Мы знаем, что в день Пятидесятницы апостолы «начали говорить на иных языках», и собравшиеся на праздник в Иерусалим иноплеменники изумлялись: «Мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян. 2:8).
Духовное значение этого дара апостолам состояло в том, что далее им предстояло «просветить всю вселенную» своею проповедью. Дар нужный, но в чем он состоял?
Текст кондака праздника Пятидесятницы противопоставляет разъединению, распаду, потере дара вразумительной речи соединение, единство и согласие в Святом Духе.
Текст кондака праздника Пятидесятницы: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа».
Перевод: «Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всё призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа».
Теперь разберем текст построчно:
«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний» – это о том, что Бог некогда разделил наречия строителей Вавилонской башни, сговорившихся на дело не то чтобы злодейское, но совершенно безумное в доведенном до крайности безбожии, гордыне, тщеславии. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11, 1–9).
«Егда же огненныя языки раздаяше» — это событие новозаветной Пятидесятницы. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян., 2, 1–4).
«В соединение вся призва» – «вся» значит «всё» (так и в греческом, и в славянском тексте): весь мир, все народы, людей и ангелов, Небо и землю. На иконе праздника апостолы полукружием сидят за столом в сионской горнице, на их главах почивают языки пламени, а внизу в центре, в подобии арки или ниши, на темном фоне бывает изображена увенчанная короной фигура старца (иногда над этой фигурой и надпись по-гречески: «Космос»). Событие космического значения!
«И согласно славим Всесвятаго Духа» — здесь уже от нашего лица! Мы славим Святого Духа согласно — а по-гречески это звучит как «симфонически». Напомню, что все православные христиане получают дар Святого Духа в таинстве М
миропомазания после крещения — уже без всяких внешних знаков, без языков пламени, и этим начинается наша таинственная жизнь в Церкви. В праздник мы вливаемся в этот общих хор, общую симфонию славословия.
Огорчу читателя: святые отцы и толкователи не дают единого, непротиворечивого ответа на эти вопросы. Они сосредоточивают все внимание на промыслительном значении событий Пятидесятницы, о характере же их выдвигают версии, каждая из которых вызывает новые вопросы.
Многие считают: дар состоял в том, что апостолы чудесным образом получили возможность понимать иностранные языки и говорить на них. Но в книге Деяний и в других свидетельствах о первоначальной апостольской проповеди нет упоминаний о том, что апостолы пользовались этим даром во время своих путешествий. А со II века, как считают богословы, дар этот стал проявляться уже иначе.
В Первом послании к Коринфянам апостол Павел довольно подробно говорит о духовных дарах, ставя дар пророчества выше дара языков: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками» (1 Кор. 14:5). Говорящий на языках «назидает себя», оставаясь непонятным другими, а имеющий дар пророчества «назидает Церковь». Но в день Пятидесятницы апостолы были поняты иными народами именно как говорящие на их языках, в этом и состояло чудо!
Иногда в святоотеческих изъяснениях прочитывается и другая идея: то, что говорили апостолы «о великих делах Божиих» в сионской горнице, люди только слышали как сказанное на их родных языках («каждый слышал их говорящих его наречием»). Святитель Григорий Богослов вопрошает: «Так ли слышали, каждый на своем наречии, что, так сказать, глас исходил один, а слышны были многие гласы? Или, иначе, – из одного гласа происходили многие?» Правда, он тут же уточняет: ему ближе идея, что апостолы все же сами говорили на иных языках.
Невольно задаешься вопросом: а когда, например, святитель Николай является простым русским людям в разных концах нашей огромной страны – он свободно говорит с ними по-русски? Или эти благочестивые люди слышат «нашим языком говорящего», а в реальности происходит что-то иное? А когда мы попадем в инобытие, нас встретят, говоря на нашем родном языке?
Некоторые строки Священного Писания и некоторые тексты службы Пятидесятницы, как и ряд свидетельств духовного опыта, дают основание предположить: до вавилонского столпотворения был – и существует в вечности – подлинный всеобщий язык, как бы на осколки разбившийся грехом в земном мире. И благодать Духа Святого дала апостолам не «знание иностранных языков», а способность говорить именно этим подлинным, вечным и понятным каждому языком, на котором обратятся к нам сразу по переходе в мир иной (и каждый, даже неверующий, поймет его). На этом языке и говорят с верующими святые, когда являются им.
Так это или не так – в конце концов не так уж важно. Важно само понимание, сама коммуникация, осуществляемая посредством Святого Духа, – и все это теперь нам доступно.
Как свидетельство просвещающего действия Духа Святого дан нам тропарь праздника Пятидесятницы. В этой молитве мы прославляем Господа, сделавшего простых рыбаков мудрейшими учителями всей вселенной – «ловцами душ».
Текст тропаря праздника Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».
Перевод: «Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший рыбаков премудрыми, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе».
Если в Евангелиях апостолы – простодушные и любящие ученики, не способные понять даже те истины, которые Учитель сообщал им прямо (например, о Своих страданиях и Воскресении), то сошествие Святого Духа преображает их. Сразу же после этого апостол Петр, простой рыбак, произносит вдохновенную и богословски насыщенную речь (именно тогда, рассказывая о конце времен, он произносит «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21).
Далее в книге Деяний мы многократно встречаем поразительные примеры мудрости апостолов, из которых изначально образованным был только Павел. Самое мощное и таинственное Евангелие написано апостолом Иоанном, который после своей рыбацкой юности и немногих лет у ног Учителя не учился нигде – и не нуждался более ни в каких учителях. Это утешительный пример и для всех нас, порой недоумевающих, не понимающих многое не только в духовной, но и в обычной жизни: что не возможно постичь умом, может открыться через приобщение к благодати Святого Духа.
В каноне праздника, написанном великим гимнографом Космой Маиумским, есть такие строки, обращающие чудо Пятидесятницы к нам с вами:
«Нашедшая сила Божественного Духа разделенный в древности голос согласившихся на зло / божественно соединила в одно созвучие, вразумляя верных знанием Троицы, / в Которой мы утвердились».
Утвердились – и да согласно славим Всесвятого Духа, Единого дающего нам слышание, понимание, общение друг со другом и с Богом в Церкви!
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.