Православный портал о благотворительности

Мышца милосердия: как воспитывать в детях желание помогать

Всем родителям хочется, чтобы их дети росли добрыми. Но как воспитать в ребенке милосердие и желание помогать тому, кому трудно?

Евгения ПОЛОВНЁВА, редактор Юлия КАРПУХИНА

Мы все хотим, чтобы наши дети росли добрыми и чуткими людьми, отзывчивыми к чужому горю. Но как ребенка воспитать таким и на что обратить внимание, не всегда понятно. Мы поговорили с родителями, психологом и священником и собрали для вас ответы на самые важные вопросы о воспитании милосердия: с чего начать, можно ли прийти в благотворительность с улицы, как превратить помощь другим из скучного «надо» в увлекательное семейное дело, может ли травмировать ребенка столкновение с чужой бедой и что делать, если подросток любит животных больше, чем людей.

Благотворительность начинается с семьи

Татьяна из Санкт-Петербурга говорит о доброте своему четырехлетнему сыну Артему, опираясь на то, что ему понятно: «Помнишь, как тебе было больно, когда ты упал на улице? И как стало легче, когда мы тебя обняли? Так вот, у некоторых людей такая огромная рана – им одиноко, голодно и холодно. Помогать – это значит, сынок, быть немножко «руками и сердцем» Бога здесь, на земле».

Татьяна уверена, что благотворительность начинается с семьи – с вымытой за собой чашки, умения пожалеть котенка, поделиться конфетой с сестрой, не пройти мимо плачущего на площадке друга. Это и есть та самая «мышца милосердия», которую мы тренируем каждый день. А Евангелие, по ее словам, придает этой «мышце» еще и глубокий смысл.

Что мамы советуют почитать

Евангельские рассказы для детей.

Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. Детские книги рассказывают, как он помогал бедным, организовывал столовые и дома трудолюбия.

Житие святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Основательница Марфо-Мариинской обители – великий пример женского служения милосердию.

Житие святого Спиридона Тримифунтского. Много историй о его необыкновенной доброте и помощи простым людям.

«Начинать надо с того, чтобы в семье жить по евангельскому идеалу, – говорит протоиерей Юлиан Гоголюк. – Поцелуй мамы на ночь, пожелание ангела-хранителя и похвала за добрый поступок создают почву для будущих поступков детей. Да, разговор о благотворительности будет позже. Но до этого нужно научить здороваться, уважать старших. Не шуметь, когда кто-то из старших отдыхает. Побыть с малышом, пока мама готовит. Все это уже закладывает фундамент будущей благотворительности».

Делиться с другими очень приятно

Переход от любви в кругу семьи – к любви к ближнему становится естественным, если в основе лежат не абстрактные для ребенка понятия, а живые евангельские образы. «Моя самая любимая притча, – делится Татьяна, – о добром самарянине (Лк. 10:25–37). Я объясняю детям ее так: «Христос рассказал про человека, который помог незнакомцу, хотя другие прошли мимо. Для нас «упавшим у дороги» может быть тот, кто рядом: одинокий сосед, голодный бездомный, грустный сверстник. Помогая им, мы поступаем как тот добрый герой из Евангелия». 

В семье Татьяны часто вспоминают и слова Христа о Страшном суде (Мф. 25:35–40): «Я был голоден, и вы дали Мне есть… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». «Ребенку можно сказать: «Господь так нас любит, что говорит – когда ты кормишь голодного, навещаешь больного, ты делаешь это лично для Него, – говорит Татьяна. – Ты только представь, сынок! Помогая другому, мы встречаемся с Самим Богом!»

«В какой-то момент важно научить малыша не только принимать подарки, но и самому их дарить, – напоминает отец Юлиан Гоголюк. – Хорошо бы передать ребенку мысль о том, что отдавать другим и делиться с другими очень приятно. Такие поступки делают нас людьми, образом и подобием Божьим».

Как не совершить ошибку

Ирине хотелось, чтобы сын рос милосердным человеком, и идея покормить вместе с ним бездомных показалась ей правильной. «Мы собрали термос с чаем, бутерброды, сварили кашу и поехали на вокзал. Я хотела, чтобы сын увидел другую жизнь, чтобы его детское сердце научилось состраданию», – вспоминает Ирина. Но реакция ребенка оказалась для нее неожиданной: тяжелый запах и вид людей в грязной одежде так напугали мальчика, что Савва разрыдался, повторяя: «Мама, эти бездомные такие страшные, я их боюсь».

«Приучать к благотворительности нужно бережно и поэтапно, важен опыт ребенка и особенности возраста», – объясняет детский психолог Наталья Заморова. Она подчеркивает, что ребенка, который никогда не видел человека с травмами или инвалидностью, такая встреча может сильно впечатлить и даже напугать. Для первого раза лучше найти другой способ помочь, показав, что делать добро можно по-разному. «Важно, чтобы у ребенка был выбор, – резюмирует психолог. – Если помогать в комфортном для него формате, это не оттолкнет его, а, наоборот, сохранит в нем желание делать мир лучше».

Теперь Ирина и Савва покупают крупу, сахар и мыло и относят их в благотворительный фонд, который помогает бездомным. Мальчик сам дома складывает продукты в коробки. Теперь он знает, для кого все это собирают, и радуется, что может принять в этом участие.

Похожая история у 15-летней Лены. Она пошла с подругами помогать в хоспис, но, увидев тяжелобольных людей, просто сбежала оттуда. Лене было стыдно – ведь остальные смогли. Но она нашла себя в другом – стала вязать крохотные носочки для недоношенных малышей. «Знаете, милосердие не бывает «настоящим» или «ненастоящим», – рассуждает Лена. – Иногда оно на кончиках спиц – так тоже бывает».

Помогаю не от избытка материального, а от избытка души

«Я помогала пожилым соседям: то выпечкой угощу, то продукты принесу. Это все было на глазах детей – рассказывает Екатерина из Санкт-Петербурга. – Сыновья – пяти и семи лет – просто подключились: то сумки поднесут, то дверь придержат. А иногда просто сидят у окна и следят, чтобы наша старушка благополучно дошла до подъезда».  

«Мы с мужем с детства водили сына не только на кружки, но и в наш «семейный благотворительный фонд», – улыбается Елена. Каждые выходные они с супругом покупали продукты для одинокого инвалида, жившего в соседнем доме. Сначала сын просто нес хлеб и сок, потом пятилетний Олег начал сам предлагать: «Папа, мама давайте купим ему эти пряники, они мягкие, ему будет легко жевать». 

Сейчас Олегу шестнадцать. Он сам организует в своем колледже сбор вещей для нуждающихся семей.

«Важно донести до ребенка, что благотворительностью мы занимаемся не от избытка материального, а от избытка души. Ты делишься не потому, что у тебя чего-то много, а потому, что не можешь не поделиться», – говорит детский психолог Наталья Заморова.

«Милосердие воспитывается иначе, чем физическая сила или музыкальная грамота, – замечает протоиерей Юлиан Гоголюк. – Оно накапливается в течение всей жизни. Маленькими шагами человек идет к большим целям и достижениям. И немаловажную роль здесь играет личный пример взрослых. Если родители подают пример милосердия по отношению к людям старшего поколения, нищим возле храма, одиноким соседям, то дети все это видят и впитывают как губки».

Избирательная доброта: как с этим быть

 «У моей Вики доброта имеет четкие границы», – вздыхает Екатерина. Ее 13-летняя дочь с энтузиазмом помогает бездомным животным, но наотрез отказывается участвовать в помощи людям. Комната девочки напоминает склад зоозащитной организации, а бездомных на улице она называет попрошайками. На вопросы родителей Вика уверенно отвечает: «Животные ни в чем не виноваты… в отличие от людей».

«Избирательный альтруизм или полное отрицание благотворительности – не редкость среди подростков, – замечает психолог Наталья Заморова. – В этом возрасте мир часто видится в черно-белых тонах, а мышление строится на категориях справедливости. Где животные – стопроцентно невинные жертвы, лишенные выбора и способности навредить. В то время как взрослые люди – «сильные», ответственные за свою судьбу, а значит, и виноваты в своих проблемах. 

Предложите «переходный» вариант: вместе купите корм для собачьего приюта. Или найдите фонды, где помогают собакам-поводырям. Так ребенок увидит, что помощь людям и животным часто неразделима. Важно в любом случае поддержать ту форму доброты, которую ребенок уже проявляет – пусть это забота только о животных. Но это доказательство того, что его сердце открыто».

«Попробуйте поразмышлять с ребенком о том, виноваты ли люди в том, что оказались на улице или тяжело заболели, – советует священник Юлиан Гоголюк. – Верующему ребенку напомните слова из Евангелия: «Просящему у тебя дай», «Тяготы друг друга носите», «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд». Но даже если подросток отказывается участвовать в ваших проектах, не нужно давить.

Для осознанного желания помогать должны быть сформированы базовые качества личности – чуткость, умение жалеть и сострадать. Если этого фундамента нет, то любое «должен» или «поделись» превращается в насилие. Возможно, он просто не готов или будет искать свой личный путь помощи другим». 

Общее дело, а не мамина прихоть

У Анастасии из Воронежа большая семья – пятеро детей. Они живут небогато, но Настя с мужем стараются, чтобы слова о любви к ближним не оставались просто словами. «Раз в месяц мы садимся все вместе – от старших до младших – и решаем: кому наша семья поможет в этом месяце. Может, это будет продуктовый набор для бабушки-соседки или собранные вместе игрушки для приюта. Важно, чтобы даже самый маленький участвовал в решении. Так помощь становится нашим общим делом, а не маминой прихотью, – объясняет Анастасия. 

В семье есть и еще одна традиция. «Мы ее так и называем: «лепта вдовицы». Это особая копилка», – улыбается Анастасия. В копилку складывают в том числе и совсем небольшие деньги, которые удалось сэкономить на лишнем мороженом и конфетах. «Я объясняю детям: «Помните историю про вдову, которая отдала две самые мелкие монетки, но это было все ее богатство?

Так и наши сэкономленные монетки для Бога часто дороже большой купюры, потому что в них – часть нашего сердца и маленькая жертва». Анастасия считает, что очень важно донести до детей правильное отношение к благотворительности. Когда им удается сделать что-то хорошее, вся семья благодарит Бога за радость помочь другим. «Это все меняет: мы понимаем, что мы – не герои, а те счастливчики, которых Бог допустил до Своего дела. И это чувство – самое ценное», – уверена Анастасия. 

Практика добра: простые шаги, чтобы благотворительность стала частью жизни ребенка

Воспитание милосердия – это не спринт, а марафон маленьких, но осознанных поступков. Собрать их в единую систему помогут простые шаги.

Начните с малого и безопасного
Предложите помочь маме, разобрать вместе свои игрушки, чтобы отдать «малышам», покормить птиц зимой, купить и отнести в фонд пачку крупы. Успех в маленьком деле даст ребенку уверенность для больших свершений.

Начните с себя и делайте добро привычным
Ребенок считывает не слова, а действия. Пусть он видит, как вы помогаете пожилой соседке, сортируете вещи для благотворительного фонда, покупаете лишнюю буханку хлеба для бездомного, подаете милостыню, заходя в храм. Пусть это будет для вас совершенно естественно.

Не настаивайте и предлагайте выбор
Если ребенок не хочет помогать или боится прямого контакта с теми, кто нуждается в помощи, – не давите. Примите его доброту в той форме, в которой она проявляется. Предложите альтернативу: вместо поездки в госпиталь, например, помочь фонду с дизайном листовки. Право выбора укрепляет веру в собственные силы.

Говорите и объясняйте
Детям, особенно подросткам, важно понимать, «зачем это нужно». Обсуждайте, почему люди оказываются в трудной ситуации и как наша помощь может изменить их жизнь к лучшему. Отвечайте на неудобные вопросы честно, без нотаций. Ваши спокойные и искренние слова помогут ребенку выстроить свою собственную систему ценностей.

Будьте терпеливы и действуйте от сердца
Не ждите, что ребенок с первого раза проникнется идеей благотворительности. Кто-то пронесет это увлечение через годы, а кто-то будет долго искать свой путь. Не надо заставлять. Лучше вдохновляйте. Помните, что главное – не масштаб помощи, а тот след, который она оставляет в душе ребенка.

«Добро помогает расти над собой, – согласен протоиерей Юлиан Гоголюк. – Господь нас поместил в мире с безграничными возможностями, но есть один секрет, который эти возможности перед нами открывает: желание поделиться с другими нашим изобильным и радостным миром. Желание быть милосердным».

Иллюстрации Дмитрия ПЕТРОВА

 

 

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version