бог сейчас посылает, и продолжать делать свое дело.

Отец Сергий был готов, что во времена гонений на Церковь за ним тоже могут прийти. Первый раз он провел в заключении год, второй раз – почти три года: поводом для ареста послужила фотография священника в газете «Нью-Йорк Таймс». На снимке видно, как отец Сергий благословляет прихожан после богослужения. Под фотографией было написано: «Зна­ме­ни­тый отец Сер­гий Ле­бе­дев, один из свя­щен­ни­ков, чест­но вы­пол­ня­ю­щих свой долг». Сам отец Сергий даже не знал, что его кто-то снимал для газеты.

В ссылке отец Сергий вел переписку с родными и духовными чадами, читал и молился. «День слав­но­го Успе­ния встре­тил и про­вел в ми­ре, здра­вии и пол­ном бла­го­по­лу­чии… При­ча­щал­ся в ал­та­ре Свя­тых Та­ин, пред­ва­ри­тель­но сам ис­по­ве­до­вав­шись и ис­по­ве­дав кое-ко­го из сво­их ду­хов­ных чад, – писал отец Сергий родным. – Чте­ние есть, за­ня­тия то­же еже­днев­но на­хо­дят­ся, оста­ет­ся толь­ко лишь всей ду­шой бла­го­да­рить Гос­по­да за все Его ми­ло­сти и мо­лить Его за вас и всех бла­го­де­те­лей сво­их и твер­до ве­рить в Его Про­мысл, бодр­ству­ю­щий на­до мною, ко­гда воз­мож­но, и пе­ре­дви­га­ю­щий ме­ня, ес­ли это бу­дет нуж­но и по­лез­но для ме­ня и для вас».

В 1934 году окончилось время ссылки отца Сергия: «В пред­две­рии празд­ни­ка ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой „Неча­ян­ная Ра­дость“, я по­лу­чил неожи­дан­ную для се­бя ра­дость: по­сле ка­те­го­ри­че­ско­го от­ка­за в до­сроч­ном осво­бож­де­нии на по­ру­ки Бо­ри (сына отца Сергия – прим. авт.) мне се­го­дня вы­да­ли до­ку­мент о сво­бод­ном про­жи­ва­нии во всех го­ро­дах СССР за от­бы­ти­ем пол­но­го сро­ка ссыл­ки». Отец Сергий возвратился в Москву. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий назначил его своим секретарем и дал место для служения в церкви села Малаховка Люберецкого района Московской области. В то время отец Сергий заботился о своей болеющей матери и содержал двух сестер.

21 января 1938 года за отцом Сергием пришли в последний раз. Священник предчувствовал свою участь. Он сказал матери на прощанье: «Ма­туш­ка, в этой жиз­ни мы уже не встре­тим­ся». Отца Сергия обвинили в контрреволюционной деятельности и нашли «свидетеля», который согласился давать ложные показания против священника.

Виновным отец Сергий себя не признал и 15 марта 1938 года вместе с другими священнослужителями был приговорен к расстрелу. 22 марта приговор был приведен в исполнение на полигоне Бутово под Москвой. Расстрелянных погребли в безвестной общей могиле.

Память священномученика Сергия Лебедева совершается 22 марта. Ему молятся о том, чтобы избавиться от душевных терзаний, тревог и смут, обрести внутренний мир и опору, которая не разрушится от изменений внешних условий жизни.

При подготовке статьи была использована книга: Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский). Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март.
Тверь. 2006. С. 94–109

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?