«Я понимала, что с моим леворуким ребенком никто специально почерком заниматься не будет. На подготовке к школе нам честно об этом сказали, – рассказывает Марина Левина, мама леворукого сына. – Поэтому до первого класса мы ходили с ним к педагогу, который умел работать с такой особенностью и научил сына прописывать буквы. Остальное было уже проще. В остальном педагоги всегда шли навстречу».
Обычно процесс адаптации к школе занимает у детей около полугода. У леворукого ребенка может возникать дополнительный стресс: он или она сталкивается с тем, что отличается от других детей. И всё вокруг, даже дверные ручки, предназначены для праворуких.
Чтобы леворукому ученику было легче привыкнуть, ему нужно создать комфортную развивающую среду – дома и в школе.
Елена Боева – магистр педагогики, основательница научно-просветительского проекта про левшей «ПравоНалево» и автор первого курса для педагогов по обучению леворуких детей в Институте психологии и комплексной реабилитации МПГУ.
Сама Елена – амбидекстер, то есть человек, одинаково хорошо владеющий правой и левой рукой. Однажды совершенно случайно она обнаружила, что свободно пишет, как правой, так и левой рукой и даже двумя руками одновременно – в зеркальном отражении. С тех пор интерес к теме левшества перерос в профессиональную сферу.
Ведущая рука – как определить
Внимательный родитель рано замечает, какой рукой его малыш берет ложку, какой – поливает цветы, какой – откручивает крышечку на бутылке. До 4-5 лет дети могут одинаково пользоваться как правой, так и левой рукой. Но к первому классу, как правило, формируется стойкое предпочтение в выборе руки.
Специалисты не рекомендуют не только переучивать, но даже предлагать ребенку взять предмет (особенно ручку или ложку) в «правильную» руку. Даже такое – мягкое – вмешательство расценивается мозгом как навязывание поведения, не свойственного его природе.
Если к 6-7 годам ребенку все еще сложно выбрать ведущую руку, диагностика поможет определить его предпочтения. Ее может провести психолог или нейропсихолог.
«На диагностике даются очень простые задания, из которых становится видно, какой рукой ребенок предпочитает пользоваться, – объясняет Елена Боева. – Например, как он вырезает ножницами, складывает кубики, нанизывает пуговицы, открывает крышечки.
Графическая диагностика позволяет определить, какой рукой ребенок успешнее рисует, штрихует. Специалист обращает внимание, какой рукой ребенок делает более четкие и ровные линии, в какой руке более уверенный захват и более качественные движения. Все вместе это даст ответ на вопрос, какую руку выбрать при обучении».
Левша или леворукий: в чем принципиальная разница
Ребенок, который пишет левой рукой, необязательно левша.
Леворукость – это преимущественное использование левой руки при выполнении двигательных действий. При этом во всем остальном у человека может быть преобладание правой стороны.
Левшество – более комплексное понятие, это левосторонняя асимметрия парных органов, то есть преобладание всей левой части тела – а не только руки – над правой. У левши ведущую функцию может выполнять не только левая рука, но и левая нога, левый глаз, левое ухо. То есть он, например, смотрит в телескоп левым глазом, прислушивается левым ухом. Но бывает и так, что при основной левосторонней асимметрии ведущая рука у левши – правая.
А если не провести тестирование?

Мама Юля привела Диму на консультацию к психологу, потому что он отставал от ровесников. Психолог протестировала Диму и увидела у него моторную неловкость: в свои пять лет он не мог поймать мячик, повторить простой рисунок, часто не вписывался в поворот. Психолог рекомендовала Диме адаптивную физкультуру.
И только там – в игровых упражнениях – стало видно, что Дима левша. Ему гораздо удобнее подавать, принимать, отбивать левой рукой. Когда они вместе – инструктор, психолог и родители – обсудили это, родители стали внимательнее. Протягивая ему чашку, давали время подумать, какой рукой удобнее взять. В игре и обычных домашних делах предлагали Диме посоревноваться с самим собой: какая рука лучше закинет кольцо на палочку, какая рука лучше слепит пельмешку.
С тех пор все упражнения на моторику давались Диме гораздо легче и обучение перестало быть му́кой.
«Иногда на диагностику приводят детей, которым трудно дается письмо, они страдают от повышенной возбудимости, переутомления, тревожности, невозможности сконцентрироваться, – рассказывает Елена Боева. – Выясняется, что ребенок пишет «не той» рукой. Сейчас никто не переучивает школьников специально, это происходит по незнанию. Но если родители и педагоги вовремя не обнаружили, что у него другая ведущая рука, это приводит к нарушению психического и физического здоровья ребенка.
Такое напряжение порою даже приводит к энурезам и заиканиям. Важно выявить истинную причину этих трудностей и вовремя помочь ребенку. Не переучивать обратно, но помочь ему адаптироваться».
Первоклассник с ведущей левой рукой: что надо знать родителю
– У леворукого ученика другой наклон тетради – вправо (по часовой стрелке).
– Леворукому ученику удобнее сидеть на уроке слева от праворукого соседа, тогда они не будут толкать друг друга локтями.
– Леворукому ученику будет гораздо удобнее пользоваться специальными канцелярскими принадлежностями. В продаже есть ручки для левшей, они имеют особую изогнутую форму, позволяющую увеличить обзор при письме; ножницы и точилки для левшей, у которых лезвие заточено под другим углом.
– Дома леворукому ученику нужно организовать учебное пространство так, чтобы свет на рабочий стол падал справа, а не слева, как обычно.
У леворукого ребенка плохой почерк? Важен захват ручки
Самое сложное при обучении леворуких детей – сформировать правильный захват ручки и обеспечить правильные движения.
Чаще всего леворукие дети страдают от неудобного захвата, слишком сильно сжимают пальцы. От этого рука перенапрягается, пальцы становятся неподвижными, и ребенок пишет, двигая всей кистью или локтем. Это отнимает у него слишком много сил, вызывает мышечное напряжение и общую усталость. А в дальнейшем, если ребенку не помочь, такое постоянное напряжение может привести к нарушению осанки.
«В своей практике я вижу, что даже учителя порою не знают, как проконтролировать захват и движения левой руки при письме. Поэтому родителям нужно разделить эту ответственность с педагогами, совместно обсуждать эту тему с учителем и находить решения при возникновении трудностей», – советует Елена Боева.
Исследования показывают, что микропаузы при письме у леворуких значимо больше, чем у праворуких. Поэтому скорость письма у них может отличаться. Если учитель просит: «Пиши быстрее», ухудшается качество письма – появляются ошибки, ненужные штрихи, неровность линий.
Кроме того, леворуким сложнее дается безотрывное письмо. Психофизиолог, доктор биологических наук Марьяна Безруких не рекомендует использовать эту методику при обучении леворуких учеников.
Проследите, как ребенок держит руку
1. Правильное положение руки – «под строкой», а не «над строкой».
2. Положение тетради – под углом, с разворотом по часовой стрелке.
3. Ребенок не должен слишком сильно сжимать пальцы.
Существуют также специальные прописи для левшей. В них, как правило, демонстрационный материал располагается не с левой, а с правой стороны листа или посередине – а значит, ребенок не будет загораживать образец рукой при письме. В таких прописях предлагается написание букв без наклона или с левым наклоном. Начало строки выделяется специальным символом или обозначением. Именно эти особенности позволяют успешнее освоить письмо левой рукой.
Но такие прописи можно использовать только как дополнительный материал при обучении. Среди утвержденных учебных материалов в школьной программе прописей для левшей нет.
Неуверенность в себе из-за критики учителя
Если в первом классе ребенку не поставили правильно руку, то во втором классе, когда требования к скорости письма возрастают, ему будет еще сложнее справляться со скоростью и качеством письма, почерк будет «разваливаться».
По словам Анны Семенович, кандидата психологических наук, доцента, профессора МГППУ, среди детей, испытывающих трудности в овладении письмом, большинство, до 70% – леворукие. Но причина вовсе не в том, что леворукость – отклонение, а в том, что процесс обучения леворуких детей имеет свои особенности.
И было бы хорошо, если бы учитель понимал сам и рассказал другим ученикам в классе, что леворукость и левшество – индивидуальная особенность, а не недостаток. Ведь иногда одно небрежно брошенное замечание типа «все дети как дети, а ты…» может сильно подорвать самооценку ребенка и мотивацию к обучению.
По некоторым исследованиям (Щербаков Е.П. Причина отставания в учебе детей, пишущих левой рукой, 2014; Корашвили Н.Ш., Магомедова Б.М. Особенности самооценки детей-левшей старшего дошкольного возраста, 2017) самооценка у леворуких детей и так находится на более низком уровне, чем у праворуких сверстников. От этого может снижаться и мотивация к учебе: «Если я все равно не гожусь, то не стоит и стараться». Но грамотная организация учебного процесса поможет это исправить.
В начале года предупредите педагога, что ваш ребенок пишет левой рукой. Спросите про опыт. Поинтересуйтесь, работал ли учитель раньше с леворукими детьми. Обсуждайте трудности и ищите решения вместе. Если у ребенка возникают проблемы с учебой (особенно с письмом), говорите об этом с учителем и придумывайте, как помочь.
А самое главное – поможет любящий взгляд и поддержка родителей. Если ребенок чувствует, что родители на его стороне, что они принимают его со всеми его особенностями, разделяют с ним ответственность за обучение, он будет преодолевать школьные трудности, а не запишет себя в «неудачники».
«Я занималась с шестилетним мальчиком, который писал левой рукой, – рассказывает психолог Екатерина Островская, – письменные задания в тетрадке давались ему тяжело. Он злился, раздражался. В конце концов заниматься ему совсем разонравилось. Но вдруг я поняла, что ему мешает: образец в строчке дан слева – и он закрывает его левой рукой, когда пишет или срисовывает. Я стала распечатывать образец отдельно – и настроение его заметно улучшилось. Дальше заниматься было значительно легче».
Методику обучения детей-левшей не обновляли с 1985 года
К сожалению, единых современных методических рекомендаций по обучению леворуких детей нет. Последний законодательный акт на эту тему был издан в 1985 году. Это были методические рекомендации Министерства здравоохранения СССР «Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей». Благодаря этому леворуких детей в школах перестали переучивать.
Первый курс для педагогов по обучению леворуких детей Елена Боева начала проводить в 2025 году в Институте психологии и комплексной реабилитации МПГУ:
«На своих занятиях я даю не только теорию, но и практику. То есть все педагоги, которые проходят на курс, практикуют письмо левой рукой. Обычно это приводит их в восторг и вызывает удивление. С одной стороны, они осваивают новый навык. Но с другой – начинают глубоко понимать все трудности своих учеников».
Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ