Проверка на вшивость, или Кому по силам ответ Иова

Бывает, что вся жизнь человека складывается успешно, он везде достигает высот просто в силу своих отменных качеств, он праведен, добр, профессионален, заслуженно уважаем и награжден, у него и здоровье неслабое – дожить до 84 лет не каждому удается. И вот тут-то, на самом пике, к нему подкрадывается лихо

Священномученик Алексей Андреевич Ставровский и придомовый храм в Адмиралтействе

Человек, успешный во всех отношениях

И встает перед успешным во всех отношениях человеком вопрос: а смогу ли я ответить, как праведный Иов? Все доброе, что в жизни было, казалось таким естественным, а тут вдруг злое пришло и не заканчивается, и отравляет жизнь, да и жизнь уже под угрозой.

Будущий священномученик Алексей Ставровский (1834–1918) происходил из древней русской священнической семьи. В Санкт-Петербурге прошел полный курс духовных наук, от семинарии до академии, его товарищем был Иван Касаткин, будущий равноапостольный Николай, просветитель Японии, а в последние годы жизни Иоанн Кронштадтский стал его исповедником.

После рукоположения отца Алексия направили служить в Петро-Павловский храм при Втором военно-сухопутном (клиническом) военном госпитале. Среди пациентов было немало оказавшихся без средств к существованию, и, видя это, отец Алексий организовал особый фонд помощи нуждающимся, в котором на протяжении 32 лет безвозмездно служил в качестве казначея.

В его храм ходили не только больные госпиталя, но и население всего района.

Часто после выписки из госпиталя о больном не было кому позаботиться. Отец Алексий продолжал навещать таких людей и дальше, поддерживал деньгами. Кроме всего, о. Алексий преподавал арифметику, русский и латинский языки в военно-фельдшерской школе.

«Нужны лучшие духовные силы»

Адмиралтейский район. Собор Спиридона Тримифунтского при бывшем Главном Адмиралтействе
Адмиралтейский район. Собор Спиридона Тримифунтского при бывшем Главном адмиралтействе. Фото: pastvu.com

Отец Алексий стремился к тому, «чтобы военное духовенство могло дорожить своей походной полковой службой и в состав его могли вступать лучшие духовные силы».

Ведь предполагалось, что священники будут нести свою службу не только в мирные времена, но и во время войны, а это требовало от духовенства и особой подготовки, и особых личных качеств, а также обеспечения семей батюшек на случай потери кормильца.

О. Алексий разработал и добился утверждения положений об управлении военно-морским духовенством и позаботился о назначении пенсии представителям духовенства.

В 1896 году о. Алексия, уже имевшего заслуженно отличную репутацию в духовных и военных кругах, перевели на повышение, назначив благочинным всех церквей военного и морского ведомства Санкт-Петербурга и настоятелем собора в честь святого Спиридона Тримифунтского при Адмиралтействе. Священник также стал заведующим Адмиралтейской школы и законоучителем в Исаакиевском высшем начальном училище.

Как человек широко образованный, о. Алексий с интересом занимался изучением истории своего нового храма и даже написал «Историческое описание храма Святого Спиридона», а также издал «Полный сборник молитв».

На новом месте, как и в госпитале, о. Алексий сразу же начал собирать средства для студентов из бедных семей.

За время своего 56-летнего священнического служения отец Алексий был награжден орденом святого Александра Невского и орденом святого князя Владимира II степени – орденами, крайне редко присуждаемыми священству, удостоился чести принимать участие в праздновании трехсотлетия царствования Дома Романовых – среди всего трехсот выдающихся общественно-государственных деятелей. Отцу Алексию и его семейству за заслуги перед Отечеством в качестве награды было даровано потомственное дворянство, вручен нагрудный романовский знак, который должен был переходить представителю его рода по линии старшего ребенка. При этом всем, по свидетельству современников, о. Алексию удавалось быть вполне скромным человеком.

После революции в октябре 1917 года о. Алексий продолжил свою деятельность военного священника: в 1918 году патриарх Тихон назначил его исполняющим должность протопресвитера военного и морского духовенства.

№ 10

Маяк Толбухина, где предположительно потопили застреленных заложников. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

В 1918 году, после убийства председателя петроградской ЧК Моисея Урицкого (30 августа), большевики решили провести «акцию устрашения». По всему городу и окрестностям, иногда прямо на улице хватали людей безо всяких предъявлений вины, объявляя их заложниками и отводя в тюрьму ЧК.  В числе таких заложников оказался и отец Алексий Ставровский.

В тюрьме о. Алексий был спокоен, беседовал с людьми, причащал запасными Святыми Дарами. Через некоторое время всех перевели в Кронштадт.

В конце октября заложников вывели из тюрьмы и приказали стать в ряд. Раздался приказ: «В виде репрессии за убийство Урицкого каждый десятый из вас будет расстрелян. Остальные пойдут на свободу».

Отец Алексий стоял девятым, после него – десятым – молодой батюшка. Обратившись к нему, отец Алексий сказал: «Я уже стар, мне недолго осталось жить; в жизни я получил все, что было можно; дети мои все на ногах; иди себе с Богом, а я стану на твое место». Сказано – сделано. Расстрелянному отцу Алексию было 84 года.

По постановлению петроградской ЧК от 20 октября 1918 года за одну ночь было расстреляно 500 человек заложников, чью вину никто даже не попытался доказывать. Это стало началом красного террора – политики большевиков в отношении недовольных новой властью.

Место погребения о. Алексия Ставровского неизвестно, по одной из версий, всех расстрелянных заложников погрузили на баржи и потопили в Финском заливе, на траверсе Толбухина маяка.

В скором времени после мученической кончины отца Алексия было совершено его заочное отпевание в Адмиралтейском соборе, которое возглавил митрополит Вениамин Петроградский, позже также расстрелянный большевиками и прославленный как священномученик. На траверсе Толбухина маяка летом 1994 года снова отслужили панихиду по протоиерею Алексию Ставровскому и совершили молебен новомученикам и исповедникам Российским.

Имя священномученика Алексия Ставровского было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века определением Священного Синода от 26 декабря 2001 года. Его память совершается 14 октября по новому стилю, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Алексий почитается как покровитель военнослужащих и военных священников. Ему молятся о благополучном возвращении с воинской службы, даровании бодрости духа и принятии верного решения в трудных обстоятельствах.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Журнал № 81 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 г.
  2. Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Сатис, Держава. 2003. С. 35–46.
  3. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во «Миръ», «Общество святителя Василия Великого», 2002. 416 с. С.227.
  4. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С. 106.
  5. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280 с. С. 227.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?