Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Покрывало над миром. Как мы полюбили праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова принадлежит к числу великих – только на шаг ниже двунадесятого. Он горячо любим народом, и о нем знают даже те, кто весьма далек от Церкви. И, по большому счету, это чисто русский праздник, хотя событие, послужившее его основанием, произошло в Византии более тысячи лет назад. Греки стали отмечать Покров только с XIX века, и то под влиянием русских. Почему мы так полюбили этот праздник?

Покров Пресвятой Богородицы, икона (фрагмент). Литография «Осада Константинополя турками, 1453 год», автор И.А. Голышев. Репродукция РИА Новости
Покров Пресвятой Богородицы, икона (фрагмент). Литография «Осада Константинополя турками, 1453 год», автор И.А. Голышев. Репродукция РИА Новости

Покров Пресвятой Богородицы – удивительный праздник! Наука до сих пор не дает точного ответа на вопрос, как он появился на Руси. Более того, почти так же обстоят дела со многими фактами, непосредственно связанными с этим праздником, – здесь тоже больше гипотез и предположений, чем четких аргументированных утверждений. Но есть несомненная реальность – покров Пречистой Девы над нашим Отечеством. И чудо, из которого вырос этот праздник, – тоже реальность.

Чудо

Святой источник во Влахернской церкви (современный вид)
Святой источник во Влахернской церкви (современный вид). Фото: https://turbinatravels.com/

Константинополь взяли в кольцо неприятельские войска. Жители города в страхе собрались в храме Пресвятой Богородицы на Влахернах, где не раз Пречистая Дева являла свое заступление городу. Во время всенощного бдения люди молились со слезами.

В четвертом часу ночи, когда служба подходила к концу, блаженный Андрей Юродивый, молившийся вместе со всеми, увидел осеняемую светом Богоматерь в сопровождении ангелов и святых. Святой Андрей обратился к своему ученику, блаженному Епифанию: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» – «Вижу, святый отче, и ужасаюсь», – отвечал Епифаний.

Пречистая Дева долго молилась со слезами, а по окончании молитвы сняла со своей головы сияющий «наподобие молнии» плат – мафорий, или же, в славянских богослужебных песнопениях – омофор (во всех других случаях это слово означает принадлежность богослужебного облачения архиерея) и распростерла этот покров над народом в церкви.

«Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, – так описывает это событие святитель Димитрий Ростовский. – По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

И враги отступили от города!

Когда?

Слева – Икона Андрей Юродивый с житием. 16 век. Государственный Русский музей. Справа – святой блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Фрагмент иконы Покров Пресвятой Богородицы. Ростов Великий, XVI век
Слева – икона Андрей Юродивый с житием. XVI век. Государственный Русский музей. Справа – святой блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Фрагмент иконы Покров Пресвятой Богородицы. Ростов Великий, XVI век

Это чудо описано в житии преподобного Андрея Юродивого. Автором жития назван Никифор, священник Константинопольского храма Святой Софии, лично знавший святого. Житие подробнейшее, древнейший сохранившийся список относится к X веку, но… исследователи до сих пор не пришли к согласию, когда жил святой! Причем расхождения в датировках и событий, и создания жития – почти в пятьсот лет!

И все-таки преобладающая точка зрения, выраженная в церковном календаре, что святой преставился в 936 г. и в том же X веке, скорее всего в 50-х годах, его житие написано.

Скорее всего, так оно и есть. Но… твердого единства в том, когда именно произошло описанное в житии чудо во Влахернском храме, а значит, и какие враги обступали Константинополь, среди исследователей тоже нет! Называют годы 860, 902, 910, 926-й; противников – сарацин, скифов, русов, еще каких-то варваров…

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)
Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полета (реконструкция). Фото: wikipedia

Версия с русами у нас, пожалуй, самая любимая, ее часто подают как истинную. Еще бы, какой красивый парадокс! – Богородица защитила Константинополь от русов, но только потомки русов в должной мере оценили вселенское значение этого события, а греки благополучно забыли, восприняв как одну из множества подобных историй заступничества Пречистой Девы! (Помните завершение Великого канона преподобного Андрея Критского? «Град Твой сохраняй, Богородительнице Дево…» И сохраняла, и спасала!)

Но для нас существенно, что первый древнерусский перевод жития преподобного Андрея был выполнен (опять же предположительно!) в XI – начале XII века и активно переписывался на Руси (известно более 200 списков этого перевода!). И где-то в середине XII века это житие читал и перечитывал тезоименитый Андрею Юродивому князь, позже получивший имя Боголюбского.

Князь

Слева – Андрей Боголюбский. Скульптурная реконструкция. Автор – М.М. Герасимов, 1941 год.  Справа – наплечник «Распятие Христово» Андрея Боголюбского — подарок Фридриха Барбароссы. Германский национальный музей, Нюрнберг
Слева – Андрей Боголюбский. Скульптурная реконструкция. Автор – М.М. Герасимов, 1941 год. Справа – наплечник «Распятие Христово» Андрея Боголюбского – подарок Фридриха Барбароссы. Германский национальный музей, Нюрнберг

Тезоименитый – не означает, что крещен во имя именно этого святого. Крещен-то князь был, по предположениям исследователей, в честь преподобного Андрея Критского (ну вот, недаром вспомнился его Великий канон!). Но связь с именем, интерес к своим тезкам – всегда живой.

Впрочем, дело не в том, что тезка, а в роли книжности в жизни князя и князей на Руси. Чтение – по определению только благочестивое, письменность – церковная, жития – самое захватывающее (да и сейчас, погружаясь в жития святых, я каждый раз локти кусаю, что романы и киносценарии пишутся не по ним, а по гораздо более тусклым и менее правдивым историям!). Книга дорога, ее переписывание (а до этого перевод!) – большой квалифицированный труд. Житие преподобного Андрея Юродивого (а в нем около 50 глав!) – новинка, там чернила почти не просохли! Оно читается (или слушается от отрока-чтеца) с жадностью.

А в нем главная жемчужина – история о чудесном явлении Богородицы во Влахернском храме. В русском Прологе ХII века, в записи об установлении особого праздника Покрова Богородицы в честь явления Ее во Влахернском храме вдруг появляется очень личный текст от первого лица: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

Конечно, это слова самого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Боголюбие

Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородцкой церкви в 1158—1160 годах. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец XV века
Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородецкой церкви в 1158–1160 годах. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец XV века

В широких кругах – я и сама к ним относилась – ассоциации с Андреем Боголюбским как-то больше политические и внешние. Храбрый воин, умный политик, сделавший ставку на перемещение державной мощи из Киева во Владимирскую землю, страстный, порой беспощадный и безоглядный, взрывной, недипломатичный. Бюст работы Герасимова, реставрировавшего облик князя с явными чертами матери-половчанки. Жестоко убит в результате боярского заговора, успев так настроить против себя ближнее окружение, что и труп его на несколько дней оставили валяться без погребения…

Да только, может, не так важно, как правил князь, а каким сердце его было. Боголюбив был князь Андрей. Церковь это увидела и прославила его в лике святых. И главная Богородичная святыня нашей земли и покровительница Москвы, Владимирская икона, прославилась именно при нем.

В 1055 году тайно от отца, Юрия Долгорукого, покидая Киев, чтобы двинуться в сторону ростово-суздальских земель, Андрей похищает с собой великие святыни: меч святого страстотерпца Бориса и византийскую икону Божией Матери, которую позже назовут Владимирской. Предание приписывает Владимирскую кисти апостола и евангелиста Луки, но это может быть верно лишь в значении создания первообраза. А та дивная икона, которую знаем и чтим мы, – она написана в Константинополе в первой трети XII века (об этом свидетельствуют и художественно-стилистические, и исторические данные) и привезена на Русь как дар патриарха Луки Хрисоверха киевскому князю в 1130 или 1031 году. Это совсем новая икона, благоговейно чтимая, но еще не прославившаяся громкими чудесами.

В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворным образом, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился. Затем он перешел в походный шатер, не прекращая усердной молитвы.

И здесь ему явилась Сама Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

…Много ли мы можем припомнить благоверных князей, которым являлась Пречистая Богородица Мария? Да и не князей, а святителей или преподобных?

Храм

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Фото: Владимир Вдовин / РИА Новости

Указанное Богородицей место Богу любо – понимает благоверный князь. Боголюбово. Здесь он строит свою каменную резиденцию с церковью. По образу Богородицы, явленному ему, пишется икона – Боголюбовская. А за ним закрепляется, по резиденции его, имя Боголюбского.

Чудотворная икона Божией Матери по завету Пречистой помещена во Владимир. Девять лет спустя, в 1064 году, отправляясь на битву с волжскими булгарами, князь берет с собой Владимирскую икону Пресвятой Богородицы и двустороннюю икону с Нерукотворным Образом Спасителя на лицевой стороне и образом Поклонения Кресту на тыльной. После разгрома неприятеля князья Андрей, брат его Ярослав, сын Изяслав и другие вернулись к пехоте, стоявшей под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились, «хвалы и песни воздающе ей». В этот миг воссияли ослепительные лучи света от ликов Богородицы и Нерукотворного Спаса.

В честь этого чуда (а не этой победы! – спустя несколько лет те же волжские булгары разбили войско князя Андрея) учреждено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1/14 августа («Первый Спас»). И написано «Слово великого князя о милости Божией», в котором указывается, что празднование установлено «худым и грешным рабом Божиим Андреем князем, сыном Георгиевым, внуком Мономахова именем Владимира, царя и князя всея Руси». Так мог написать о себе только сам князь!

Год спустя от ран, полученных в этом сражении, умер сын князя Изяслав. И в память его в 1165 году строится первый в мире храм Покрова Пресвятой Богородицы: «Великий князь Андрей еще печалию о скончавшемся сыне объят был, и скорбяще… на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя пресвятые Богородицы честнаго ея Покрова, на устьи реки Нерли… оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующую при ней содела» – то есть храм, жемчужина русского белокаменного зодчества, был сооружен за один сезон.

Князь Андрей принимал непосредственное участие в создании службы Покрову Божией Матери и сказания об установлении праздника Покрова, «Слова на Покров».

Покров над Россией

Слева – Покров Богоматери. XII-XIII в. Пластинка т.н. Златых врат собора Рождества Богородицы в Суздале – древнейшее из точно датированных изображений Покрова. Справа – Покров Пресвятой Богородицы. Икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год

Да, решающая мощная воля благочестивого князя, его духовный, прежде всего, но и управленческий труд.

Однако, встречая праздник Покрова, мы меньше всего думаем о князе, учредившем его на Руси. Прошло восемь с половиной столетий, и все эти годы праздник Покрова чтился, праздновался, причем праздновался народно. Строилось множество Покровских храмов, самый известный из которых – Покровский собор на Красной площади Москвы, воздвигнутый по повелению Иоанна Грозного в память о взятии Казани. И множество, множество церквей, монастырей, скитов…

Русское сердце – и первым было сердце благоверного князя Андрея – увидело в образе из жития Андрея Юродивого, в этом явлении Богоматери, нетленный и вечный символ Ее защиты, простирающейся над всеми, любящими Ее и Бога.

Русские люди, пока они русские, нежно любят и чтут Богородицу, празднуют множество ее праздников – в честь событий Ее жизни, в честь ее многочисленных икон. А это – единственный в году праздник самого присутствия Ее в нашей жизни, непосредственное воспоминание Ее покрова над всеми нами.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?