Чтобы победить болезнь, ее надо рассмешить. В этом убежден актер Максим Матвеев и «Доктор Клоун»

Максим Матвеев, известный театральный и кино-актер, музыкант, мастер спорта по спортивной борьбе и художественный руководитель благотворительного фонда «Доктор Клоун» — явления уникального в истории российской детской медицины.

С 2007 года команда клоунов приходит в отделения Российской детской клинической больницы (РДКБ) в Москве и помогает детям и их родителям побеждать болезнь.

«У нас здесь не цирк»

— Максим, Вячеслав Полунин как-то сказал, что смех для него и есть самое идеальное состояние человека. А для вас?

— В смехе для меня важен момент освобождения, снятия напряжения и выброса накопившихся эмоций.

— Когда вы заходите в палату к ребенку, вы уже понимаете, что будете делать? Как из всех клоунских затей выбрать то главное, что нужно здесь и сейчас?

— Определенного рецепта нет. Нужно представить состояние ребенка, попавшего в непривычную ситуацию. Ведь в больнице ребенок попадает в несвойственную для него агрессивную среду (как он ее воспринимает).

Как говорят клинические психологи, в первые годы жизни ребенок учится владеть пространством. Врач вторгается в это пространство, совершая необходимые для лечения манипуляции. Ребенок в ужасе. Ему больно и одиноко. Это состояние психология называет «синдромом госпитализма».

Доказано, что это состояние очень сильно влияет даже на показатели анализов в первое время пребывания ребенка в больнице.

Поэтому ребенку нужно вернуть ощущение полноценной жизни. А это ощущение для него в основном заключается в способности играть.

Это главное для него. И тут заходит доктор клоун. Человек, который возвращает ребенку ощущение нормальной жизни в больнице.

bb52bea82976

Максим Матвеев в роли Ставрогина в сериале «Бесы». Фото с сайта watchrussia.com

— В больнице жизнь идет по своим строгим законам. Как врачи относятся к приходу клоунов?

— Действительно, больничный клоун работает в тяжелых отделениях РДКБ, где дети находятся от одного месяца и более. Есть отделения, где дети с лейкозом лежат по нескольку лет. Есть отделения трепанации костного мозга, где ребенок вообще находится в закрытом боксе, куда даже родителей не пускают.

Есть отделения с повышенным содержанием кислорода. Там нельзя надувать шарики, потому что они очень сильно скрипят, и могут раздражать детей, у которых обострен слух.

Все это доктор клоун обязан учитывать. Работа доктора клоуна построена по четкому плану.

 

Первый пункт: разведка. Мы идем в отделение, где предстоит работа. От медперсонала получаем точное «досье» на ребенка. Узнаем, с кем сегодня можно «работать», с кем нельзя. Кто из детей только что прошел сложную процедуру и ему нужно уделить больше внимания. У кого сегодня день рождения, а у кого настроение испорчено. В общем, сначала разведка. Через полчаса доктор клоун готов войти в палату.

Stilyagi_film2

Максим Матвеев в роли Фрэда в фильме «Стиляги» (2008). Фото wikipedia.org

И врачи, и медперсонал сначала смотрели на нас подозрительно: «У нас здесь не цирк!». Прошло время, прежде чем мы завоевали доверие врачей. Когда они поняли, что наши ребята относятся к процессу очень серьезно, советуются с персоналом, и ни в коем случае не вмешиваются в лечебный процесс, когда они увидели, как дети реагируют на наш приход, они сами нас начали приглашать.

И сегодня одна из самых ответственных обязанностей доктора клоуна – участие в болезненных для ребенка процедурах.

Светлана Сандракова, замечательный педагог нашей школы и чудесный клоун, обучалась во Франции тонкостям больничной клоунады. Она рассказывала, что там самой важной дисциплиной в школе был предмет программирования ситуации, с которой можно столкнуться в процедурной. Это и забор крови из вены, и пункция спинного мозга, когда ребенок лежит на кушетке в позе зародыша.

И задача доктора клоуна — суметь отвлечь внимание ребенка от этой жутко болезненной штуки, переключить его на себя.

— И как вы переключаете?

— По-разному. Во Франции Светлана пела русские песни, французы музыку обожают. Тем более что музыка интернациональна и не требует знания языков.

Главное – не испугать

— А если ребенок не переключается, плачет? Что делает клоун?

— Сразу скажу, что главное в нашей работе — не испугать. Для этого очень важно почувствовать состояние, в котором находится ребенок.

Однажды был со мной такой случай. Нам с напарником сказали: «Ребята, сегодня к вам этот парень не выйдет. Он вас боится».

Ладно. Мы отработали отделение. Решили войти сами. Стучимся. А надо сказать, к ребенку доктор клоун никогда не заходит без его разрешения. Спрашиваем: «Можно войти?». «Нет, нельзя», — следует строгий ответ. Все. На какой-то момент мы «зависли».

Через две секунды осенило: «А сюда?» — показываем на соседнюю кровать. Теперь «завис» мальчик. И через пять секунд ответил: «Сюда можно!». И пошла игра.

Мы поочередно показывали на все предметы в палате и спрашивали: «А сюда, а сюда?». И в очередной раз ткнули на отверстие вентиляции. Получили утвердительный ответ. Пришлось лезть. Так родился эпизод. И дружба.

— А родители доктору клоуну — в помощь?

— Конечно, хотя чаще бывает, что это доктор клоун помогает родителям. Они ведь в больничных стенах, при детях круглыми сутками и страшно устают. И морально, и физически. Им тоже нужна разрядка.

И наоборот, когда, например, ребенок только поступил и еще не адаптировался к больничной обстановке, в шоке, никаких клоунов совсем не воспринимает, — тогда родители приходят тебе на помощь. Работаешь с родителями вместо ребенка, а он наблюдает. И часто потом присоединяется к нам.

7919a6f6ead1478b427e3ef25508d744

Максим Матвеев в роли генерала Пепеляева в фильме «Контрибуция». Фото с сайта vlg.aif.ru

Кто может стать доктором клоуном

— Кто, на ваш взгляд, может стать профессиональным доктором клоуном? Каковы критерии отбора?   

— Профессиональным больничным клоуном может стать далеко не каждый добрый человек и не каждый актер. Понимаете, ведь

больничная клоунада — это не драматическое актерское искусство. И даже не цирковое. Это особенная деятельность. В некоторых странах мира эта профессия существует уже 30 лет. Мы хотим сделать это профессией и в России.

И подходить к этому вопросу (тем более, что это касается работы с детьми) нужно очень серьезно.

Нам важно, чтобы человек не «сгорел» в начале своего дела, чтобы его мотивации хватило на годы. Для этого у нас в школе с поступающими ребятами работает настоящий клинический психолог.

В нашей школе Больничной клоунады преподаются предметы, которых не увидишь в театральных вузах. Это курс лекций о правилах поведения в больнице, специфики этих отделений, отработка психологических особенностей общения с тяжелобольными детьми. Ведь для клоуна выход в больницу —  это всегда проверка и его мотивации, и его знаний-умений.

5FhUPZRwr4A

-

YZm3f0kaJn8

Обучение в нашей школе бесплатное, а работа постоянной команды клоунов оплачивается – нам важно поддерживать наших людей. Это наша принципиальная позиция.

— А свой первый приход в больницу вы помните? Что вообще вас побудило надеть красный нос и постучаться в больничную палату?

— Этот день никогда не забуду. Получилось так. Несколько лет назад мы (актеры МХТ им. Чехова) пришли в РДКБ к ребятам на новогодний праздник. Выступили. Атмосфера была удивительная… На следующий день позвонил главный врач и пригласил прийти к детям в костюме клоуна. И – пошло…

— Есть ли какие-то особые ощущения, когда надеваешь красный нос?

— О, да! Это особое состояние, чувствуешь себя абсолютно свободным. Хотя при этом ты сам себе самый строгий цензор.

— В одном из интервью ваша супруга Лиза Боярская сказала, что мечтает построить свою больницу для детей. Вы пришли бы туда

— … Доктором клоуном? А почему нет? Я готов.

СПРАВКА: Максим Матвеев — актер театра и кино. С 2006 года — актер МХТ им. Чехова. Известные театральные работы – «Волки и овцы» по А. Островскому; «Кабала святош» по М. Булгакову; «Идеальный муж» по О. Уайльду, «Карамазовы» по мотивам Ф. Достоевского. Дебютом в кино стала работа в фильме Валерия Тодоровского «Тиски». Снимался в «Форт Росс», «МосГаз», «Август. Восьмого», «Ялта-45», «Стилягах», «Бесах» (Ставрогин) и др. Максим Матвеев активно занимается благотворительностью. Стал одним из первых организаторов движения больничной клоунады в России. С 2007 года актер работает клоуном в РДКБ. В 2013 Матвеев вошел в состав правления благотворительного фонда «Доктор Клоун» и стал его художественным руководителем. Преподает в созданной Фондом Школе больничной клоунады, выпускники которой работают с детьми, находящимися долгое время в больнице.
«Доктор Клоун» в цифрах: 3650 дней работы плюс каждый новый день. Более 20 больничных отделений. 2480 маленьких пациентов. 34800 пройденных больничных ступенек. 30 клоунских носов и тысячи надутых шариков.