«Я останусь со своим народом, пока Господь не призовет меня к Себе»

Сербский священномученик Платон (Йованович) во время Первой мировой войны был в окопах вместе с солдатами, а еще помогал их семьям. Вместе со свт. Николаем Сербским выступил против государственной антиправославной политики в Югославии. В 1941 году зверски убит хорватскими усташами за отказ уехать, оставив свой народ. Память 5 мая

Священномученик Платон (Йованович). Баня-Лука, 1899. Фото: wikipedia

Сербская церковь – церковь-мученица: пять веков турецкого ига, потом балканские, потом две мировые войны, геноцид сербов в Косово в «мирное время». Но «малое стадо» остается верным Христу, а за него перед престолом Божиим молятся тысячи сербских мучеников.

Один из них – священномученик Платон (Йованович), епископ Банялукский. Его отец Илия был военным, известным своим мужеством в борьбе с турками. Своего первого сына Миливое (так звали в детстве свщм. Платона) он решил посвятить Богу и, когда тот вырос, отправил учиться в Белградскую духовную семинарию.

Сожжение неприятельского флага

Монашество Миливое принял на третьем курсе, став отцом Платоном. Однако до тихой кельи было далеко. В стране, как всегда, было неспокойно. Горячий патриот, студент отец Платон принимает участие в протестах против устроенной в одной из областей страны австро-венгерскими властями мадъяризации сербского населения: насильственного введения венгерского языка во всех невенгерских школах и пр., чтобы свести на нет сербское языковое и культурное присутствие в тех землях. Особенно коробило чувства сербов навязывание там венгерского флага.

В здании Белградской духовной семинарии собрались семинаристы, студенты университета и множество народа. Скупщина приняла решение сжечь венгерский флаг у подножия памятника князю Михаилу Обреновичу, сербскому герою.

Ректор семинарии архимандрит Фирмилиан Дражич, принимавший активное участие в работе скупщины, поручил акцию сожжения флага семинаристам, в числе которых был и о. Платон.

Поручение было выполнено, правда, позже, став священником, о. Платон жалел о такой форме протеста и даже просил в наказание снять с него сан.

Уволен за отличную службу

Балканская война. Ярослав Вешин, начало XX в. Национальная художественная галерея, г. София, Болгария

После учебы в Московской духовной академий о. Платон возвращается в Сербию и занимает, как молодой и перспективный иеромонах, высокие руководящие должности. Преподает, служит, проповедует и всегда, где бы ни был и чем бы ни занимался, помогает нуждающимся.

Во время Балканских войн (1912–1913) архимандрит Платон становится полковым священником. Как сын военного, он хорошо знал, чем помочь солдату. Прямо в окопе он разговаривал, исповедовал, причащал, а еще собирал просьбы, помогал солдатским семьям, помогал оставшимся без мужей вдовам, передавал последние слова умирающих.

Храбрость и мужество архимандрита Платона ни у кого не вызывали сомнения, так же как и его исключительная честность – и ему доверяли дело распределения гуманитарной помощи.

Несмотря на храбрость, доблесть и честность, а также благодарность и почитание народа, архимандрита Платона неожиданно обвиняют в измене, сотрудничестве с оккупантами и отстраняют от служения. Архимандрит Платон увольнение принял как волю Божию, не требовал объяснений и сам не стал объясняться. В это время он работает плотником и умудряется откладывать деньги на помощь другим.

Кровавый крестный ход

Слева – патриарх Варнава в 1932 г. Справа – епископ Жичский Николай. Фото: wikipedia

Однако через некоторое время дело архимандрита Платона приняло другой оборот, и его восстанавливают в служении, поручая руководство многими церковными инициативами; в 1931 году архимандрит Платон уже викарный епископ Сербского патриарха. В то время в Югославии началась борьба с конкордатом – готовящимся договором с Ватиканом, согласно которому Католическая церковь и население Югославии могли получить правовые, гражданские и религиозные привилегии по сравнению с православными, несмотря на численное преимущество последних. Дарование католикам привилегий нарушало и государственные законы, а именно закон о равноправии всех вероисповеданий.

Православные оказывались перед испытанием: получалось, что переход в католичество (а исторически такое случалось не раз) автоматически приносил немалые выгоды.  

Первыми осудили конкордат патриарх Варнава, епископ Жичский Николай (святитель Николай Сербский), а также епископ Платон (Йованович). Как исполняющий обязанности управляющего типографией монастыря в Сремских Карловцах, владыка Платон позаботился о том, чтобы в срочном порядке разъяснить народу положения конкордата и предупредить об опасности его принятия.

В кульминационный период борьбы неожиданно заболел патриарх Варнава: медицинские анализы указывали на отравление. В народе и Церкви поднялось возмущение, многие подозревали власти в покушении на жизнь патриарха и открыто высказывали свои подозрения. 26 мая 1937 года несколько архиереев собрали свою паству в храм св. Архангела Михаила на молебен о здравии тяжко болящего патриарха. После молебна предстоял крестный ход через весь город с призывом ко всем верным молиться за патриарха.

Но власти запретили крестный ход – якобы из-за оживленного уличного движения в это время. Однако православных это не остановило. Вместе с другими архиереями в крестном ходе принял участие и епископ Платон.

Полиция получила приказ любой ценой остановить шествие. Жандармы подняли дубинки. Во время крестного хода, получившего в сербской истории название «кровавого», было избито до полусмерти множество сербских священников и иерархов. Несмотря на всенародный протест православных, народная скупщина (нижняя палата парламента – прим. ред.) ратифицировала конкордат 23 июля 1937 года. В тот же день скончался патриарх Варнава, скорее всего, так и не узнавший перед смертью о циничном решении.

Пока Господь не призовет

Встреча немецких войск в Загребе 10 апреля 1941 года. Фото: wikipedia

Немецкая оккупация Югославского королевства дала возможность образования «Независимого государства Хорватии» (НГХ) во главе с Анте Павеличем, лидером хорватских националистов и фашистской организации Усташей (19291945).

«Усташский долг – воздать за все сполна. Но не равной мерой. Усташи, запомните: за зуб – голову, за голову – десять голов. Так велит усташское Евангелие», – гласил девиз хорватских фашистов. (По вероисповеданию хорваты были католиками, к сожалению, в распространении хорватского национализма и подготовке усташей большую роль сыграло католическое духовенство.)

Усташи и их идеология в новом государстве заняли абсолютно монопольное положение. Все политические партии и общественные движения были запрещены. Только члены движения могли занимать важные государственные должности. Павелич сам принимал все законы, назначал членов высшего руководства и функционеров усташского движения. В НГХ не существовало каких-либо выборных органов ни на государственном, ни на локальном уровнях.

19 апреля 1941 года в НГХ был издан указ, согласно которому сербы «Независимой Хорватии» приравнивались к евреям и цыганам и приговаривались к изгнанию. Все служащие сербского происхождения были уволены.

Строжайшим образом была запрещена кириллица и любые надписи на ней в общественных местах. Велась целенаправленная работа по «искоренению сербизмов» и всего, что хоть отдаленно напоминало о сербах. Начались гонения, грабежи, убийства, осквернение святынь. Хорватские усташи с патологической жестокостью уничтожали сербов и Православную Церковь.

Территория епархии епископа Платона стала частью «Независимой Хорватии». Владыке приказали покинуть Баня-Луку, прервав всякое общение со своим народом. Епископ Платон ответил: «Я ка­но­ни­че­ски и за­кон­но по­став­лен епи­ско­пом Ба­ня­лук­ским и как епи­скоп я дал обет Бо­гу, Церк­ви и на­ро­ду, что все­гда бу­ду за­бо­тить­ся о сво­ей пастве, невзи­рая ни на ка­кие об­сто­я­тель­ства. Я на­все­гда свя­зал свою жизнь и судь­бу с жиз­нью и судь­бой сво­е­го ду­хов­но­го ста­да и оста­нусь с ним, по­ка Гос­подь не при­зо­вет ме­ня к Се­бе».

Епископу было 66 лет. В его последнем письме есть такие слова: «Мне необ­хо­ди­мо окреп­нуть, я силь­но из­му­чен и ослаб… Я устрем­ляю свой взор к небе­сам, к Бо­гу и упо­ваю на ми­лость Его…».

В ночь с 5 на 6 мая 1941 года усташи арестовали владыку Платона вместе со священником Душаном (Суботичем). Обоих вывезли за город, пытали и убили, а потом сбросили тела в реку Врбань. Через 18 дней изувеченное тело владыки Платона нашли у деревни Кумсале: на те­ле были ре­за­ные, разъ­еден­ные со­лью ра­ны, ожо­ги и сле­ды от трех пуль. Известно имя одного из палачей – это усташ Асим Челич.

Вла­ды­ку Платона и священника Душана тай­но и без от­пе­ва­ния по­хо­ро­нили на во­ен­ном клад­би­ще Ба­ня-Лу­ки.

Сейчас мощи святителя Платона помещены в раку и открыты для поклонения в соборе в Баня-Луке. Благодарные сербы молятся своему небесному заступнику о мире и благополучии, а теперь его почитают и во всей Русской Православной Церкви. Он помогает всем, кто обращается к нему с молитвой за помощью. Как при жизни он старался помочь всем нуждающимся, так продолжает делать это и после своей смерти.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться