Вербное воскресенье: а разве цари такими бывают?

И на мгновение случается чудо: когда люди видят Иисуса вот таким, на осленке, слышат хвалу своих детей, они вдруг чувствуют правду – да, Он Царь — и правду Его неотмирного Царства

Вход Господень в Иерусалим. Изображение с сайта pinterest.ru

Ждем-пождем

Приближалась Пасха и многие правоверные иудеи со всех провинций шли в Иерусалим на великий праздник. Народу в такие дни в городе всегда много, но в этот день особенно – люди прослышали, что некий Иисус буквально вчера воскресил умершего человека, пролежавшего во гробе несколько дней!

Всем хочется видеть Иисуса. Кто-то поговаривает, что Он, может быть, даже Мессия – обещанный Царь, который пришел спасти иудеев от всех напастей, главная из которых, конечно, Рим, — власть  жестоких иноземцев. Сколько людей римляне погубили, не считая женщин и детей! Не уважают Закон Моисеев! Вот, и иудейская молодежь, глядя на язычников этих в их гимнасиях, тоже принялась натираться маслом и бегать-прыгать голой, соревнуясь друг с другом. Последние времена!

Вдруг новый царь исправит ситуацию? Ведь о нем книжники и фарисеи говорят – освободитель! Освободит от римлян, от непомерных налогов, экономику поправит, довольно мы побыли под захватчиками, а может, мы еще с этим царем новые земли завоюем!

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) —двунадесятый праздник Церкви, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста. В этом (2021) году Вербное воскресенье — 25 апреля.

Входит Царь славы

Вход Господень в Иерусалим. Ипполит Фландрин, 1842

Иисус знает, конечно, какого царя ждут люди. Но делает свое дело – садится на осленка, не протестует, когда сначала ученики, а потом и остальные постилают под ноги Его одежды, цветы, пальмовые ветви, а когда дети кричали Ему: осанна в вышних, слава!, в ответ на упрек злобящихся первосвященников и книжников, ждущих ночи, — слышишь ли, что они говорят, — отвечает им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу!»

Иисус предваряет свой ответ на Пилатовом суде сейчас, при вступлении своем в Иерусалим, – да, Я Царь.

И на мгновение случается чудо: когда люди видят Иисуса вот таким, на осленке, слышат хвалу своих детей, они вдруг чувствуют правду – да, Он Царь — и правду Его неотмирного Царства.

И это прозрение было как залог – скорого прощения, когда Иисус на кресте говорил: «прости им, Господи, не ведают, что творят!», и будущего раскаяния, когда пять тысяч человек крестились после апостольской проповеди, и последующего рождения в Иерусалиме церкви Христовой.

А то, что случится всего через несколько дней, когда многие из этих же людей, увидев Царя, на которого возлагалось столько надежд, — плененным, избитым, «бессильным», — не устояли в чудесном своем уповании, забыли о нем под властью жесткой реальности – вот, не может Себя спасти – не отменяет мгновения радости встречи Бога людьми.   

Ведь и ближайший ученик Петр, видевший славу Божию на Фаворе – на мгновение не устоял. А Христос ему об этом потом даже не напомнил. Да и все ученики разбежались.

К Царству Небесному, которое принес всем Христос, важно быть готовым. Чтобы принять его неотмирность, перевернутость всех главных понятий царства, каким привыкли понимать его люди. Христос говорит об этом ученикам: Я пришел, не для того, чтобы Мне служили, но Самому послужить и отдать Душу свою во искупление многих.

Разве легко поверить в Царя, который «служит», отдавая свою душу за других? Моет ноги ученикам, говорит странные слова: князья и вельможи господствуют над людьми в этом мире, а у вас да не будет так. А кто из вас хочет быть первым, пусть будет последним, а кто хочет быть господином, будь всем слуга.    

Весть о приходе такого Царства тогда только начинала распространяться. И сегодня, как в бывшие времена, эта весть звучит, и все, кто хочет, могут принять ее.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.