Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Загадки жизни Иоанна Крестителя: кузнечики, ангелы и «неправильный мед»

Ангел пустыни, величайший из пророков, близкий родственник Христа – все это именования Иоанна Крестителя, усекновение главы которого Церковь вспоминает 11 сентября

Иоанн Креститель. Гертген тот Синт Янс, ок.1490. Картинная галерея, г. Берлин

Иоанн Креститель – личность, о которой рассказывает не только Священное Писание, но и исторические источники. Например, о том, что Иоанн «убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения» писал современник пророка, иудейский историк Иосиф Флавий.

Иоанн считается переходной фигурой – последним пророком Ветхого Завета и первым пророком Нового.

Родственник Христа

Предтеча был троюродным братом Иисуса Христа (его мать, праведная Елизавета, приходилась двоюродной сестрой Богоматери). Весть о его рождении, как и – чуть позже – о рождении Спасителя, принес архангел Гавриил. «Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера (вино, изготовленное из фруктов и плодов, а не винограда. – Ред.) и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей», – возвестил архангел отцу будущего пророка, Захарии.

Иоанн был примерно на полгода старше Иисуса, поэтому праздник Рождества честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Церковь отмечает 7 июля по новому стилю, ровно за шесть месяцев до Рождества Христова.

Примечательно, что первая встреча Мессии и пророка произошла еще до их рождения. Евангелист Лука говорит об этом так: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лук. 1:41–44).

Блаженный Феофилакт Болгарский отмечает, что в этот момент проявились «особые дарования» Предтечи: «Иоанн… играет в утробе матери, почему он и больше пророков (Мф. 11:9), ибо они пророчествовали после своего рождения, а он удостоился такого дарования будучи еще в утробе матери». «Как о пророках говорят, что они прежде приходили в вышеестественное состояние и вдохновлялись, а потом пророчествовали, так, может быть, и Иоанн, как бы вдохновившись, прежде взыграл, потом устами матери пророчествовал», – добавляет он.

Ангел пустыни или «неузнанный Илия»?

Святой Иоанн Креститель в размышлении. Иероним Босх, 1504-1505. Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид

В Священном Писании святой Иоанн именуется «Крестителем», в богослужебных текстах – чаще «Предтечей» – это именование ввели в обиход известные богословы первых веков Климент Александрийский и Ориген, основываясь на ветхозаветном пророчестве (Ис. 40:3) – но на иконах Иоанна нередко изображают с ангельскими крыльями. Именно в иконописных подлинниках встречается третье именование пророка – «ангел пустыни».

Интересно, что слово «ангел» (применительно к личности святого Иоанна) впервые употребляет Сам Христос. Ученики пришли ко Христу с вопросом, кто есть Мессия, и Учитель предложил взглянуть на Его благие дела и на подвиг святого Иоанна, свидетельствовавшего о Нем: «Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лук. 7:27).

Христос называет Предтечу ангелом в соответствии с пророчеством Малахии («Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и ангел завета, которого вы желаете» (Мал. 3:1)).

Понятно, что Иоанн становится ангелом не буквально, а по своей благовестнической, ангельской миссии: «Ангелом же назван божественный Креститель, – поясняет святитель Кирилл Александрийский, – полагаем, не по природе, ибо рожден от жены и был подобным нам человеком, – но потому, что ему вручено было служение проповедовать и возвещать нам это». Блаженный Феофилакт Болгарский добавляет, что и жизнь пророка была «почти бесплотная и ангельская».

Сам Господь считал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна», добавляя, что «меньший в Царстве Небесном больше его» (Матф. 11:11). Эти, кажущиеся отчасти парадоксальными, слова по-разному истолковывают святые отцы. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Считается, что Иоанн достиг [всего] знания, доступного созерцанию здесь, но в грядущем состоянии даже малое и ничтожное знание больше [достигнутого] здесь». В том же русле размышляет Блаженный Иероним Стридонский: «Всякий святой, который уже находится в общении с Богом, больше того, который еще только воинствует. В самом деле, ведь иное дело иметь венец за победу, иное дело еще только сражаться в строю». Но некоторые толкователи, в частности Иоанн Златоуст и Антоний Великий, полагали, что под «меньшим» Спаситель подразумевает Самого Себя (младшего по возрасту).

И еще один удивительный разговор о Иоанне Предтече описан в Евангелии (Матф. 17:10–12). После Преображения, увидев, как Христос беседует с пророками Моисеем и Илией, которые впоследствии исчезают, ученики спрашивают: «как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Христос отвечает: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них». «Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе», – отмечает евангелист. О чем же идет речь? Спаситель объясняет ученикам разницу между Своим вторым пришествием, о котором говорили книжники, и первым, то есть нынешним. «Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого», – комментирует этот фрагмент Иоанн Златоуст.

«Травяные» кузнечики и «неправильный мед»

Проповедь Иоанна Крестителя. Адам ван Ноорт, 1601

Одна из самых запоминающихся деталей жития Иоанна Предтечи – то, что он жил в пустыне, а «пищею его были акриды и дикий мед» (Матф. 3:4). На первый взгляд кажется, что особого подвига в этом рационе нет: слово «акриды» благозвучно, хотя немного загадочно, а мед – известное лакомство! Но Евангелие ясно указывает, что святой Иоанн решительно отказывался от земных удовольствий, в том числе вкусной еды. В чем же дело?

Встречая слово «мед» в евангельском тексте, люди ассоциируют его с обычным сладким улейным медом, однако в Писании этот мед назван «диким» («άγριον»), а это слово имеет ряд дополнительных значений: «жестокий», «лютый», «полевой». Получается, что мед в рационе пророка Иоанна был совсем невкусным.

Придерживаются такой точки зрения и святые отцы: у святителя Афанасия Великого и преподобного Исидора Пелусиота сказано, что дикий мед, который ел предтеча, «весьма горький и противный вкусу», а Евфимий Зигабен в своих толкованиях пишет, что он «неприятный».

Вероятно, пророк питался падевым медом, который пчелы получают не из нектара, а из сладких выделений мелких насекомых вроде тли или медведки. Этот мед отличается темным цветом, густой консистенцией и кисло-горьким привкусом.

А что же такое акриды? Согласно наиболее распространенной точки зрения, под этим словом подразумевается саранча (прямой перевод слова «ακρίδα» – «саранча, кузнечик»). В переводе Нового Завета под редакцией епископа Кассиана (Безобразова) говорится, что пищей Иоанна становится «саранча и дикий мед», в «Толковой Библии» А. Лопухина, написанной в начале ХХ века, говорится, что «акридами называлась саранча, которая и теперь употребляется в пищу в Недже и Хеджасе», и что это «обыкновенная пища на Востоке».

Правда, некоторые святые считали, что святой Иоанн не мог есть насекомых. Так ученик Иоанна Златоуста Исидор Пелусиот (и некоторые другие) полагали, что акриды, которыми питался Предтеча, были «не живые твари, похожие на жуков, как думают иные по невежеству (да не будет сего!), но верхушки трав или растений».

Впрочем, по ветхозаветному закону саранча относилась к «чистым» животным и разрешалась к употреблению, но это была невкусная, грубая пища, которую ели лишь самые бедные люди. Так что пророчество архангела Гавриила сбылось полностью: Иоанн Предтеча стал величайшим аскетом.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?