Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Добро возвращается тысячекратно: два народа пришли друг другу на помощь, хотя могли пройти мимо

Ирландцы собрали $4 млн на помощь индейцам навахо, оказавшимся в эпицентре пандемии COVID-19. Это память о милосердии – 170 лет назад навахо не остались равнодушными, когда ирландцы умирали от голода

March 20, 2017 - Dublin, Ireland - A view of striking sculptures depicting migrating sufferers of Ireland's Great Famine from 1845 to 1852 by Rowan Gillespie, in Dublin, on March 20, 2017. (Credit Image: В© Artur Widak/NurPhoto via ZUMA Press)
Статуи в виде людей на улице
Памятник ирландскому голодомору в Дублине, Ирландия. Фото ZUMA/ТАСС

Трудно представить себе два более далеких друг от друга народа – американские индейцы и ирландцы. Географически, исторически, культурно их разделяют континенты. Но это только на первый взгляд. Уже почти два века между ними существует прочная связь добра и милосердия – она зародилась после того, как оба народа почти одновременно пережили каждый самую страшную трагедию в своей истории.

Дорога Слез

Люди идут вереницей по снегу
Насильственное выселение индейцев чероки. 1838  год

В 1830 году Конгресс США принял закон о насильственном переселении индейцев навахо (чероки, чокто, семинолы и другие) – людей обязали покинуть свою родину, плодородные земли на юго-востоке США, где к тому же, к несчастью для индейцев, обнаружили золото, и переселиться на Дикий Запад, в Оклахому, пройдя пешком, зимой, более 1000 км, – с маленькими детьми и пожилыми родителями. Местные власти обещали семьям еду, теплую одежду, кров, но в реальности бросили их на произвол судьбы – «кому положено помереть, помрут».

Этот чудовищный зимний переход получил у индейцев название «Дорога Слез». Из 20 000 человек, первыми депортированных на новые земли, не менее 8000 человек умерли от голода, обморожения и вспыхнувших инфекций.

Процесс депортации затянулся на десятилетия – тех, кто сопротивлялся выселению до последнего, сгоняли в резервации – концентрационные лагеря, где оставшиеся племена навахо должны были ожидать переселения, «освободив» свои земли для белых, и где их снова ждали голод и болезни. Лишь в ХХ веке часть навахо смогла вернуться домой.

Картофельный Голодомор

Девушка с рукописью в руках, около нее старик и старуха. На заднем фоне корабль и дом
«Ужасный рекорд», Плакат Джона Джонсона, посвященный голодомору в Ирландии. 1881 год. Репродукция wikimedia.org

Первыми из навахо в депортации в Оклахоме оказалось племя чокто. Здесь, в 1847 году, на религиозном собрании, им зачитывают письмо-обращение – Генеральный комитет помощи Ирландии в Нью-Йорке сообщает о беде в далекой стране – тысячи людей гибнут от голода и им собирают пожертвования.

Индейцы – на чужбине, лишенные земли, в трауре по близким, которых потеряли на Дороге Слез. Но эти обездоленные люди не спрашивали подробностей – им достаточно было услышать слово «голод», чтобы начать собирать денежную помощь. Сами пройдя через голод, навахо, как никто другой знали, что значит вовремя накормить человека – этим ты продлеваешь ей или ему жизнь.

По центу, они собрали гигантскую для своего нищего сообщества сумму – $170 ($5000 в современном эквиваленте) и передали их Обществу друзей в Дублине, которое отправило деньги на продовольствие для голодающих. Много это или мало? Люди, у которых не было ничего, кроме горького опыта за спиной. Ничего, кроме страданий, которые научили их сочувствию.

Великий Картофельный голод длился в Ирландии почти десять лет, с 1845 по 1855 годы, и историки до сих по спорят – стала ли эта трагедия результатом стихийного бедствия или это был геноцид, направленный на сокращение численности ирландцев. По разным оценкам, около 1 млн человек за это время умерли от голода и эпидемий, около 2 млн – вынуждены были покинуть свои дома и эмигрировать.

Голод почти всегда можно предотвратить, если только у правительства есть политическая воля для этого, – говорит Нобелевский лауреат, экономист Амартья Сен. У британского правительства середины XIX века такой воли в том, что касалось ирландцев, не было – отношение к ним удивительно напоминало политику американских властей на исконных землях навахо.

Умирали с травинками во рту

Черно-белый рисунок женщины с детьми
Женщина с детьми во время голода. Набросок Бриджета О’Доннела. 1849 г.

Колонизация Ирландии британцами привела к тому, что коренные жители, так же, как индейцы, потеряли свои земли и их вынудили платить огромную арендную плату английским и шотландским землевладельцам. Спасением стал картофель – он прекрасно рос в суровом климате Ирландии. Но в 1845 году картофель поразил фитофтороз – практически весь урожай сгнил. Начался голод, а вместе с ним пришли болезни – холера, тиф, дизентерия. Все это обрушилось на Ирландию, как снежный ком.

Британское правительство повело себя, мягко говоря, странно – вместо того, чтобы оказать помощь, власти усилили поборы с местных фермеров и не только не запретили экспорт продовольствия, а, наоборот, увеличили. В то время как жители Ирландии тысячами умирали от голода, – люди пытались выжить, поедая траву, – в Англию оттуда отправлялись корабли, полные продовольствия.

Многие историки сходятся во мнении, что действия правительства Британии привели к увеличению жертв. Как бы дико это ни звучало, образованные британцы того времени всерьез рассматривали недостатки ирландского характера — слишком «нечистоплотные, ленивые, склонные к насилию и абсолютно безответственные». Ирландцев нужно научить стоять на собственных ногах и отучить полагаться на правительство – вот и повод нашелся, считали они. Этнические предрассудки заполнили газеты.

В итоге, чтобы получить право на государственную помощь, голодающие люди должны были быть готовы на любую работу – чаще всего, несмотря на истощенность, им предлагали дробить огромные камни. Заработная плата измерялась размером выполненной работы, а не фиксированной ежедневной оплатой, как было принято в остальных частях страны.

«Удар милосердного провидения»

В документах того времени видно, что британские министры, политики, государственные служащие относились к ирландцам, как к «недочеловекам». Так же, в сущности, как белые американцы – к индейцам. Да, они, конечно же, были людьми…но не совсем.

Когда истощенные крестьяне обратились за поддержкой к своим колониальным хозяевам, британский чиновник, сэр Чарльз Тревельян, разразился книгой «Ирландский кризис», в которой назвал голод, постигший ирландцев, «прямым ударом милосердного провидения, которое обнаружило корень социального зла». Голод, заявил он, – это «острое, но эффективное средство, с помощью которого выздоровление, вероятно, наконец произойдет». Иными словами, голод пойдет на пользу недостойному ирландскому народу.

«Они хотели уничтожить значительную часть национальной, расовой и этнической группы – ирландский народ», – делает вывод Френсис Бойль, профессор международного права Иллинойского университета.

Нельзя жертвовать больше, чем королева

О постигшей ирландцев катастрофе узнали в других странах. По всему миру, прежде всего, в США, куда эмигрировали много ирландцев (клан Кеннеди, из которого в будущем выйдет президент США Джон Кеннеди, – одним из первых) организуют комитеты по оказанию помощи и благотворительные сборы в церквях и синагогах.

Жители Нью-Йорка собрали $170 000, это почти $4 млн – «по копеечке» в сборе участвовали все, от детей-сирот в приюте до заключенных тюрьмы Синг-Синг. Несколько королевских особ  Европы также решили пожертвовать из собственного кармана – среди них русский царь Александр II и королева Виктория. Хотя ее прозвали «Королевой Голода», она сделала крупнейшее личное пожертвование – $10 тыс. Турецкий султан Абдулмеджид I хотел внести $50 тыс на помощь голодающим, но ему отсоветовали, поскольку этим он нарушил бы королевский протокол, посылая денег больше, чем сама Британская Королева. В результате он согласился на $10 тыс, и международный благотворительный скандал удалось замять.

Президент США Джеймс Полк пожертвовал 50 долларов, чем несказанно всех удивил и подвергся критике за мизерное пожертвование.

В списке доноров – сплошь ирландские фамилии

Из всех даров ирландцам особенно запомнился дар не знаменитых и богатых, а обездоленных навахо – поколение за поколением, они передавали детям рассказ и память о пожертвовании в $170.

И в наши дни, спустя почти 200 лет, ирландцы возвращают добро – на сайте краудфандинговой платформы GoFundMe собрано уже более $4 млн на помощь семьям навахо, пострадавшим от пандемии COVID-19, и деньги продолжают поступать.

По навахо ковид ударил сильнее всего – доля смертности среди них самая высокая в стране. Коренные американцы особенно уязвимы перед коронавирусом прежде всего из-за бедности и ограниченного доступа к медицинской помощи. Во многих резервациях отсутствуют базовые удобства – нет ни водопровода (приходится качать воду вручную), ни электричества, ни интернета. Навахо насчитывают сегодня 300 000 человек – при этом им доступны только 20 коек отделения интенсивной терапии. Тяжелых больных интубируют прямо в отделениях неотложной помощи, которые не приспособлены для этого, – но, если состояние критическое, это единственный способ спасти жизнь. Не хватает медикаментов, средств личной гигиены и даже еды. Государство выделило на борьбу с пандемией в штате $8 млрд долларов – но до навахо эти деньги дойдут не скоро из-за бюрократической волокиты.

В Комитете по сбору средств для навахо и хопи на GoFundMe почти сразу заметили, что основная сумма из $4 млн поступает от физлиц из Ирландии. Оказалось, что стартом послужил твит ирландской журналистки Наоми О’Лири, написавшей, что навахо терпят бедствие из-за короновируса и «сейчас самое время вернуть долг индейцам». Сообщение стало вирусным.

Кассандра Бегай, представитель народа Навахо и член команды по сбору средств расплакалась, рассказывая газете The Irish Time, что пожертвования буквально хлынули потоком. Список доноров читается, как телефонная книга, – сплошь ирландские фамилии.  Небольшие суммы -10, 20, 30 долларов, иногда 100 – вылились в огромную реку Щедрости. Многие жертвователи оставляют комментарии, что они помнят добро и помощь коренных американцев во время Великого голода. А многие только сейчас узнали о том, что произошло много лет назад, и решили присоединиться.

Кэти Кейн, профессор Программы колониальных исследований в Университете Монтана, уверена, что все не случайно. Необыкновенное сходство в судьбах двух таких далеких народов – ирландцев и коренных американцев – поразительно. Их образ «чужаков», «других» угрожал порядку, который установили власти, и поэтому к ним относились, как к дикарям. У каждого из них была своя Дорога Скорби, которая привела к гибели огромное количество людей.

«Спасибо, Ирландия, за солидарность и за то, что вы здесь, с нами в тяжелый момент»,- написали новахо, обращаясь к жертвователям GoFundMe.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?