Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Нас бросили, как спартанцев в ущелье»: российские туристы в Таиланде

Как чувствуют себя наши соотечественники, которые остались за рубежом, рассказывает наш корреспондент, оказавшийся в Бангкоке

Группа людей в масках стоит около двери визового отдела
По предварительным оценкам посольства, в Таиланде остались от 6 до 8 тысяч россиян. Многие — с маленькими детьми
По предварительным оценкам посольства, в Таиланде остались от 6 до 8 тысяч россиян. Многие — с маленькими детьми

8000 людей

В ночь на 4 апреля появилась новая информация о вывозе российских туристов из разных стран мира: на данный момент все рейсы приостановлены. На самом деле рейсы практически не выполнялись с 31 марта, когда оперативный штаб при правительстве РФ ограничил въезд в страну: 500 человек в Москву, 300 – в регионы.

Из Таиланда продолжала возить только S7, «Аэрофлот» отменил почти все рейсы.

– Здравствуйте… Ох, Елена… Я даже не знаю, как комментировать и что сказать на эту тему. Мы в шоке, – так встретила новость Гузель Масютина, которая приехала в Таиланд с мужем и тремя детьми. Мы с Гузель познакомились у посольства России 3 апреля: в день, когда люди еще рассчитывали – 6 апреля «Аэрофлот» увезет тех, кто находится в критической ситуации.

– Наш обратный рейс должен был быть 9 апреля, потом мы поменяли билет: более 60 тысяч заплатили за доплату. Сначала перенесли на 3 апреля, потом на 5. А потом и вовсе рейсы отменили. Мы прилетели сюда 16 марта, но поездку готовили заранее, задолго, билеты покупали, еще осенью. Заранее забронировали жилье. Перед отъездом были сомнения, но границы были открыты, и мы не предполагали, что все будет так стремительно разворачиваться.

Женщина с детьми в масках
Семья Гузель Масютиной пытается вернуться домой, в Королев. Пока безуспешно

Пока Гузель и ее семья сняли квартиру в центре Бангкока с расчетом на то, что 5 апреля они смогут вылететь в Москву. Что будет потом и куда дальше двигаться, пока у семьи нет идей. Я спрашиваю Гузель, что они будут делать, если придется оставаться до мая. Она не знает.

Ее муж – инженер, которого могут уволить с работы. Сама Гузель еще в декрете: младшему сыну, который спит у нее на руках, всего два года.

К посольству 3 апреля пришли десятки людей, но это далеко не все: по примерным оценкам консульства, в Таиланде остались от 6000 до 8000 российских граждан, которые нуждаются в возвращении на родину.

Официальных комментариев от посольства получить не удалось, но руководитель консульского отдела Владимир Пронин вышел пообщаться с людьми. Никакой конкретики в этом общении не было, к сожалению, решения высшего руководства в РФ меняются каждый день:

– Как только нам приходит информация, что какое-то решение будет принято по бортам МЧС, пока никакого решения нет, мы вывесим новую форму.

– Если прилетит рейс, то по какому принципу на него будут садиться люди?

– Мы пока не знаем.

– А есть ли шанс улететь у тех, у кого вообще нет билетов?

– Я не знаю. Эти вопросы можно адресовать нашему правительству.

Группа людей у посольства РФ в Таиланде
Накануне запрета на вылеты у дверей посольства РФ собрались несколько десятков человек, которые купили дорогие билеты на вывозные рейсы, но не смогли улететь

Почти все общение с консулом проходило в таком ключе. Также посольство снабдило нуждающихся справками для продления пребывания. В Таиланде россияне могут находиться 30 дней без визы и 60 дней – по туристической визе, которую можно в любое время продлить еще на 30 дней за 1900 бат (4400 рублей).

В связи с пандемией тайское правительство пошло на минимальные уступки: по письму из посольства за те же 1900 бат можно продлить штамп или визу еще на 30 дней.

Получить это продление нелегко: например, в курортной Паттайе нужно представить большой пакет документов, в том числе местный аналог выписки из домовой книги и фотографию на кровати в номере, а в Бангкоке миграционные центры находятся почти в 20 километрах от центра города, и поездка на такси туда стоит больше 1000 рублей. Все это очень сложно для людей, которые приехали в качестве простых туристов.

– Мы тут уже с 31 числа, открыли свой штаб, составили списки, более 700 фамилий зарегистрировали. Но всего нас находится в Таиланде несколько тысяч человек. Мы в МИД отправили списки, но Захарова все равно заявила, что нас чуть больше ста. О рейсах нас не уведомляют, никакой информации не дают, одно радует: нам дадут справку для продления штампа.

Практически у всех кончаются деньги: кому-то на карточку высылают, есть инвалиды, у кого-то нет телефона и связи. И на сколько мы все тут останемся – никто не знает, – поделилась Кугаршен Мозжухина, несостоявшаяся пассажирка рейса SU271 от 31 числа.

Очень сложная ситуация у тех, кто брал билеты иностранных компаний: в основном это Qatar Airways, Emirates и Etihad. Некоторые авиалинии, например, Qatar Airways, летают, но россиян не сажают на рейсы: Москва отказывается принимать борта.

– Я хожу к посольству с 23 марта, каждый день, – рассказала Анастасия Гумерова из Екатеринбурга. – У нас тяжелая ситуация: мы не можем уже вообще никакие билеты приобрести. Посольство старается нам помочь, но ничего конкретного не происходит.

Были списки, сейчас они уже не актуальны, мы без билетов, без денег. Дальше улица, тюрьма, или что. Нам предлагали «эвакуационные» рейсы, но цены стартовали с 53 тысяч рублей, и эти самолеты тоже не вылетели.

Платформа в метро Бангкока
Метро Бангкока почти опустело, хотя в городе пока не объявили карантин. Красные крестики — метки социальной дистанции

Сидим в аэропорту в надежде приобрести билеты, но вообще мы уже спокойны: понятно, что мы никуда летим. Мне помогают с жильем здесь, но очень нужно вернуться: у меня свой бизнес. Правда, и его, скорее всего, ждет полный крах: наши заказчики вряд ли смогут себе позволить теперь обращаться к нам, и как зарабатывать – вообще непонятно.

Информация меняется постоянно: сначала «Аэрофлот» заявлял, что один борт в день будет летать весь апрель и далее, потом, что 8 апреля прекратится авиаперевозка, а в результате отмены рейсов начались 31 марта, и в Москву в апреле не вылетел ни один борт.

S7 старалась вывозить своих пассажиров, но у них тоже отменили несколько рейсов: «Информация обновляется каждые четыре часа, – говорил 31 марта представитель S7 Алексей (фамилию назвать отказался. – Прим. авт.) – Если договоренности достигаются, мы вывозим пассажиров. У нас в среднем два рейса в день, на каждом продажи полные – 164 пассажира. Расписание по вылетам у нас до 16 апреля».

Но до 16 апреля бортам S7 летать было не суждено: вечером 4 апреля появилась информация, что Россия полностью закрывает небо. В субботу, 5 апреля, она подтвердилась.

Читайте также:
Простые правила поведения, которые защитят от коронавируса 
Реаниматолог из Франции о том, как теряет коллег, о нетипичных осложнениях и родах с COVID-19
«Живем, как будто у каждого ветрянка»: 12 вопросов Денису Проценко, главврачу больницы в Коммунарке

Хейт и взаимопомощь

Группа людей в масках у посольства РФ в Таиланде
Уже несколько дней посольство раздает справки, необходимые для продления виз и штампов. Стоимость такого продления — более 4 тысяч рублей

– Я хочу отдельно сказать спасибо соотечественникам, которые каждый день не стесняются лить грязь и злобу на таких людей, как я. Большой привет им, – так закончился наш разговор с Анастасией Гумеровой, которая не может улететь из Таиланда с 23 марта.

Действительно, прессинг на русских туристов сейчас очень большой: каждый человек, который выкладывает что-то в соцсетях, получает в ответ потоки ненависти. Людей, которые еще не вернулись в страну, уже винят в заражении россиян коронавирусом, хотя большая часть туристов полностью согласна отправиться на обсервацию или соблюдать домашний карантин.

– Мы взрослые люди, мы все понимаем, – говорил мне в аэропорту новосибирец Кирилл Писный. – Мы готовы самоизолироваться, и сами не хотим представлять опасность для окружающих. Все это намного проще, когда ты находишься дома.

С 31 марта, со времени первых отмен рейсов, скоро пройдет неделя, и люди начинают страдать от гуманитарных проблем. Кто-то спит в аэропорту, потому что постоянно ждет новостей; кто-то ищет жилье, которое можно снять вдесятером.

«У нас уже такая компания собралась в хостеле у аэропорта, приезжайте в гости!» – зовет меня Кугаршен, ставшая за эти дни лидером застрявших в стране пассажиров.

Пока от государства нет ни новостей, ни поддержки, люди, попавшие в беду, помогают друг другу: в группах Таиланда экспаты пишут, что они могут сделать для застрявших туристов бесплатно, делятся советами, где найти недорогое жилье.

Но круг сужается: снять надолго жилье люди не могут, потому что каждый день их кормят «завтраками». Из гостиниц курортов – Пхукета, Паттайи, Хуахина – уже начали выгонять постояльцев: правительство велело им закрываться.

В выходные 4-5 апреля начинает закрываться наземное сообщение, 10 апреля закрывается аэропорт Пхукета. В стране введен комендантский час с 22:00 до 5:00, всеобщий карантин – вопрос времени.

В этих условиях людям, которые иногда даже не говорят на иностранных языках, очень сложно справляться.

Самыми страшными, судя по сообщениям в чатах, будут медицинские проблемы, так, за субботу 4 апреля появилось уже три запроса на инсулин, и один – на редкий иммуносупрессор для ребенка с пересаженной печенью.

Единственная официальная структура, которая заявила о готовности помочь соотечественникам – это Таиландская епархия РПЦ.

«Всем гражданам России и республик бывшего СССР <…> предоставить безвозмездно возможность проживания и питания в Успенском мужском монастыре в провинции Ратчабури без учета их религиозной принадлежности вплоть до ослабления карантинных ограничений, открытия государственных границ и налаживания авиасообщения», – написал в своем открытом обращении архимандрит Олег (Черепанин). Он также объявил сбор средств для оказания помощи.

Правительство выделило 500 миллионов рублей на помощь соотечественникам, оставшимся за рубежом, но пока эти деньги, около 20 тысяч рублей на человека, получили единицы.

Люди заполняют бесконечные формы, по два-три раза, и последняя, например, предназначается только для тех, у кого на руках есть билеты с вылетом до 31 марта. Что делать остальным?

Бангкок, улица Каосан
Улица Каосан — самая туристическая улица Бангкока — сейчас пустует. Отели и рестораны закрыты, водители так-туков и продавцы туров остались без работы

– Девочки, может, пойдем уже? – спрашивает у посольства девушка из Великих Лук. Девчонки приехали отдохнуть вчетвером, да так и остались: сняли квартиру, каждый день ждут рейса, но надежды почти нет.

– А ты что, я не понимаю, домой торопишься? – со смехом отвечает ей подруга.

Домой из Таиланда не торопится уже никто. Как объяснила вице-премьер Татьяна Голикова, отмена сообщения 4 апреля – это не окончательное решение: власти взяли двухдневный тайм-аут, чтобы составить списки, кто, из какой страны, в каком количестве и куда прилетит на территорию России.

Есть призрачный шанс, что с ограничениями России из Таиланда вывезут пассажиров S7 и «Аэрофлота», как раз к концу апреля, если это будет регулярно. Но что делать остальным – никто не знает.

Фотографии и видео предоставлены Еленой Срапян

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?