Одним нажатием: как Qiwi установила на своих терминалах благотворительные кнопки

170 тысяч платежных терминалов компании Qiwi стали частью нашей повседневной жизни. А теперь Qiwi придумала новую платежную программу – одним нажатием кнопки вы можете сделать пожертвование

Ваше пожертвование распределится поровну между шестью фондами: таким образом, отпадает вечная проблема выбора – кому же помочь? О том, как это работает, рассказывает бренд-директор Группы компаний Qiwi Ирина Чиркова.

В чем суть вашего нового способа благотворительных переводов?

– Всегда сложно сделать выбор, кому важнее помочь. Наш специалист по благотворительным проектам получает огромное количество писем, просьб о помощи. И каждый раз это дилемма: кому перечислить деньги? Поддержать талантливого скрипача, или дать деньги на строительство приюта животных, или собрать средства на операцию ребенку? Мы подумали, что  находимся не одни в такой ситуации непростого выбора.

И придумали новацию. У нас появилась специальная кнопка. Пожертвование клиента уходит на счета сразу нескольких фондов. Важно, что платежи не оседают на счете Qiwi, а моментально переводятся в фонды.

По какому принципу вы отобрали участников программы?

– Мы попытались выбрать такие фонды, чтобы закрыть основные направления благотворительности. Это окружающая среда (фонд WWF), больные дети («Русфонд»), хосписы (фонд «Вера»), помощь социально незащищенным слоям населения (служба помощи «Милосердие»), помощь детям-сиротам ( Детские деревни «SOS»), помощь пожилым людям («Старость в радость»), фонд Спивакова, поддерживающий одаренных детей, фонд «Даунсайд Ап», поддерживающий детей с синдромом Дауна.

Когда человек делает платеж, он видит, куда идет сумма?

– На терминале, в веб-интерфейсе «Qiwi-кошелька», и в нашем мобильном приложении есть специальная кнопка. Человек, нажимая на эту кнопку, видит описания программы и информацию о самих фондах. После платежа клиент у себя в чеке и в личном кабинете видит, куда пошли его деньги – на пожертвование этим фондам.

Каждый день на сайте «Помочьвсем.рф» мы публикуем информацию о собранной сумме. За 1,5 месяца удалось собрать 1 миллион 800 тысяч рублей! Пожертвование распределяется равномерно.

Кто участвовал в разработке этого проекта?

– Каждый из участников программы внес в акцию свой вклад. Наши специалисты – маркетологи, программисты – разработали программу, к тому же мы отказались от  комиссии за эти благотворительные переводы. Так что наш вклад в этот проект исчисляется миллионами рублей.

Наш креативный партнер – агентство «Friends». Ребята разработали креативную идеи, сняли ролик, сделали сайт, рекламные материалы. А агентство «Baikal Communications Group» – тоже pro-bono  – осуществляют коммуникационную поддержку проекта. Также наш партнер в этом проекте – портал Добро@Mail.ru.

Добро@Mail.ru тщательно проверяют фонды, которые берут себе в программу. А по каким критериям вы отбирали фонды и проверяли ли их?

– Мы сначала определили направления благотворительности, которые мы хотим представить в программе. После этого нужно было выбрать фонды. Мы отправляли приглашения всем крупным фондам – это должны были быть фонды с хорошей репутацией, с прозрачной деятельностью, публикующие свои отчеты, статистику, информирующие аудиторию, на что идут средства, пользующиеся уважением в профессиональном сообществе.

Кроме того, как раз Добро@Mail.ru тоже проверяли, со своей стороны, выбранные нами фонды – и потом давали подтверждение, можно с фондом работать или нет.

Как фонды (или вы сами) будете отчитываться перед потребителями вашего сервиса о том, куда пойдут средства?

– Мы планируем ежемесячно отчитываться на нашем сайте «Помогивсем.рф», фонды также будут выставлять отчеты на своих ресурсах. Уже и сейчас на нашем сайте можно каждый день видеть обновление собранной суммы. Также мы хотим сделать е-мейл рассылку. Человек, который хочет поучаствовать в проекте и делает взнос, может оставить свой электронный адрес. Мы будем высылать ежемесячный отчет о собранных и о потраченных средствах, новости о программе. Пока мы это не ввели, прошло всего 1,5 месяца с момента запуска проекта, но в ближайшее время будем это делать.

Планируете ли вы расширить количество фондов-участников проекта? Может быть, и невыгодно набирать в проект много фондов – ведь тогда сумма пожертвования каждому, с учетом ее дробления, станет совсем маленькой и неощутимой?

– Мы будем рады новым участникам программы. Но мы хотим иметь здоровый баланс между количеством фондов и количеством денег, которые получает каждый из них. Мы видим, что сумма сборов растет. Сейчас мы уже ежедневно собираем сумму в полтора раза большую, чем собирали в начале, когда проект только запустился. Бывают дни, когда сумма благотворительных «кликов» составляет приблизительно 100 тысяч. Растет количество доноров – сейчас их уже более 13 тысяч.

Но пока мы договорились, что первые три месяца мы не будем увеличивать количество участников проекта. Это тот срок, за который программа набирает вес, известность. Если фондов будет очень много, то , действительно, каждый будет получать маленькую сумму, а все же есть размер перечисления, который имеет для фондов смысл – то есть является значимым. Но когда программа будет более известна и жертвователей станет больше – а значит, и больше станет общая сумма пожертвования – мы будем готовы расширить список участников-фондов. Уже сейчас у нас есть фонды, которые обращаются к нам с просьбой присоединить их к этому проекту.

Кстати, что хорошо – и что отмечают сами фонды – здесь нет конкуренции, напротив, мы сообща развиваем вместе культуру массовой благотворительности в России. Чтобы простым легким способом, в один клик, человек мог помочь.

Кто ваша целевая аудитория? Получается ли как-то проанализировать, кто участвует в проекте и вносит пожертвования?

– Из участников этого проекта 30-40 процентов – доля тех, кто участвует в проекте через наше мобильное приложение. Эти пользователи отзывчивые, и готовы переводить деньги. Это для нас сюрприз, потому что наше основное средство платежей – все же именно терминалы, ими пользуются 70 миллионов человек по стране. Но через терминалы платежей меньше, видимо, не все еще узнали о такой возможности.

В целом собрать портрет участника программы сложно, мы ведь не собираем такие данные. Можно сказать, что это среднестатистический пользователь Qiwi, обычный россиянин. А это и подростки, и люди постарше, и семьи с детьми, и работающие люди, и пенсионеры… Если говорить о пользователях интернет-версии и мобильного приложения Qiwi, то это активные интернет-пользователи, им 25-35 лет, семейные или самостоятельные, современные люди. Самое главное, что объединяет людей, делающих у нас пожертвования, –  это любовь к новым современным технологиям и, конечно же, доброе сердце.

До этого Qiwi участвовала и в других благотворительных программах. Почему вы вообще обратились к благотворительности?

– У нас более 17,3 миллионов пользователей QIWI-кошельков и более 170 тысяч терминалов, которые встречают нас по пути на работу, в магазинах, и это удобно при совершении платежей. Мы видим, что мы – часть ежедневной жизни людей. Интеграция компании настолько высока, что мы считаем социальную деятельность общественной нормой для компании. И мы задумались о том, какими благотворительными проектами мы можем помочь тем, кто в этом нуждается, как мы можем развивать культуру массовой и системной благотворительности в России.

К нам уже были подключены на тот момент 90 фондов, которым пользователи наших терминалов переводили средства.

В прошлом году мы выбрали 6 проверенных фондов и помогали их программам в рамках проекта «Qiwi Марафон Добрых Дел». Помощь сиделкам, сиротам, детским домам – направления были разные. Фонд предлагал нам программу, мы размещали информацию на Qiwi терминалах. Наши пользователи читали и тут же жертвовали, если идея была им близка.

В декабре прошлого года была придумана всероссийская эстафета в соцсетях с «перевернутыми фотографиями» для привлечения внимания и вирусного вовлечения друзей в проект – фонд «Даунсайд Ап» собирал пожертвования через нас. Удалось собрать 2,5 млн рублей.

Qiwi – первая компания, которая обеспечила Россию платежными терминалами. А этот новый проект «Всем» – ваша разработка, или же это калька с подобной зарубежной благотворительной системы пожертвований?

– Да, мы лидеры с точки зрения терминалов, так что в массовых платежных решениях мы занимаем первые позиции. И это российская разработка. Так что и подобный благотворительный проект – тоже интеллектуальная разработка наших специалистов. Я знаю, что за рубежом в подобных системах терминалов аналогов такой программы нет.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?