Православный портал о благотворительности

Когда Бог как будто с кем-то советуется: восемь важных вопросов о смыслах Дня Святой Троицы

На Троицу Святой Дух в виде огненных языков пламени зажег веру апостолов, отогнал страх, подарил мужество. И рыбаки стали исповедниками веры. Но какое отношение события двухтысячелетней давности имеют ко всем нам?

Икона «Святая Троица» Андрея Рублева в храме Христа Спасителя. Фото: Павел Бедняков / РИА Новости, 19.07.2023

День Святой Троицы называют днем рождения Церкви. Мы помним, что через 50 дней после Пасхи и через 10 дней после Вознесения Господня апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где проходила Тайная Вечеря.

О событии этого праздника сказано в Деяниях святых апостолов (Деян 2:1-4): «…Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Мы знаем, что в этот день в Иерусалиме праздновали ветхозаветную Пятидесятницу в память о даровании заповедей на горе Синай. Поднявшийся в городе шум привлек к горнице множество народа, и апостолы стали сразу же проповедовать.

В этот день крестилось до трех тысяч человек – так родилась Церковь.

Кандидат богословия протоиерей Юлиан Гоголюк рассказал о смыслах праздника Троицы и о том, как сделать так, чтобы он не стал для нас днем, когда мы просто должны прийти в храм с березовыми ветками.

Три равно одному, один равен трем

Протоиерей Юлиан Гоголюк
Протоиерей Юлиан Гоголюк. Фото: скриншот с видео. Канал «БелГУ» @TheologyoftheFuture

– Можно ли понять тайну Троицы?

– С помощью логики тайну Святой Троицы понять, конечно, невозможно. Три равно одному, один равен трем – это же математически неправильно! Но любовью понять можно.

Троица дает нам образ единства – как три лица, три личности, ипостаси Бога пребывают вместе как единое целое.

Рассмотрев человеческие отношения, природную жизнь мы можем везде найти отпечатки Святой Троицы.

Человек устроен как дух-душа-тело. Каждое живое существо имеет свою причину появления на свет, например, семя у растений, такое устройство связано с образом Бога-Отца как причины всего сущего. Затем у живого существа есть целесообразное устройство, логос, который мы можем раскрывать с помощью процесса познания, с помощью науки – такое устройство связано с образом Бога-Сына, Предвечного Логоса.

И если существо не является роботом, то оно обязательно имеет животворящее начало, этой жизнью его наделяет Дух Святой. В целом везде в живой природе мы можем видеть отпечаток великого замысла Творца.

– Почему мы называем этот праздник Днем Святой Троицы? Ведь исторически это была Пятидесятница, и в церковном календаре закреплено именно это название.

– Да, событие, которому посвящен праздник, произошло на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа, поэтому Пятидесятница. Но в православной традиции Троица и Пятидесятница – это одно и то же.

Название же Троицы связано с тем, что сошествие Святого Духа указало на триединство Бога: Отца, Сына и Святого Духа.

О Святой Троице упоминалось в Ветхом завете, но полностью учение о триединстве Бога раскрывается в Новом завете после воплощения Сына Божьего.

В древности представление о Боге были ограниченны. Чтобы не впадать в язычество, израильтяне – избранный народ Божий – считали, что Бог единственный. Но в Священном Писании уже были намеки на Святую Троицу. Есть такой удивительный момент.

Когда мы откроем Библию и прочитаем главу «О сотворении мира», то увидим, что о Боге говорится во множественном числе (Элогим), а то что Он «сотворил» (бара) в единственном числе.

В книге Бытия (1:26), к примеру, говорится следующее: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Здесь Бог как будто с кем-то советуется. Святые отцы единогласно считают, что здесь говорится о Святой Троице.

В Ветхом завете описаны явления Ангела Господня древним патриархам – Аврааму, Исааку, Иакову. Святые отцы считают, что это первые явления сына Божьего в ветхозаветном мире.

В виде Ангела Он сообщал волю Божию, заключал Завет, то есть соглашение между Богом и праотцами. Откровение Святой Троицы мы видим в явлении трех Святых Ангелов Аврааму. Есть мнение, что один из трех ангелов – это Сын Божий, другие два ангела Его сопровождают.

Часть богословов считают, что все три ангела олицетворяют собой Святую Троицу. Преподобный Андрей Рублев, который написал знаменитую икону Святой Троицы, следует именно этой версии.

В Новом завете воплощается Сын Божий, и образ Святой Троицы раскрывается более полно.

Первое Богоявление происходит на реке Иордан, когда во время Крещения Сына Божьего Дух Святой в виде голубя сходит на Него, а в это время слышится голос с небес Бога-Отца.

Примерно то же самое происходит во время Преображения Господня на горе Фавор. И дальше перед своим Вознесением Христос обещает послать в помощь апостолам и Своей Церкви «Духа истины, другого Утешителя» вместо Него.

– В чем особенности богослужения на Троицу?

– Впервые совершаются коленопреклоненные молитвы после длительного перерыва, фактически со Страстной пятницы. Утром проводятся две службы подряд – литургия и вечерня, последняя уже относится ко Дню Святого Духа, но по традиции служится в воскресенье.

Стоя на коленях, мы молимся в том числе и об усопших. Очень серьезные молитвы читаются о том, чтобы человек освободился от оков адских. Христос сошел в ад и вывел оттуда души праведников. И теперь Церковь может ходатайствовать о том, чтобы Господь освобождал людей из ада.

Коленопреклоненные молитвы в Троицу – это не просто традиция, а глубокое выражение веры, покаяния, смирения и надежды на милость Божию. Первая молитва обращена к Богу Отцу, вторая – к Богу Сыну, а третья – к Богу Духу Святому.

Эти молитвы являются важной частью праздничного богослужения и дают возможность верующим очистить душу, приблизиться к Богу и получить благодать Святого Духа.

На Троицу снова читают молитву «Царю Небесный», которая весь пасхальный период была заменена на тропарь «Христос Воскресе из мертвых…». Эта молитва будет с нами в течение всего года, кроме пасхального периода, а поэтому ее можно и нужно читать перед началом всякого дела, перед учебой, в начале утренних молитв. В храме она читается в начале службы.

«Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса!» – поется на Троицкой вечерне. Это великий прокимен из Псалтири, который прославляет величие Бога и его чудеса. В Ветхом завете есть описания Божиих чудес – Господь проводил свой народ по дну моря, помогал переправиться через реку Иордан, посылал манну небесную для пропитания. И в Псалтири эти моменты подчеркиваются. Можно сказать и о том, что в жизни каждого отдельного человека есть место чуду Божьему, проявлению Его величия и могущества.

Сила Святого Духа

Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Слева – «Яко царствие Твое», или Новозаветная Троица. Мозаика по эскизу В.В. Беляева. 1887–1900 гг. Справа – Ветхозаветная Троица. Мозаика по эскизу В.В. Беляева выполнена мастерской Фролова. 1887–1900 гг.

– Когда на нас сходит Святой Дух? На Троицу, когда мы молимся об этом? Или во время таинства миропомазания во время крещения?

– Не нужно думать, что Святой Дух сходит только во время службы на Троицу. Дух сходит всегда, «иже везде сый и все исполняяй» – так говорится в молитве Духу «Царю Небесный…». То есть Он везде присутствует и все наполняет. Ему не нужно куда-то сходить или уходить.

Использование термина «схождение Святого Духа» относится к свойствам нашего ума. Просто мы ограниченным языком не можем выразить действие Святого Духа. Дух Святой всегда почивает на верующих людях, а просьба «прийти и вселиться в ны» показывает нам желание усиления Его действия в нас.

В Ветхом завете тоже являлся Святой Дух – помазывал пророков, говорил их устами, участвовал в жизни праведников. Но его действие было ограниченным. С пришествием Христа Его действие стало неограниченным. Дух пребывает в Церкви Христовой, где нам открыто более полное представление о Святой Троице, о Боге. Святой Дух руководит Церковью и ведет каждого христианина и всю Церковь к спасению. 

Есть такое понятие – домостроительство Божие, другими словами, это особая забота об устройстве мира и живущих в нем людей. У Духа Святого домостроительство свое – это обожение человеческого рода, то есть соединение человека с Богом. У Бога-Сына – искупление на кресте грехов человека, у Бога-Отца – покаяние и подведение человечества к принятию Сына Божьего.

Во время таинства крещения или миропомазания человек получает печать дара Духа Святого.

С одной стороны, печать – это знак принадлежности кому-либо, потому что миропомазание заменяет возложение рук апостолов на крестившихся людей, как было в начале Апостольской Церкви. Чтобы эта преемственность не прервалась, в каждую новую порцию миро добавляется несколько капель древнего.

Миро – это специально приготовленное масло, которое по традиции варят на Страстной седмице в Донском монастыре Москвы с участием Патриарха. В это время читаются Евангелие и особые молитвы. Затем его рассылают по храмам всей России.

С другой стороны, во время миропомазания на каждого, родившегося в таинстве крещения христианина, сходит Дух Святой. Дух Святой сходит на избранника Божия по особому промыслительному усмотрению Господа, для поставления человека на священнослужение или пророческое служение. А в день Пятидесятницы раскрывается особое благодатное действие Святого Духа на всю Церковь.

– Как ощутить присутствие Духа Святого в нашей жизни?

– Когда человек читает Священное Писание и понимает его смысл, то это действие Святого Духа. Когда мы в молитве обращаемся к Богу, читаем слова и чувствуем облегчение или радость, то это значит, что молитва наша услышана. «Сам Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными», говорится в Послании апостола Павла к римлянам. Молитва и действие Духа Святого связаны между собой.

Молиться без Духа Святого невозможно. Почему человек хочет вновь и вновь совершать молитву? Почему у него есть эта потребность? Потому что он чувствует действие Духа Святого. Если бы не чувствовал эту благодать, то давно бросил молитву. Если человек угашает в себе действие Духа Святого через греховные поступки, то у него так и происходит. Ведь несмотря на то, что Святой Дух никогда не покидает верующего, наши грехи могут «угашать» Его (1 Фессалоникийцам 5:19) или «опечаливать» (Ефесянам 4:30).

Если человек лишен Духа Святого, то у него так и происходит. Когда такой человек приходит в церковь, он не понимает, что этих людей вокруг объединяет. Зачем они каждое воскресенье собираются в храме? Это ведь разные люди разных профессий из разных семей. Что их туда приводит? А это действие Духа Святого их туда приводит. Они чувствуют единство веры, единство молитвы. Причем когда молишься дома, это одно. А когда в храме вместе со всеми, то молитва усиливается. Здесь мы тоже можем видеть действие Святого Духа.

Еще невозможно победить свои греховные наклонности без укрепления наших сил Духом Святым. Таинства исповеди и причастия совершаются в храме, потому что в них действует Дух Святой. Если бы Дух не действовал, то таинства были бы бесплодными и бессильными. Дела милосердия также связаны с действием Святого Духа.

Первый день после рождения Церкви

В храме села Давыдово. Фото: Елена Степанова

– Почему на следующий день после Троицы дополнительно отмечают День Святого Духа?

– К выделению отдельного праздника в честь Святого Духа сложились исторические предпосылки. В первые века христианства были сильно распространены ереси, ведь богословие только развивалось, святые отцы пытались разумом и человеческой логикой понять тайну Святой Троицы.

На Втором Вселенском соборе была осуждена ересь архиепископа Македония, который утверждал, что Дух Святой не является Богом. И чтобы подчеркнуть особую роль Духа Святого, решили ввести дополнительный день в православный календарь, хотя сам праздник Троицы, конечно, подразумевает почитание Духа.

Вообще Троица не один день празднуется. Накануне проходит Троицкая родительская суббота, в понедельник – Духов день, а отдание праздника Троицы происходит лишь на шестой день.

На Троицу возникла Церковь Христова, поэтому это важнейшее событие в церковной истории, и с этого праздника начинается богослужебный календарь.

Каждая неделя носит название, связанное с ее отдаленностью от праздника Троицы. Например, третья неделя после Пятидесятницы. И так до следующего Великого поста. Получается, это время – даже больше, чем пасхальный период, потому что вся дальнейшая история Церкви – это жизнь в Духе Святом.

– День Святого Духа – тоже важный праздник для христианина?

– Да, это второй день праздника Пятидесятницы. Во многом он повторяет День Святой Троицы, единственное, там читается канон, посвященный Святому Духу, есть особые песнопения.

Конечно, лучше в этот день сходить на службу в храм, как и на Троицу. Для тех, кто особенным образом хочет погрузиться в смысл праздника, можно дома почитать акафист Святому Духу, это достаточно древние молитвы. День Святого Духа – это первый день после рождения Церкви. С этого первого дня когда-то все началось и по сей день продолжается. Здесь мы видим связь времен. Получается, что день Святого Духа – это время, в котором мы живем. Этот период жизни Церкви, который сейчас происходит, и есть День Святого Духа. Просто один день как две тысячи лет, а две тысячи лет как один день.

Зачем на Троицу украшают храм зеленью?

– Можно сказать, что народный обычай объединился с церковным обычаем. В народе считалось, что земля именинница, она надела зеленый наряд. И в народном сознании это объединилось с праздником Троицы.

На самом деле на праздник Троицы не обязательно ставить березки. В белгородских храмах, например, отменили этот обычай, чтобы более милосердно относиться к молодым деревьям.

Обилие зелени и цветов в храме подчеркивает животворящую силу Святого Духа. Многие прихожане берут с собой на службу зеленые веточки или букеты цветов, потому что они хотят быть причастными к великому празднику.

Пока идет молитва, кто-то успевает сплести венок из стебельков или набить подушечки подсушенной травой с пола. Есть такие обычаи, но они относятся к народному православию. Церковь этого не требует.

Верующий человек должен подражать отношениям между лицами Святой Троицы, приближаться к ним. Это отношение любви, добра, взаимопонимания, согласия. Потом он должен иметь правильное представление о Боге, как раз через праздник Святой Троицы он может приблизиться к пониманию триединого Бога. И уже из этого правильного понимания будет выстраиваться духовный опыт человека. Ветки березы тут, конечно, ни при чем.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version