Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Не сломалась: Анастасия Анпилогова после страшного ДТП и травмы позвоночника играет в театре, выступает со стендапом и работает ревизором на коляске

Врачи говорили про нее: если выживет, останется «овощем». Настя каждый день опровергает их прогнозы

Анна ВИНОГРАДОВА, Павел СМЕРТИН (фото), редактор Елена СИМАНКОВА
Девушка на коляске

На сцене появляется девушка и объявляет: «Сейчас будет стендап. Точнее… – пауза, лукавая улыбка, взгляд вниз, – сит даун».

Под смех в зале и аплодисменты Настя прокручивается вокруг своей оси, уверенно управляя инвалидной коляской. «Устраивалась вчера на работу, говорю: «Лучшее мое качество – усидчивость». Не взяли».

На самом деле – взяли, и много куда. Анастасию Анпилогову невозможно не заметить. Она девушка с амбициями и к любой своей цели идет уверенно. Как сказала бы она сама, не идет, а катится.

Шесть лет назад Настя могла только чуть-чуть приподнять голову и теряла сознание при попытках сесть. В страшной аварии, в которой погибли мама и младшая сестра, она получила травму позвоночника. Всему нужно было учиться заново, как маленькому ребенку.

Родным в больнице говорили: «Готовьтесь, девочка будет «овощем», ваша жизнь сильно изменится». И она действительно изменилась, но совсем не так, как обещали врачи. Сегодня угнаться за Настей непросто. Корреспондент портала «Милосердие.ru» рассказывает о том, как Анастасии Анпилоговой удается то, чего не могут достичь многие ее ровесники без инвалидности. 

Ревизоры на инвалидных колясках

Девушка в инвалидной коляске покупает кофе

Главное дело Насти сегодня – ее собственный проект про доступную среду и инклюзию. Может ли в кафе самостоятельно заехать человек на коляске? Достаточно ли внутри магазина места? Есть ли удобный туалет в развлекательном центре? Вместе с командой она проверяет на доступность – «с юмором, но без жалости» – различные объекты в Москве.

Один неудачный порожек или ступенька может испортить все. Назвали проект «ИнваЗорро» – ревизоры на инвалидных колясках. За год раскрутились в социальных сетях и стали, по сути, инклюзивным медиа. Веселым, современным и молодежным.  

«Мы подумали, ну кто будет смотреть просто, как я измеряю пандусы по ГОСТам. У нас шутки, приколы, лайфстайл, чтобы это набирало просмотры и было виральным», – Настя легко жонглирует терминами.

В ее копилке – красный диплом Высшей школы экономики, магистратура МГУ по журналистике, курс по социальному проектированию. Брала академический отпуск на первые два года после травмы, но даже не сомневалась, что закончит учебу.

И к построению своего проекта Настя подходит профессионально, правда, импровизируя на ходу. Ее любимое словечко «холистичный». По аналогии с «Холистическим детективным агентством». Главный герой этого английского детектива следует за потоком событий, а не ищет улики напрямую, веря, что все само выстроится в единую картину.

«Вот и наш метод – полная импровизация», – смеется Настя.

«Не стоит романтизировать людей с инвалидностью»

Портрет молодой девушки

Анастасия Анпилогова девушка решительная и смелая. Легко бросается в самые неожиданные авантюры. Полетать в аэротрубе, подняться на Эльбрус, понырять с акулами в «Москвариуме», принять участие в показе мод или танцах на коляске – легко. «Это же круто!»

Хотя она признает, что не всем это надо: «Мы как-то с бабушкой говорили, я такая: «Это же так интересно, прыгнуть с парашютом!» А она говорит: «Далеко не всем!» Не стоит романтизировать людей с инвалидностью, что все такие герои, активные. Все разные». 

Настя и до травмы старалась использовать любые возможности для развития. Отличница с золотой медалью из Курска стремилась покорить Москву. Мечтала попасть на стажировку в большую международную компанию, ходила на дни открытых дверей в деловых костюмах, рассылала резюме.

«Но меня не брали. А после того как я сломалась (так Настя называет свою травму), вдруг позвонили из компании Mars, а у меня учеба, реабилитация, вообще не до этого. Но – согласилась». Конечно, иначе это была бы уже не Настя. Стажировалась в диджитал-маркетинге. «Это был, конечно, колоссальный опыт. Я напиталась разными инструментами и стараюсь внедрить это в наш проект. Ребятам тоже надо объяснять, что мы делаем и для чего. Что они меняют историю инклюзии, без шуток».

Между делом Настя выиграла грант на развитие «ИнваЗорро». Ни много ни мало – почти миллион рублей. Цель была – исследовать разные пространства Москвы, снять фильм и показать его в реабилитационных центрах, чтобы люди с инвалидностью смогли узнать, где и что есть для активного досуга. Грант недавно завершился, справились, отчитались.

Договариваться с Безруковым

Девушка на инвалидной коляске

Еще в школе Настя мечтала выступать на сцене, но с театральным кружком не сложилось, стеснялась. «Максимум, что мне доверяли, – это роль дерева. Зато теперь мне удалось закрыть гештальт. Я выросла до второй створки окна», – смеется она. Преуменьшает, конечно.

Окном Настя была на этюдах – просмотре в Губернском театре Сергея Безрукова. А потом получила полноценную роль в инклюзивном спектакле театра «Голубое и зеленое». 12 актеров, половина из которых – с особенностями здоровья, рассказывают одну историю о первой любви.  

«Несколько актеров играют одного и того же персонажа. Я Лиля три, такая, условно, стерва. Наивную девушку, какая она в начале истории, я, наверное, сыграла бы хуже. Интересно о себе узнавать что-то новое. Спектакль скоро выйдет из репертуара. Но хочется продолжать. Мне уже команда говорит, тебе надо идти договариваться с Безруковым», – улыбается Настя.

Снимается Настя и в рекламе, и в программе о путешествиях. Недавно летала на Камчатку. Было непросто, но это то, что нравится, от чего она получает энергию. «Коляска не коляска, никого не интересует. Ты профессионал и показываешь результат, а не «я инвалид, ножка болит». Настя много выступает, записывается на все конкурсы, принимает любые предложения – прокачивает свои ораторские навыки. 

«Я выбрала свою стратегию, в таком формате сторителлинга. Даже вот вчера были на международном форуме, там сидят разные шишки, депутаты, и я условно понимаю, зачем меня позвали – пару слов сказать, воды налить, – рассказывает Настя. – А я начинаю говорить то, что уникально. Мой опыт, моей команды. Голосом конечного пользователя, человека с инвалидностью. По-честному, как есть. Мне кажется, это сейчас новый тренд – искренность».

«Реабилитацию не пропускаю, это как работа»

Девушка и юноша на инвалидных колясках

После травмы, как только Настю выписали из больницы, она начала реабилитацию. Это было важно – как можно быстрее восстановить те навыки, которые возможно. Были интенсивные курсы в разных центрах, платных и бесплатных. Настя не останавливалась ни на день.    

«Мне всегда было важно выстроить свою жизнь так, чтобы я занималась. Когда я поняла, что жить в больничных стенах нереально, стала искать, как можно заниматься амбулаторно. Я бы сказала, что любая реабилитация – это путь, важна дисциплина и стабильность. Нельзя останавливаться, – уверена Настя.

– Результаты могут быть миллиметровые, их может быть вообще не видно другим. Сидишь на коляске, так и сидишь, не встал. Но твое внутреннее состояние поменялось. Спина стала крепче, значит, легче пересаживаться, дольше можешь сидеть, более активен за день».

Сейчас Настя занимается три раза в неделю по четыре часа в центре Дикуля. Тренажеры есть и дома. Если неделю не походит на тренировки, все тело будет болеть. «Это прямо видно. Буду вставать – ноги будут закрючиваться, спастика сжимает. Я не пропускаю, для меня это как работа». В центре Настя уже занимается стоя и уверена, что сможет ходить с ходунками.  

Бабушка и папа, которые поддерживали Настю после травмы, уже вернулись в Курск. Отпустили ее в самостоятельную жизнь. Настя много сделала, чтобы они поверили: она может жить одна. Даже прорвалась в «Квартирный вопрос», и маленькую однушку в Марьине переоборудовали под потребности человека на коляске.

Родные приезжают каждый месяц и включаются во все ее проекты. А Настя в этом году влюбилась. С Женей познакомились в реабилитационном центре. Он тоже передвигается на инвалидной коляске. В прошлом фитнес-тренер, переучился на веб-дизайнера и сейчас полноценно работает, еще и участвует в «ИнваЗорро», хотя по темпераменту они с Настей две противоположности.

«Я такая болтушка. Мы с ним как-то поссорились и весь день не разговаривали. И в конце дня я уже говорю: «Это невозможно, ты хоть чувствуешь, что это за ад – сегодняшний день?» – «Какой ад, я думал, у меня выходной».

Наполеоновско-анпилоговские планы

Портрет девушки

«Я человек не абстракции, а дел, так что у меня не мечты, а цели», – говорит Настя. И цели, естественно, амбициозные. Развивать проект «ИнваЗорро», выходить за пределы Москвы и области, искать единомышленников в других регионах. Вместе с командой они разработали собственное бесплатное мобильное приложение для всех, кого интересует доступная среда, «Точка доступа».  

Это карта, на которой любой пользователь может отметить объект и проверить его на доступность. Сделать фотографии и поставить галочки: какой вход, есть ли пандус, доступен ли туалет. Как говорит Настя, доступная среда дело небыстрое, но обеспечить хотя бы информационную доступность вполне возможно. Чтобы человек на коляске, собираясь пойти куда-нибудь, мог открыть приложение и посмотреть, а сможет ли он самостоятельно в это место попасть.

«Мы долго разрабатывали фильтры, потому что, если судить строго, по всем ГОСТам, то 99% мест будут недоступны. Чтобы была полностью безбарьерная среда, и пандусы, и автоматические двери, и поручни в туалете, это на грани фантастики. Но и это «частично доступно» бывает разное. Если в кафе было комфортно зайти, перекусить, то это для меня уже окей», – говорит Настя.

Пока приложение еще наполняется, 150 первых испытателей, пилотов, как их называет Настя, в этом участвуют, в проекте всегда рады волонтерам. В будущем году «Точка доступа» должна заработать в полную силу.  

А пока Настя продвигает свой проект и привлекает внимание к людям на колясках всеми способами. Например, на последнем форуме усадила в коляску дизайнера Артемия Лебедева. «Артемий, – сказала она. – Мы с вами здесь единственные люди в кроксах. Давайте прокатимся вместе».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен