Премия «Импульс добра»: лучшие социальные предприниматели России

17 мая в Москве прошла церемония награждения премиями «Импульс добра».

Пятая юбилейная церемония ежегодной Премии по социальному предпринимательству «Импульс добра» состоялась 17 мая в Москве. Были отмечены самые удачные практики ответственного бизнеса. Единственная в России премия за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства проводится по инициативе Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», и считается одним из ключевых событий в своей сфере.

«Когда мы начинали свою работу в 2007 году, термина «социальный бизнес» никто не знал и не понимал. Мы поддержали за 5 лет 150 проектов на почти 350 млн рублей. Часть проектов уже успешно реализована. Социальное предпринимательство – это не благотворительность. Это бизнес, имеющий социальную миссию. Что касается нынешней премии, то в этом году мы получили 300 заявок, а за весь пятилетний период – тысячу заявок. Это говорит о том, что количество людей, занятых в этой сфере, увеличивается в геометрической прогрессии. В конкурсе в этом году участвовало 76 регионов», – отмечает Наталья Зверева, директор фонда «Наше будущее», организатора премии.

«Я впечатлен масштабом охвата премии» – говорит учредитель Фонда «Наше будущее» Вагит Алекперов

«Я впечатлен количественными показателями и масштабом охвата премии «Импульс добра», достигнутыми за 5 лет, – отмечает учредитель фонда «Наше будущее» Вагит Алекперов. – Все больше социальных предпринимателей создают проекты для решения общественно значимых проблем в самых разных областях: экологии, здравоохранении, образовании, спорте, культуре, сфере высоких технологий. Победителями «Импульса добра» становятся лучшие из лучших – яркие, смелые и успешные люди, посвятившие свою жизнь служению ближним».

У социального предпринимательства много проблем. Главные – невнятность положения с точки зрения законодательства и недоверие общества. Тем более важно привлекать внимание к успехам социального бизнеса и говорить о нем.
О номинантах рассказывает Наталья Зверева, директор фонда «Наше будущее», который и организовал премию «Импульс добра»

Наталья Зверева рассказала порталу «Милосердие.ru», что нынешние лауреаты отбирались по нескольким принципам. Социальный предприниматель должен работать в рамках рыночных механизмов. Проект должен быть тиражируем в любом регионе. Важна инновационность: проект должен содержать в себе новаторскую идею. И, конечно, самоокупаемость и самофинансирование. «Дальше мы отмечали масштабность проекта, влияние его на территорию, на целевые группы, с которыми проект работает, – пояснила Наталья Зверева. – Есть мелкие проекты, хоть и интересные. Пока мы их не вносим в номинанты, но когда они подрастут, мы готовы будем наградить их».

Девятка лучших

В этом году лауреатов премии 9 – это и компании, и предприниматели-частные лица. Один из победителей – Евгений Юматов, исполнительный продюсер инновационного образовательного проекта «Лидер Фильм» Новосибирской области. Он победил в номинации «Лучший молодежный проект в сфере социального предпринимательства».

Лауреат молодежной номинации Евгений Юматов

Евгению 27 лет, и он выбрал для себя синема-педагогику и работу с детьми. Его компания ООО «Ф Групп» работает над детско-юношеским образованием.

Дети сами создают фильмы, в которых играют самих себя. «Фильмы выходят у нас в области в широкий прокат и пользуются большим успехом».

С детьми  в этом проекте работают психологи, сказкотерапевты, преподаватели актерского и сценического мастерства. «Для нас смыслом являются дети. Будущее нуждается в поддержке и помощи, – рассказал Евгений Юматов о своем проекте корреспонденту портала «Милосердие.ru». – В каждом из нас есть ответственность. В ком-то больше ее, в ком-то меньше. Для меня ответственность важна. В нашем проекте занимаются обычные ребята, которым интересно раскрывать свой потенциал».

Екатерина Беляк получила второе место в номинации «За личный вклад в развитие социального предпринимательства». И это вполне заслуженно – Екатерина создала в Ростове-на-Дону интерактивный музей наук «Лабораториум».

И музей для Екатерины, по ее же словам – пятый ребенок (Екатерина – мама четырех детей). Чувствуется, что Екатерина действительно вкладывает в свою работу очень много личного, болеет за дело душой. Музей «Лабораториум» старается популяризировать науку и повышать интерес детей и молодежи к изучению окружающего мира. Проект вошел в областную программу «Образование в течение жизни». В партнерстве с учеными и профессорами ведущих вузов России Екатерина Беляк разработала и внедрила систему уникальных интерактивных познавательных программ. Музей работает три года, и за это время его посетили более 140 тысяч человек.

Екатерина Беляк создала в Ростове-на-Дону интерактивный музей наук «Лабораториум»

«Это наш семейный бизнес. И мы определили для себя сразу ряд направлений, которые вели с самого начала, – рассказала «Милосердию.ru» Екатерина. – Музей посещают дети из детских домов, дети с инвалидностью – бесплатно. Для нас было важно поддержать всех ребят.

Кроме того, наши с мужем родители – серебряного возраста, поэтому и эта часть общества для нас очень важна. И мы проводим День мудрости – специальные программы для людей старшего возраста, и отдача очень высокая, они с удовольствием приходят.

Еще мы проводим конкурсы. Например, «Папа может». Отцы семейств представляют свои изобретения, пусть даже очень локального применения, но важно, что представить свой проект папа должен со своими детьми. Это очень способствует укреплению внутрисемейных связей».

Лауреаты – снимок на память

Премию получили:

За личный вклад в развитие социального предпринимательстваПервое место – Илья Ковалев, АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу», Москва. Второе место – Екатерина Беляк, интерактивный музей наук «Лабораториум», Ростов-на-Дону. Специальный приз – Константин Хабенский, проект-мюзикл «Поколение Маугли», проект благотворительного фонда Константина Хабенского
За лидерство в продвижении социального предпринимательстваАлександр Шохин, Российский союз промышленников и предпринимателей
За лучшую корпоративную программу по развитию социального предпринимательства: ГМК «Норильский никель»
За лучшую региональную программу поддержки социального предпринимательства: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
За лучший молодежный проект в сфере социального предпринимательства: Евгений Юматов, «Ф Групп», проект «Лидер Фильм»
За лучшее освещение социального предпринимательства средством массовой информации: Первый канал
За системный подход к социальному предпринимательству: СУЭК – АО «Сибирская угольная энергетическая компания»

О будущем

Ощущается, что социальные предприниматели скоро составят – да и уже составляют! – достойную конкуренцию государству. Это не значит, что государство должно уйти из социальной сферы. Но монополистом ему быть хватит, считают и сами предприниматели, и организаторы Премии.

Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Фото с сайта careerrgsu.ru

«Пока у нас 90 процентов социальной сферы находится под управлением государства. Это не очень хорошо, нужна конкуренция, – убеждена Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета (РГСУ). – А для этого нужно создать условия для социального предпринимательства. Чтобы появились новые рабочие места, возможности создать свой бизнес. Это поможет государству освободиться от целого перечня услуг, которые пока оно вынуждено оказывать населению. А их качество повысится». Наталья Починок считает, что демонстрация успешных практик благодаря ежегодной премии «Импульс добра» показывает, что это ответственный бизнес. «Этот бизнес делает мир лучше, и не надо этого бояться. Некоторые опасаются, что это негосударственный сектор. Можно ли ему доверять? Но как раз за этим будущее».

Бизнес как движение

Глава правительства России Дмитрий Медведев в своем приветствии участникам и победителям Премии подчеркнул, что Премия «Импульс добра» – «своего рода итоги развития социального бизнеса за год в стране». Премия позволяет понять, появились ли новые лидеры и новые оригинальные идеи.

И действительно, социальное предпринимательство превращается уже  в настоящее движение. И способствует улучшению социального климата в стране. Но пока быть в России социальным предпринимателем не так-то просто.

«Мы поддерживаем инициативу фонда «Наше будущее». Для Агентства стратегических инициатив  вопрос развития социального  предпринимательства ключевой, –  сказала нам Светлана Чупшева, директор направления «социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (АСИ). – Но нужно принимать изменения в законодательстве, чтобы эта ниша стала максимально перспективной. Сегодня в силу экономической ситуации многие люди в регионах теряют рабочие места. Они могли бы не только переквалифицироваться, но и посмотреть в сторону социального предпринимательства. Но пока многие и не думают, какие возможности стоят за этим. Ты занимаешься благим делом, и при этом тебе самому интересно этим заниматься. Ты можешь быть самозанятым, открыв свой бизнес, привлечь к этой работе друзей или семью. Этот опыт важно распространять и организовывать в регионах менторские обучающие программы».

Наталья Зверева отмечает, что, конечно, продолжить работу над законодательным закреплением понятия «социальное предпринимательства» очень важно. И действительно, пока происходит некая путаница. Либо НКО – либо бизнес. НКО может заниматься некоммерческими проектами, в силу, собственно, своего определения и миссии. Но не может заниматься бизнесом. Бизнес же воспринимается как чистая коммерция. А социальный предприниматель зависает где-то посередине, и часто представители этой ниши жалуются, что бизнес их не воспринимает серьезно,  а благотворительный сектор, в свою очередь,  не принимает «за своих». «Нужно описать смысл деятельности социального предпринимателя. И определить его место, – говорит Наталья Зверева. – В НКО нет акционеров, они не могут распределить прибыль. А цель бизнеса, наоборот, получать прибыль. Это противоречие нужно устранить. Пора убрать китайскую стену между коммерческим и некоммерческим секторами».

Кто такой социальный предприниматель?

Нужно четко определить термин. Какой бизнес имеет возможность и право называться социальным? Почему бизнес в социальной сфере должен считаться чем-то особенным или даже иметь преференции?

Светлана Чупшева:«Сегодня в силу экономической ситуации многие люди в регионах теряют рабочие места. Они могли бы заняться социальным предпринимательством» Фото с сайта izvestia.ru

«Несмотря на то, что законодательно социальное предпринимательство не закреплено как отдельный вид деятельности, Министерство экономического развития его уже утвердило как определение.

Это предпринимательство, в рамках которого решается социальная задача.

Это человек, который вкладывает в дело частичку своей души. Посвящает своему бизнесу максимальное количество времени», – считает  Светлана Чупшева, директор направления «социальные проекты» Агентства стратегических инициатив.

А что сам социальный предприниматель думает о себе? Какими идеями он руководствуется? Что для него главное?

«У меня критерий отбора сотрудников – это порядочность, – говорит Екатерина Беляк (музей «Лабораториум»). – И когда человек порядочный, определенные принципы для тебя в порядке вещей.  Если у тебя у самого пожилые родители, например, – то ты хочешь помочь пожилым, и ты это делаешь. Я не понимаю, как бывает по-другому. Социальный предприниматель осознает свою ответственность. Как бы высокопарно это не звучало. Перед своим городом. Сотрудниками. Страной. Раз ты можешь на своем фронте, на своем маленьком объекте это делать – делай».

«Это очень смелый человек. И очень ответственный. Человек, для которого важнее не свое личное, а он отвечает за большее количество людей. Он берет на себя ответственность. И начинает реализовывать свою идею, – таково мнение о фигуре социального предпринимателя Натальи Зверевой. – Они потрясающие люди. Они моментально заряжают своей энергией, энтузиазмом и верой. Вы сами видите,  сколько может сделать один человек. Каждый из них. Пока другие ноют и жалуются, они просто берут и делают».

Премия «За лидерство в продвижении социального предпринимательства»: Александр Шохин, Российский союз промышленников и предпринимателей (справа)

Среди присутствующих – актер Константин Хабенский

Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Фото: диакон Андрей Радкевич

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?