Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Повесить фото ребенка в сети – секундное дело

А последствия, возможно, придется ликвидировать недели, месяцы и даже годы

Фото: freepik

Только за последние три года и только в России разразилось несколько скандалов: детей травили из-за снимков, фото использовали без ведома родителей.  

Размещение фото детей на своих страничках и рассказов о них стало настолько распространенным явлением, что у социологов появился новый термин, обозначающий это действие: шерентинг. Это слово возникло от склейки английских терминов to share – «делиться», и parenting – «родительство». Сегодня это действие – не обмен опытом, а поведение, прямо скажем, большинства родителей, которые стремятся поведать миру о своем ребенке, щедро выкладывая на свои страницы в соцсетях фотографии любимого Андрюши (Джонатана, Сильвии, Луиджи или Хуаниты). 

Немного цифр

В рамках исследования специалисты из Университета центральной Флориды и Университета Индианы в Блумингтоне выяснили, что более трети родителей полагают, что выкладывание фото ребенка и информации о нем ничем не отличается от любого другого контента на их личных страницах, вне зависимости от того, что это за фото и информация. Более 50 процентов считают, что выкладывать можно только «приличные» фото и «нейтральную» информацию. Интересно, что нейтральной при этом все посчитали разную степень откровенности. Одна из опрошенных мам назвала допустимой для публикации информацию о школьных неурядицах своего сына, другая – особенности протекания болезни у дочери и назначенное лечение, так как «это может помочь другим родителям в аналогичных ситуациях».
С фото все обстоит еще хуже. Почти 60% участвовавших в различных исследованиях полагают, что единственным запретом должно быть обнаженное тело ребенка. А смешное фото с горшком на голове – это «мило».
28% родителей никогда не приходило в голову спрашивать ребенка, что он об этом думает, если ему меньше 12-13 лет. Только 10% сказали, что обсуждали с детьми этот вопрос, но удалить фото по просьбе ребенка согласились бы лишь 4% опрошенных.

Как ребенок попал в сети

Дети в классе за компьютером
Фото: freepik

Начнем не с самого очевидного. Дети, знающие, что мама и папа (а иногда и бабушки с дедушками) систематически публикуют их фото в сети, растут с нарушением личных границ.

То есть они сами привыкают считать, что их фотографии – общественное достояние, и нет ничего такого в том, чтобы отправить свои снимки любому, кто попросит, ведь маму/папу/бабушку в сети читают сотни разных людей.

Эта мысль не приходит в голову любителям шерентинга, а между тем последствия такого поведения могут оказаться не просто печальными, но и опасными для самого ребенка.

«Нашей Кате было 12 лет, когда она завела аккаунт в социальной сети, – рассказывает Лидия.– Нельзя сказать, что мы как родители были в восторге от этой идеи, но, во-первых, у всех ее подруг и многих одноклассников уже были аккаунты, во-вторых, их преподаватель на кружке именно там вел группу, несмотря на то, что, вообще говоря, официально можно заводить профиль в социальной сети с 14 лет. Дети писали, что им уже есть 14, и спокойно регистрировались.

Дети онлайн: контролировать невозможно, надо разговаривать

Мы, разумеется, посвятили не одну беседу безопасности в интернете, вместе поразбирались, что и как устроено в социальной сети, объяснили, что публиковать свои фото в открытом доступе нельзя, нельзя реагировать на различные приглашения, принимать в друзей незнакомцев и так далее».  Катя благополучно зарегистрировалась. И однажды пришла к родителям с горящими глазами – ее пригласило на кастинг модельное агентство. Лидия с мужем напряглись и стали разбираться. Выяснилось, что ей кто-то написал в личку с таким предложением, запросил фотографии, и она, радостная, выслала.

Ни агентство с похожим названием, ни сотрудника агентства с тем профилем, откуда ей писали, Катины родители не нашли.

То есть этот человек отследил ее на каких-то общих площадках или через профили ее друзей и написал, понимая, что имеет дело с ребенком.

«Мы забанили этот аккаунт, – говорит Лидия, – и еще раз, не углубляясь в подробности, объяснили дочери, что ей писал не агент, а, скорее всего, преступник, что агент бы в первую очередь связывался с нами, а не с ней, еще раз поговорили о том, что отправлять неизвестно кому фотографии нельзя». 

Грустная девочка с телефоном в комнате

Родители периодически контролировали, с кем Катя общается через социальные сети, что происходит у нее в аккаунте. Все было хорошо, и, видимо, это усыпило их бдительность – несколько недель они туда не заглядывали. А когда заглянули – упали: выяснилось, что Катя все-таки где-то на каком-то форуме опубликовала свое фото, получила кучу комплиментов от незнакомых людей и вступила с ними в переписку. «В ее личку просто ломились какие-то, судя по всему, взрослые мужчины с предложениями разной степени заманчивости, – вспоминает Лидия. – Приглашали в гости, обещали подарки, чего там только не было.

И главное, ребенок, понимая, что нам это не понравится, не афишировал свои новые знакомства, но активно общался с написавшими ей мужчинами. Как она потом объяснила, ей было «просто интересно».

В общем, Катины родители удалили ее аккаунт и, естественно, объяснили, что никаких социальных сетей в ближайшие годы в ее жизни не будет, а преподавателю на кружке придется найти другой способ взаимодействия. Напуганная реакцией взрослых, девочка не возражала, особенно после того, как мама и папа при ней общались на эту тему с полицией – осознала, что, видимо, она не до конца все понимает, но дело серьезно. Семье пришлось также менять телефонный номер, потому что она тоже успела его где-то «засветить».  

Мама Кати говорит, что для них эта история, к счастью, благополучно и вовремя завершившаяся, была хорошим уроком. Они поневоле «проверили» на себе некоторые утверждения и поняли несколько важных вещей, которыми поделились с нами.

1. Даже самый разумный ребенок – все равно ребенок, он не имеет соответствующего опыта, не способен оценивать угрозы, не понимает, какие последствия могут быть у его действий. 

2. Психологи, которые говорят: «Если вы доверяете своему ребенку, не контролируйте его в интернете», неправы, потому что – смотри пункт первый. Могут быть вопросы только о том, как это делать, надо ли уведомлять ребенка, но делать это – необходимо.

3. Взрослые люди с плохими намерениями найдут способ втереться ребенку в доверие, если он начнет с ними общаться.

4. Публикация фотографий ребенка в открытом доступе в социальных сетях – очень плохая идея, потому что привлекает огромное внимание тех, у кого на вашего ребенка есть свои планы.

Чем больше родители шпионят за своими детьми, тем меньше о них знают

История одной удачной фотографии

Мама фотографирует сына на телефон
Фото: freepik

Мало кто задумывается, что само фото может быть совершенно обычным, но использовать его смогут в самых неожиданных целях. Как и многие матери, Ольга часто и много фотографировала сына Максима и с удовольствием показывала его фотографии друзьям и близким, размещала в социальных сетях. Макс и в самом деле рос очаровательным ребенком, а Ольга прекрасно его снимала. 

Однажды компания, где работала Ольга, попросила у нее фотографию Максима для сайта. Конечно, она не возражала. Текст был совершенно нейтральным, украшенным фотографией смеющегося малыша. 

И началось.

Фотография зажила своей жизнью и пошла гулять по интернету. Видимо, это был действительно удачный снимок, и где только его не использовали. Друзья присылали Ольге рекламные статьи с фотографией Максима, кто-то видел его в сельском магазине на распечатанном плакате, он «иллюстрировал» собой статьи в региональных газетах и даже однажды был замечен на рекламном щите детского центра.

Ольга злилась и писала редакторам, владельцам бизнеса, компаниям, владевшим рекламными щитами, – часто с нулевым результатом. Но окончательно ее доконала статья в одном крупном СМИ, где фотография Макса украсила собой историю о том, что переживают дети после смерти одного из родителей и как рушится их прежняя счастливая жизнь. С помощью юриста она составила соответствующее письмо, которое стала рассылать всем, кто берет фото ее сына, это действовало… 

Этой истории уже довольно много лет, Макс вырос, его старая смеющаяся фотография попадается им все реже. Он относится к этой истории с юмором, а Ольга – по-прежнему нервно. И считает, что фотографии детей публиковать в открытом доступе просто нельзя. 

Анна Аронова, юрист, специалист по семейному праву говорит, что российское законодательство не предусматривает никакой юридической ответственности за публикацию фотографий собственного ребенка. «Законные представители имеют право размещать в сети фотографии ребенка, не спрашивая его разрешения, и не могут быть привлечены к ответственности, даже если это фото выглядит смешным, унизительным или оскорбительным с точки зрения ребенка. Исключение составляют фотографии обнаженного тела, но это касается как детей, так и взрослых. То есть если мы говорим о строго юридической стороне вопроса, опуская морально-этическую, то на данный момент для родителей или опекунов нет никаких ограничений на размещение в интернете фотографий ребенка».

Однако при этом родители имеют право запретить размещать его фотографии третьим лицам: например, на сайте детского лагеря, в фотоотчете со спортивных соревнований, в статье о празднике в детском саду или школьной линейки. Анна говорит, что в этом случае родитель или опекун может требовать удаления фотографий, а желающий разместить подобные фото должен иметь на руках письменное согласие (в свободной форме) от законного представителя. 

«Я пропустил момент, когда дочка стала взрослой»

Папа фотографируется с дочерью
Фото: freepik

С определенного возраста дети часто начинают нервно реагировать на то, что родители без их ведома где-то повесили или показали кому-то их фотографии. Игорь рассказал, что, когда у него родилась дочка Соня, он был в таком от нее восхищении, что часто и много писал о ней и размещал ее фотографии, друзья – реальные и виртуальные – с удовольствием читали, смотрели и комментировали. «Мы с дочкой очень дружили, и мне хотелось со всеми делиться тем, какой это чудесный человечек, как много он несет радости и как интересно себя проявляет», – говорит Игорь.

Мама-блогер. Что можно писать в соцсетях о своем ребенке, а что не стоит?

Но однажды, когда Соне было 13, он, как и раньше, повесил какую-то ее фотографию с текстом, дочка об этом узнала и была глубоко расстроена и даже обижена. «Как ты мог повесить мое фото, не посоветовавшись со мной?» – возмутилась Соня.

«И тут я понял, – говорит Игорь, – что пропустил момент, когда она из маленькой девочки стала взрослой. Что она теперь больше не моя собственность, а отдельная личность, и, если я хочу сохранить с ней отношения, я должен с этим считаться».

Через некоторое время обида у Сони прошла, но с тех пор Игорь всегда спрашивал у дочки разрешения на размещение ее фото.

Подросток на ориентировке

В поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт» не понаслышке знают о конфликтах между родителями и детьми, потому что регулярно ищут убежавших из дома подростков, которые часто делают это из-за ссоры с родными. И часто наблюдают, какое болезненное отношение у детей к их собственным фотографиям. Это одна из причин, по которой поисковики далеко не всегда размещают в публичном доступе фотографии убежавших из дома детей. Ребенку часто кажется, что мама специально выбрала самую «страшную» его фотографию, где он «урод», и ему еще меньше хочется возвращаться домой.

Еще три причины, по которым не стоит выкладывать фото ребенка

Женщина фотографирует детей на празднике
Фото: freepik

Член этического комитета профессиональной психотерапевтической ассоциации EMDR Ольга Лови говорит, что желание родителей показать своего ребенка миру понятно – человеку в принципе свойственно разделять с другими людьми свою радость и свою тревогу о развитии малыша, делиться проблемами ребенка и искать поддержки. «Это мощный биологически заложенный в нас механизм – выводить ребенка в мир, – говорит психотерапевт. – На самом деле мы показываем детей миру постоянно: в парке, на детской площадке, мы учим ребенка взаимодействовать с миром – здороваться, быть приветливыми. Но цифровая среда так быстро развивается, что разница в следующем.

В песочнице я показываю дочку Машу здесь и сейчас, вот она – в новом платьице, я в этот момент рядом, и никто не обидит дочь, а если кто-то скажет что-то негативное, я сразу же отреагирую. В сети же фотография Маши в платьице останется без присмотра.

Мама не может контролировать, куда и с какими намерениями будет отправлена эта фотография, кто напишет, что платье уродливо, или скажет, что Маша толстая, кривая-косая. Машу могут начать узнавать, обсмеивать».

Отсутствие возможности контролировать то, как будет использована фотография, – не единственная проблема размещения фото. Ольга говорит, что сеть выдирает материал из контекста. «Все в детстве сидели на горшках, все люди под одеждой голые, но мы не готовы ходить голыми или справлять потребности прилюдно. Даже если это было в детстве, взрослый человек, чья детская фотография на горшке вдруг всплыла в информационном пространстве, может воспринимать это как если бы к нему в туалет сейчас пришла толпа зрителей».

Не все к этому восприимчивы. Кириллу 19 лет. Он знает, что его мама активно общалась на каких-то специальных форумах и в сообществах, выкладывала там его фотографии, спрашивала советов и делилась опытом. «Если честно, мне все равно, – говорит Кирилл, – потому что я сам-то себя с трудом опознаю в младенце, судя по тем фото, что у нас дома. Ну, какой-то малыш там катается на машинке или сидит на горшке. А что, все остальные люди в мире на горшке не сидели? В общем, меня не беспокоит».

Однако для многих это весьма чувствительный момент. Например, двадцатилетний Максим не знает, есть ли в сети его детские фото, но думает, что есть. «Мама любит «зависать» в соцсетях, скорее всего, и меня выкладывала. Думаю, там все прилично, и ничего ужасного не произойдет, если кто-то узнает меня на детском фото. Но если я там голый или в глупой позе, будет неприятно. Хотя мне кажется, сейчас в сети такое количество фотографий, что никому в голову не придет пытаться узнать, я это или не я».

«Любое фото можно отфотошопить, – продолжает Ольга Лови, – придумать подпись, пустить «на мемы» – и концов не найти, не к кому предъявлять претензии. И вряд ли человек публичный будет счастлив, увидев собственное детское фото в перепачканном слюнявчике с подписью «Обжора».

Наконец, мало кто задумывается об этом, но при определенных условиях даже самые невинные детские фотографии могут в будущем вызывать у ребенка негативные эмоции. У Марии (18 лет) с мамой был конфликт по этому поводу. «Мы однажды крупно поссорились, когда я увидела на маминой страничке в соцсети свои школьные фотки. Не потому, что они какие-то неприличные – просто сейчас я работаю в модельном агентстве, очень слежу за фигурой, а в школе я была таким колобком – щеки на плечах, ноль стиля. И мне бы не хотелось, чтобы кто-то узнал, что я была гадким утенком. Мама фото удалила, но я побаиваюсь, что такие снимки могут выложить бывшие одноклассники или друзья…» 

Что, совсем нельзя?

Девочка-подросток
Фото: freepik

Как же быть родителям, которые хотят показать миру своего любимого ребенка? «Критерием должен быть здравый смысл, – говорит Ольга.

– До 7 лет спрашивать ребенка про фото и сеть не имеет смысла, а вот позже уже стоит проговорить, что это значит, какие могут быть последствия, и заодно самим себе ответить на вопрос, почему именно этим фото вам так хочется поделиться.

И, конечно, никаких провокационных снимков, которые даже без фотошопа могут быть истолкованы двояко».

В семьях, где родители ведут активную жизнь в социальных сетях, родители иногда вводят это как правило – спрашивать мнение детей. Мама 23-летней Насти – блогер с большой аудиторией. У Насти есть еще два брата и сестра, и их мама пишет о жизни многодетной семьи. «Конечно, в сети уйма наших фотографий с братьями и сестрами, – говорит Настя, – но начиная с нашего подросткового возраста мама предупреждала, что вот этот снимок она делает для блога, и мы понимали, что эту фотографию увидят многие. Поэтому одевались, причесывались. А если это был спонтанный снимок, мама показывала его и говорила – хочу выложить к посту про… В общем, у меня нет и не было ощущения, что это неправильно или я против». 

Правила безопасности

1. Фотографии ребенка лучше выкладывать в ограниченный доступ – по крайней мере, это повышает шанс, что фото не утащат.
2. С 7 лет показывайте ребенку, что вы хотите опубликовать и объясните зачем. Отследите его реакцию и учтите пожелания.
3. Если ребенок посещает секцию, кружок или едет в лагерь, заранее выясните, какова политика организации в отношении личных фото, подпишите согласие или откажитесь от участия ребенка в фотосессиях. Помните, что впоследствии организация может использовать эти фото на свое усмотрение.
4. Выкладывая фото в сеть, уменьшите качество и объем изображения. Это снизит вероятность использования снимка в рекламных целях.
5. Удаляйте фото ребенка из сетей по первому его требованию, даже если вам кажется, что фото вполне нормальное.
6. Помните, что всегда лучше послать фотографию бабушке или подруге в личной переписке, если вам хочется показать своего малыша.
7. Проверьте, есть ли на фотографиях, которые вы собираетесь разместить, геометки, по которым можно определить, где они были сделаны. Из соображений безопасности эту функцию нужно отключить.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?