Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Ни один миллионер не жертвовал в хоспис единомоментно такую сумму. Это сделали школьники»

Дети вместо цветов в восьмой раз: зачем помогать тем, кого уже не вылечить, можно ли продвигать благотворительность за подарки и другие этические вопросы в подборке интересных фактов о самом успешном школьном благотворительном флешмобе в России

Учащиеся школы №57 во время благотворительной акции "Дети вместо цветов". Вместо покупки букетов было сделано пожертвование в фонд помощи хосписам "Вера". 01.09.2016 Фото Артем Геодакян/ТАСС

Кто придумал и раскрутил

В 2014 году Ася Штейн, филолог, преподаватель и многодетная мама, обратилась через соцсети к родителям и школьникам: подарите учителю один букет от всего класса, а сэкономленные средства переведите на лечение тяжелобольных детей. Свой пост Ася Штейн озаглавила «Живые дети вместо мертвых цветов».

Спустя год к акции присоединились фонды паллиативной помощи детям и взрослым «Вера» и «Дом с маяком» – они стали ее флагманами.

Постепенно школьники и НКО («Русфонд», «Перспективы», «Дедморозим», «Дети-Бабочки», «Арифметика добра», «Подсолнух», православная служба «Милосердие» и многие другие) по всей России и за рубежом (в Израиле, Турции, Нидерландах, Швейцарии) присоединялись к этому событию волонтерского фандрайзинга, хотя названия могут быть другим, например, «Добрый букет», «Цветы жизни» или «Уроки добра».

1 миллион рублей — это около 1000 букетов, которые каждое 1 сентября родители школьников дарят учителям.

А еще 1 миллион рублей — это аппарат искусственной вентиляции легких с годовым запасом расходных материалов. «Такой аппарат позволяет забрать больного ребенка из реанимации и находиться дома. Дома, с бабушкой, с собственной кошкой, со своими игрушками, а не в белых стенах реанимации, куда родителям зачастую невозможно попасть», – говорят в фонде «Вера».

Самый успешный флешмоб: 58 млн рублей от школьников, а не миллионеров

«Дети вместо цветов» практически сразу показали фантастический результат.

В 2015 году, в первый год, «Вера» и «Дом с маяком» получили 8 млн рублей от 202 школ-участниц.

Спустя три года, в 2018 году, «Вера» приняла уже 6 500 заявок от классов из 551 населённого пункта, а сумма сбора составила 33 млн рублей.

В 2019 году был собран рекорд – гигантская сумма в 58 млн рублей (!) на нужды 738 семей с неизлечимо больными детьми со всей России. Это 10 тыс. заявок от участников из 546 населенных пунктов и 7 стран.

Лидия Мониава, соучредитель и директор по развитию «Дома с маяком», назвала «Дети вместо цветов»-2018 самой масштабной в истории благотворительности.

«Все это кажется просто невероятным, — написала она в Facebook. — В России есть много банков, крупных корпораций, богатых чиновников и бизнесменов. Но самое крупное в истории нашей страны пожертвование было сделано школьниками. Еще ни одно благотворительное мероприятие с самым звездным составом, ни один миллионер и ни одна корпорация не жертвовали в хоспис единомоментно такую сумму. Это сделали ШКОЛЬНИКИ».

В 2020 году, несмотря на тяжелую ситуацию из-за пандемии, фонды получили 6500 заявок и собрали более 33 млн рублей. Подробные итоги всех акций фондов «Вера» и «Дом с маяком» можно посмотреть по ссылке.

Кто должен быть инициатором: учитель, родитель, дети, все вместе?

Возникнув, акция почти сразу разделила общество на сторонников и противников. Одни говорили о необходимости помогать тому, кто в беде, и приучать детей к благим делам с малолетства, другие защищали право учителей и детей на чувство праздника в виде букета.

На восьмой год существования «Дети вместо цветов» более-менее вошли в привычку – жарких споров о флешмобе больше не ведут, инициатором участия в нем выступают и учителя, и родители, и дети, особенно, если речь о старшеклассниках.

После того, как участие обсудили в классе и пришли к согласию – обычно в начале-середине августа – класс выбирает фонд-участника акции и заполняет анкету на его сайте. В ответ НКО готовит благодарственное письмо для учителя, сертификаты об участии для детей, наклейки и значки с символикой акции, инструкцию, как провести классный час о благотворительности.

Дети приносят по одному цветку и соединяют их в общий букет для учителя или кто-то из родителей покупает один букет на собранную сумму. Пожертвование в фонд на сэкономленные деньги каждая семья может перевести самостоятельно или поручить кому-то из родителей или учителей. Акция длится до 5-10 сентября.

Елена Грачева, учитель гимназии и сотрудник фонда «AdVita», профессионал третьего сектора с многолетним стажем:

– А давайте считать не эффективность акции, а эффективность нашего разговора с детьми? Будут они нашими жертвователями, когда вырастут, если у них насильно букет отобрали, а они постеснялись об этом спросить? Тема «дети и благотворительность» хрупкая, а детей и так в школе мало о чем спрашивают, их зоны самостоятельного решения очень невелики. Так зачем мы присоединяемся к тем, кто не спрашивает?

– В каком виде для меня приемлема акция? Решение, покупать букет или не покупать, должно быть принято только ребенком. Взрослый может и должен все рассказать, объяснить, но отказаться или согласиться должен только ребенок. Поэтому в идеале эта история не обсуждается в родительском чате, никаких коллективных решений не принимается, просто каждая семья решает по-своему, а школа соглашается с решением семьи.

Фонд «Алеша» продвигает «Дети вместо цветов» за подарки

Благотворительность за подарки на сайте aleshafond.ru

Этически спорной выглядит маркетинговая стратегия БФ «Алеша» – одного из участников акции «Дети вместо цветов».

Фонд входит в пятерку крупнейших фандрайзинговых НКО России с годовым сбором 863 млн 924 тыс. руб (2019, «Навигатор» Русфонда).

«Алеша» оказывает адресную помощь тяжелобольным детям и для привлечения пожертвований выделяет значительные суммы на размещение в медиа платных объявлений в формате социальной рекламы. Российское законодательство не запрещает тратить на это взносы благотворителей.

В 2021 году фонд опубликовал в крупных и небольших СМИ разных российских городов (например тут и тут) призыв участвовать в благотворительной акции «Дети вместо цветов», чтобы собрать деньги на операцию школьнице из Калининграда Кире Соколовой.

Акцент при этом делается в том числе на подарки, которые предусмотрены для детей самых щедрых родителей:

«Весь класс, участвующий в «Дети вместо цветов» с фондом «Алёша», получит подарки. И в этом году организаторы обещают, что подарков станет больше, они будут ещё интереснее и полезнее для школьника…Станьте частью этого большого доброго дела прямо сейчас и получите подарки от фонда! …Ни в коему случае не откладывайте это доброе дело на потом, ведь количество подарков, к сожалению, ограничено».

Зайдя по ссылке, можно выбрать формат участия для класса – «Стандартный» (произвольная сумма), «Удачный» (от 3800 руб), «Популярный» (от 7900 руб) или «Максимальный» (от 19 900 руб). Подарки распределяются в зависимости от суммы: подписка на книги, канцтовары, шоколадные медали и т.д.

Как вам такая благотворительность за вознаграждение?

79% россиян поддерживают «Дети вместо цветов»

Опрос ВЦИОМ (2019) показал, что большинству российских граждан нравится идея подарить один букет от класса, перечислив сэкономленные деньги на спасение детей.

Чаще всего акцию одобряют молодые – среди 18-24-летних ее поддерживают 87% – и те, кто считает свое материальное положение удовлетворительным (86%).

Только 9% опрошенных отрицательно относятся к благотворительному флешмобу 1 сентября. Чаще всего такие люди говорят, что это не их дело, а государства (33%); что праздничную традицию дарить букеты учителям нельзя отменять (24%); и что они сомневаются, что фонды честно передают деньги нуждающимся (16%).

Этические карточки фонда «Вера»

Изображение facebook.com/hospicefund.ru

В 2021 году фонд-первопроходец акции придумал этические карточки – в них собраны ответы на самые распространенные вопросы об этической стороне «Дети вместо цветов». Все карточки можно найти по хэштегу #ДВЦ_FAQ.

Они помогут разобраться, если вы впервые узнали о флешмобе или сомневаетесь, есть ли в нем смысл. Вот несколько примеров карточек: «Отобрали праздник у учителей?», «Зачем помогать тем, кого уже не вылечить?», «Почему не попросить у государства?» и другие.

Например, на вопрос, почему бы не обратиться за помощью в лечении тяжелобольных детей к государству, сотрудники фонда отвечают так:

– Мы тоже думаем, что тяжелобольные дети должны получать бесплатную помощь от государства. Но, к сожалению, простая констатация этого факта не заставит законы функционировать.

Юристы фонда «Вера» каждый день работают над тем, чтобы эта ситуация изменилась. Но пока всё упирается в бесконечные нюансы и сложности. Приведём пример: государство обязано обеспечить детей колясками, но для их приобретения нет госконтракта. Всё из-за того, что каждая коляска заказывается по индивидуальным параметрам. Для каждой — нужно проводить аукцион, отдельные торги и закупку. На это требуется время, а иногда этого времени нет. А ещё никто не гарантирует, что оборудование, выданное государством, будет соответствовать индивидуальным потребностям ребёнка.

Чтобы изменения произошли, нужно находиться в эпицентре проблемы. Мы — находимся. И можем предложить государству те системные законодательные решения, которые оно пока не может увидеть.

Поддерживая нас, вы помогаете случиться этим решениям.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?