Вам хватает на еду? Закон о фудшеринге позволит накормить 4 млн из нуждающихся россиян

Свежая еда может помочь голодным, а не разлагаться на полигонах, отравляя окружающую среду, как это происходит сейчас. В Думу внесли законопроект о фудшеринге – он позволит продавцам передавать пригодные продукты благотворительным организациям

Фото: pixabay

Закон о фудшеринге

Законопроект предлагает изменить две статьи Налогового кодекса России, 170 и 171. Сейчас торговым сетям и магазинам выгоднее выбросить еду, чем отдать ее нуждающимся. При утилизации товаров компания может получить налоговый вычет в размере 20% от его стоимости, а если отдаст товар благотворительной организации – потеряет эти деньги.

Кому нужна еда?

Ниже границы бедности у нас в стране живут 16 млн человек, это 11% россиян. Больше 80% всех малоимущих домашних хозяйств в России – семьи с детьми.

Больше 10% семей пенсионеров, больше 12% семей людей с инвалидностью и в среднем 7,2% российских семей не могут позволить себе хотя бы раз в два дня есть мясо, рыбу или равноценную вегетарианскую пищу.

С большим трудом сводят концы с концами до 11,5% семей: 20,7% многодетных; 19,6% семей с детьми-инвалидами; 19,4% семей инвалидов; 18,8% неполных семей (данные Росстата).

При этом в 2020 году в стране отправились на свалку почти 18 млн тонн продуктов, еще пригодных в употребление. Их стоимость оценивается примерно в 1,5 трлн рублей.

На мусорных полигонах еда занимает почти 26% объема отходов.

Научившись эффективно обращаться с продуктами питания, можно спасти больше 10 млн тонн еды.

По данным ТИАР-ЦЕНТРа, 29% (5,2 млн тонн) от всей выброшенной еды приходится на ритейлеры и общепит. Из них 720 тысяч тонн лишней еды, взятой у компаний, можно было бы направить нуждающимся с помощью фудшеринга. 1,97 млн тонн пригодны лишь на корм сельскохозяйственным животным. Остатки, 2,3 млн, необходимо утилизировать.

Всего, по оценкам экспертов, 3.6 млн россиян смогут получать 50% ежедневного рациона за счет фудшеринга.

Готовы ли ритейлеры?

Фото: Сергей Медведев / ТАСС

Опрошенные Милосердием.ru представители торговых сетей – METRO, ВкусВилл, «Магнит» – поддерживают идею продуктовой благотворительности.

В «Магните» уже активно используют этот вид поддержки местных сообществ. Во время пандемии коронавируса в 2020 году компания предоставила 350 тыс. бесплатных продуктовых наборов социально незащищенным гражданам в 24 регионах России, и регулярно оказывает продуктовую помощь в чрезвычайных ситуациях – например, для пострадавших этим летом от наводнения в Крыму и Сочи.

Крупнейшая розничная компания России Х5 Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и рядом других структур), не первый год участвует в проектах продуктовой помощи и проявляет к теме горячий интерес. В начале декабря Х5 Group подписала стратегическое соглашение о партнерстве по развитию фудшеринга с первым в России банком еды – Фондом продовольствия «Русь».

«Раньше ритейлеры не могли массово организовывать фудшеринг из-за налоговых ограничений, но, даже когда они будут сняты, на налаживание процессов логистики, выстраивание инфраструктуры по сбору и передаче продуктов, формирование списков нуждающихся потребуется время, и конечно же, надежный партнер», – говорит директор по корпоративным коммуникациям Х5 Group Елена Коннова.

Соглашение позволит отработать технологию передачи товаров с истекающим сроком годности из торговых сетей Х5 Group – нуждающимся, с помощью волонтеров фонда. В 2022 году проект запустят в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Челябинске.

То есть речь идет уже о значительных масштабах продуктовых пожертвований.

Новая технология поможет не только наладить системную помощь нуждающимся по всей России, но и снизить объемы пищевых отходов, а значит – количество парниковых газов в атмосфере, пояснила руководитель фонда «Русь» Юлиа Назарова. Соглашение с Х5 Group  –  «старт новой эпохи банков продовольствия, эпохи фудшеринга», уверена она.

В 2022 году сервис «товарной благотворительности» будет запущен на платформе ДОБРО.РФ, рассказал разработчик закона о фудшеринге, глава думского комитета по молодежной политике Артем Метелев.

«Партнерами сервиса выступят крупнейшие интернет-игроки. Обсуждается участие СберМаркета, OZON.ru, AVITO, Wildberries, ОБИ, ВкусВилл и других», – отметил он.

Что отдают продавцы, чего хотят люди, что могут НКО?

Банки с овощами и другие продукты у общественного холодильника в Санкт-Петербурге, закрытого по решению Роспотребнадзора (идея проекта предполагала, что любой желающий мог положить продукты в холодильник или взять их оттуда). Ноябрь, 2016 г. Фото: Михаил Киреев/РИА Новости

В продуктовые наборы, которые передают нуждающимся, входят товары с длительным сроком хранения: крупы, тушенка, подсолнечное масло, чай, кондитерские изделия, говорят в «Магните».

Именно продукты долговременного хранения, в первую очередь крупы и консервы, пользуются наибольшим спросом среди подопечных, подтвердили Милосердию.ru в АНО «Фудшеринг». Также нуждающиеся с благодарностью принимают готовую еду, поскольку это помогает экономить время и силы, охотно берут и фрукты, овощи, хлеб.

Организация работает только с юрлицами. Чаще всего это постоянные жертвователи – компании, у которых продуктовые остатки образуются регулярно.

Среди пожертвований наибольший объем занимают овощи и фрукты – они быстро теряют товарный вид, но остаются при этом безопасными, и компании готовы их отдать. На втором месте хлеб и хлебобулочные изделия.

«Вредная» еда, например газировка или чипсы, дольше хранится и поэтому реже попадает в непроданные продукты с истекающим сроком годности. С готовой едой работать трудно, из-за сложностей с оформлением передачи, поэтому спасением такой еды занимаются волонтерские проекты.

По наблюдениям активистов, чаще всего за бесплатной едой приходят не самые нуждающиеся люди, а те, кто находится в пограничной ситуации. «С одной стороны, они нуждаются в продуктах, но у них есть связь с миром: соцсети и интернет, телефон. Они понимают, куда можно обратиться и как.

Это многодетные семьи, неполные, семьи с инвалидами, «активные» пенсионеры. Что касается совсем пожилых людей и одиноких инвалидов, то они очень редко обращаются. И наша задача — найти их. В том числе через другие организации, которые знают, как с ними работать», – пояснили в АНО «Фудшеринг».

Там согласны, что отмена НДС приведет к росту числа компаний-благотворителей, и потребует расширения инфраструктуры – как принимать и распределять продукты.

Благотворительная организация «Ночлежка» собирает продукты, не требующие приготовления. Это консервы, сладости, сгущенка, пюре и лапша быстрого приготовления, выпечка и печенье, пакетированный чай, крупы, сахар в кубиках. Такую еду получают подопечные проектов ресоциализации «Ночлежки».

В пунктах обогрева и других местах, где помощь оказывается в полевых условиях, нуждающимся выдают свежую готовую еду, пожертвованную партнерами организации – кафе, ресторанами, барами и столовыми. Среди партнеров «Ночлежки» – и крупные компании, и малый и средний бизнес.

«Если объемы пожертвований продуктов резко увеличатся, профильные благотворительные организации будут вынуждены пересмотреть свою систему приёма и распределения продуктов. «Ночлежка» сможет принимать только то количество еды, которое необходимо для всех наших подопечных, и не больше», – считают в благотворительной организации.

 Тем не менее, предполагаемое увеличение объемов фушеринга – событие скорее позитивное, признают в «Ночлежке», ведь в результате благотворители смогут оказывать помощь гораздо большему числу бездомных и малоимущих людей.

В тяжелой ситуации человек идет в храм

Раздача еды и пасхальных куличей бездомным в Екатеринбурге волонтерами проекта православной службы милосердия при Екатеринбургской епархии «Автобус милосердия». 22.04.2020 г. Фото: Павел Лисицын/РИА Новости

Фонд «Русь» собирает и распределяет продуктовую помощь с 2012 года – значительная часть таких пожертвований распределяется при участии Церкви и православных организаций.

«Сотрудничество с Русской Православной Церковью для Фонда стратегически важно. Порядка 30% товарной помощи мы раздаём через храмы и приходы РПЦ в разных регионах России. И видим, как системно ведётся эта работа, выстроена инфраструктура для организации благотворительной деятельности, есть склады, волонтеры, системно работающие с благополучателями», – говорит Юлиа Назарова.

«Русской Православной Церкви социальное служение исторически присуще, – напоминает она. – Страждущие всегда находили поддержку в храме. В генетической памяти народа заложено: когда человек сталкивается с тяжелой ситуацией, то идет в храм. И здесь получает помощь в объемах, в которых нуждается. В отличие от органов соцзащиты, где помощь более лимитирована и регламентирована».

В фонде напомнили, что работают с Синодальным отделом по благотворительности с 2013 года. Только в минувшем году через церковные организации в 25 регионах России нуждающимся передали более полутора тысяч тонн продуктов.

«Закон о фудшеринге позволит нам оказывать помощь абсолютному большинству нуждающихся. Система организации благотворительной товарной помощи будет развиваться. Мы очень рассчитываем на поддержку приходов и церковных организаций РПЦ», – говорит руководитель фонда.

По ее словам, в новых условиях потребуется развитие инфраструктуры, в том числе под те товары, которые фонд сейчас не раздает, и более интенсивная работа волонтеров, которые смогут забирать продукты из магазинов и передавать их благополучателям.

«Это будет ежедневный труд. К такой работе мы готовы, и очень надеемся, что скоро сможем расширить объёмы оказываемой помощи, увеличить количество тех, кому мы постоянно помогаем», – подчеркнула Юлиа Назарова.

«Давно ждем этот закон»

Координатор по распределению благотворительной помощи православной службы «Милосердие» Светлана Павлова.
– Насколько готовы церковные НКО к росту объема продуктовых пожертвований?

— Мы его очень давно ждем. Нуждающихся меньше не становится: многим людям очень нужны продукты и товары первой необходимости. Надеемся, с принятием этого закона число продукции, передаваемой на благотворительность, увеличится во много раз.

– Не возникнет ли проблем с распределением «краткосрочных» продуктов (молочная продукция, овощи, фрукты, и т.д.)?

— Если в организации налажен процесс приема, сортировки, распределения и раздачи, то ничего сложного в этом нет. Разумеется, процессы нужно сначала наладить, и делать это желательно не на скоропортящихся продуктах.

– Какие изменения в нынешней системе распределения нужно провести?

— Думаю, каждой организации нужно будет определить человека, который понимает, как происходит процесс движения продукции от жертвователя до НКО и распределения. Как работать с отчетной документацией, как получать продукцию, как ее учитывать, сколько у его организации подопечных, в какой помощи они нуждаются: в продуктовой, непродуктовой. Учитывая, какая огромная у нас страна и как много в ней нуждающихся людей, бояться, что нас завалят продуктами, не стоит. Все рабочие вопросы решаемы.

Бывает, жертвователи готовы передавать продукцию, но не готовы сами ее привозить. Крупные компании доставляют свою продукцию, компании поменьше говорят: приезжайте на склад и забирайте. Доставка — тоже деньги, транспорт, логистика. Церковным НКО нужно будет позаботиться о транспорте или выделить средства на доставку.

При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2021».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться