Социальная реклама в традициях Достоевского

Неваляшка – это человек, который готов отказаться от собственного ребенка. Так парадоксально можно сформулировать идею социального ролика, снятого ребятами из Екатеринбургского агентства StreetArt. О том, что же все это значит, рассказывает автор ролика Андрей Колоколов

Неваляшка – это человек, который готов отказаться от собственного ребенка. Так парадоксально можно сформулировать идею социального ролика, снятого ребятами из Екатеринбургского агентства StreetArt для благотворительной организации «Семья детям», занимающейся профилактикой отказов и восстановлением родительских прав. О том, что же все это значит, рассказывает автор ролика Андрей Колоколов.

– Первый, достаточно стандартный вопрос, вы это делали бесплатно? С вашей стороны это благотворительная работа?
– У нас был небольшой производственный бюджет – 40 тысяч рублей. Он пошел на закупку необходимых расходных материалов. С нашей стороны работа была абсолютно бесплатной. Мы же не снимали ролик, это полностью компьютерная графика. Мы могли, конечно, вложить свои деньги в покупку материалов, но фонд нашел средства, мы не отказались.

– Это полностью нарисованный ролик? Разве это дешевле, чем снять часть в павильоне?
– Если снимать в павильоне, бюджет у этого ролика будет начинаться от 500 тысяч рублей где-то. Вам понадобится движущаяся платформа, камера с частотой съемки минимум 300 кадров в секунду, свет и т.д. Аренда такого оборудования стоит денег и часто больших. Когда мы сталкиваемся с социальными проектами, у которых нет бюджета, мы пытаемся все свести к процессам с минимальной себестоимостью, чтобы не платить кому-то вовне. То есть все, что мы можем делать сами, а значит сделать бесплатно, мы делаем сами. Мы вообще все социальные проекты делаем на компьютере, потому что они все без бюджета.

– Ну в «Ангеле-хранителе» вы же не все рисовали? Вы же только человечка потом пририсовывали, машины-то вы снимали на натуре?
– Нет, вы что, там все отренедрино. И машина, и город – это все нарисовано. Когда мы обсчитали бюджет этого ролика с реальными съемками, он у нас получался около полутора миллионов. Понятно, что ни у ГИБДД, ни у нас таких денег нет. И мы все замоделили, все сделали своими руками.

Конечно, если мы работаем с какой-то коммерческой организацией, мы выставляем реальный ценник. И компьютерная графика зачастую дороже выходит, чем съемки на натуре. Но когда мы работаем с НКО, там аренда выходит в большие суммы: камера, оператор, свет, машина, кран. Мы-то бесплатно можем сделать, а за аренду техники мы не можем не платить. Поэтому мы делаем все руками и бесплатно.

– Как бы вы сами сформулировали основную идею, инсайт ролика?
– К нам пришли с очень понятной проблемой, мы попытались ее визуализировать. Проблема была такая: люди, которые уже готовы отказаться от ребенка, они находятся в таком состоянии, что могут принять не совсем верное решение. Организация «Семья детям» занимается помощью таким людям: они не помогут вам финансово, но попытаются провести консультацию, обеспечить психологическую поддержку, рассказать, что то, что с вами происходит сейчас, – это «нормально». И мы подумали, что нужно как раз отразить вот этот момент метаний, сомнений человека и к чему это может привести. Если развернуто проговорить пэкшот, который у нас сложился, то это была фраза из Маркеса: «Не дай своим сомнениям разрушить мир ребенка».

– У меня лично возникли другие ассоциации, мне показалось, что ролик о том, что ты должен быть стойким, что бы ни происходило вокруг…
– Ну да, это тоже есть. Мы вообще сделали сложный ролик. У нас уже есть целая коллекция интерпретаций этого ролика. Но посыл эмоциональный там в любом случае понятен. Можно интерпретировать и по-вашему. Там камера, как вы видели, притречена (от англ. tracking «следить», в видеомонтаже – следовать за объектом. – Прим. В.Л.) к неваляшке, она не дает ей в кадре упасть. Ролик можно и с этой стороны интерпретировать. Но Маркес выражает идею лучше всего: ты и есть весь мир ребенка и когда ты начинаешь колебаться, этот мир может разрушиться. Поэтому тебе надо позвонить в Фонд, чтобы не совершить ошибку. Они тебе помогут не разрушить этот мир. А мы в ролике показываем пример того, к чему это может привести, когда сомнения ведут к разрушению детского мира.

– Вы не боитесь, что смысл ролика будет понятен не всем?
– Мы ориентировались на аудиторию, погруженную в проблему, это люди, которые находятся в этом состоянии. И они, когда видят этот ролик, могут интерпретировать его по-разному, но важна эмоция, которая сработает у человека. Кто-то вдруг поймет, что он действительно весь мир для этого ребенка, кто-то подумает, что нужно устоять в этой ситуации. Но каких-то плохих и нерабочих интерпретаций нет.

– Вы говорили, что можно составить коллекцию. Какие еще есть интерпретации?
– Можно сказать так: мы, как Фонд, не даем тебе упасть в глазах окружающих. Там притреченная к неваляшке камера – это как будто люди, которые на тебя смотрят. Это ведь тоже проблема – я сейчас плохой, я думаю о плохом, я хочу отказаться от ребенка и нужно, чтобы был кто-то, кому я могу довериться. Ролик дает надежду и вызывает доверие к Фонду: ты можешь позвонить им и не упасть в их глазах, они смогут тебе помочь. Или еще: камера постоянно меняет угол, наблюдая за неваляшкой, можно интерпретировать это так: дай чему-то устоять, просто сменив угол зрения. Но самая простая интерпретация: ты и есть целый мир и от твоих решений зависит чья-то жизнь.

– Хорошо. А можете рассказать вкратце об агентстве? Почему StreetArt, вы как-то связаны с уличным искусством?
– Ну да, это смешная история. Мы компанию сделали с Евгением Фатеевым так: мы решили провести фестиваль уличного искусства «Стенография». На него даже выделили из бюджета города средства, тысяч триста. А у нас было желание сделать все очень круто, в итоге мы потратили миллиона полтора, и нам нужно было как-то эти деньги отбить. Мы с Женей посовещались и решили, что самое простое, что мы можем сделать, – это рекламное агентство. «Стенографию» мы отбили и теперь она у нас проходит каждый год, потому что мы ее теперь можем делать за свои деньги.

– Изначально, получается, вы были художниками граффити?
– Да, и агентство изначально занималось росписью фасадов. Собственно поэтому мы и зашли так удачно в рекламную индустрию. Мы занимались росписью фасадов и делали, как выяснилось потом, «эмбиент рекламу». Но когда мы это делали, мы об этом не знали. Просто делали нестандартную наружку для крупных компаний. Об этом как-то узнали, дело пошло и мы решили попробовать новые направления: дизайн, видеопродакшн. И так все удачно сложилось, что на сегодняшний день в дизайне по независимому рейтингу АКАР мы на втором месте, а по медиа на шестом.

– Какие перспективы у социальной рекламы в России?
– Тут все от инициативы зависит. Чем больше будет появляться инициативных людей, тем больше будет качественной рекламы. Тут не столько деньги все решают, сколько желание и гражданская ответственность каждого человека. Нас, например, приглашают на какие-то мероприятия по социальной рекламе, мы никогда не отказываемся, ездим с лекциями, потому что то, что мы расскажем, может подвигнуть кого-то тоже делать социальную рекламу. А рассуждать глобально, сдвинется у нас что-то или не сдвинется, я не берусь. Все от людей зависит.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?