Как не умереть по дороге в отпуск?

Что делать, если вам или вашему ребенку стало плохо во время путешествия на поезде или самолете? Смогут ли помочь бортпроводники и врачи из числа пассажиров? Какие медикаменты и средства первой помощи есть в аптечках самолетов и поездов, а какие лучше иметь при себе?

Наш организм в дороге уязвим: духота в купе, турбулентность в самолете, стресс, смена часовых поясов, непривычная пища и вода могут привести к резкому ухудшению самочувствия или обострению хронического заболевания, случаются и травмы. Увы, даже если вы путешествуете на современном транспорте, не всегда помощь придет быстро. Мы расскажем о том, что можно сделать, чтобы снизить риски для здоровья и жизни в путешествии.

Заболел в поезде: «вокруг степь, а ребенок задыхается»

В прошлом году Марина С. с детьми возвращалась на поезде из санатория в Пятигорске. Это был двухэтажный состав, который делает очень мало остановок, зато доезжает до Москвы менее чем за сутки.

Ночью младшему ребенку, которому было на тот момент пять лет, стало плохо. «Сын начал душераздирающе хрипеть во сне, побледнел, казалось, вот-вот задохнется. Была ночь, вокруг – голая степь, ближайшая станция Россошь через три часа. Там еще и связь не ловила, мы не могли погуглить, что делать, было страшно», – рассказывает Марина. «Я подумала, что это, наверное, тот самый круп, о котором раньше только читала. Я знала, что чаще бывает ложный круп и он не приводит к остановке дыхания, но вдруг круп оказался бы не ложным? Оставалось только молиться». К счастью, через какое-то время дыхание выровнялось, к утру ребенок чувствовал себя вполне хорошо. Семья была начеку весь оставшийся путь, готовая выскочить на любой станции, если станет хуже. Марина говорит, что только после этого случая впервые задумалась о том, что заболеть в поезде может быть по-настоящему опасно.

Несмотря на то что на железной дороге разработана система помощи заболевшим или получившим травму пассажирам, если инцидент произошел вдали от крупных станций, помощи можно не дождаться. Так, в 2015 году СМИ писали о том, как пассажиры пять часов переживали за 60-летнего мужчину, у которого случился сердечный приступ в поезде Москва – Лабытнанги.

Если человек серьезно заболел или получил травму в поезде, первое правило – вызвать проводника. Согласно инструкции, проводники должны владеть приемами оказания первой помощи при травмах, ожогах, поражениях электрическим током, укусам насекомых и т.д.

Первая помощь и медицинская помощь – в чем разница?

Первая помощь и медицинская помощь — в чем разница?
Первая помощь — это комплекс экстренных мероприятий. Ее цель — поддерживать жизнь и здоровье пострадавшего до того, как приедет бригада врачей.

Первая помощь оказывается если человек:
– без сознания
– не дышит
– у него не бьется сердце
– истекает кровью
– подавился и не может дышать
– получил травму, ожог, обморожение и т.д.
Первую помощь могут оказывать все, у кого есть соответствующая подготовка – бортпроводники полицейские, пожарные, спасатели и, конечно, случайные очевидцы.
Что считается соответствующей подготовкой, законом не установлено. Поэтому универсального сертификата для тех, кто прошел курсы первой помощи, не существует. Но желательно, чтобы у человека был любой подтверждающий документ, что он проходил подготовку. Это поможет обосновать правильность действий, если во время первой помощи человек случайно навредит пострадавшему.
Полный перечень мероприятий по оказанию первой помощи можно посмотреть тут.
Все остальное относится к медицинской помощи. Вне стен лечебного учреждения оказывать ее, согласно букве закона, могут только работники «скорой помощи».

Никакие лекарства проводник пассажиру дать не сможет (любая таблетка, инъекция, использование дефибриллятора или даже тонометра – это уже не первая, а медицинская помощь) – во-первых, проводник не является медиком, во-вторых, как сообщает сайт РЖД, аптечки оснащаются медицинскими укладками, в состав которых входят лишь жгут, бинты, шины, лейкопластырь, кровоостанавливающее средство, охлаждающие пакеты, мешок для проведения искусственного дыхания и тому подобное.

Если случай серьезный, проводник сообщает о нем начальнику поезда. Дальше есть два варианта: либо пассажиру вызовут скорую помощь на ближайшей станции, где это будет возможно, либо ему обеспечат так называемое эстафетное медицинское сопровождение до пункта назначения силами работников медпунктов на вокзалах и станциях. В случае крайней необходимости поезд остановят на станции вне графика.

Также с 2020 года при оформлении билетов на сайте РЖД пассажир может сделать отметку о том, что он является врачом (подобную практику ввели и некоторые авиакомпании, например, у перевозчика S7 есть программа «Врачи на борту»). Инициатива благая, но здесь есть юридические сложности: даже врач может оказывать заболевшему пассажиру только первую помощь, а не медицинскую.

Нередко помощь друг другу оказывают сами пассажиры. «Если вы столкнулись с тем, что человеку стало плохо в транспорте, действуйте следующим образом, – советует врач-ординатор Сабина Мусаева. – Осмотрите карманы, личные вещи пострадавшего. Обеспечьте ему безопасность, освободите от стесняющей одежды, проверьте наличие сознания и дыхания, отслеживая движения грудной клетки и отклик на ваши слова. Озвучивайте свои действия громко. Но самим оказывать помощь не нужно, даже если вы видите в личных вещах инсулиновый шприц! Некомпетентными действиями можно навредить человеку. Ваша задача – максимально обезопасить пассажира и позвать на помощь компетентное лицо».

Специалисты не советуют давать заболевшему попутчику какие-либо лекарства из собственных запасов, а если у пострадавшего есть таблетки от его болезни (вроде астмы или сердечных лекарств) – воспользоваться ими он должен сам, вы можете только предложить стакан воды.

Нередки случаи, когда ваш попутчик проявляет признаки нездоровья, но отказывается от помощи или даже отрицает, что ему плохо. «В таком случае не стоит даже пытаться оказать помощь, особенно если вы некомпетентное лицо, – напоминает врач. – Тем не менее лучше быть бдительным и уведомить работников рейса о ваших опасениях, чтобы в случае ухудшения обстановки все были готовы к такому стечению обстоятельств».

Кроме медицинских аспектов (неумелые действия могут усугубить состояние пострадавшего), приходится помнить и том, что в России нет так называемого «закона доброго самаритянина», а это значит, что, если в результате действий некомпетентного лица здоровью пассажира был нанесен ущерб или он скончался, того, кто оказывал помощь, могут привлечь к уголовной ответственности. К счастью, подобное случается очень редко.

Если заболел в самолете

Коллаж. Как не умереть по дороге в отпуск?

Согласно исследованию 2013 года, потребность в оказании неотложной медицинской помощи на борту самолета возникает на каждом 604-м рейсе.

В случае резкого ухудшения самочувствия или при появлении симптомов инфекционного заболевания нужно в первую очередь вызвать бортпроводника. Бортпроводники изучают правила оказания первой помощи при получении профессии, а потом каждый год обновляют полученные знания.

Если пассажир знает, что ему необходимо лекарство, которого нет с собой, он может обратиться к бортпроводнику – в отличие от поездов, в аптечках самолетов есть медикаменты, которые член экипажа может предложить пассажиру под его (пассажира) ответственность.

При возникновении внезапных острых заболеваний, состояний, обострении хронических заболеваний у пассажиров или членов экипажа во время выполнения рейса медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме. Такую помощь могут оказывать врачи или другие лица из числа пассажиров или членов экипажа, имеющие медицинскую подготовку. Экипаж, в свою очередь, предоставляет им аптечку, где есть средства, которые могут применять только медики. Поскольку правовые нюансы, связанные с оказанием медицинской помощи вне стен медучреждения остаются не до конца решенными, поэтому врач из числа пассажиров, оказавшийся на борту, вынужден действовать под свою ответственность.

Зачем на борту самолета три аптечки, и что лежит в каждой из них?

На всех самолетах предусмотрено наличие двух видов аптечек — для экипажа и для медицинских работников.

Первая аптечка разбита на две части: универсальный профилактический набор с масками, перчатками, бинтами и прочим, а также комплект первой помощи с базовыми безрецептурными препаратами (обезболивающие, успокоительные, антигистаминные таблетки, глазные и ушные капли, средства от насморка, изжоги или диареи, укачивания, а также бинты, лейкопластырь, йод и повязки). Бортпроводник может предложить лекарства, но не имеет права настаивать на их приеме — выбор всегда остается за пассажиром.

В состав аптечки для медиков входят ампулы с раствором для внутривенных и внутримышечных инъекций, препараты сосудорасширяющего действия, спазмолитики, бронхолитики, средства для повышения свертываемости крови, тонометр и т.д.

Также есть регламент действий для проведения противоэпедимических мероприятий на борту судна – например, если у пассажира обнаружилось острое инфекционное заболевание.

Подробнее о том, какие медикаменты и медицинские изделия есть в самолетах, а также о том, кто и когда может оказывать помощь пассажирам, можно прочитать здесь.

В крайнем случае возможна экстренная посадка. Ее необходимость персонал лайнера согласовывает с наземным консультантом, и если тот рекомендует приземление, финальное решение остается за командиром судна. Пострадавшего госпитализируют, как только остановится самолет, – в каждом аэропорту есть дежурный медицинский пункт.

Статистика говорит, что в среднем ежемесячно российские экипажи сталкиваются с 15 случаями ухудшения состояния здоровья пассажира, которое требует экстренной посадки.

Как избежать болезни в пути?

Есть общие рекомендации, направленные на то, чтобы снизить риски для здоровья в путешествии. Например, авиакомпании не рекомендуют летать людям, недавно перенесшим хирургические вмешательства, а также тем, кто восстанавливается после инфаркта, инсульта или гипертонического криза. Есть ограничения для беременных: некоторые авиаперевозчики не берут на борт, начиная с определенного срока (обычно 33 или 37 недель) и требуют справку от гинеколога об отсутствии противопоказаний. Если есть сомнения в том, насколько хорошо перенесет поездку ваш организм, уместно посоветоваться с врачом.

Особенно чувствительны к любым изменениям дети. Дорога для них – настоящий стресс. Педиатр и консультант по грудному вскармливанию Александра Покровская делает акцент на том, что, отправляясь в путь, нужно присмотреться и оценить состояние ребенка, ведь даже самые маленькие «звоночки» могут быть предвестниками осложнений. Вялость, сонливость, отказ от игр и еды без видимых причин должны насторожить – не говоря уже о сыпи или других симптомах инфекции.

Лучше не брать маленького ребенка в большое путешествие, если вы не знаете, как поведет себя дитя. Предпримите заранее короткую поездку на 1-2 часа. Не укачивает ли ребенка? Не перегревается ли он? Чем занимает себя в дороге?

Также важно не забывать о гигиене, брать с собой антисептики и влажные салфетки. Неплохо иметь дополнительный комплект одежды и удобную сменную обувь.

Самые трудные моменты для детей при путешествии в самолете – взлет и посадка. Из-за узкого слухового прохода и перепада давления дети чувствуют ощутимую боль в ушах. Чтобы этого избежать, убеждаемся, что носик у малыша дышит (можно использовать сосудосуживающие спреи), и на время взлета/посадки даем что-то поесть или пососать леденец. Грудничка можно приложить к груди – это будет и успокоением, и питанием, и идеальным способом выровнять давление внутри среднего уха.

Малышей хорошо перевозить в слинге: это и контакт с мамой, и защита от лишних инфекций и сенсорной перегрузки, и удобный способ ношения ребенка везде с собой. Особенно если нет сопровождающего, который бы взял на себя часть нагрузки матери.

Не забывайте про технику безопасности, прислушивайтесь к рекомендациям сотрудников транспорта, чтобы избежать травм, учите этому детей.

Как собрать дорожную аптечку?

Коллаж. Как не умереть по дороге в отпуск?

Отправляясь в путь, важно продумать все до мелочей: позаботьтесь об удобной одежде и обуви, достаточном количестве воды, перекусах и запасе лекарств.

В дорожную аптечку для взрослых врач-ординатор Сабина Мусаева советует взять:

  1. парацетамол, найз или ибупрофен, то есть универсальный препарат, который оказывает жаропонижающее, противовоспалительное, обезболивающее действие;
  2. но-шпу (дротаверин) – спазмолитик, который принимают при спазмах кишечника, скручивающих и сжимающих болях;
  3. мезим (панкреатин) – ферментный препарат, поможет при сильном вздутии, несварении желудка;
  4. алмагель – принимают при изжоге и обострении хронического гастрита;
  5. граммидин, гексорал, стрепсилс – при боли в горле;
  6. регидрон – средство для восстановления баланса жидкости в организме после рвоты;
  7. метоклопрамид – противорвотное при сильной тошноте;
  8. пластыри и эластичные бинты, средства для обработки ран на случай травм.

Разумеется, если есть лекарства, которые вы принимаете постоянно или проверенные средства от боли, тошноты и т.д. – смело берите их.

Если у вас есть хронические заболевания (например, диабет, стенокардия, артериальная гипертензия), врач рекомендует носить в кармане сведения о вашем здоровье на заламинированной карточке. На ней следует указать возраст, группу крови, резус, название заболевания и его детали (стадии), контактный номер. Особенно это важно, если вы путешествуете в одиночку. Это может выглядеть примерно так: «Пациент Н. 32 года. 2-я группа крови, резус-фактор отрицательный. Сахарный диабет 2-го типа. Номер доверенного лица». При экстренной ситуации эта информация здорово облегчит работу медперсонала и, возможно, спасет жизнь.

Дорожная аптечка для детей, по мнению педиатра Александры Покровской, должна содержать следующее:

  1. лекарства на основе парацетамола или ибупрофена, которые обладают жаропонижающим, противовоспалительным и обезболивающим эффектом;
  2. антигистаминные, лучше второго поколения на основе цетиризина или лоратадина – на случай аллергической реакции, укуса насекомого;
  3. глюкозо-солевой порошок (разводится в раствор) для выпаивания в случай острой кишечной инфекции. Маленькие дети при рвоте и диарее легко теряют жидкости, лучше восполнять дефицит специальными растворами;
  4. противорвотные, например, на основе домперидона или метоклопрамида – если тошнота и рвота настигли внезапно в дороге;
  5. пластыри и эластичный бинт – на случай травм;
  6. гидрокортизоновую мазь – будет полезно и взрослым, и детям – она наносится в случае выраженного местного воспаления, например, после укуса насекомого или ужаливания медузы;
  7. сосудосуживающие капли в нос – на случай насморка. Неплохо иметь и солевые растворы для промывания носа;
  8. антисептические растворы – для быстрой обработки кожи;
  9. для детей, склонных к бронхообструкции (крупу) – карманный небулайзер с соответствующими препаратами;
  10. репелленты;
  11. SPF 50 – обязательно для маленьких детей, даже если кажется, что не жарко или что ребенок проводит мало времени на улице;
  12. препараты от укачивания на основе Н1-блокаторов.

Естественно, если вы или ребенок регулярно употребляете какие-либо лекарства или имеете проверенные средства от расстройства желудка, рвоты, боли и температуры, берите их с собой – это как раз тот случай, когда перестраховаться не вредно. Не забывайте полис ОМС, оформляйте медицинскую страховку, если собираетесь за границу.

Главное – в любых непредвиденных случаях старайтесь сохранять спокойствие, здравомыслие и не стесняйтесь просить о помощи.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?