Важные наблюдения и интересные кейсы с конференции «Корпоративная социальная ответственность: практики российских регионов», организованной газетой «Ведомости» в Петербурге


Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Альтруизм и разумный эгоизм

У стратегии корпоративной социальной ответственности и благотворительности разные задачи. КСО работает на будущее всего общества, а прямая благотворительность призвана решать проблемы здесь и сейчас. В некотором смысле, две эти сферы представляют позиции разумного эгоизма и социального альтруизма, но их не следует противопоставлять, считает Елена Грачева, административный директор БФ «АдВита».

По ее наблюдениям, компании, начиная активно вкладываться в КСО, сокращают бюджеты на прямую благотворительность. Особенно остро это чувствуют фонды, которые решают задачи федерального уровня, но находятся в регионах и могут рассчитывать в основном на поддержку региональных компаний. Например, питерский фонд «АдВита» помогает онкобольным со всей страны — они приезжают лечиться в Петербург.

Между тем, опытные благотворительные фонды могут быть превосходными партнерами в КСО-проектах компаний, поскольку имеют широчайшие связи, богатый опыт организации событий и умеют работать с аудиторией.

Пример такого удачного системного сотрудничества, по мнению Елены Грачевой, — партнерские проекты «АдВиты» с компанией «Группа Кронштадт». С февраля 2017 года состоялось 8 совместных акций в самых разных форматах: сбор средств, вывоз подопечных фонда на экскурсию, субботник на территории больницы и даже уникальные лекции специалистов Русского музея для сотрудников «Группы Кронштадт».

Зачет за волонтерство

В переводе с испанского tantaka значит «капля по капле». Так называется pro bono проект Университета Наварры – уже пять лет вуз оказывает некоммерческим организациям по соседству небольшие услуги силами студентов и преподавателей. У проекта 105 партнеров — благотворительных и социальных организаций. Студенты получают богатое портфолио и контакты потенциальных работодателей, а университет выполняет уникальную миссию: он становится флагманом своего региона, опорой местного сообщества.

В отличие от традиционных студенческих волонтерских клубов, Tantaka – часть образовательной программы, наравне с высшей математикой, социологией или курсом латыни, объясняет Магдалена Гаете, представитель Университета Наварры в России. 25 часов волонтерства за семестр зачитываются в учебном плане.

В проекте участвуют 2500 студентов. Администрация университета считает Tantaka одним из самых полезных курсов, потому что он развивает ценные компетенции: уверенность, умение работать в команде и открывать в себе новые таланты, широкий кругозор, чувство ответственности за общество, в котором живешь.

Важно, что в проекте задействованы не только студенты, но весь коллектив университета, включая технических работников. Например, преподаватель экономики проводит тренинги для безработных, обучая их предпринимательской деятельности, физрук вместе со студентами собирает команду, чтобы сыграть в баскетбол с заключенными местной тюрьмы. Студенты-волонтеры могут создать сайт, позаниматься с детьми школьными предметами и волейболом, помочь пожилым людям, поучаствовать в сборе одежды/средств, акциях по обустройству территории или поработать корреспондентом в редакции социального медиа.

Как говорить о КСО

Конференция «Корпоративная социальная ответственность: практики российских регионов»: Юлия Данилова, главный редактор Милосердие.ру

В коммуникации успех во многом зависит от подачи информации. К сожалению, даже лидеры КСО-практик, рассказывая о своей работе, в основном используют кондовый язык бизнес-отчетности – с ним трудно работать и опытным журналистам, говорит Юлия Данилова, главный редактор Милосердия.ру.

Развивать эффективное взаимодействие со СМИ помогают конкурсы. Например, «Мегафон» уже два года проводит конкурс для журналистов и блогеров «Добро начинается с тебя. Включайся!» — представители федеральных и региональных СМИ посетили больше 50 благотворительных мероприятий, проводимых компанией по всей стране.

Ольга Конышкина, менеджер по благотворительности «Мегафон», обращает внимание, насколько важно, откуда общественность узнает о благотворительных акциях компании: «Сообщения в официальных пабликах «Мегафона» и в блогах конкретных людей воспринимаются аудиторией совершенно по-разному. Если в первом случае такие посты часто вызывают комментарии в духе «Это всё пиар», то во втором возникает искренний отклик на инициативу и желание самим поучаствовать в проекте».

Похожий конкурс для СМИ устраивает благотворительный фонд «Линия жизни». Координатор проектов фонда Лана Горбунова предложила компании «Мегафон» объединить усилия.

Новый ресурс для бизнеса и поддержка сообществ

Конференция «Корпоративная социальная ответственность: практики российских регионов»: Жан Зигатуллин, гендиректор «Да-Стратегия»

Проанализировав 108 кейсов крупнейших российских фармацевтических компаний, в агентстве корпоративного развития «Да-Стратегия» пришли к выводу, что львиная доля КСО-проектов, 44%, направлены на поддержание имиджа компании и реализованы в сфере благотворительности — то есть в поддержку конкретных социальных групп. Проектов, которые одновременно создают новый ресурс для бизнеса и поддерживают социальные группы, по словам Жана Зигатуллина, гендиректора «Да-Стратегия», почти нет.

Один из редких примеров — коммуникационная платформа Фарминнотех. Она адресована студентам и школьникам и предлагает им под руководством профессиональных фармацевтов внести свой вклад в решение задач, над которыми фарминдустрия работает сегодня. Молодые люди могут выбрать одно или несколько направлений и подключиться к решению задач в той компании, которая ей или ему интересна.

Благодаря платформе ученики и студенты собирают рабочее портфолио и выбирают профориентацию, вуз и будущее место работы. А петербургские фармацевтические компании, участники Фарминнотех, не только получают дополнительный ресурс, но и предотвращают кадровый голод — он в этой быстро растущей отрасли, по словам Дмитрия Чагина, директора союза «Медико-фармацевтические проекты. XXI век», может в ближайшем будущем составить 300%. С этой же целью команда Фарминнотех активно участвует в образовательных мероприятиях для школьников, популяризуя химию как прикладную науку. На сегодняшний день платформа собрала 2625 участников, с их помощью предложено 4875 решений.

Дружеский тандем

Евгений Благодарёв и Андрей Лазаренко. Фото с сайта ttelegraf.ru

В городе Мончегорске живут два друга, Евгений Благодарёв и Андрей Лазаренко. У Андрея инвалидность по зрению, он почти ничего не видит, особенно в темноте. Друзья катались вечерами вместе на велосипедах: Евгений ехал впереди с мощным фонарем на затылке, чтобы Андрей мог следовать за ним, ориентируясь на свет. Однажды Благодарев предложил попробовать ездить на тандеме – но в городе таких велосипедов не нашлось.

Тогда местные активисты Всероссийского общества слепых объединили усилия с представителями молодёжной общественной организации «Life Extreme» и подали заявку на конкурс соцпроектов «Мир новых возможностей» Норильского никеля. Оформить заявку помогли сотрудники администрации Мончегорска. Так проект «Тандем – забудь про одиночество» выиграл первый грант. За четыре года в нем приняли участие 180 людей с нарушениями зрения и 30 волонтеров – они вместе тренируются, ходят в походы, устраивают веловыезды, сплавляются парами на байдарках. Велопары на тандемах в городе теперь можно встретить в любую погоду – зимой на колеса ставят шипованную резину.

«Этот проект интересен тем, что в нем начали сотрудничать две совершенно не похожих организации, — говорит Ирина Жуйкова, главный менеджер Управления благотворительных программ компании «Норильский никель». — Обществу слепых много лет, и хорошо, что молодое и мобильное объединение, спортсмены «Life Extreme», стали их партнерами. Обоим есть, чему друг у друга поучиться».

Конференция «Корпоративная социальная ответственность: практики российских регионов»: Ирина Жуйкова, главный менеджер Управления благотворительных программ компании «Норильский никель»

Участники «Тандема» стали друзьями, и возникла новая идея: построить в городе скалодром, где можно было бы проходить реабилитацию на инвалидной коляске. Благодаря проекту «Тандем 2 – расширь границы возможного!» в Мончегорске появился уникальный спортивный клуб, где есть не только адаптированный скалодром, но и хендбайки – велосипеды, которые приводятся в движение руками. От дома до спортклуба и обратно параспортсменов довозит социальное такси. Участники клуба выезжают на соревнования, а Евгений Благодарев думает о том, чтобы создать параспортивные тандемы – для двух людей с разными инвалидностями.