Три главных (и очень сложных) вопроса о Пасхе

Накануне праздника говорим о том, что бывает очень трудно понять и объяснить: о победе над смертью, об истинном смысле Пасхи и о том, какая радость ждет нас в день Светлого Христова Воскресения

Вознесение. Фреска купола Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове. Ок. 1140 г.

Благодаря Евангелию мы знаем о событиях последних дней жизни Спасителя, и о его воскресении. Знаем слова пасхальных тропарей и молитв, которые говорят о победе Христа над смертью и о том, что самое главное в грядущем Празднике. Знаем и об удивительной радости, которую Господь провозгласил  спешившим ко гробу женам-мироносицам.

Но не всегда понимаем, а что все это значит лично для нас?

Почему, если Христос воскрес и победил смерть, мне и моим близким все-таки придется умереть? И судя по всему, это будет страшно, раз сам Господь молил Отца о том, чтобы его миновала чаща сия.

Что мы на самом деле празднуем на Пасху? Мы понимаем всю исключительность того, что произошло с Христом, но действительно ли  мы осознаем, как это касается нашей жизни, и как это навсегда изменило весь окружающий нас мир?

А та самая пасхальная радость? Все о ней говорят, но видел ли ее кто-то, ощущал ли и главное – можно ли ее описать? Ведь это точно не радость от поедания куличей и возможности отойти от ограничений поста. Можно ли эту радость почувствовать и сохранить, продлить как можно дольше?

Собрали для вас важные и ценные тексты о главных вопросах Пасхи.

Кроме того, предлагаем вам прочесть материал «Страстная седмица: семь шагов с Богом». В нем мы подробно рассказываем о каждом из дней, евангельских чтениях и церковных службах.

В статье «В ожидании праздника: полезное чтение, которое помогает настроиться на Страстную неделю и Пасху» вы найдете личный опыт проживания Страстной седмицы, инсайты русских богословов и философов о Пасхе, токование евангельских притч и утешение для работников 11-ого часа.

Почему Христос воскрес, а я умру?

«Воскресение Христа» (фрагмент). М.В. Нестеров, 1922. Тульский музей изобразительных искусств
«Воскресение Христа» (фрагмент). М.В. Нестеров, 1922. Тульский музей изобразительных искусств

Из тропаря Пасхи мы знаем, что Господь победил смерть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Но почему же тогда мы умираем, если больше почти две тысячи лет назад самый острый вопрос нашего бытия был решен раз и навсегда? Найти ответ мы попытались в материале «Христос воскрес, а я умру? Почему в мире осталась смерть»: его автор Мария Харькова анализирует различные мнения о том, что такое победа над смертью в евангельском смысле слова.

«Естественная смерть положена всем, – писал святитель Дмитрий Ростовский. – Как говорит Писание: «Человекам положено однажды умереть» (Евр. 9:27), а духовная смерть – только для желающих, ибо Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк. 8:34). Он никого не принуждает, но говорит: «Кто хочет». И в этом – принципиальная разница. А еще святитель сравнивал смерть с лестницей, ступени которой – праведные дела, а две боковые доски – оканчивающаяся жизнь телесная и начинающаяся – вечная.

На пасхальной заутрене мы слышим слова Иоанна Златоуста: «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?», но часто воспринимаем их как риторические. Интересно, что святой еще не раз касался этой темы, и в одном из его посланий мы можем найти развернутый ответ: «Христос <…> поразил самое лицо смерти. Что я говорю лицо? Самое имя ее он изменил, потому что она уже не называется смертию, но успокоением и сном».

О том, что на самом деле означает победа Христа над смертью, размышляли и наши ближайшие современники. «Человек знает, что если смерть не имеет смысла, то не имеет смысла и жизнь», – говорит протопресвитер Александр Шмеман.

Смерть, по слову отца Александра Шмемана – «выкуп за грех», за непослушание человека Богу. Таким образом, она должна быть уничтожена как духовная реальность разрыва человека с Богом.

Почему святитель Григорий Нисский называл смерть благом, а митрополит Сурожский Антоний (Блум) считал, что смерть может наполнить величием и смыслом все, что кажется мелким и незначительным, вы узнаете из нашей статьи.

Что мы празднуем на Пасху на самом деле?

Вознесение Господне. Фреска монастыря Варлаама в Метеорах, Греция. XVI век
Вознесение Господне. Фреска монастыря Варлаама в Метеорах, Греция. XVI век

Даже воцерковленные люди не всегда могут ясно ответить на вопрос, что мы празднуем на Пасху и почему Воскресение Христа – ключевое событие в истории, не только для христиан, но и для всех людей и даже природы. Смыслы Пасхи читателям в материале Даниила Сидорова «Что мы празднуем на Пасху на самом деле?» объясняет миссионер и богослов протоиерей Олег Стеняев.

«На Пасху мы празднуем освобождение от власти дьявола, от власти греха и от власти страха смерти, – объясняет отец Олег.  – Потому что чудо Христова воскресения после Его искупительной смерти – это свидетельство о том, что грех не является реальностью нашей жизни. Всякий раз, когда мы переживаем Божественное оправдание, нам как бы предоставляется возможность начать жизнь с чистого листа».

Священник обращает наше внимание на то, что в пасхальных событиях важно увидеть и осознать не только факт воскресения, но и то, что Христос умирает. Происходит невозможное, ведь Бог – это источник жизни, по-славянски Жизнодавец, а по-древнееврейски Яхве, что буквально значит «Сущий».

Умирая и сходя во ад, божественное во Христе не отделяется ни от души, ни от тела, но при этом Бог, как писал Иоанн Дамаскин, «умертвил смерть блистанием Божества». И дальше удивительное – своей искупительной жертвой Сын Божий дает людям не прощение, когда ты виновен, но тебя прощают, и не милость, когда человек прощения не достоин, но все-же получает его. Во Христе люди получают оправдание.

Протоиерей Олег Стеняев подчеркивает, что Пасха – это то, что меняет судьбу всего мира, это событие вселенского масштаба. Христос единосущен каждому человеку, живущему на земле, независимо от его религии, нравственного состояния и так далее. Чудо Его воскресения – это событие, которое потрясает человеческую природу от первого человека до последнего.

Подробнее о том, почему существуют три смерти, и чем они отличаются друг от друга, и о том, что даже отрекшиеся от Христа ощущают Пасху, читайте в нашем материале.

Как почувствовать и сохранить пасхальную радость?

Рисунок Екатерины Ватель
Рисунок Екатерины Ватель

На Пасху мы много говорим о радости. Но что делать, если Пасха пришла, а радости не случилось? Или если радость пасхальной ночи испарилась буквально за несколько дней? А ведь кроме того, Церковь призывает нас чествовать каждый воскресный день и видеть в нем отсвет той, самой главной Пасхи, проживать ее каждую неделю. О том, как почувствовать и надолго сохранить в себе пасхальную радость, в материале Елены Тростниковой размышляет настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Сергий Правдолюбов.

Священник сразу оговаривает, что пасхальную радость не нужно сравнивать с обычными земными радость – это не эмоция, не земного характера состояние. Если это понять, многое станет яснее и проще. «Пасхальная радость принадлежит к вечности, не к нашему времени, – говорит отец Сергий. – А когда мы соприкасаемся другому пространству, другому времени, другим реальностям, не так-то легко бывает устоять на ногах, воспринять их в полноте. Ты жил как-то – и вдруг перед тобой событие и состояние Воскресения Христа… Очень трудно!»

Гарантировано заслужить эту радость, выполняя какие-либо действия, или почувствовать, слушая определенные песнопения и молитвы, не получится. Пасхальная радость не может быть механической, и это не награда, которая дается по каким-то, для всех единым законам. Но все же, говорит протоиерей Сергий Правдолюбов, есть маленький секрет: стяжать пасхальную радость может помочь… сочувствие. Если нам, как некогда благоразумному разбойнику, удастся искренне посочувствовать Христу. «Это евангельское событие можно принять близко к сердцу, посочувствовать, пострадать мысленно с Господом Иисусом Христом. Ведь какие Он претерпел страшные страдания, как Он кровь проливал, как это было страшно! И все, написанное в Евангелии, надо душой объять, чтобы это было твое важнейшее со-чувствие, со-переживание, со-страдание. Вот тогда может прийти пасхальная радость».

В статье вы найдете также советы, как сохранить пасхальную радость на Светлой седьмице и далее, каждое воскресенье ощущать искренне и ярко, во всей полноте жизни и отсвета евангельских событий.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?