«Не хочу лечиться!»

Христос в Евангелии не случайно спрашивает расслабленного, 38 лет лежащего: «Хочешь ли быть здоров?» Бог бесконечно уважает свободу человека и не может исцелять и даже спасать насильно. Пока мы не скажем: «Помоги мне, Господи, действуй в моих пределах как в Своих, потому что я доверяюсь Тебе!» – Господь будет ждать

Бабу Лену на приходе знали все. Постоянная прихожанка. Когда-то давно похоронила мужа, потом ушла и дочь, с тех пор Елена стала бывать на службах еще чаще, почти что переселилась в храм. И тут вдруг пропала.

Оказалось, несколько месяцев назад врачи поставили бабушке Елене онкологический диагноз, но лечиться она… не стала.

– Я свое пожила, – заявила тогда баба Лена. – Мои все у Господа, хочу к ним. А врачи пусть молодых лечат.

Умерла Елена Анатольевна через месяц, без всяких болей, во сне.

* * *

Немолодая и одинокая Людмила заметила появившееся уплотнение на груди сама. Почувствовав недоброе, к врачу не пошла. Смутно ощутила, что не хочет ходить по больницам и лечениям, становиться членом сообщества тяжкоболящих, говорить о химии, тошноте, сопровождающей депрессии. И так жизнь не сахар, а родных все равно нет, только подруги. Особо никто не загрустит без нее.

Да и за лечение в России, всякий знает, надо бороться – за нужные лекарства, хороших врачей, – на платных все равно нет денег. А на борьбу нужны силы, которых тоже нет. «Вот если бы я жила в ХIХ веке или раньше, с таким диагнозом померла бы спокойно, а тут надо еще предварительно вымотать себе душу лечением», – рассуждала Людмила.

Но Людмила была христианкой и потому задумалась: а вдруг эти мои рассуждения греховны, ошибочны? Ведь врачей сам Бог посылает. Вдруг я просто боюсь, не хочу терпеть, и это у меня замаскированный суицид такой, от грустной жизни?      

Обязать лечиться – неправильно

Комментирует священник Сергий Осипов, клирик храма Троицы в Хохлах (Москва):

– Отец Сергий, эти две истории из реальной жизни. Как разобраться, как отличить правду от кривды в таком сложном вопросе?

– С одной стороны, жить или умирать – личный выбор человека, его право. Вмешиваться в этот вопрос со стороны – обязать человека лечиться или не лечиться – нельзя.

Христос в Евангелии не случайно спрашивает расслабленного, 38 лет лежащего (Ин. 5:6): «Хочешь ли быть здоров?» Бог бесконечно уважает свободу человека и не может исцелять и даже спасать насильно. Пока мы не скажем: «Помоги мне, Господи, действуй в моих пределах как в Своих, потому что я доверяюсь Тебе! Да будет все по воле Твоей!» – Господь будет ждать.

Болезнь, как и смерть, человек может принять как волю Господа о себе. Но принятие подразумевает осознанность и самого своего решения, и его перспектив.

Святые говорят, что благодушное терпение болезни вменяется вместо поста. Болезнь действительно может послужить духовному росту. Верующий человек может воспринимать все, что на него валится, не как череду проблем из-за несовершенства, помраченности мира, а как события, зачем-то попущенные Богом. Богом-Промыслителем, Который заботится о спасении этого человека.

Значит, с должным отношением прожив эти события, этот период, человек укрепится и возрастет духовно. Тогда болезнь можно не просто принять, а полюбить, как говорил о. Иоанн Крестьянкин, – ведь она становится аскетическим инструментом, шагом на пути к спасению.

Так рыбак любит свою сеть или удочку, а скульптор долото.

Но за отказом лечиться может стоять и совсем другое. В ситуации шока, каким, несомненно, является постановка онкодиагноза, очень опасно мыслить по трафарету. «Святые болели, пророки болели, Христос терпел и нам велел». Это точно ваш выбор или просто первое, что приходит вам в голову?

Иногда, используя подобные «готовые решения», человек просто пытается защититься от шока и напряжения, в котором оказался. Делает себе анестезию. В стрессовых ситуациях нельзя загонять человека в угол и требовать от него решения немедленно. Хотя и особо долго раздумывать при онкологии бывает некогда. Но попробуйте убрать человеку хотя бы одну из стенок угла.

Скажите: «Не давай ответа сейчас. Подумай об этом день-два-неделю. Посоветуйся с людьми – священником, психологом, не держи в себе».

И напряжение станет меньше, а решение взвешеннее. Хотя, конечно, это не должно быть решение, принятие которого отложили насовсем, в никуда, срок должен быть обозначен четко.

Не уклоняйтесь от любви

– Человек в такой ситуации нередко думает: «Не хочу быть в тягость близким. Денег и так мало, а внукам нужно образование, а тут на меня, старого, все уйдет, да еще неизвестно, с каким результатом!»

– Да, мы обычно боимся окружающих собой обременить. Есть такое свойство человеческой психики – чувствовать себя обязанными, когда тебе что-то сделали. На этом были построены даже древние религиозные культы: «А вот принесу-ка я жертву этому идолу, теперь он мне обязан, а то мне как раз на охоту надо, будет удача». Поэтому, когда нам оказывают какую-то услугу, мы обычно напрягаемся.

Для того чтобы преодолеть это чувство «обязанности», надо обратиться к любви, благодарности.

Если вы уйдете без лечения, разве ваши близкие не будут страдать, считать себя виноватыми, может, даже не сразу, а потом? А для многих близких сама мысль, что они могут вас бросить, станет оскорбительной.

Человек, решивший отказаться от помощи, не задумывается, что сам на такие слова обиделся бы. Ты приходишь к кому-то со всей душой, а он тебе: «Брось, оставь, не заботься обо мне, уйди!» Обидно. Словно вам не верят, вашу искреннюю любовь не приняли, отвергли.

Но нас любят больше, чем мы видим. Когда человек кого-то любит, ему естественно проявлять заботу о любимом. И такую любовь надо принимать, даже поддерживать ее – своей ответной любовью, благодарностью, молитвой. В вашей семье исполняется завет Христов: любите друг друга, как Я возлюбил вас. Это же дар Божий, нельзя его отвергать.

Чем больше в вас благодарности, тем меньше вы страдаете от «обязанности», это закон.

 Как увидеть скрытые страхи

– Как трезво различить благочестивые намерения и собственные страхи? Если за нежеланием лечиться стоит скрытое нежелание жить, уныние, страх боли, страх самого лечения?

– «Довериться» Богу и «переложить ответственность» на Него – разные вещи. В каждой трудной ситуации мы прежде всего просим Его помощи, доверяемся Его воле, а потом и сами начинаем делать то, что в наших силах.

За всеми нашими желаниями можно найти скрытые мотивы. Но обнаружить их наедине с самим собой трудно, потому они и называются скрытыми: мы их прячем от самих себя, по каким-то причинам избегаем о них даже думать.

Но их можно обнаружить в разговоре с другим человеком – близким, психологом или священником. Поэтому заболевшему человеку особенно опасно замыкаться в себе.

– Если обнаружил в себе эти страхи, что делать? Как все же смотивировать человека на лечение, хоть и трудное – химии, операции?

– Свои страхи лучше всего доверить Богу. Прежде всего, обратиться в молитве к Нему. Пойти в храм. Рассказать о своей беде священнику, к которому есть доверие. Получить благословение на первые шаги – в обследовании, в лечении.

Большой путь выглядит пугающе, но он состоит из маленьких повседневных шагов. Не стоит задумываться обо всем наперед. Лучше сосредоточенность на делах одного дня.

– А если человек одинокий, ему не сможет помочь никто из близких. Его нежелание лечиться более простительно?

– Слово «простительно» здесь не подходит, мы не можем ставить вопрос так. Не нам судить, это личный выбор человека! Нежелание, обусловленное такими причинами, скорее, легче понять. Но выход есть и здесь.

Сейчас есть группы взаимной поддержки по конкретным заболеваниям. Есть волонтерские организации, помогающие в разных жизненных ситуациях. Если человек обратится в храм или фонды, он обязательно найдет помощь!

Болящим Господь человека не творил

– Здоровье – это вообще христианская ценность? Где конкретно сказано, что христианин должен быть здоров и заботиться о здоровье?

– Стремление «быть» и быть здоровым заложено Богом в природу человека. Например, Господь в Писании исцеляет. Если бы это было не важно, Он бы этого не делал. В молитвах к исповеди есть призыв: «Итак, будь внимателен, – ибо ты пришел в лечебницу – чтобы не уйти тебе неисцеленным». И здесь здоровье – это тоже ценность.

Болезнь и смерть появились в мире в результате грехопадения, изначально человек был создан не таким. А значит, болеющим Господь человека не творил. Желание жить и быть здоровым – это одно из интуитивных, онтологических человеческих желаний, однако оно может пропадать, например, в депрессии, но ведь и сама депрессия – это болезнь, искажение сознания.

– Почему подвижники часто эту Богом данную ценность отвергают? Относятся не как к некоему препятствию, которое надо устранить, а как к воле Божией, без которой и волос с головы человека не упадет?

– В житиях святых и современных афонских подвижников можно найти немало примеров, когда физические страдания от болезней подвижники переносят покорно и с терпением. Можно прочитать, например, про случаи, когда у человека кровотечение и при поклонах кровь из сапог выливается, а он продолжает себе бить поклоны. В другом житии святой стоял по колено в навозе, от него отваливались черви, он сажал их на себя обратно и говорил: «Ешьте черви, что вам положено».

Но святые – это люди, которые умом, сердцем уже на небесах. Мирянам увлекаться их примером опасно.

Коллажи Татьяны Соколовой

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?