Слово «ропот» сегодня редко можно услышать, но переживание, которое оно описывает, хорошо знакомо нам всем. Мы часто недовольны происходящим вокруг: или неблагодарными детьми, или невнимательным мужем, или грубой продавщицей, или высокими ценами, или решениями правительства, да просто – дождливой погодой за окном. Мы искренне возмущаемся тем, за что Бог послал именно нам такую тяжелую жизнь, полную скорбей. Действительно, за что?
Мы уверены, что наши скорби так велики, что не возмущаться ими просто невозможно. И мы возмущаемся своей долей, забывая о Том, без воли Которого и волос с нашей головы не упадет. О том, откуда берется в нас недовольство жизнью, почему это недостойно христианина и о том, как справиться с изматывающим душу ропотом, мы поговорили с деканом богословского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Павлом Хондзинским.
Не как Ты, Господи, хочешь, а как я хочу

– Какое определение можно дать ропоту?
– Ропот – это неблагодарность Богу. Это лучшее определение, мне кажется, коротко и понятно.
– Почему нам так свойственно роптать, даже из-за мелочей, опоздания на электричку и пр.?
– Мы ропщем и расстраиваемся из-за мелочей буквально с того момента, как проснулись, потому что хочется, чтобы все было так, как мы хотим, как мы придумали и наметили. Нам кажется, что мы знаем, как наилучшим образом все должно сложиться. Но мы совершенно не представляем себе последствий. Хотим полагаться только на свои решения, а полагаться на то, что Господь о нас решает, мы не хотим.
То есть мы не можем понять своей ограниченности в понимании происходящего. Мы все хотим проконтролировать и решить собственными силами. Но тогда непонятно, где Господь в нашей жизни, как Он в нашей жизни участвует, если мы все можем сами?
– А возможно ли человеку спокойно принимать тяжелые события, радикально меняющие жизнь, например неизлечимую болезнь, свою или близких, или это только святым доступно?
– Мы не знаем на самом деле, в какой момент святые становятся святыми. Поэтому думаю, что это возможно, хотя и очень непросто. Многое зависит от того, как мы себя настраиваем. Если мы готовы во всем, что с нами происходит, увидеть волю Божию и согласиться с тем, что воля Божия точно лучше нашей, тогда мы сможем все принять.
Если мы готовы принять, то тогда можно и не роптать. Для ропота просто поводов не останется.
Как и любой священник, могу сказать, что иногда на исповеди я слушаю людей и, узнав, как они живут, прихожу в недоумение, откуда у них берутся силы так жить по многу лет. Кому-то, например, приходится ухаживать за очень тяжелыми больными, а ведь это трудно не только физически. Больные обычно не становятся лучше характером. Но эти люди сумели принять ситуацию, не считают, что делают что-то великое, и я ими искренне восхищаюсь.
Не успели на электричку? Используйте это как упражнение на принятие Божией воли

– Как научиться такому принятию?
– Предположим, вы не успели на электричку – это же мелочь, но надо научиться сперва хотя бы эту мелочь принимать спокойно. Можно использовать это как некоторое упражнение на принятие Божией воли. Не все будет как мы хотим. Каждый день дает много подобных случаев.
Обратите внимание на важный момент. Нам кажется, что если мы нервничаем, возмущаемся, то держим ситуацию под контролем. А на самом деле от нашего возмущения, ропота ничего не меняется. И чтобы на самом деле в ситуации поучаствовать, надо помолиться.
Надо уяснить для себя, что наш ропот, нервное напряжение не имеют перспектив. Они возникают, как мы уже сказали, из-за того, что мы собой хотим подменить Божий промысел. То, что нам надо бы делать – это обратиться ко Господу, помолиться и попросить Его о помощи, если она нужна. А мы чаще действуем по-другому. Нервничание – это разновидность попытки решить все своими силами.
– У людей разный характер, темперамент. Получается, что кому-то легче научиться принимать, кому-то очень сложно?
– Да, наверное, есть люди более взрывные, менее взрывные, и им требуются разные усилия, и абсолютные достижения тоже будут различны. Но мне представляется, что оцениваться будут все же не они или уж во всяком случае не только они. Господь же знает, кто мы, какие мы на самом деле, что нам возможно, что нет. И Он оценит, насколько искренне мы старались двигаться в нужном направлении и делать то, что Он от нас ожидает.
– Чем ропот опасен для нашего внутреннего состояния?
– Ропот не просто опасен, но глобально опасен, потому что это наш отказ жить по воле Божией, если называть вещи своими именами. И здесь уместно вспомнить притчу о талантах. Она «несправедливо» заканчивается, и там тоже можно найти повод пороптать. Потому что имеющему десять талантов, дается еще, а у имеющего один талант, и он отнимается. То есть у кого есть, тому дано будет. Кто благодарит Господа, кто понимает, как много у него уже есть, тому будет еще дано. Кто считает, что его всего лишили, может лишиться последнего, потому что не хочет замечать, что у него есть. А есть много на самом деле.
– В мире действительно много несправедливости, неравенства. Разве этим возможно не возмущаться?
– Вообще, о справедливости нет смысла говорить. Мы знаем, кто был первым борцом за справедливость, это был Каин. Слава Богу, что Господь не обходится с нами по справедливости, Господь действует из милости. Это главное, что нам нужно – Божия милость. Мне кажется, что если человек хоть чуть-чуть продвинулся в сторону Царства Божия, то лучше в каких-то затруднительных обстоятельствах просить не о том, чтобы они прошли, а о милости. Потому что мы не знаем, что для нас лучше. Может быть, чтобы они прошли, а может, что-то иное для нас нужнее. Мне кажется, это очень важно, чтобы все наши просьбы выходили на милость Божию, которая нам всем и всегда необходима. Независимо от наших качеств, талантов и прочего.
Праведный гнев – у праведных

– О чем нам говорит известнейший пример Иова, который оказался в сложнейших обстоятельствах?
– Мне кажется, главная мысль в том, что Бог, который есть Любовь, настолько превышает все наши представления о справедливости и всем остальном человеческом, что от Него можно и нужно принять все.
– Получается, что важно доверять Богу в любых обстоятельствах?
– Да. Господи, не как я хочу, а как ты. В этих словах вся христианская жизнь.
– Помощь страдающим, нуждающимся людям поможет справиться с ропотом?
– Помощь другим людям – это всегда хорошо. Хочешь милости – делай ее. Ропот наш во многом основан и на том, что мы зациклены на себе. В этом смысле нам всем полезно переключаться с себя на других.
– Благодарность Богу избавляет от ропота. А какие шаги можно предпринять, чтобы научиться благодарить в любых ситуациях?
– Чтобы благодарить, надо научиться принимать. Принимать других людей такими, какие они есть. Чтобы не было такого подхода: кто со мной не согласен, тот и на любую другую подлость тоже способен. Это точно не христианская точка зрения. Есть человек, у которого другое мнение, своя точка зрения по самым разным проблемам, серьезным и несерьезным. И мы должны эту точку зрения принять – не как свою, но как искренне возможную для другого человека.
И самое трудное – надо принимать себя. Принимать, что я «такой хороший», а что-то нехорошо делаю. Принимать себя – это тоже начало некоторой благодарности Богу. Мы говорим, что надо потерпеть другого человека, и так же надо потерпеть себя. И это, может быть, труднее многого остального.
– Как принять и потерпеть других, если люди очень разные – кто-то может нам досаждать, у кого-то точка зрения для нас неприемлемая?
– Важно помнить, что терпят все, это часть жизни. Правда, терпение бывает разное. Есть терпение вынужденное, человек сидит в тюрьме и вынужден терпеть, но он это делает с ненавистью. А можно принять то, что с тобой случилось. И принять с миром – это совсем не то, что терпеть с ненавистью. Если мы человека сумеем принять мирно, то мы перестанем замечать, что он нам чем-то досаждает. И еще: будем почаще вспоминать, что праведный гнев – у праведных.
Иллюстрации Екатерины ВАТЕЛЬ