Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Я живу в интернете: почему кажется, что там интереснее, чем в реальности

Родственники жалуются на своего пожилого отца: человеку 60 лет, а он все время в телефоне. С внуками оставлять его теперь опасно – он постоянно отвлекается на комментарии в обсуждениях. Дошло до того, что несколько раз обнаруживали его среди ночи спящим в туалете: заснул, читая очередное обсуждение, телефон валяется на полу… И похожие истории сегодня могут рассказать многие

Марина С., 45 лет, многодетная мама, в интернете поселилась давно: пришла на женский форум в начале 2000-х и осталась. В сети она нашла единомышленников, ответы на важные вопросы, поддержку в сложных ситуациях, мужа.

По 10–12 часов экранного времени пришлось на годы декрета. Когда после 10 лет жизни в таком формате Марина вышла на работу, зависимость никуда не исчезла: на рабочем месте она продолжала заглядывать в соцсети, прячась от начальства. Общаться вживую ей тоже стало сложнее, чем в онлайне. А еще Марина почти разучилась читать книги – слишком большой объем в слишком медленном, как кажется, темпе, – зачем вообще так много слов, то ли дело квест в игре – все ярко, быстро, насыщенно.

Эти симптомы беспокоили Марину, но она не считала свою зависимость тяжелой, ведь примерно так же живут все ее друзья, с которыми она познакомилась в интернете. Когда же она обратилась к священнику, он посоветовал читать акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и мученику Вонифатию – как алкоголику или наркоману.

Однажды Марина даже дошла до психиатра, к ее удивлению, он выписал ей таблетки – блокаторы опиоидных рецепторов – опять же как самому настоящему наркоману. Принимать их она так и не решилась.

Марине теперь редко удается внимательно молиться – после работы и до позднего вечера она «отдыхает» в сети. Все ее попытки завязать оканчивались еще более глубоким погружением.

Свой взгляд на интернет-зависимость, ее специфику и способы преодоления высказал диакон Иоанн Клименко, ответственный за организацию помощи алкоголезависимым при храмах г. Москвы, кандидат химических наук, соавтор и ведущий курса помощи интернет-зависимым «Пробуждение в реальность».

Не стать крысой в ящике Скиннера

Коллаж. Интернет-зависимость

– Отец Иоанн, об интернет-зависимости как о новой чуме XXI века говорят уже давно, чем по сути она отличается от алкогольной и наркотической?

– В наркологии различают зависимость от психоактивных веществ и зависимость от психоактивных действий (в основном здесь имеются в виду азартные игры и компьютерная зависимость). При компьютерной зависимости человек не принимает внутрь химических веществ, нет столь быстрого разрушения здоровья на физическом уровне, но достаточно быстро наступает психическое неблагополучие – привыкание к психоактивным действиям.

Механизм развития зависимостей в главном схож и использует условный рефлекс: событие – действие – награда. Интернет-зависимый человек раз за разом получает удовольствие от несложного действия (посмотрел любопытное, получил лайк) – ему нравится – он хочет повторять еще. Для этого ему надо просто жать на кнопки.

Еще в 50-х годах ХХ века канадскими учеными Олдсом и Милнером был проведен эксперимент, проясняющий возникновение поведенческой зависимости. В специальном ящике (ящике Скиннера – по имени придумавшего его ученого Берреса Скиннера) крыса нажимала педальку и получала разряд тока в мозговом центре удовольствия, ей хотелось это повторять, в результате она отказывалась от еды и питья и умирала. Зависимый человек, увы, превращается в такую вот крысу Скиннера.

Христианская антропология говорит, что наш мозг не может быть незанятым, он постоянно нуждается в пище, новизне, смене впечатлений. Человек, не следящий за тем, что «ест» его мозг, просто жмет на педальку, когда чувствует, что это приносит незатратное удовольствие. Так формируется тяга, которая поглощает психическую энергию, и на просто жизнь ее уже не остается, жизнь, где нет «педальки», кажется серой, скучной.

Признаки зависимости

1. Человек не может регулировать время своего пребывания в сети и не может остановиться.
2. Все другие дела становятся для человека менее ценными и интересными. Например, во время работы интернет-зависимый отвлекается на телефон гораздо чаще, чем курильщик на перекур.
3. Даже во время личного общения человек не может оторваться от интернет-контента. Это явление получило название фаббинг. Но это не просто неуважение к собеседнику, это симптом интернет-зависимости.
Особенно разрушительно действует фаббинг на психику ребенка, когда родители параллельно общению с ним сидят в телефоне. Это ведет ко многим нарушениям у детей, способствует представлению о собственной ненужности, неважности.
Тем, кто хочет проверить себя на интернет-зависимость, предлагаем пройти тест Кимберли Янг.

– Почему иногда говорят, что интернет-зависимость преодолеть сложнее, чем, например, химическую.

– Химически зависимый человек для выздоровления должен полностью прекратить употребление. Как говорится, с глаз долой – из сердца вон. Но интернет-зависимый так не может: в его смартфоне и рабочие, и школьные чаты, расписания, навигаторы и т.п. Поэтому он должен научиться ограничивать, дозировать свое пребывание в интернете, а это очень непросто.

Главное же и первое в преодолении любой зависимости – осознание самим зависимым (а не его мамой, мужем-женой и т.д.), что жить так дальше он не хочет, не хочет быть крысой в ящике Скиннера – мы же не крысы.

А дальше нужна работа с глубоким переосмыслением своего отношения к интернету. Важно понять – от чего мы сбегаем в интернет? С чем нам в реальной жизни так трудно, непонятно, страшно или грустно?  

Шесть видов интернет-зависимости

Коллаж. Интернет-зависимость

– Многие воспринимают интернет-зависимость исключительно как пристрастие к компьютерным играм. А зависимость от социальных сетей, общения в интернете – это что-то другое?

– Когда врачи-психиатры только заговорили о компьютерной зависимости – да, они имели в виду именно зависимость от компьютерных игр. И когда разрабатывалась МКБ-11 (последняя международная классификация болезней 11-го пересмотра), то соцсети только начинали широко распространяться, а мессенджеров и вообще не было. Поэтому компьютерная зависимость именно как зависимость от игр была внесена в МКБ-11 как психическое и поведенческое расстройство.

Но сегодня компьютерная зависимость – далеко не только игры. В этом же ряду стоит зависимость от информации. Узнавать что-то новое – нормальная потребность человека, но ее можно извратить, поставив во главу.

Следующая разновидность – социальные сети. Общение «по интересам» человеку необходимо, но также имеет свою обратную сторону: мы в сетях спорим, ругаемся, тщеславимся, осуждаем, а еще тревожимся, когда неизбежно сравниваем себя с другими.

В мессенджерах, казалось бы, реализуется мечта человечества: можно передать свою мысль мгновенно на любое расстояние любому человеку в любой точке земного шара. И не так просто заметить, как конструктивный обмен мыслями заменяется использованием другого для собственного эмоционального подкрепления.

Отдельная зависимость – интернет-покупки. И здесь даже не обязательно что-то покупать, можно просто смотреть, да мечтать, тратя на это массу времени.

Просмотр видеоконтента, сериалы тоже вызывает сильную зависимость. Ты можешь выбрать видео, которое даст тебе в один щелчок те эмоции, которые ты хочешь, – рассмешит, напугает, погладит по головке. Едешь с работы домой и бесконечно смотришь короткие видосики, расслабляешься. Вечером (или ночью) включаешь сериал. А потом понимаешь, что по-другому уже отдыхать не способен.

«Но здесь же столько хорошего!»

– Кроме видосиков в интернете столько полезного! Можно помогать другим, можно слушать проповеди, трансляции богослужений… Часто люди не могут понять, в чем опасность, «мы же ничего плохого здесь не делаем, наоборот, поддерживаем друг друга». Да и веселую картинку запостить, чтобы поднять друзьям настроение, тоже ведь не грех…

– Пример из жизни: моя знакомая, у которой маленькие дети, часами по телефону разговаривала со своей мамой, не могла ей отказать: «Но это же моя мама! Что плохого я делаю?» Я ответил: «Но это же твои дети! Пока ты с мамой два часа говорила, дети были предоставлены сами себе». Так же и с сетями.

Можно и в православном секторе интернета пропадать часами, читать статьи о духовной жизни, полемизировать по важным ее проблемам, ну а где в это время твои дети, твоя работа, твоя жизнь?

Рассылая сообщения, стоит подумать и о том, что они могут отвлекать, мешать другому человеку. Пусть он и ставит лайк из вежливости. Распространенная ситуация: человеку грустно и если раньше он мог проживать эти чувства с какой-то пользой для себя, подумать, почему ему скучно или грустно, что-то сам изменить, то сейчас он напишет одному, другому, получит десять разных советов и как-то да утешится, используя людей в качестве подпидки. Так совсем можно разучиться грустить – а ведь это как-то не по-человечески.  

Вот и проваливается человек со своими чувствами и потребностями в интернет, даже не замечая, как мало его остается в реальности.

Просто подумайте чего не может быть в интернете?

Коллаж. Интернет-зависимость

–  Какие способы выхода из интернет-зависимости предлагает ваш курс?

– Для начала мы учимся смотреть, куда уходит наше время. Удивительно, но факт: на курсе мы столкнулись с тем, что почти никто из пришедших не знал о такой простой функции в смартфоне, как контроль экранного времени! А она есть в любой его модели и помогает увидеть, сколько часов в день человек пользуется интернетом, в каких приложениях сидит больше всего.

Курс учит наблюдать за своим интернет-поведением, анализировать его – как оказалось, этому действительно приходится учиться.

Большую роль курс отводит дневникам. Действительно, когда человек прописывает свои чувства, свое реальное состояние, формулирует вопросы – это помогает быть более честным с собой, чем когда это у него все в голове в виде некоего облака мыслей-чувств.

Подробно приемы работы с дневником были разработаны психофизиологом Геннадием Шичко. Интересно, что святитель Феофан Затворник более чем на 100 лет раньше писал о пользе такого рода дневниковой работы:

«Положивши избегать неисправностей, надо теперь же сообразить и постановить, как в этом успеть, чтобы с сей же минуты начать и действительное себя исправление… Чтобы удобнее это сделать, записывайте свои неисправности, как только будете узнавать их, и тут же приписывайте, как исправиться полагаете…» (свт. Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», письмо 36).

Каждый день мы работаем над определенным видом зависимости. Например, раньше я отдыхал после работы, просматривая видео, а теперь я буду отдыхать по-другому. Как именно? Надо задуматься и прописать это в дневнике. А потом посмотреть, как получилось в реальности. Или не получилось – тогда почему?

Один из наших вебинаров посвящен теме «Здоровые выходные». Это о том, как проводить время без интернета, одному или семьей. Надо сказать, не все сразу с этим справляются.

Мы также просим человека написать список радостей, того, что его радует в реальной жизни. Люди делятся рецептами, заимствуют идеи друг у друга, пробуют. Учатся жить, получая радость не от нажатия кнопки, а от запахов леса, от тишины рядом с любимым, от объятий с детьми.

Сейчас многое есть в интернете. К счастью, не всё.

Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?