«Елка желаний», сбор подарков через торговые сети, благотворительная ярмарка, инклюзивный культпоход и удобный онлайн-формат

Фото с сайта medsi.ru

В декабре в рамках предновогодних и рождественских акций некоммерческий сектор, по разным источникам, привлекает до трети годовых сборов. Фонды с сожалением отмечают, что почти не осталось компаний-доноров, готовых пожертвовать остаток годового бюджета партнерскому НКО. В то же время количество предложений о совместных с подопечными мероприятиях возросло. И в них почти полностью исчезли поездки с подарками в детские дома.

В обсуждении между фондами и сотрудниками и собственниками все чаще рождаются нестандартные win-win решения. «Компании получают отличные маркетинговые возможности привлечь новую целевую аудиторию, заметные инфоповоды и даже рост продаж, а также вносят ощутимый вклад в реализацию своей социальной миссии, — говорит Елена Мартьянова, директор по развитию и коммуникациям фонда помощи хосписам «Вера».  Фонд же —  вместе с яркими акциями — приобретает от бизнеса ресурс для развития своих проектов, а нередко и долгосрочное партнерство».

В декабре 2018 года по инициативе Mastercard в соцсетях прошел флешмоб с участием известных блогеров и звезд. Цель — привлечь внимание общества к теме помощи детям и формированию лояльности к социально ответственному бренду. Так все владельцы Mastercard оказались участниками благотворительной акции в пользу тяжелобольных детей. Совершая привычные покупки с помощью карты, они помогали детям, подопечным сразу 8 фондов, включая фонды «Вера», «Фонд Хабенского», «Обнаженные сердца», «Дети-бабочки» и другие. По итогам акции Mastercard направил 75 млн рублей в фонд «Друзья» в пользу детей-подопечных этих 8 фондов. В этом году благополучателями акции по решению компании станут уже 12 фондов России.

«Елка желаний»

Эта новогодняя акция может называться по-разному, но суть одна: НКО соединяет компании-участники со своими подопечными, а компании устанавливают у себя в офисах елку с пожеланиями маленьких и взрослых благополучателей и исполняют их. Помимо развивающих игрушек и наставничества, это может быть пожертвование на оплату подопечным необходимых образовательных занятий со специалистами, консультацию семье с больным ребенком, специальное оборудование или дорогостоящее лекарство. Удобство в том, что принять участие в акции могут сотрудники компании по всей стране в формате онлайн.

Например, «Елки желаний» в пользу БФ Даунсайд Ап провели онлайн на сайте фонда компании «Лаборатория Касперского» и QIWI. Похожие акции, ориентированные на частных доноров, устраивают БФ фонд «Детские деревни SOS» и БФ «Дети наши» — «Дарите навыки вместо игрушек».

В этом году фармкомпания БИОКАД впервые направила средства, выделенные на новогодний корпоративный праздник, на подобный спецпроект с фондом «Вера». Триста семей с тяжелобольными детьми, которых фонд обеспечивает необходимой медицинской аппаратурой, специальным питанием, уходовыми средствами и многим другим, смогут бесперебойно получать эту помощь. Еще одна часть помощи – качество жизни семей. «Нам важно, чтобы у детей и подростков была насыщенная жизнь, общение, путешествия, впечатления – несмотря на болезнь, — говорит Елена Мартьянова. — Мы не всегда успеваем исполнить все мечты, и компания взяла это на себя, параллельно вовлекая сотрудников. Они все больше узнают о сути нашей помощи – и мы видим, что это становится мостиком к осознанной благотворительности».

Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора АМР, считает, что традиционные корпоративы уходят в прошлое — компании все чаще от них отказываются в пользу «Елки желаний» и других благотворительных форматов. «На это, безусловно, влияет и государственная политика, — говорит эксперт. — Например, «Марафон детских желаний» поддерживает лично президент России. В конце 2018 года, объявленный Годом волонтера, даже на заседании Госсовета в Кремле всем чиновникам и губернаторам была предоставлена возможность взять с елки шарик с желанием ребенка. Губернаторы, конечно, ответственно исполнили мечты маленьких россиян из социальных учреждений и попутно внимание государства пошло на пользу этим социальным учреждениям».

Ставшая традицией массовая акция декабря — благотворительный «Зимний праздник жизни», совместный проект «ГУМ-Каток» и фонда «Линия жизни». Он проходит всего один день — первый день работы катка, когда на благотворительность направляются все собранные средства. При этом фонд берет на себя всю развлекательную программу — приглашает известных спортсменов, партнеров из бизнеса, вручает участникам акции подарки  и сувениры. В 2018 году более 350 человек приняли участие в праздничном семейном катании и тем самым помогли собрать 3 010 446,70 рублей на онкологический эндопротез плечевой кости Нине Семеновой из Подмосковья, с заболеванием саркома Юинга.

Благотворительная ярмарка

Фото с сайта medsi.ru

Волонтеры из компаний вместе с подопечными детских домов заранее готовятся к ним — делают сувениры, а потом продают свои поделки на ярмарке в пользу тех самых подопечных.

Формат ярмарки как вариант замены новогоднего корпоративного события в пользу фонда успел прижиться в самом далеком ранее от благотворительности секторе – IT. Так, в 2018 году ярмарка, включая концерт сотрудников, успешно прошла в «Лаборатории Касперского» в партнерстве с фондом «Живи». Компания не только инвестировала в организацию и проведение события, но и удвоила сбор фонда от ярмарки – таким образом собранная для подопечных НКО сумма перемахнула рубеж в 1 млн рублей.

Сотрудники компании, а это в основном мужчины, неожиданно оказались очень активными участниками — покупали пряники, варенья, мед, качественный хэндмейд – варежки, носочки, новогодние сувениры и украшения для дома, которые предоставили волонтеры, а также новогодние эксклюзивные книжки от издательств, пожертвованные фонду, по более низкой, чем в магазине, цене. Уже через 2 часа все было раскуплено.

Точно так же сборы с новогодней ярмарки, проведенной в пользу и при участии фонда Даундсайд ап в офисе ВТБ-24, были удвоены компанией. Изделия были предоставлены как волонтерами фонда, так и сотрудниками компании.

В новогоднем благотворительном базаре холдинга «Медси» в 2017 году принимали участие три фонда – «Галчонок», «Орби», «Живой». Получился семейный праздник, где сочетались продажа сувениров, развлекательная программа, лекции врачей. Но сборы оказались небольшими — на собранные 136 620 рублей была куплена специальная коляска одному из подопечных БФ «Галчонок» – десятилетнему Илье Смарагдову.

По словам Екатерины Миловой, директора фонда «Орби», подготовка благотворительной ярмарки требует от НКО слишком больших человеческих и временных ресурсов, а у фондов, как правило, нет лишних рук. Сбор сувениров, заказ их изготовления волонтёрам, поиск волонтеров на участие самой ярмарки, 4-6 часов работы на ярмарке в офисе партнёра и в среднем — от 30 тыс рублей до 150 тыс рублей сборов с одного такого события. Именно поэтому компании-партнеры удваивают от себя сборы фондов и включают ярмарку в программу постоянного сотрудничества, как один из элементов комплексного проекта в интересах и фонда, и компании.

Сбор подарков через торговые сети

Фото с сайта medsi.ru

Из тех, кому привычнее вариант адресной помощи, в предновогодний период есть возможность закупать подарки в продуктовых магазинах или супермаркетах и передавать их подопечным через специальные пункты сбора или корзины с обозначением акции. Например, «Новогодние корзины доброты» в пользу многодетных и малообеспеченных семей в Х5 Retail Group.

В БФ «Старость в радость» очень ценят участие корпораций в секторной работе, причем не только вложение средств — чаще всего денег как таковых не жертвуют, но дарят компетенции и ресурсы, направляют на благо пожилых людей свои каналы коммуникации, решают проблемы по логистике. «Конечно, невероятно удобно для жертвователя совместить покупку новогоднего подарка для бабушки или дедушки с семейным шоппингом и оставить подарок тут же в ТЦ с уверенностью, что он попадет к адресатам, а не ехать в промзону на склад фонда, — говорит Лиза Олескина, директор благотворительного фонда «Старость в радость».  — Поэтому так важны для нас ежегодные акции по сбору подарков в магазинах МЕГА, причём по всей России, а не только в Москве. Вдобавок своими силами нам никогда не оповестить о сборе подарков столько людей, сколько проходит за декабрь через торговые комплексы».

Для тех, кто не может потратить время, но может оплатить подарок, удобны онлайн-акции: в прошлом году можно было оплатить подарки для жителей нескольких отдалённых домов престарелых Алтайского края через Wildberries. В этом году «Старость в радость» снова готовит такую акцию с партнером. С нашей стороны — это сбор личных пожеланий бабушек и дедушек, что они хотят получить: полотенце, душистое мыло, футболка и так далее, — говорит Лиза Олескина. — Наш партнёр берет на себя удобный сервис для жертвователя и доставку подарков напрямую к адресатам».

Инклюзивный культпоход

Фото с сайта downsideup.org

С 2014 года компания Unilever проводит совместно с партнерами из числа НКО новогоднюю корпоративную акцию, цель которой – вовлечь в доброе дело и объединить между собой как можно больше людей. «В один из годов на празднование такого корпоративного Нового года в театре «Россия», с просмотром мюзикла «Русалочка» мы пригласили подопечных БФ «Детские деревни – SOS», — говорит Ирина Бахтина, вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever. — Тогда в одном зале объединились и наши гости, воспитанники детских домов, и семьи сотрудников c детьми. Все вместе посмотрели яркое представление. Мы смогли познакомить детей с нашими сотрудниками, дали им возможность пообщаться друг с другом. И обратили внимание коллег на проблематику детей, оставшихся без попечения собственных родителей».

Такой формат благотворительных праздников популярен и у других компаний — сотрудники могут пригласить родных, друзей, в особенности детей, а также своих клиентов и партнеров компании. Инклюзивные встречи под Новый год и Рождество — способ и для бизнеса, и для благополучателей, скажем, жителей домов престарелых, преодолеть рутину, выйти каждому из своего привычного «хрустального домика» и встретиться на нейтральной территории в атмосфере праздника.

Еще один тренд новогоднего фандрайзинга — благотворительность вместо корпоративных новогодних подарков.  Компании жертвуют в фонды часть бюджета, ежегодно выделяемого ими на производство брендированной «сувенирки» — ручек, блокнотов, брелоков и прочих мелочей, на которые часто уходят сотни тысяч рублей.Из самых успешных примеров — социальная предпринимательница Гузель Санджапова. Продукцию ее маленького производства CoccoBello, где работают пенсионеры из уральской деревни Малый Турыш – крем-мед и другие сладости в подарочных наборах – закупают в качестве новогодних подарков сотрудникам крупные компании, такие, как ОМК и Группа электронных площадок ОТС.ru, а Unilever перечислил ей в 2018 году часть бюджета на корпоративные подарки на закупку хлебопекарного оборудования.

Правильные подарки в детский дом