Первый день каникул
Первый день зимних каникул! Впереди столько всего – катки, кино, театры, гости, можно никуда не торопиться, не спешить, наслаждаться поздним подъемом и обедом не по расписанию! Но самый счастливый день именно сегодня.
Мы, взрослые, обсуждаем планы на… майские праздники, а дети играют. Даша очень дружит с мальчиком Г., то, что он не видит, абсолютно не мешает им постоянно вместе что-то делать. Наши младшие дети с рождения растут рядом с незрячим человеком, общаться с ним как ни в чем не бывало – естественно для них.
Сегодня они вдвоем строят большой город – с домами, машинками, человечками и зверями. И вот Даша говорит:
– Я бесконечно рассержена!
– Ну я же не виноват, что у нас в городе так мало нефти! – стал оправдываться мальчик Г.
– А зачем же ты стал строить город в этом месте?
Г. не успевает объяснить ей, почему так произошло, как прибегает Саша. Она любит подвижные игры, город забыт, начинается игра в жмурки. В эту игру очень сложно играть с человеком, который реагирует не просто на звуки, а на самое малое колебание воздуха. Если «водит» мальчик Г., то остальные играют не просто тихо, они даже боятся дышать. Любое малейшее движение воздуха дает невидящему человеку информацию о том, что происходит.
Сейчас он приближается ко мне, я сижу за столом. Он стоит в полуметре. Он не знает, что это я, просто чувствует рядом человека. Потом подносит ко мне руку, не дотрагивается, только подносит, и в воздухе очерчивает для себя границы моего тела. «Мама!» – говорит он быстро и поворачивается в другую сторону.
Это ерунда, что слепому человеку надо ощупывать лицо. Одного легкого прикосновения к твоей руке ему достаточно, чтобы понять, кто перед ним.
Игра закончена и Саша решает открыть мне страшную тайну – ей написали замечание в дневник из-за того, что она пользовалась шпаргалкой. «Учи азбуку брайля», – говорит ей мальчик Г. «Да, незаменимая вещь для шпаргалок», – не без зависти вздыхает сын-студент.
Приключения в овраге
Год назад мы решили отметить первый день зимних каникул в овраге. У нас в поселке есть такое место, которое совершенно незаметно летом – темные елки, поваленные стволы, кустарники, но все это преображается зимой. От снега овраг становится светлым, дети раскатывают большую горку, сюда же подтягиваются и родители.
Один наша сосед организовал два года назад уборку оврага, он сказал: «А давайте устроим субботник!» И начал действовать. Трудно быть первым, инициатором, но, когда кто-то начинает, другие волей-неволей продолжают.
В этом овраге годами копился мусор, сюда кидали бутылки и пакеты, но «глаза боятся – руки делают». Постепенно овраг был очищен, мусор вывезен, старые ветки спилены. Теперь здесь хорошее место для зимних детских забав.
И вот в этом овраге было решено сварить глинтвейн на костре. Иногда мне говорят: «Как же у вас весело!» Но это «веселье» не спускается к нам откуда-то сверху. Интересно живут те, кто сам берет и что-то делает – спектакли, праздники, пускание мыльных пузырей, поиски клада или плот из 5-литровых канистр.
В тот день мы не собрались в овраге. Так тоже бывает. Сильно похолодало, и мы сварили глинтвейн дома, на плите. А вот желание устроить зимний костер и угощение на улице осталось, поэтому мы попробуем еще раз это осуществить.
Вспомнилась мне и еще одна история. Как-то раз, в ноябре, когда уже выпал снег, младшие девочки – Саша и Даша – пошли кататься на ватрушках. Там было много детей. Вдруг на горку пришел молодой соседский пес Джек. Так назвали его хозяева, но некоторые соседи звали этого пса проще – Дурень. Был он действительно и глупый, и навязчивый, и бестолковый, и непослушный, и даже агрессивный. Он пришел на горку, увидел веселую кучу-малу и решил поучаствовать в возне детей. Дурень кинулся на нашу Дашу и стал ее трепать. Хорошо, что другие дети подскочили к псу и прогнали его.
Даша пришла вся в слезах, с царапиной на лице. Ух, как мы злились на Дурня, вечно сбегающего из своей конуры и шатающегося по всему поселку. А потом произошло одно событие, заставившее нас изменить свое мнение о нем.
В конце осени люди, которые приезжают сюда только на лето, отправляются в Москву. И часто бросают собак, прижившихся летом на даче. Иногда они бросают не только собаку, но и щенков, которых эта собака им принесла. На своей даче всех этих животных им оставлять не хочется, поэтому они вывозят их куда-нибудь подальше – в овраг, например.
И вот как-то поздней осенью Дурень-Джек слонялся по поселку в поисках приключений и вдруг услышал тихий стон. Два маленьких щеночка сидели в коробке и дрожали от холода. Джек стал лаять, звать на помощь, но никто не слышал его. Тогда он перевернул коробку, чтобы щенки могли вылезти из нее. Один из них выкарабкался и пополз, а второй так и остался лежать. Он был слишком слабым и не мог двигаться. Джек взял его в зубы и понес, но первый щенок не шел за ним следом – то ли не мог, то ли не понимал, что нужно куда-то топать. Тогда Джек стал толкать его носом вперед, а второго продолжал тащить в зубах.
Сколько он так брел с ними неизвестно, но, в конце концов, они добрались до дома. Здесь он посадил щенков к себе в будку и стал их отогревать. Слабый щеночек не выжил, слишком долго он пробыл на холоде. А второй оказался крепче. Когда вечером хозяева вышли во двор, чтобы покормит своего Джека-Дурня, то увидели маленького спасенного песика.
Иногда я сужу о людях по их, на мой взгляд, неправильным поступкам: «он такой-сякой, что-то там натворил». И вот глупая дворняжка стала примером того, насколько сложнее все устроено в мире, чем кажется.
Ранее:
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.