В штате Флорида запретили в школах смартфоны. Это привело к неожиданным результатам

Учителя отметили, что дети стали чаще смотреть друг другу в глаза и больше общаться. Снизился риск травли. При этом некоторые ученики говорят, что чувствуют себя в изоляции, словно в тюрьме

Фото: freepik

В мае 2023 года губернатор Флориды (США) Рон Десантис запретил в школах штата мобильные телефоны. Новый закон требует, чтобы государственные школы не разрешали использовать мобильные телефоны во время обучения и заблокировали ученикам доступ к социальным сетям через районный Wi-Fi. Одновременно с этим учителя должны информировать детей о том, как соцсети манипулируют их поведением, и рассказывать о правилах кибербезопасности.

Когда в сентябре дети пришли в школы, их ждали совершенно новые порядки. Спустя два месяца учебные заведения подвели первые итоги: оказалось, что запрет повлиял не только на внимательность и вовлеченность учеников, но и на их коммуникативные навыки. А вот безопасность, которую, как казалось, гарантирует смартфон, возможно, является мифом.

61% родителей – против телефонов в школе

В начале 2023 года во Флориде началась серьезная общественная дискуссия. 24 января губернатор штата Рон Десантис предложил запретить использование мобильных телефонов во время школьных занятий. «Ученики не должны сидеть в телефонах, отвлекаясь от уроков», – заявил губернатор.

Эта, казалось бы, неплохая и безвредная идея вызвала как горячую поддержку, так и протест американцев. Так, например, Рут Бен-Гиат, профессор Нью-Йоркского университета, обвинила губернатора в авторитаризме. Некоторые оппоненты напоминали о плюсах телефонов: они обеспечивают некоторую степень безопасности детям (и покой их родителям), используются в учебных и исследовательских целях, могут применяться для дистанционного обучения. Кроме того, возникают вопросы о конфиденциальности данных и правах детей – если на время учебы сдавать устройства на хранение, кто может гарантировать, что их не вскроют, не прочтут переписки и не пролистают личные фотографии?

Но большинство родителей и учителей запрет горячо поддержали. Более того, предложение губернатора в большой степени было реакцией на ожидания общества. Согласно опросу, проведенному в США в 2022 году среди 10 897 родителей учеников, 61% против использования мобильных телефонов в классах. В 2020-м аналогичный вопрос был задан 210 директорам школ и 90% участников высказались за ограничение пользования телефонами в школе. При этом 86% директоров считают, что это вредит успеваемости детей.

Взрослые считают, что телефоны не только отвлекают учеников, снижают концентрацию внимания и дают детям доступ к опасному и сомнительному контенту. Существенной проблемой является кибертравля – она во многом возможна благодаря тому, что дети могут использовать телефоны в школе. Известны случаи, когда учащиеся специально для того, чтобы разместить видео в TikTok и Instagram*, планировали нападения на одноклассников, травили учителей и мешали им вести уроки.

Еще одна тема, традиционно пугающая родителей, – детская гаджетозависимость. Pew Research Center в 2022-м провел исследование, которое показало, что 98% американских подростков 15-17 лет и 91% детей 13-15 лет имеют доступ к телефону, причем 46% детей заявили, что они постоянно онлайн, а 36% сами признали, что слишком много времени проводят в соцсетях. После возвращения в школы после ковида и всеобщего локдауна дети отвыкли учиться по-старому, без телефона в руке. Учителя жаловались, что дети стали еще больше «залипать» в смартфонах и редко отрывались от своих устройств, даже когда шли по школьным коридорам.

Конфисковали более 100 телефонов, но потом нарушения сократились

Timber Creek High School в Орландо
Timber Creek High School в Орландо. Фото: соцсети школы

В июле закон вступил в силу, и новый учебный год 2023–2024 во Флориде начался с неоднозначного для учеников нововведения. В продолжение всего учебного дня, если телефоны не сданы при входе на хранение, они должны находиться в рюкзаках – не в карманах, за этим следят. По этому поводу тоже была общественная дискуссия, и было решено не останавливаться на полумерах – ведь телефоном, лежащим в кармане, легко воспользоваться, зайдя в туалет.

Округ Ориндж, в котором 264 государственных школы и около 200 000 учеников, пошел еще дальше: здесь запрещено использовать телефоны в течение всего учебного дня. Да, и на переменах тоже. Timber Creek High School в Орландо – одна из таких школ, поэтому администрация школы пристально следит за учащимися в течение дня. В интервью The New York Times директор школы Марк Васко рассказал, что в первый день вступления запрета в силу они конфисковали более 100 телефонов у учеников, но постепенно количество нарушений уменьшилось.

Журналист издания описывает картину, которую можно наблюдать во дворе школьного кампуса во время обеда: десятки молодых людей и девушек сидели небольшими группами и оживленно разговаривали друг с другом.

Другие играли в пиклбол на импровизированных спортплощадках. Ни у кого в руках не было мобильника. «Для представителей поколения, живущего в сети, эта деятельность выглядит как что-то из доцифровой эпохи», – пишет журналистка Наташа Сингер.

Правда, идеальную картинку несколько уравновешивает гольф-кар, на котором Лайл Лейк, строгий офицер службы безопасности Timber Creek High School, каждую перемену патрулирует школьную лужайку и пристально следит за тем, чтобы дети не доставали смартфоны и не утыкались в них. Обычно, говорит мистер Лейк, ему удается собрать несколько нарушителей, у которых конфискуют устройства и тут же отводят в кабинет директора.

«Ученики теперь смотрят в глаза. Этого давно не было»

Timber Creek High School в Орландо
Timber Creek High School в Орландо. Фото: соцсети школы

По истечении двух месяцев американские СМИ обнародовали первые результаты флоридского эксперимента. Особый интерес у представителей прессы, конечно, вызывали строгие меры в округе Ориндж. Местные учителя и администрация школ в основном хвалят нововведение и уже наблюдают позитивные изменения.

Марк Васко, директор Timber Creek High School, среди основных плюсов называет уменьшение случаев травли, в том числе и в адрес педагогов. «Мы видели много издевательств, – сказал он, – у нас были проблемы с учениками, которые пытались записать и опубликовать то, что происходило во время учебы».

Вторая причина, по которой мистер Васко горячо одобряет не только новый закон штата, но и более суровые меры, введенные в округе, – это то, что сейчас дети гораздо больше вовлечены в учебный процесс:

«Ученики теперь смотрят в глаза и реагируют, когда я их приветствую. Этого давно не было». Кроме того, по словам директора, многие учителя отмечают большую заинтересованность детей.

Например, об этом говорит Никита Маккаскилл – учительница из той же школы с большим стажем: она работает в школьной системе с 1997 года, и на ее глазах происходил «захват» мобильными телефонами внимания детей. По словам миссис Маккаскилл, теперь ученики стали более общительными и готовыми к сотрудничеству. Она считает, что закон штата и более суровая мера округа значительно улучшили атмосферу в школе.

Но что самое поразительное – некоторые ученики школы тоже признают, что отсутствие телефонов в школе пошло на пользу! Так, например, ученица 12-го класса школы Timber Creek Пэйтон Стенли сказала, что общение без телефона – настоящее: «Теперь люди не могут говорить: «Посмотри на меня в Instagram* – вот я. Запрет на телефоны помог им быть теми, кто они есть, а не теми, кем они хотят казаться в интернете». Однако девушка добавляет, что чувствовала бы себя в большей безопасности, если бы могла носить свой смартфон в кармане и немедленно отправить сообщение матери, если это будет необходимо.

«Школа стала похожа на тюрьму»

Ученики сдают телефоны в пластиковый контейнер
Фото: Максим Блинов/РИА Новости, 03.06.2022

Безопасность – это первое, что волнует родителей, которые выступают против тотального запрета смартфонов. Ярче всего их переживания сформулировала жительница штата Флорида Дженнифер Андерс, чья дочь однажды оказалась в школе, атакованной стрелком, и была вынуждена прятаться в одном из помещений. «Возможность написать «Я люблю тебя» была для нее в этой ситуации утешением», – заявила миссис Андерс в интервью каналу Fox 35. Женщина добавила, что именно исходя из личного опыта крайне негативно относится к инициативе губернатора и предпочла бы, чтобы у ее дочери и других детей в такой момент были при себе средства связи.

Впрочем, в публичном поле встревоженным родителям тут же возразил эксперт по школьной безопасности, президент Национальной службы безопасности и безопасности школ доктор Кеннет Трамп: «В чрезвычайной ситуации телефон только отвлекает. Лучше сосредоточиться на том, чтобы внимательно слушать взрослых и выполнять их рекомендации, а не на прямых трансляциях и рассылке сообщений», – объясняет Трамп. Во всех остальных случаях, уточняют в администрации школ, родители могут связаться со своим чадом. Во-первых, проконтролировать его по дороге в школу и из школы – в это время телефон работает и ребенок в доступе, во-вторых – на перемене, если учебное заведение разрешает такую коммуникацию. В остальном же мамы и папы могут позвонить в школу, и там обязательно помогут связаться с ребенком, ответят на все вопросы и передадут ученику любую важную информацию, которая не может потерпеть до вечера.

Есть и недовольные происходящим среди учеников. Они называют новую меру репрессивной и говорят, что школа стала похожа на тюрьму. Их раздражает то, что теперь для того, чтобы позвонить родителям, они должны пойти в приемную директора и попросить разрешения воспользоваться телефоном. Им не нравится то, что за ними пристально следят, а за нарушение могут вывести из класса во время урока, а за повторный эпизод – на время отстранить от занятий.

Школьники также жалуются, что их лишили привычного комфорта и удобства общения. «Представьте, что устройство, которое вы используете ежедневно для общения с людьми, исчезло, – говорит 13-летняя Каталина, восьмиклассница местной средней школы. – Это создает ощущение полной изоляции». Ведь телефон использовался не только для соцсетей и вредоносного контента. Когда его отобрали, выяснилось, что он был нужен для целого ряда привычных действий: проверить расписание или посмотреть, в каком кабинете следующий урок; сфотографировать контрольную работу, чтобы дома разобрать ее с родными; снять написанное на доске домашнее задание; обменяться с новыми знакомыми контактами; обсудить учебный проект и так далее.

Что чувствует подросток, лишенный мобильного телефона

Осенью 2011 года, когда проблема гаджетозависимости детей еще не была такой острой, детский и семейный психолог Катерина Мурашова провела эксперимент.

Его участники – подростки – должны были провести 8 часов наедине с собой без телефона, телевизора и компьютера. При этом они были совершенно не ограничены в других своих действиях: можно было читать, рисовать, лепить, гулять, готовить и так далее. В эксперименте приняли участие 68 подростков от 12 до 18 лет, 31 мальчик, 37 девочек.

Довели этот опыт до конца только трое: два мальчика и одна девочка. Семеро выдержали пять и более часов, остальные сошли с дистанции досрочно. Причины прерывания эксперимента сами участники объясняли так: «У меня голова лопнет», «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь».

У части детей (20 девочек, 7 мальчиков) были вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, потливость, тошнота, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе и так далее. Почти все описывали беспокойство, страх – причем у пятерых он дошел до состояния панической атаки. У троих возникли суицидальные мысли.

Научить детей жить как с технологиями, так и без них

Школьник идет по улице
Фото: freepik

Происходящее во Флориде – не уникальная для США история. Поскольку общего для всех штатов закона нет, ситуация различается от региона к региону: где-то такие же, как во Флориде, запреты, где-то ограничения, где-то свободное использование телефонов в течение учебного дня. В Нью-Йорке политика использования смартфонов зависит от школы и не регулируется законами штата. А, например, в Филадельфии с 2022 года в учебное время используются специальные запирающиеся чехлы для телефонов, которые лишают детей доступа к гаджетам. В Южном Портленде (штат Мэн) и Шарлоттсвилл-Сити (штат Вирджиния) запрещено пользоваться мобильными телефонами в течение всего учебного дня.

Аналогичный запрет действует в некоторых школах Великобритании: дети сдают телефоны на входе в школу, а провинившихся учеников могут отстранить от занятий, однако пока этот вопрос остается на усмотрении самих школ.

Финляндия в июне 2023 года также запретила использование мобильных телефонов в школах, рассчитывая на то, что эта мера поможет повысить экзаменационные результаты и качество работ.

Любопытно, что такой запрет рекомендован в ежегодном докладе ЮНЕСКО «Global Education Monitoring» – для повышения эффективности обучения, для борьбы с кибертравлей и с нарушениями в учебе. По мнению специалистов из ЮНЕСКО, смартфоны в значительной степени ответственны за снижение уровня образования и успеваемости. Кроме того, все больше данных о том, что есть прямая связь между зависимостью от гаджетов и депрессией, низкой самооценкой и тревогой.

«Нам нужно научить детей жить как с технологиями, так и без них; брать из обилия информации то, что им нужно, но игнорировать то, что не нужно; позволить технологиям поддерживать, но ни в коем случае не вытеснять человеческое взаимодействие в преподавании и обучении», – говорит Манос Антонинис, директор отчета Global Education Monitoring.

Общественные дискуссии о мобильных телефонах в школах также проходят и в России. В ноябре 2023 года комитет Совета Федерации поддержал законопроект о запрете мобильных телефонов на уроках. У нас первая задача этой меры – защитить учителя от травли со стороны учеников. «Не сказать, что мы внесли какие-то совершенно новые нововведения, но тем не менее очень часто поднимался вопрос и самими педагогами, и родителями о том, что фактически учитель не защищен. Все больше мы говорили о правах учащихся. А тем не менее снять видео на телефон, выложить в интернет и сделать педагога объектом насмешек, травли – к сожалению, такое имело место быть», – сказала глава комитета Лилия Гумерова, один из авторов законодательной инициативы.

* Instagram – принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и террористической организацией, запрещенной в РФ.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?